Европейское пространство высшего образования в повестке государств постсоветского пространства (на примере Грузии, Казахстана и России)

Харитонов Михаил Алексеевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе проанализирована повестка Грузии, Казахстана и России, связанная с участием этих стран в Европейском пространстве высшего образования. Европейские реформы образования рассмотрены через призму модернизации и идентичности. Участие в Европейском пространстве высшего образования предполагает не только гармонизацию структурных моделей системы образования с образовательными системами государств Европы, но и принятие ряда ценностей, связанных с методами управления системой образования. Ключевым вопрос в рамках исследования – мотивировано ли участие Грузии, Казахстана и Россией в ЕПВО исключительно стремлением увеличить качество и эффективность образования, или оно также основывается на общих ценностях и стремлениях к трансформации общества по образцу европейских государств.
Результатом исследования является характеристика повестки Грузии, Казахстана и России относительно участия этих стран в ЕПВО. Грузия и Казахстан последовательно проводят реформы в сфере образования, соответствующие требованиям и рекомендациям ЕПВО. В случае с Грузией это мотивировано ощущением принадлежности к Европе. В случае с Казахстаном – восприятием государств Европы как предпочтительной модели развития ввиду их благополучия и поддержка универсальных европейских ценностей в рамках евразийской идентичности страны. В случае с Россией, реформы, проводимые Министерством образования и науки, встречают сопротивление со стороны академического сообщества и руководства страны. Это связано с увеличивающимся вниманием к внешнему вмешательству во внутренние дела страны, стремлением сформировать собственный, уникальный путь развития системы образования и ощущением собственной идентичности, отличной от европейской.

Целью Болонского процесса, запущенного в 1999 году совместной декларацией министров образования ряда европейских стран, является создание единого образовательного пространства в странах-участницах. Ключевыми шагами для этой интеграции являлись: 1) создание понятной и совместимой системы научных степеней; 2) создание двухступенчатой системы образования; 3) создание общей системы зачетных единиц (кредитов); 4) расширение программ академической мобильности 5) кооперация в области контроля качества образования; 6) продвижение европейского измерения в плане содержания учебных программ, развития кооперации между учебными заведениями разных стран.
Государства постсоветского пространства, исследуемые в настоящей работе, присоединились к Болонскому процессу в начале XXI века: Россия – в 2003г., Грузия – в 2005г., Казахстан – в 2010г. Участники Болонского процесса составляют Европейское пространство высшего образования (ЕПВО). Целью ЕПВО, сформулированной в Будапештско-Венской декларации 2010 года, являлась интеграция образовательных систем, ключевая роль в которой отводилась академическому сообществу: независимым учебным заведениям, преподавателям и студентам. Подчеркивалась значимость академической свободы и демократических институтов, как основы для международной интеграции и сотрудничества. Министры образования 47 стран, подписавшие декларацию, также признали необходимость реформ на национальном уровне, направленных на достижение этой цели. В 2020 году ЕПВО продолжает свою работу, а Грузия, Казахстан и Россия все еще являются его полноправными участниками.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в обществах Грузии, Казахстана и России существуют различные точки зрения по поводу необходимости участия этих стран в ЕПВО и проведения соответствующих реформ в сфере высшего образования. На протяжении многих лет, европейская цивилизация являлась если не моделью развития, то важнейшим его примером для государств, расположенных на этих территориях (Российская империя, СССР). Однако, трудно с уверенностью сказать, являются ли европейские ценности в системе образования частью национальной идентичности народов Грузии, Казахстана и России, или они стремятся внедрять лишь формальные элементы образовательных моделей, сохраняя традиционные для этих стран ценности и методы управления системой высшего образования. Три десятилетия образовательных реформ в независимых Грузии, Казахстане и России предоставляют существенный объем материала для анализа и ответа на этот вопрос.
Целью данного исследования является выявление и характеристика мотивов и причин участия Грузии, Казахстана и России в ЕПВО.
Были определены следующие задачи исследования:
Определить понятие «модернизация» и его связь с реформами, проводимыми в Грузии, Казахстане и России в рамках их участия в ЕПВО;
Обосновать выбор метода анализа политического курса и его связь с теорией модернизации;
Выявить ценностное содержание ЕПВО и его связь с проблемами идентичности;
Описать исторический путь и предпосылки развития систем образования в Грузии, Казахстане и России по европейской модели;
Проанализировать дискурс академического сообщества и элит Грузии, Казахстана и России для выявления мотивации участия этих стран в ЕПВО и Болонском процессе и альтернативных мнений по направлениям развития реформ высшего образования;
Дать оценку европейским реформам высшего образования в Грузии, Казахстане и России.
Объектом исследования является участие Грузии, Казахстана и России в ЕПВО, предметом факторы, оказывающие влияние на участие Грузии, Казахстана и России в ЕПВО.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 2000х годов, когда Россия, Грузия и Казахстан присоединились к Болонскому процессу. Для понимания истоков проблем модернизации и идентичности образовательных систем Грузии, Казахстана и России потребовалось сделать исторический экскурс в период XVIII – XX вв.
Источниковая база исследования
Официальные документы Болонского процесса;
Законодательство и подзаконные акты Грузии, Казахстана и России, непосредственно касающаяся систем высшего образования этих государств;
Выступления официальных лиц (глав государств и чиновников министерств образования) Грузии, Казахстана и России, отражающие мнение государственной власти об образовательных реформах и идентичности;
Материалы ведущих СМИ и вузов Грузии, Казахстана и России, отражающие их участие в ЕПВО и мнение академического сообщества: публикации на сайтах, интервью с руководителями вузов.
Степень разработанности темы. Проблематика, связанная с участием Грузии, Казахстана и России в Болонском процессе и европейском пространстве высшего образования, является востребованной в академическом сообществе. Различным аспектам европейских реформ образования в этих странах посвящено большое количество научных работ.
Следующие монографии и диссертационные исследования посвящены участию Грузии, России и Казахстана в ЕПВО: среди исследователей Грузии стоит отметить Глонти Л. и Читашвили М. Казахстана – Тампаеву Г. России – Артамонову Ю. Д. и Демчука А. Л.
Работы зарубежных исследователей, например диссертация Бишофа Л. И., монография коллектива авторов под руководством Хуйсмэна Дж., анализируют особенности Болонского процесса на постсоветском пространстве в целом и в отдельных странах.
Аспектам модернизации в рамках ЕПВО посвящено небольшое количество отдельных работ. Этот аспект раскрывается в уже упомянутых работах Тампаевой Г., Артамоновой Ю. Д. и Демчука А. Л., Бишофа Л. И. Вопросы модернизации широко освещаются в публикациях ученых Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге: Травина Д.Я., Стародубцева А.В., Заостровцева А. П.
Среди исследователей, уделивших большое внимание аспектам идентичности, выделяется Кушнир И. В настоящем исследовании этим аспектам будет уделено значительное место.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения теории модернизации, разработанной Т. Парсонсом, и в дальнейшем развитой и адаптированной к постсоветской реальности Коллинзом Р., Травиным Д. Я., Заостровцевым А.П., Гельманом В. Я., Стародубцевым А.В., Саквой Р. и др.
В рамках теории модернизации особенное внимание было уделено явлению институционального переноса.
Для анализа проблем идентичности и ценностного фактора в контексте процессов модернизации был использован метод анализа дискурсов.
Ключевым методом исследования, позволившим провести анализ и оценку участия Грузии, Казахстана и России в ЕПВО, стало изучение политического курса.

В ходе исследования были выявлены и охарактеризованы мотивы и причины участия Грузии, Казахстане и России рамках участия этих стран в Европейском пространстве высшего образования.
Основными выводами исследования стали следующие:
В случае Грузии и Казахстана, реформирование системы ВПО на основе требований и рекомендаций Европейского пространства высшего образования и Болонского процесса практически не сталкивается с сопротивлением со стороны элит и академического сообщества этих стран. Грузия и Казахстан проводят последовательную политику интернационализации образования и стремятся к созданию устойчивых систем образования на основе европейских моделей контроля качества и управления системой ВПО.
В национальной идентичности Грузии присутствует сильное европейское влияние. Несмотря на то, что страна опирается на консервативные ценности, формирование европейского мышления является одной из задач реформирования системы образования.
В рамках евразийской идентичности Казахстана, страны Европы представляются как модель развития в первую очередь ввиду их благополучия. Несмотря на то, что Казахстан имеет собственную уникальную идентичность, фундаментальные европейские ценности начинают играть в стране все большую роль и, не в последнюю очередь, благодаря реформам в системе образования.
Европейские реформы высшего образования в Грузии и Казахстане являются примером процесса модернизации, так как ведут к развитию обществ этих стран на основе европейских ценностей, включающих высокую адаптивность и мобильность населения и автономию образовательных организаций.
В случае России, европейские реформы в системе ВПО проводятся исходя из необходимости увеличения эффективности и качества образования. Значительная часть академического сообщества и политических элит России с осторожностью относится к внедрению принципиально новых моделей в структуре и управлении системой ВПО. Кроме того, в дискурсе политических элит России усиливаются идеи о собственном, отличном от европейского, пути реформирования системы ВПО, которые основаны на сохранении достижений советской системы высшего образования, являющейся традиционной для российского общества. Таким образом, в России происходит отторжение уже перенесенных образовательных моделей и принципов управления, что позволяет говорить о том, что реформы образования в России в рамках участия страны в ЕПВО являются примером не модернизации, а адаптации. То есть «техническим» копированием моделей, которые воспринимаются как более эффективные, без принятия ценностей, которые необходимы для обеспечения эффективного функционирования этих моделей.
В Грузии, Казахстане и России существуют похожие сложности при внедрении образовательных реформ по европейской модели: в первую очередь, это отсутствие достаточной автономии вузов и стремление к централизованному контролю за системой ВПО. Эти трудности объясняются советским наследием в системе образования, предполагающим жесткую вертикальную иерархию в управлении образовательными организациями и особенностями устройства политических систем Грузии, Казахстана и России, в которых сохраняются авторитарные черты.

Законодательство и другие нормативные акты в сфере высшего образования
Unified Strategy for Education and Science for 2017-2021 / Сайт Министерства образования и науки Грузии / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Закон Грузии «О высшем образовании» № 688 от 21.12.2004 / Законодательный вестник Грузии-ЗВГ, 2, 10.01.2005 / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Конституция Республики Казахстан // Официальный сайт Президента Республики Казахстан / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Пояснительная записка к законопроекту № 1057895-7 о внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы Российской Федерации, 2020 / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Октябрь 1997 г. // Официальный сайт Президента Республики Казахстан / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Приказ Минобрнауки РФ от 15.02.2005 N 40 “О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации” // КонсультантПлюс / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205 «Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Указ Президента Республики Казахстан от 29 августа 2008 года № 653 «О Государственной программе “Путь в Европу” на 2009-2011 годы» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 «Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Международные договоры
European higher education area: The Bologna Declaration of 19 June 1999 / URL: (дата обращения 30.05.2021).
Европейская культурная конвенция // Серии европейских договоров – № 18 / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Документы международных организаций
Iwiński, T. Situation in Kazakhstan and its relations with the Council of Europe // Council of Europe Parliamentary Assembly Political Affairs Committee. – 2006. – 12 p.
Recommendation 1247 (1994) Enlargement of the Council of Europe // Assembly debate on 4 October 1994 (26th Sitting). – 1994. – 2 p.
Статистические сборники
Eelens, F. Young people in Georgia. An overview based on the 2014 general population census data / F. Eelens URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Future of Georgia. Survey report. / Caucasus Research Resource Centers Georgia, 2021. – 44 p.
Интервью официальных лиц
Интервью Радио Свобода. // Сайт МГУ им. М.В. Ломоносова / URL: https://www.msu.ru/info/struct/rectintv_arch/intervyu_radio_svoboda.html (дата обращения: 30.05.2021).
Список литературы
Научные статьи
Артамонова, М. В. Преподаватели и руководители вузов об интеграции в европейское образовательное пространство // Социологические исследования. – 2008. №1. – С.146–151.
Артамонова, Ю. Д., Демчук, А. Л. Политика России в отношении Европейского пространства высшего образования // Политическая наука. – 2015. № 4. – С. 135–153 / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Асатиани, Р. Феномен глобализации и его влияние на национальные экономики (на примере Грузии) / Р. Асатиани // Кавказ и глобализация. – 2007. №3. – С. 49–57 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-globalizatsii-i-ego-vliyanie-na-natsionalnye-ekonomiki-na-primere-gruzii (дата обращения: 30.05.2021).
Булекбаев, С.Б., Жакьянова, А.М. Проблемы реформирования образовательной системы Казахстана / C. Б. Булекбаев, С. Б. Жакьянова // Дискурс-Пи. – 2017. №3-4. – С.28–29. / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-reformirovaniya-obrazovatelnoy-sistemy-kazahstana (дата обращения: 30.05.2021).
Гельман, В. Я. Авторитарная модернизация в России – миссия невыполнима? / В. Я. Гельман // Мир России – 2017. № 2. – С. 38–61
Ключарев, Г.А., Неверов, А.В. Проект “5-100”: некоторые промежуточные итоги / Г. А. Ключарев, А. В. Неверов // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2018. №1. – С. 100–116. / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proekt-5-100-nekotorye-promezhutochnye-itogi (дата обращения: 30.05.2021).
Степанова, Е. И. Болонский процесс в Росии: аргументы “за” и “против” / Е. И. Степанова // Журнал социологии и социальной Антропологии. – 2007. №4. – С. 127–141 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolonskiy-protsess-v-rosii-argumenty-za-i-protiv (дата обращения: 30.05.2021).
Bekenova, K. Collins, N. Knowing me, Knowing you: media portrayal of the EU in Kazakhstan / K. Bekenova, N. Collins // Europe-Asia Studies. – 2019. № 7 – P. 1183–1204
Crowley-Vigneau, A. Implementation of International Norms in Russia: The Case of Higher Education / A. Crowley-Vigneau, A. A. Baykov, Y. Kalyuzhnova. // Высшее образование в России. – 2020. № 8/9. — С. 39–54.
Dobbins, M. Khachatryan, S. Europeanization in the “Wild East”? Analyzing higher education governance reform in Georgia and Armenia / M. Dobbins, S. Khachatryan // Higher Education. – 2015. № 69. – P. 189-207
Kakachia, K. Minesashvili, S. Identity politics: Exploring Georgian foreign policy behavior / K. Kakachia, S. Minesashvili // Journal of Eurasian Studies. – 2015. № 2. – P. 171–180.
Kuraev, A. Soviet higher education: an alternative construct to the western university paradigm / A. Kuraev // Higher Education. – 2016. № 71. — P. 181–193.
Kushnir, I. The role of the Bologna Process in defining Europe/ I. Kushnir // European Educational Research Journal. – 2016. № 15. – P. 664–675
Монографии
Заостровцев, А. П. Парадигма модернизации: как ее понимать? / А. П. Заостровцев – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2018. — 52 с.
Саква, Р. Коммунизм в России. Интерпретирующее эссе / Р. Саква. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина», 2011. — 158 с.
Стародубцев, А. В. История одной реформы: ЕГЭ как пример институционального переноса / А. В. Стародубцев – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. — 28 с.
Травин, Д. Я. Крутые горки XXI века. Постмодернизация и проблемы России / Д. Я. Травин. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. — 296 c.
Травин, Д. Я. У истоков модернизации: Россия на европейском фоне / Д. Я. Травин – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. – 48 с.
Anderson, J. E. Public Policymaking: An Introduction / J. E. Anderson. – Boston: Houghton Mifflin, 2003.
European Higher Education Area: The Impact of Past and Future Policies / A. Curaj [et al.]; edited by L. Deca, R. Pricopie – Springer Open, 2018 – 721 p.
Glonti, L. Chitashvili, M. The Challenge of Bologna: The Nuts and Bolts of Higher Education Reform in Georgia / L. Glonti, M. Chitashvili // Creating the European Area of Higher Education / edited by V. Tomusk. – Dordrecht: Springer, 2007. – p. 315.
Milovantovitch, M. Guide to policy analysis / M. Milovantovitch. – European Training Foundation, 2018.
Östling, J. Humboldt and the modern German university / J. Östling – Lund: Lund university press, 2018 – 292 p.
Аврус, А. И. История российских университетов: очерки / А. И. Аврус – М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001. – 86 с.
Беленчук, Л.Н. Просвещение России. Взгляд западников и славянофилов. / Л. Н. Беленчук – М.: Изд-во православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2014. – 148 с.
Коллинз, Р. Макроистория: очерки социологии большой длительности. / Р. Коллинз – М.: УРСС: ЛЕНАНД. – 499 c.
Parsons, T. The social system. / T. Parsons – London: Routledge, 1991. – 636 p.
Аналитические доклады
Cornell, S. E. Engvall, J. Kazakhstan in Europe: Why not? / S. E. Cornell, J. Engvall // Silk Road Paper – 2017. – 69 p.
Kazakhstan National Report 2010 // European higher education area / URL:(дата обращения: 30.05.2021).
Lezhava, N. Georgia’s Unfinished Search for Its Place in Europe / N. Lezhava. – Carnegie Endowment for International Peace, 2021. – 9 p.
Russian Federation National Report 2003: Higher Education in Russia and Bologna Process // European higher education area / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Аналитический отчет по реализации принципов Болонского процесса в Республике Казахстан, 2018 год. – Астана: Центр Болонского процесса и академической мобильности МОН РК, 2018. 64 с.
Диссертационные исследования
Bishof, L. E. The changing governance of higher education systems in Post-Soviet countries / L. E. Bishof – Leipzig: 2019. – 338 p.
Tampayeva, G. Y. The implementation of the Bologna Process in Kazakhstan Higher Education: views from withn / G. Y. Tampayeva – London: 2016. – 275 p.
Публикации в СМИ
Агранович, М. Высшее образование в России получают 30 процентов всей молодежи страны / Агранович, М. URL: https://rg.ru/2021/02/01/reg-urfo/vysshee-obrazovanie-v-rossii-poluchaiut-30-procentov-vsej-molodezhi-strany.html (дата обращения: 30.05.2021).
Ефремов, А. П. Болонский процесс: вызов или технология? / А. П. Ефремов // Textarchive.ru / URL: https://textarchive.ru/c-2417921-p2.html (дата обращения: 30.05.2021).
Когалов, Ю. Лавров: ЕС ответственен за многолетнее ухудшение отношений с Россией / Ю. Когалов. // Российская Газета / URL: https://rg.ru/2021/02/15/lavrov-es-otvetstvenen-za-mnogoletnee-uhudshenie-otnoshenij-s-rossiej.html (дата обращения: 30.05.2021).
Косенов, А. Назарбаев предложил объединить два казахстанских вуза / А. Косенов. // Tengrinews / URL: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/nazarbaev-predlojil-obyedinit-dva-kazahstanskih-vuza-286361/ (дата обращения: 30.05.2021).
Окунев, И. Геополитические коды России — внешнеполитическая стратегия и национальные приоритеты / И. Окунев. // Российский совет по международным делам / URL: https://rg.ru/2021/02/15/lavrov-es-otvetstvenen-za-mnogoletnee-uhudshenie-otnoshenij-s-rossiej.html (дата обращения: 30.05.2021).
Правящая партия Казахстана «Нур Отан» победила на выборах. // Коммерсантъ / URL: https://www.kommersant.ru/doc/4640453 (дата обращения: 30.05.2021).
Программа стратегического академического лидерства – в поддержку развития вузов на принципах интеграции, состязательности и открытости. // Сайт СПбГЭТУ “ЛЭТИ” / URL: https://etu.ru/ru/universitet/novosti-i-obyavleniya/programma-strategicheskogo-akademicheskogo-liderstva-v-podderzhku-razvitiya-vuzov-na-principah-integracii-sostyazatelnosti-i-otkrytosti (дата обращения: 30.05.2021).
Фаляхов, Р. 0 из 100: почему российские вузы не покорили мировой олимп / Р. Фаляхов. // Газета.ru / URL: https://www.gazeta.ru/business/2021/02/17/13482578.shtml (дата обращения: 30.05.2021).
“Это просто голая схема модная или в этом есть какой-то смысл?” Путин раскритиковал деление высшего образования на бакалавриат и магистратуру. // Фонтанка.ру / URL: https://www.fontanka.ru/2019/11/05/138/?feed (дата обращения: 30.05.2021).
“I am Georgian, and therefore I am European” – Zurab Zhvania’s historic speech at the European Council. // Georgian Journal / URL: https://georgianjournal.ge/politics/25618-i-am-georgian-and-therefore-i-am-european–zurab-zhvanias-historic-speech-at-the-european-council.html (дата обращения: 30.05.2021).
Georgia joins Europe Day celebrations // Agenda.ge / URL: https://agenda.ge/en/news/2021/1223 (дата обращения: 30.05.2021).
Georgia: History and Background / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Georgia’s oldest university among Europe’s best universities // Agenda.ge / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Tavberidze, V. “I think like a Georgian” – Ilyas Cilloglu on Identity, Education and Being Georgian / V. Tavberidze. // Georgia Today / URL: http://gtarchive.georgiatoday.ge/news/5356/“I-think-like-a-Georgian”-–-Ilyas-Cilloglu-on-Identity,-Education-and-Being-Georgian (дата обращения: 30.05.2021).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету