Экзистенциальные аспекты переживания прокрастинации молодыми людьми
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Феномен прокрастинации: история изучения и подходы к пониманию 8
1.1 Основные понятия и определения феномена прокрастинации 8
1.2 Исторический аспект изучения феномена прокрастинации 13
1.3 Природа прокрастинации и разновидности феномена 22
1.4 Скрытый потенциал феномена прокрастинации. Символическая свобода и экзистенциальная мотивация 28
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 37
2.1 Общая характеристика исследования 37
2.2 Описание выборки исследования 38
2.3 Процедура исследования 38
2.4 Методы исследования 40
2.5 Математико-статистические методы обработки данных 44
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования экзистенциальных характеристик прокрастинации 45
3.1 Показатели основных переменных исследования 45
3.2 Связь показателей прокрастинации с экзистенциальными характеристиками 53
3.3 Характеристика респондентов с разным уровнем общей прокрастинации 57
3.4 Описание и интерпретация результатов интервью 62
3.5 Типология прокрастинаторов 76
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ А 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 93
ПРИЛОЖЕНИЕ В 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 98
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с момента внедрения понятия «прокрастинация» в научный оборот, ученые стремились конкретизировать, уточнить и дополнить определение данного феномена, расставляя акценты на различных, а порой и полярных условиях, и причинах его возникновения.
На сегодняшний день известно множество интерпретаций феномена прокрастинации, однако многие исследователи сходятся во мнении касательно того, что данный феномен имеет преимущественно негативный оттенок, поскольку откладывание выполнения работы и исполнения обязанностей на более поздний срок может приводить к таким последствиям, как, например, повышение уровня стресса из-за горящих сроков или возникновение эмоционального дискомфорта из-за осознания последствий подобного поведения. Причинность возникновения прокрастинации также разнится в зависимости от подхода, с точки зрения которого рассматривается данный феномен.
Актуальность проблемы прокрастинации обусловлена распространением этого феномена. Официально данный феномен начал изучаться учеными менее полувека назад и уже успел набрать популярность среди различных психологических школ. Сегодня прокрастинацию принято считать феноменом с двойственной природой, а представители разных направлений стараются дополнить общее представление о нем путем компиляции даже противоречивых мнений. Актуальность нашего исследования заключается в рассмотрении менее популярного представления о том, что прокрастинация является скорее позитивным феноменом, несущим в себе вспомогательную функцию и имеющим личностную природу, что оказывает влияние не только на поведение человека в конкретных ситуациях, но и на его жизнь в целом.
Цель исследования заключается в описании и изучении феномена прокрастинации с точки зрения экзистенциально-психологического подхода.
Объект исследования: феномен прокрастинации.
Предмет исследования: экзистенциальные аспекты феномена прокрастинации у молодых людей.
Гипотезы исследования:
1. Прокрастинация является феноменом, преимущественно имеющий личностную природу, который проявляется в качестве одной из черт поведения, привычного человеку.
2. Личностно обусловленная прокрастинация должна иметь более сильные связи с экзистенциальными характеристиками, чем ситуативно обусловленная.
3. Показатели прокрастинации будут иметь отрицательные корреляции с экзистенциальными параметрами как отражающими степень включенности человека в жизненный процесс, степень ответственности человека за собственную жизнь.
Задачи исследования:
1. Провести литературный обзор по теме исследования и описать феномен прокрастинации с точки зрения различных психологических школ;
2. Выявить потенциальные положительные стороны феномена прокрастинации;
3. Подобрать методики для операционализации модели исследования;
4. Провести исследование с применением составленной батареи методик;
5. Выяснить отношение респондентов к феномену прокрастинации, выявить средства борьбы с этим феноменом (если таковые имеются), а также понять, какое влияние прокрастинация оказывает на жизнь человека в целом.
Методы исследования:
1. Опросник для изучения склонности личности к прокрастинации;
2. Шкала экзистенции;
3. Интервью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Берендеева М. Лень – это полезно. Курс выживания для «ленивцев». – М.: Космос, 2004.160 с.
2. Богданова Д.А. Подростковая лень как индикатор психологической безопасности школьников // Ананьевские чтения. – 2004: Тезисы научно-практической конференции. – СПб.: СПбГУ, 2004. С. 457 – 459.
3. Варавичева Я.И. Психологические механизмы феномена лени // Ломоносов – 2007: материалы докл. XIV Междунар. Конф. Студентов, аспирантов и молодых ученых. М., 2007. – [Электронный ресурс] – URL:http://www.psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2007/thesis/Varvaricheva_YI.pdf (дата обращения: 20.01.2020).
4. Варваричева Я.И. Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ у школьников. // Современная психология: от теории к практике: Материалы XV Межд. Конф. Студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2008». М.: Изд-во МГУ, 2008. Ч. 1. С. 114 – 117.
5. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии, 2010. № 3. С. 121 – 131.
6. Дородейко А.В. Связь уровня прокрастинации с успешностью профессионального самоопределения // Студенческое научное общество СПБГУ, 2013. – [Электронный ресурс]. – URL: http://sno.nekrasovspb.ru/publ.php?event=3&id=210 (дата обращения: 22.01.2020).
7. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПБ.: Питер, 2011. 224 с.
8. Карловская Н.Н., Баранова Р.А. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью // Психология в вузе. 2008. № 3. С. 38 – 49.
9. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 2 (2). С. 22 – 41.
10. Латушкина В.М., Костромина С.Н., Прокрастинация и результативность в учебной и научной деятельности аспиранта //Ананьевские чтения. – 2010. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. С. 110.
11. Лученкова М.А. Прокрастинация как паллиативная мера в процессе реализации желаемых целей // Научно-практический журнал «Гуманизация образования», 2017. №1, С. 57 – 64.
12. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М., 2009. 811 с.
13. Миссилдайн У. Ребенок из прошлого внутри нас. Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1963.
14. Михайлова Е.Л. Лень в учебной деятельности студентов // Психология XXI века: тез. Междунар. Науч.-практ. Конф. Студентов, аспирантов и молодых специалистов. СПб., 2005. С. 312 – 314.
15. Ошемкова Ю.С. Лень у молодых людей как следствие отсутствия экзистенциальной мотивации // Ананьевские чтения. – 2004. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 591 – 592.
16. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. 174 с.
17. Посохова С.Т. Лень: психологическое содержание и проявления // Вестник СПбГУ. 2011. № 12(2). С.159 – 166.
18. Спок Б. Ребёнок и уход за ним. М.: Попурри, 2014. 704 c.
19. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп. М.: Эксмо, 2005. 672 с.
20. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический Журнал. 2008. № 29(3). С. 101 – 109.
21. Хофман И. Лень – залог долгой жизни. М.: Изд-во: ИГ «Весь», 2002.160 с.
22. Шухова Н. Организация времени старшеклассника. Спецкурс по психологии. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. 46 с.
23. Ainslie G. Specious reward: A behavioral theory of impulsiveness and impulse control // Psychological Bulletin, 1975. № 82, Р. 463 – 496.
24. Ainslie G., Haslam N. Hyperbolic Discounting. In: G. Loewenstein J. Elster (Eds.), Choice over Time. New York: Russell Sage Foundation. 1992. Р. 57 – 92.
25. Aitken M. A personality profile of the college student procrastinator // Dissertation Abstracts International, University of Pittsburgh, 1982. 722 р.
26. Akinsola M., Tella A., Tella A. Correlates of Academic Procrastination and Mathematics achievement of University undergraduate Students // Eurasia Journal of Mathematics, Science, and Technology Education, 2007. №3(4), Р. 363 – 370.
27. Beswick G., Rothblum E., Mann L. Psychological antecedents of student procrastination // Australian Psychologist. 1988. № 23, Р. 207 – 217.
28. Birner L. Procrastination: Its role in transference and countertransference // Psychoanalytic Review, 1993. №80(4), Р. 541 – 558.
29. Briody R. An exploratory study of procrastination // Dissertation Abstracts International Section A: Humanities and Social Sciences, 1980. №41(2-A), 590 р.
30. Burka J., Yuen L. Procrastination: Why you do it, what to do about it. Reading, MA: Addison-Wesley. 1983.
31. Effert B., Ferrari J. Decisional procrastination: Examining personality correlates // Journal of Social Behavior & Personality, 1989. №4(1), Р. 151–161.
32. Ellis A., Knaus W. Overcoming procrastination // New York: New American Library. Institute for Rational Living, 1977. Р. 152 – 167.
33. Ferrari J.R. Psychometric validation of two procrastination inventories for adults: Arousal and avoidance measures // Journal of Psychopathology and Behavioural Assessment. 1992. №14(2). P. 97 – 110.
34. Ferrari J.R., Johnson J.L., McCown W.G. Procrastination and task avoidance: theory, research and treatment. N.Y.: Plenum Press, 1995.
35. Janis I., Mann L. Decision Making. A Psychological Analysis of Conflict, Choice, and Commitment. N.Y.: The Free Press, A division of Macmillan Inc. 1979.
36. Lay C. At last, my research article on procrastination // Journal of Research in Personality, 1986. №20, Р. 474 – 495.
37. Lay C. Explaining lower-order traits through higher-order factors: The case of trait procrastination, conscientiousness, and the specificity dilemma // European Journal of Personality, 1997. №11, Р. 267 – 278.
38. Lay C., Kovacs A., Danto D. The relation of trait procrastination to the big-five factor conscientiousness: an assessment with primary-junior school children based on self-report scales // Personality and Individual Differences. 1998. V.25. P. 187 – 193.
39. McCown W., Petzel T., Rupert P. An experimental study of some hypothesized behaviors and personality variables of college student procrastinators // Personality and Individual Differences, 1987. №8, Р. 781 – 786.
40. McCown W., Johnson J., Petzel T. Procrastination, a principal component analysis // Personality and Individual Differences, 1989. №10, P. 197 – 202.
41. McCown W., Johnson, J. Personality and chronic procrastination by university students during an academic examination period // Personality and Individual Differences, 1991. № 12(5), Р. 413 – 415.
42. Milgram N., Batori G., Mowrer D. Correlates of academic procrastination // Journal of School Psychology, 1993. №31, Р. 487 – 500.
43. Milgram N., Dangour W., Raviv A. Situational and personal determinants of academic procrastination // Journal of General Psychology. 1992. № 119. P. 123 – 133.
44. Milgram N., Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination // European Journal of Personality, 2000. №14, P. 141–156.
45. Rothblum E., Solomon L., Murakami J. Affective, cognitive, and behavioral differences between high and low procrastinators // Journal of Counseling Psychology, 1986. №33, P. 387 – 394.
46. Solomon L., Rothblum E. Academic procrastination: Frequency and cognitive-behavioral correlates // Journal of Counseling Psychology, 1984. №31, P. 503 – 509.
47. Steel P. The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure // Psychological Bulletin 2007. №133 (1), P. 65 – 94.
48. Tuckman B. The development and concurrent validity of the Procrastination Scale // Educational and Psychological Measurement, 1991. №51, P. 473 – 480.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!