Эволюция позиций стран АСЕАН по отношению к России после 2014 года
Аннотация выпускной квалификационной работы магистранта
Некрасовой Киры Андреевны
«ЭВОЛЮЦИЯ ПОЗИЦИЙ СТРАН АСЕАН ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ ПОСЛЕ 2014 ГОДА»
THE EVOLUTION OF ASEAN COUNTIRES’ POSITIONS TOWARDS RUSSIA AFTER 2014
Н. рук. – Цветков Иван Александрович, кандидат истор. наук
Образовательная программа – Исследования Тихоокеанского региона
Ключевые слова: позиции стран АСЕАН по отношению к России, Россия-АСЕАН, поворот России на Восток, образ России в странах АСЕАН.
Актуальность темы данного исследования заключается в том, что на фоне смещения центра мирового развития в Азию и ограничения сотрудничества Российской Федерации со странами Запада, сопровождающегося мощной антироссийской пропагандой, для России успешное развитие азиатского вектора внешней политики является важнейшей геополитической задачей. Взаимодействие с форматом АСЕАН представляется одним из основных двигателей этого процесса. В данной работе анализируется, изменялся ли официальный дискурс стран АСЕАН по отношению к России в период с 2014 года по настоящее время.
В исследовании рассмотрено содержание качественного взаимодействия в рамках диалога Россия-АСЕАН и материя отношений сторон, проанализировано, насколько интересы во взаимодействии совпадают, а также – изменились ли позиции самих стран АСЕАН по отношению к России после переломного момента – событий 2014 года и дальнейших последствий. Было изучено то, какая роль отводится российскому государству в официальном дискурсе участниц АСЕАН, а также проанализирован характер сообщений о России в средствах массовой информации стран АСЕАН, формирующих общественное мнение асеановской аудитории относительно России.
Объектом исследования в данной работе являются отношения России со странами Юго-Восточной Азии, а в качестве предмета выступает изменение позиций стран Юго-Восточной Азии по отношению к России после 2014 года в условиях международной напряженности.
Цель данной работы – выявить характер эволюции позиций стран АСЕАН по отношению к России после 2014 года в рамках осуществления «поворота на Восток» в российской внешней политике в связи с кризисом в отношениях с западными партнерами.
Научной гипотезой исследования стало то, что официальный дискурс стран АСЕАН по отношению к России практически не трансформировался в период с 2014 по 2018 год, несмотря на мощные информационные операции против России и изменение ее стратегического имиджа в глазах мировой общественности с равного партнера до врага.
Степень разработанности проблемы. Научные исследования об эволюции позиций стран АСЕАН по отношению к России после 2014 года отсутствуют. Это обусловлено, как видится, тем, что в рамках трудов отечественных исследователей работы посвящены анализу отношений Россия-АСЕАН именно с позиции России.
Теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных исследователей: работы, посвященные теме интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии (А. Ачарии, Л.Е. Васильева, А.С. Воронина, В.В. Сумского, Г.М. Локшина, А.П. Шопиной); научные труды, посвященные развитию восточного вектора внешней политики России (Т.В. Бордачева, С.А. Караганова, В.Н. Лексина и А.Н. Швецова, И.А. Макарова, М.Л. Титаренко, Н.В. Федорова, А.П. Цыганкова); работы, нацеленные на анализ истории и перспектив сотрудничества в рамках диалогового партнерства Россия-АСЕАН. (Е.М. Астафьевой, А.С. Воронина, М.Е. Тригубенко, А.П. Цветова), а также работы по теории коммуникации и основам имиджа государства – Д.П. Гавры, Т.Э. Гринберг, Ф. Котлера, Х. Лассвелла, Г.Г. Поцепцова.
Эмпирическую базу исследования составили договоры и соглашения о создании и развитии АСЕАН; программные документы, соглашения и совместные заявления, подписанные в рамках диалогового партнерства Россия-АСЕАН; Концепции внешней политики России; статистические данные по объемам разного вида сотрудничества между Россией и АСЕАН, свидетельства официального внешнеполитического дискурса (заявления, речи, интервью российских и иностранных политиков и дипломатов), а также медиатексты асеановских СМИ, в который транслируется определенный образ России государствах Юго-Восточной Азии.
Научная новизна исследования. В российском дискурсе практически нет работ, раскрывающих вопрос о том, заинтересованы ли сами страны АСЕАН в сотрудничестве с Россией в контексте напряженности международной обстановки в период после 2014 года. Поэтому научная новизна данного исследования состоит в том, что оно является первым современным монографическим исследованием по тематике изменения позиций стран АСЕАН по отношению к России. Автор предпринял попытку комплексного подхода к изучению данного вопроса, что помогло провести анализ, учитывая различные исторические и политические аспекты, а также опираясь на факты, отражающие реальное состояние взаимоотношений сторон.
С методологической точки зрения в основу исследования вошли историко- описательный, сравнительный, статистически-аналитический методы, которые помогли автору наиболее полно изучить поставленную проблему. Для исследования медиадискурса стран АСЕАН применялся метод контент-анализа.
По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. Официальный дискурс стран АСЕАН по отношению к России практически не трансформировался в период с 2014 по 2018 год, несмотря на мощные информационные операции против России и изменение ее стратегического имиджа в глазах мировой общественности с равного партнера до врага.
2. Исследование медиадискурса стран АСАЕАН относительно России демонстрирует, что количество сообщений о России и их характер напрямую зависит от уровня отношений конкретного государства с российской стороной. В силу традиционных слабых связей и недостаточно активного сотрудничество таких сообщений мало, при этом их тематика разнообразна.
3. Небольшое количество сообщений о России и отсутствие выражения конкретной позиции по ряду волнующих западную мировую общественность вопросов подтверждает заинтересованность стран Юго-Восточной Азии не столько в международных делах, сколько в региональных.
4. С одной стороны, сохранение нейтральных позиций по отношению к России дает государству благоприятную почву для дальнейшего сотрудничества в рамках диалогового партнерства с АСЕАН. С другой стороны, в целом малое количество сообщений относительно Российской Федерации демонстрирует нейтралитет и слабую заинтересованность стран АСЕАН во внешней политике России, что является доказательством фрагментарных связей России и государств Ассоциации.
5. В связи с этим можно констатировать, что Азиатско-Тихоокеанский регион остается для России вторичным направлением внешнеполитического вектора, а для стран АСЕАН Россия – скорее партнер, которого приняли в участие в процессах региона не из-за сильной заинтересованности в этом стран Юго-Восточной Азии, а в связи с острой необходимостью России искать новые векторы развития. Это не исключает дальнейшего углубления взаимодействия и переход партнерства на новые уровни, а лишь демонстрирует факт некой изолированности ЮВА от стратегического информационного противостояния, протекающего между Россией и Западом и влияющего на международные позиции многих других стран мира.
Необходимость модернизации внешней политики Российской Федерации и усиление роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой политике и экономике определяют стратегическую значимость этого региона для нашего государства. В последние годы все бóльшую популярность набирает идея о внешнеполитическом повороте России на Восток, которая имеет свои корни и логическое объяснение. Одновременно с этим особый интерес представляет бурное развитие Азиатско-Тихоокеанского региона, а также происходящие здесь интеграционные процессы. В настоящее время АСЕАН является одной из наиболее авторитетных и динамично развивающихся организаций многопрофильного сотрудничества не только в регионе, но и в мире. Российская Федерация имеет в АТР как политические, так и экономические интересы.
На фоне смещения центра мирового развития в Азию происходит ухудшение отношений и ограничение сотрудничества Российской Федерации со странами Запада, сопровождающееся мощной антироссийской пропагандой, что делает поворот российского руководства на развитие восточного вектора наиболее выигрышной внешнеполитической линией.
Актуальность темы данного исследования заключается в том, что для Российской Федерации успешное развитие азиатского вектора внешней политики является важнейшей геополитической задачей, а взаимодействие с форматом АСЕАН представляется одним из основных двигателей этого процесса. Но вопрос состоит в том, взаимен ли интерес сторон в сотрудничестве, насколько качественно его содержание, и как менялся характер сотрудничества в условиях кризиса отношений России с Западом, проводимых информационных операций против России и ухудшения стратегического имиджа Российской Федерации на международной арене.
В данной работе анализируется, изменялся ли официальный дискурс стран АСЕАН по отношению к России в период с 2014 года по настоящее время. Эта точка отсчета взята по двум причинам. Во-первых, именно после 2014 года имидж России значительно изменился среди большого количества стран, в первую очередь, – среди Западного мира. Это вызвано, прежде всего, масштабной и интенсивной антироссийской информационной кампанией, которая последовала за действиями России в Крыму и Украине. Далее можно отметить события в Сирии, допинговый скандал, создание негативного фона в британских СМИ в преддверии Чемпионата мира по футболу, «дело Скрипалей» и др. Преодоление экономических трудностей и дипломатической изоляции обеспечили необходимость России обращения к азиатским партнерам.
Во-вторых, с 2014 года происходит активизация действий России в рамках заявленного «поворота на Восток». Известно, что АСЕАН является одной из составных частей этого внешнеполитического вектора, направленного на снижение экономической зависимости страны от Запада и использование растущих экономик Азии. Получается, что после 2014 года эта политика получила дополнительный импульс. В этом случае особый интерес представляет то, насколько положительным является взаимное восприятие России и стран АСЕАН в силу глобального изменения стратегического имиджа Российской Федерации на международной арене.
В исследовании рассмотрено содержание качественного взаимодействия в рамках диалога Россия-АСЕАН и материя отношений сторон, проанализировано, насколько интересы во взаимодействии совпадают, а также – изменились ли позиции самих стран АСЕАН по отношению к России после переломного момента – событий 2014 года и дальнейших последствий. Здесь важно понять, насколько политика стран АСЕАН является самостоятельной в рамках Азиатско-тихоокеанского региона, рассмотреть возможную зависимость стран от центров силы АТР – Китая или США, определить, важно ли странам АСЕАН отношение мирового сообщества к России в контексте существующего между ними сотрудничества.
Объектом исследования в данной работе являются отношения России со странами Юго-Восточной Азии, а в качестве предмета выступает изменение позиций стран Юго-Восточной Азии по отношению к России после 2014 года в условиях международной напряженности.
Научной гипотезой исследования станет то, что официальный дискурс стран АСЕАН по отношению к России практически не трансформировался в период с 2014 по 2018 год, несмотря на мощные информационные операции против России и изменение ее стратегического имиджа в глазах мировой общественности с равного партнера до врага.
Цель данной работы – выявить характер эволюции позиций стран АСЕАН по отношению к России после 2014 года в рамках осуществления «поворота на Восток» в российской внешней политике в связи с кризисом в отношениях с западными партнерами. Для достижения данной цели в процессе исследования нами решались следующие задачи:
рассмотреть концептуальные основы и реальные причины «поворота России на Восток»;
изучить историю и рамки взаимодействия России и АСЕАН;
проанализировать качественное содержание сотрудничества, обратившись к статистическим данным;
выявить возможные причины изменения позиций стран АСЕАН по отношению к России, сравнивая страны и их историю отношений с российским государством;
провести анализ официального дискурса стран АСЕАН относительно России после 2014 года;
сопоставить результаты анализа качественного содержания взаимодействия с результатами контент-анализа СМИ стран АСЕАН по вопросу изменения образа России в 2014-2019 годах.
Полноценное рассмотрение всех аспектов диалогового партнерства Россия-АСЕАН остается за рамками данного исследования, как и выявление точки зрения относительно необходимости российского «поворота на Восток». В работе будет сделан упор именно на отношение стран АСЕАН к России отдельно и в рамках Ассоциации с целью выявить, влияет ли общее ухудшение имиджа России на характер сотрудничества.
Степень разработанности проблемы. Научные исследования об эволюции позиций стран АСЕАН по отношению к России после 2014 года отсутствуют. Это обусловлено, как видится, тем, что в рамках трудов отечественных исследователей работы посвящены анализу отношений Россия-АСЕАН именно с позиции России. Эта тема является актуальной в рамках исследований региональных процессов, происходящих в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Зарубежные исследования же чаще всего касаются значимости российского поворота на Восток для региона Юго-Восточной Азии. Накопление научного знания по теме в целом соответствовало динамике самого процесса вовлечения России во взаимодействие с АСЕАН. Большой объем таких работ пришелся на 2016 год – 20-летие сотрудничества, когда рассмотрение этого вектора было наиболее актуальным.
Литературу по теме условно можно разделить на несколько групп:
Работы, посвященные теме интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии. К этому блоку литературы относятся работы А. Ачарии, Л.Е. Васильева, А.С. Воронина, В.В. Сумского, Г.М. Локшина, А.П. Шопиной.
Работы, посвященные развитию восточного вектора внешней политики России. Здесь можно выделить труды Т.В. Бордачева, С.А. Караганова, В.Н. Лексина и А.Н. Швецова, И.А. Макарова, М.Л. Титаренко, Н.В. Федорова, А.П. Цыганкова.
Работы, нацеленные на анализ истории и перспектив сотрудничества в рамках диалогового партнерства Россия-АСЕАН. Это исследования Е.М. Астафьевой, А.С. Воронина, П. Рангсимапона, М.Е. Тригубенко, А.П. Цветова.
Работы по теории коммуникации и основам имиджа государства – Д.П. Гавры, Т.Э. Гринберг, Ф. Котлера, Х. Лассвелла, Г.Г. Поцепцова.
Цели и задачи исследования потребовали тщательного знакомства с первичными источниками по данной теме. Исследование опирается на следующие основные группы источников:
1. Статистические данные (предоставляемые Всемирным банком, официальными публикациями стран АСЕАН по разным тематикам, Федеральной таможенной службой, аналитическим агентством по туризму, а также национальными государственными органами и размещаемые на официальных сайтах госкорпораций);
2. Законодательство. Особое внимание уделялось концепциям внешней политики России в рамках рассмотрения изменения векторов внешней политики и международным договорам России со странами АСЕАН.
3. Программные документы, соглашения и совместные заявления, подписанные в рамках диалогового партнерства Россия-АСЕАН.
4. Свидетельства официального внешнеполитического дискурса: заявления, речи, интервью российских и иностранных политиков и дипломатов. Эта категория источников требовалась для осмысления позиций государств Юго-Восточной Азии по отношению к России в рамках приоритетности такого направления сотрудничества.
5. Медиатексты асеановских СМИ, в который транслируется определенный образ России государствах Юго-Восточной Азии.
Научная новизна исследования. В российском дискурсе практически нет работ, раскрывающих вопрос о том, заинтересованы ли сами страны АСЕАН в сотрудничестве с Россией в контексте напряженности международной обстановки в период после 2014 года. Поэтому научная новизна данного исследования состоит в том, что оно является первым современным монографическим исследованием по тематике изменения позиций стран АСЕАН по отношению к России. Автор предпринял попытку комплексного подхода к изучению данного вопроса, что помогло провести анализ, учитывая различные исторические и политические аспекты, а также опираясь на факты, отражающие реальное состояние взаимоотношений сторон.
Хронологические рамки исследования теоретической главы охватывают период с начала установления контактов между Россией и АСЕАН до настоящего времени. Эмпирическая же часть более узкая, охватывает период с 2014 года по настоящее время. Нижняя граница означает начало переломного момента во внешней политике России, в связи с чем взаимодействие со странами АСЕАН было активизировано на фоне экономического и информационного противостояния с Западом.
С методологической точки зрения в основу исследования вошли историко- описательный, сравнительный, статистически-аналитический методы, которые помогли автору наиболее полно изучить поставленную проблему. Методы прогнозирования и моделирования способствовали выведению перспектив относительно дальнейшего развития объекта. Для исследования медиадискурса стран АСЕАН применялся метод контент-анализа. Применение системного подхода к изучению проблемы видится в анализе документов, научных статей, новостных сообщений СМИ, официальных заявлений по теме и статистических сборников.
Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования для дальнейшего изучения феномена диалогового партнерства Россия-АСЕАН в мировой политике в рамках продвижения азиатского вектора внешней политики Российской Федерации. Исследование имеет практическое значение для лекторов, практиков международных отношений и для руководящих работников. Работа будет полезна для преподавания дисциплин по международным отношениям, для работы средств массовой информации и аналитических центров, освещающих вопросы двустороннего и многостороннего сотрудничества.
В соответствии с поставленной целью сформирована структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Нынешняя международная политика России осложнилась в связи с рядом событий, происходящих на международной арене. Двадцатый век характеризовался биполярной организацией мира, противостоянием двух сверхдержав – Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Сегодня это противостояние перешло на новый уровень в связи с динамичным развитием информационного общество, и его можно характеризовать как стратегическое информационное противоборство. Крым, гражданская война в Сирии, антироссийские санкции и дипломатическая изоляция, обвинения во вмешательство в американские выборы, массивная антироссийская пропаганда в рамках допингового скандала и «дела Скрипалей» – все это вынудило Россию искать альтернативу и смещать свои внешнеполитические интересы в другую сторону.
Исторически российская внешняя политика была направлена главным образом на Европу, а Восток был второстепенным элементом. События, которые происходили в мире в 2014-2018 годах, изменили ситуацию. Исходя из современного положения России на мировой арене, возникает необходимость поиска новых векторов развития внешнеполитической линии. Многие эксперты характеризуют современную стадию экономического и внешнеполитического развития России поворотом на Восток: внимание, уделяемое Азиатско-Тихоокеанскому региону, растет на фоне ухудшения отношений России с Западом.
Наряду с этим Азиатско-Тихоокеанский региона играет все более весомую роль в мировой политике и экономике, что ведет за собой растущее значение расширения сотрудничества со странами региона и интеграции Росси в АТР в рамках российской внешней политики. Осуществляя попытку интеграции в АТР, Россия открывает новые пути развития, поскольку государства региона демонстрируют быстрые темпы технологического роста, они все чаще оказываются в центре внимания не только в научно-технической и экономической сфере, но и в политической сфере. Азиатско-Тихоокеанский регион является одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира, и одним из форматов присутствия России в регионе видится диалог по линии Россия-АСЕАН.
В 2016 году диалоговое партнерство Россия-АСЕАН отметило свое 20-летие. За эти годы была создана серьезная правовая база, очерчены контуры политического, экономического, культурного, энергетического сотрудничества и взаимодействия в ряде других сфер, отвечающих потребностям современной международной обстановки в регионе Азии.
На сегодняшний день многие эксперты называют дальнейший диалог Россия-АСЕАН перспективным направлением, однако, обратив внимание на качественное содержание сотрудничества, можно прийти к выводу о том, что развивается оно очень медленно. Целью нашего исследования было выяснить, изменялись ли позиции стран АСЕАН по отношению к России в рамках глобальной трансформации стратегического имиджа государства на международной арене. Составной задаче стало выявление того, насколько стремление Российской Федерации в углубление сотрудничества по линии Россия-АСЕАН взаимно со стороны государств Юго-Восточной Азии, и повлияли ли антироссийские настроения на отношение государств к России.
В представленной работе мы рассмотрели концептуальные основы поворота России на Восток, место в котором отводится и успешному примеру региональной интеграции – Ассоциации стран Юго-Восточной Азии. Охарактеризовав этапы развития АСЕАН и историю взаимодействия с ней России, мы сделали упор на анализ качественного содержания сотрудничества между сторонами, акцентируя внимание на статусе официальных отношений лидеров АСЕАН и России, объемах внешнеторгового оборота, фактах, демонстрирующих связи в области энергетики, туризма и в военно-технической сфере .
Данная работа является первой попыткой комплексного исследования проблематики эволюции позиций стран АСЕАН по отношению к России после 2014 года на основе сопоставления декларируемых заявлений о сотрудничестве с качественным содержанием взаимодействия сторон.
Проведенный анализ позволяет сделать предположения не только относительно эволюции позиций стран АСЕАН по отношению к России после 2014 года, беря в расчет как официальный дискурс, так и образ России в асеановском медиапространстве. Результаты анализа также можно применить к размышлениям относительно перспектив сотрудничества.
По результатам исследования можно представить следующие основные выводы.
В ходе исследования была доказана научная гипотеза о том, что официальный дискурс стран АСЕАН по отношению к России практически не трансформировался в период с 2014 по 2018 год, несмотря на мощные информационные операции против России и изменение ее стратегического имиджа в глазах мировой общественности с равного партнера до врага.
Исследование медиадискурса стран АСАЕАН относительно России демонстрирует, что количество сообщений о России и их характер напрямую зависит от уровня отношений конкретного государства с российской стороной. В силу традиционных слабых связей и недостаточно активного сотрудничество таких сообщений мало, при этом их тематика разнообразна.
Небольшое количество сообщений о России и отсутствие выражения конкретной позиции по ряду волнующих западную мировую общественность вопросов подтверждает заинтересованность стран Юго-Восточной Азии не столько в международных делах, сколько в региональных.
С одной стороны, сохранение нейтральных позиций по отношению к России дает государству благоприятную почву для дальнейшего сотрудничества в рамках диалогового партнерства с АСЕАН. С другой стороны, в целом малое количество сообщений относительно Российской Федерации демонстрирует нейтралитет и слабую заинтересованность стран АСЕАН во внешней политике России, что является доказательством фрагментарных связей России и государств Ассоциации.
В связи с этим можно констатировать, что Азиатско-Тихоокеанский регион остается для России вторичным направлением внешнеполитического вектора, а для стран АСЕАН Россия – скорее партнер, которого приняли в участие в процессах региона не из-за сильной заинтересованности в этом стран Юго-Восточной Азии, а в связи с острой необходимостью России искать новые векторы развития. Это не исключает дальнейшего углубления взаимодействия и переход партнерства на новые уровни, а лишь демонстрирует факт некой изолированности ЮВА от стратегического информационного противостояния, протекающего между Россией и Западом и влияющего на международные позиции многих других стран мира.
В целом, не исключено, что ход развития отношений зависит от того, какие вызовы и возможности будет открывать для себя Юго-Восточная Азия, но, вероятно, верным будет предположить, что сегодня у России нет значительного присутствия в данном регионе, и недавнее усиление внимания к Азиатско-Тихоокеанскому региону может и не повлечь за собой качественный скачок в отношениях со странами АСЕАН.
Попытки российского руководства усилить этот вектор развития представляются не слишком успешными, несмотря на сохранение позитивного образа в регионе. Можно предположить, что причиной того, что декларируемые заявления о прогрессе в сотрудничестве остаются на бумаге, является не только недостаточное внимание и незначительный вклад ресурсов в восточной вектор внешней политики со стороны России, но и отсутствие стремления стран АСЕАН навстречу в условиях наличия более выгодных партнеров.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!