Эффективность антикоррупционной составляющей в структуре административной реформы современной России

Голованова Екатерина Юрьевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная работа посвящена одной из самых актуальных тем современной российской политике. Автор рассматривает тему антикоррупционной политики даёт её оценку в контексте реализуемой в России административной реформы. Ключевой тезис автора, который обосновывается в ходе проводимого исследования, состоит том, что антикоррупционная политика (в том числе в области административного регулирования) остаётся малоэффективной, в силу того, что обнаруживает недостаточную структурированность и несвязность, несмотря на последовательность борьбы с коррупцией, которая демонстрируется в официальном политическом дискурсе. Результаты проведённого исследования показывают, что несмотря на заявленный статус, который предполагает, тесную связь российской антикоррупционной политики с административными преобразованиями, она рассматривается как нечто автономное по отношению к государственному администрированию, как нормативно-правой и организационный комплекс карательных мер, а не как меры, направленные на преобразования и повышение «способностей» государства. Это искажает основные положения подходов административных преобразований, которые на этапе планирования реформы были положены в её основу. Проведённый анализ российской практики антикоррупционной политики выявил её ключевые проблемы в рамках административной реформы, а также факторы эффективности антикоррупционной составляющей. Кроме того, в работе также указывается на траектории административных преобразований, которые могут способствовать большей успешности антикоррупционной политики и административной реформы в целом. Проведённое исследование также показало, что на сегодняшний день в рамках анализа эффективности административных реформ антикоррупционной политике не уделяется достаточного внимания. Поэтому в автор также подробно рассмотрел вопрос о концептуальных основаниях административных реформ и того, как в них вписывается антикоррупционная политика.

Актуальность данного исследования обусловлена, по меньшей мере, тремя положениями. Первое касается непосредственно российской политико-правовой и административной практики, а именно —дискуссий, разворачивающихся в публичной сфере в связи с темой борьбы с коррупцией и антикоррупционного регулирования. Второе касается перспектив оценки эффективности государственного администрирования, которое направленно, в частности, на разработку и реализацию антикоррупционной политики. Третье положение, имеющее стратегический характер, отсылает: (а) к необходимости изучения конкретных практик управления, являющихся суммой опыта управления и регулирования в конкретной области — антикоррупционной политике и (б) проектирования стратегий антикоррупционной политики, адаптированных к контексту российского политического опыта.
Рассмотрим приведённые положения подробнее. Первое положение — обзор политико-административных и правовых трендов в публичной сфере демонстрирует нам значительную долю внимания общества и гражданских ассоциаций, СМИ, правительства и государственных институтов, профильных НКО и специальных международных организаций к теме антикоррупционного регулирования в России. За период 2017–2018 гг. в медиа-пространстве, в публичной сфере в целом и в поле государственного администрирования эта тема обнаруживает постоянство, и, как показала практика, она приобрела особенно большой масштаб в ходе прошедшей электоральной кампании.
Обратим также внимание на один из ключевых моментов актуализации антикоррупционных акций — актуализация происходит за счёт расширения поля антикоррупционных кампаний и масштабных задержаний: от локального уровня до уровней государственных институтов: руководства регионами и уровня федеральных министерств. То есть антикоррупционная кампания, набирающая масштабы, рассматривается в публичной сфере как система реакций и работы специализированных министерств и ведомств на проявления коррупции и устранение последствий коррупции — но отнюдь не ключевой элемент, составляющая процесса реформы государственного администрирования.
Подобное видение антикоррупционной политики (а точнее специальных мер реагирования на коррупцию) ставит перед нами следующий вопрос — о том, как антикоррупционная составляющая, которая первоначально была заявлена как часть административной реформы, вписывается сегодня в структуру этой реформы. Это второе положение, на которое мы обращаем внимание в исследовании: каким образом нам оценивать антикоррупционную составляющую административной реформы, учитывая её увеличивающуюся значимость, «самостоятельность» и самоценность.
Представляется, что актуальным и необходимым будет анализ и оценка эффективности антикоррупционной политики в структуре административной реформы — именно как составного элемента реформы — части целого, более масштабного процесса. Тем более, что процесс реформы на сегодня не завершён и по-прежнему находится в фокусе государственной политики изменений. Поэтому для исследования в области политической науки и российской политики в частности представляется актуальным также обратиться к опыту проведения административных реформ, а точнее — к опыту осмысления, проектирования и реализации её ключевых составляющих, к оценке эффективности этих составляющих, а также их влияния на процесс реформы.
Наконец, третье положение, в перспективе отсылает к необходимости изучения опыта проведения административных реформ, антикоррупционного регулирования и построения оценок эффективности антикоррупционных стратегий, с тем, чтобы сделать их более эффективными, а вместе с ними и государственное администрирование в целом. Однако для этого, по меньшей мере, необходимо также определить место антикоррупционной составляющей в государственном администрировании, а оно, как показывают положения выше, довольно неоднозначно.
Антикоррупционная политика заявлена сегодня как одна из четырёх составляющих российской административной реформы. В государственной политике и администрировании она зафиксирована как административно-управленческие меры, направленные на «противодействие коррупции, выявление и последующее устранение причин и условий ее появления». Официальная позиция административной реформы и антикоррупционной политики состоит в том, что эта работа «…призвана обеспечить эффективное функционирование органов государственной власти, в том числе при осуществлении мероприятий, направленных на проведение социальных преобразований и модернизацию национальной экономики».
В официальной позиции и правительственной риторике регулярно подчёркивается, что антикоррупционная составляющая — это перспективная траектория государственного развития. Однако несмотря на такое внимание государства к этой составляющей административной реформы, при большом количестве принятых антикоррупционных нормативно-правовых актов, на сегодняшний день представляется затруднительным выделить системный подход к анализу, мониторингу развития и эффективности составляющих административной реформы, в частности, антикоррупционной политики.
В связи с вышеизложенным в рамках политической науки и исследований государственного администрирования возникает явная необходимость комплексного анализа антикоррупционной составляющей (антикоррупционной политики и стратегий противодействия коррупции) в структуре административной реформы в современной России. Данная позиция задаёт объект исследования, его предмет, цель и задачи.
Степень научной разработанности проблемы. В соответствии с обозначенной междисциплинарной стратегией исследования анализирую несколько блоков работ российских и зарубежных авторов, фокусируясь при этом на темах (1) административных преобразований и концепциях государственного администрирования и (2) антикоррупционной политики и (3) оценивания состояния административных преобразований и антикоррупционной политики в России.
Круг позиций, определивших нашу исследовательскую траекторию в рамках первой темы составляют работы отечественных исследователей — Л. В. Сморгунова, А.И. Соловьёва, А. В. Волковой, Т.А. Кулаковой, А. Г. Барабашева, а также обзоры и концептуальные разработки зарубежных исследователей в области политического управления и государственного администрирования — M. Howlett, J. M. Bryson, B.C. Crosby и L. Bloomberg, E. Ongaro и S. van Thiel.
В рамках второй темы наши исследовательские траектории заданы преимущественно зарубежными исследователями, работавшими над темой коррупции вообще и темой антикоррупционной политики в частности. Здесь в первую очередь следует выделить работы следующих авторов: A.J. Heidenheimer и M. Johnston, M. Yolles и O. Sawagvudcharee, S. Rose-Ackerman, G. De Graaf. и L.W. Huberts, а также T.F. Nas, A.C. Price A.C. и С.T. Weber.
В рамках третьей темы исследовательские траектории заданы анализом российского законодательства, результатами исследований международных агентств и некоторыми работами отечественных авторов, посвящёнными оценке антикоррупционной политики в России.
Научная новизна исследования и теоретическая значимость работы заключаются в постановке вопроса об оценке эффективности антикоррупционной политики в рамках административной реформы. Как показал проведённый анализ, и в публичной сфере, и в академических исследованиях (1) антикоррупционная политика и (2) административные реформы практически не рассматриваются как нечто целостное. Они чаще всего рассматриваются в отрыве друг от друга.
Кроме того, в рамках анализа эффективности административных реформ антикоррупционной политике не уделяется достаточного внимания. Поэтому в работе будет подробно рассмотрен вопрос концептуальных оснований административных реформ и того, как в них вписывается антикоррупционная политика. В этом заключается теоретическая значимость исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что на основании проведённого теоретического исследования и анализа российской практики антикоррупционной политики выявляются её ключевые проблемы в рамках административной реформы, а также факторы эффективности антикоррупционной составляющей. Кроме того, в данной работе также указывается на траектории административных преобразований, которые могут способствовать большей успешности антикоррупционной политики и административной реформы в целом.
Объект исследования: содержание антикоррупционной политики в структуре российской административной реформы на современном этапе.
Предмет исследования: факторы эффективности реализации антикоррупционной политики в процессе административной реформы.
Цель исследования состоит в том, чтобы дать оценку эффективности российской антикоррупционной политики, рассматривая её (а) как часть современной административной реформы и (б) соотнеся её с наличествующим в политической науке и в теории государственного администрирования (public administration) инструментарием оценивания государственных политических курсов, стратегий и программ.
Задачи исследования, исходя из предметной области исследования и цели работы, состоят в следующем:
раскрыть концептуальную основу административных реформ (в частности, рассмотреть концепции, имеющие отношение к современной российской политике, оказывающие влияние на актикоррупционную составляющую);
раскрыть суть коррупции, как явления, влияющего на институциональный дизайн государства;
определить позицию антикоррупционной составляющей в концепциях современных административных реформ;
определить ключевые ценности и идеологические ориентиры российской антикоррупционной политики и показать её развитие в структуре современной российской административной реформы;
идентифицировать ключевые институты, структуры и практики российской антикоррупционной политики, рассмотреть её нормативно-правовую базу;
дать оценку эффективности антикоррупционной составляющей современной российской административной реформы, в частности, оценить влияние текущих практик антикоррупционной политики на развитие и эффективность российской административной реформы.
Методология исследования предполагает междисциплинарный подход к анализу административных реформ и их составляющих. В качестве ключевых выступают: сравнительный метод, неоинституциональный, структурно-функциональный, системный подходы, а также концепции нового публичного менеджмента (New Public Management), «хорошего управления» (Good Governance) и «способностей государства» (state capabilities).
Методы исследования: документальный анализ (нормативно-правовая база административной реформы и антикоррупционной политики), контент-анализ (документы и доклады, посвящённые административной реформы и мерам противодействия коррупции), мониторинг медиа-пространства.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что, несмотря на последовательность борьбы с коррупцией, которая демонстрируется в официальном политическом дискурсе, российская антикоррупционная политика (в том числе в области административного регулирования) остаётся малоэффективной, обнаруживает недостаточную структурированность и содержательную целостность.
Антикоррупционная политика рассматривается как нечто автономное по отношению к государственному администрированию, как нормативно-правой и организационный комплекс карательных мер, а не как меры, направленные на преобразования и повышение «способностей» государства, что искажает основные положения подходов административных преобразований, которые на этапе планирования реформы были положены в её основу.
Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из двух глав (теоретической и практической), введения и заключения. В первой главе рассматриваются теоретико-методологические подходы, которые позволяют в практической части перейти к анализу и оценке антикоррупционных стратегий в российской административной реформе. Во второй главе непосредственно будет дан анализ и оценка эффективности антикоррупционной составляющей российской административной реформы.

В рамках данной работы было проведено исследование эффективности антикоррупционной составляющей современной административной реформы в России. Политика и стратегии противодействия коррупции была рассмотрена как важнейший элемент в процессе реформирования государственного администрирования, мы подошли к оценке эффективности антикоррупционной политики, руководствуясь инструментарием, заданным политической наукой и теорией государственного администрирования.
Однако противоречивость реальной политики государства по противодействию коррупции, с одной стороны и концептуальных построений в области административных реформ, с другой, порождает некоторые вопросы и проблемы понимания сущности антикоррупционной политики.
И в публичном политическом дискурсе и в научных исследованиях антикоррупционная политика и административные реформы часто рассматриваются не как нечто целостное, а скорее в отрыве друг от друга, что осложняет как оценку эффективности антикоррупционной политики, так и оценку успешности российской административной реформы. Российская антикоррупционная политика заявлена как одна из четырёх составляющих административной реформы. В официальной правительственной позиции подчёркивается, что это — перспективная траектория государственного развития.
Однако несмотря на такое внимание государства к этой составляющей административной реформы, при большом количестве антикоррупционных нормативно-правовых актов, сегодня вряд ли можно говорить о системном подходе к анализу, мониторингу развития и эффективности административной реформы, в части реализации, антикоррупционной политики. В связи с этим, перспективным, по мнению автора, представляется продолжить исследовательские изыскания в указанном направлении, дабы способствовать обеспечению комплексного понимания антикоррупционной политики и её места в структуре административной реформы.
Антикоррупционная составляющая административных реформ — компонент, который в структурно-функциональном отношении должен обеспечивать легитимацию административных преобразований, устойчивость институтов и непротиворечивость развития «способностей государства». Однако трудно сегодня оценивать данный компонент, как работающий эффективно и действительно обеспечивающий легитимацию.
Начиная с 2012 года, на первый взгляд, антикоррупционная стратегия приобретает системный характер: проводится санация банковского сектора, происходят знаковые задержания и судебные разбирательства на федеральном и региональном уровнях. В федеральных законах и актах появляются нормы, регулирующие конфликты интересов, казалось бы, прозрачнее стала деятельность органов власти.
Однако при всей множественности нормативно-правовых актов целостного подхода к антикоррупционной политике так и не было выработано. В конечном итоге, если рассматривать антикоррупционную составляющую в структуре административной реформы через факторы эффективности, в числе которых 1) системность преобразований, 2) последовательность шагов реформирования, 3) непротиворечивость актов и регламентов, определяющих развитие антикоррупционных мер и стратегий, 4) релевантность принятых мер и стратегий для текущих социокультурных условий — нельзя сказать, что российская антикоррупционная политика действительно эффективна, во всяком случае в качественном отношении, хотя статистические отчёты министерств и ведомств, как показали примеры выше (Глава 2, Параграф 2.3) с регулярностью фиксируют рост показателей успешности противодействия коррупции.
Анализ антикоррупционной практики, таким образом, подтверждает выдвинутый тезис (гипотезу) исследования: российские антикоррупционные меры имеют слабую структурированность и непоследовательны в реализации, как итог — антикоррупционная политика и шире — административная реформа — демонстрируют недостаточную эффективность реализации.
В своей реализации антикоррупционная политика рассматривается как автономная деятельность по отношению к реформе. И в этом, в том числе, состоит её проблема. Сегодня это преимущественно нормативно-правой комплекс карательных мер, но не мер, направленных на преобразования и повышение «способностей» российского государства.
Стратегия исследования и реализации антикоррупционной политики как элемента административных преобразований ведёт к постановке вопроса: (а) об институциональном дизайне государства, (б) о его трансформации под влиянием политического поведения (коррупционного и направленного против коррупции) и (в) об необходимости обеспечить «управляемость» и развивать «способности государства».
От современного российского государства требуется адаптивность, в том числе в области административных реформ и антикоррупционных стратегий. Соответствующие направления реформы должны быть «терапевтическими», системными, последовательными и постоянными. Они должны формировать антикоррупционную культуру и поведение.
При этом необходимо постепенно отходить от доминирующего сегодня в российской практике «надзорно-карательного» видения антикоррупционной политики. Подобное видение отнюдь не способствует устранению коррупции, но скорее является следствием её распространения, и, следовательно, оно неэффективно, исходя из перспективы административных преобразований.

Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 No. 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. No. 9. С. 851
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения 14.03.2018), Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения 14.03.2018)
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 No. 154-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7642/ (дата обращения 14.03.2018), Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 No. 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения 14.03.2018)
Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.1995 No. 119-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения 14.03.2018)
Федеральный закон от 25.12.2008 No. 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения 15.04.2018)
Федеральный закон от 27.07.2004 No. 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL:(дата обращения 15.04.2018)
Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции [Электронный ресурс] // [Электронный ресурс]: (дата обращения 15.04.2018)
Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 No. 460 (ред. от 13.03.2012) «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы» [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения 24.04.2018)
Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 No. 460 (ред. от 13.03.2012) «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы» [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения 24.04.2018)
Указ Президента РФ от 13.03.2012 № 297 (ред. от 19.03.2013) «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012–2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения 15.04.2018)
Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. No. 1336 «О федеральной программе “Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 – 2005 годы)”» [Электронный ресурс] // URL:  (дата обращения: 01.04.2018)
Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. No. 824 «О мерах по проведении административной реформы в 2003—2004 годах» [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения: 01.04.2018)
Указ Президента РФ от 24.11.2003 № 1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией» [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения 15.04.2018)
Указ президента Российской Федерации «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 16 ноября 1992 № 1392 [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения 19.04.2018)
Указ Президента Российской Федерации №147 [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения 28.03.2018)
Указ Президента Российской Федерации №226 [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения 12.04.2018)
Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. No. 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения 14.03.2018)
Постановление Правительства РФ от 31.07.2003 No. 451 «О Правительственной комиссии по проведению административной реформы» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43628/ (дата обращения: 01.04.2018)
Распоряжение Правительства РФ «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 годах» от 25.10.2005 No. 1789-р [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_56259/ (дата обращения 14.03.2018)
Национальный план противодействия коррупции [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения 15.04.2018)
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения 15.04.2018)
Resolution (97) 24 on the twenty guiding principles for the fight against corruption [Electronic resource] // Committee of Ministers of the Council of Europe. 1997. URL: (дата обращения 15.04.2018)

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету