Европейское пространство высшего образования в повестке государств постсоветского пространства (на примере Грузии, Казахстана и России)

Харитонов Михаил Алексеевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе проанализирована повестка Грузии, Казахстана и России, связанная с участием этих стран в Европейском пространстве высшего образования. Европейские реформы образования рассмотрены через призму модернизации и идентичности. Участие в Европейском пространстве высшего образования предполагает не только гармонизацию структурных моделей системы образования с образовательными системами государств Европы, но и принятие ряда ценностей, связанных с методами управления системой образования. Ключевым вопрос в рамках исследования – мотивировано ли участие Грузии, Казахстана и Россией в ЕПВО исключительно стремлением увеличить качество и эффективность образования, или оно также основывается на общих ценностях и стремлениях к трансформации общества по образцу европейских государств.
Результатом исследования является характеристика повестки Грузии, Казахстана и России относительно участия этих стран в ЕПВО. Грузия и Казахстан последовательно проводят реформы в сфере образования, соответствующие требованиям и рекомендациям ЕПВО. В случае с Грузией это мотивировано ощущением принадлежности к Европе. В случае с Казахстаном – восприятием государств Европы как предпочтительной модели развития ввиду их благополучия и поддержка универсальных европейских ценностей в рамках евразийской идентичности страны. В случае с Россией, реформы, проводимые Министерством образования и науки, встречают сопротивление со стороны академического сообщества и руководства страны. Это связано с увеличивающимся вниманием к внешнему вмешательству во внутренние дела страны, стремлением сформировать собственный, уникальный путь развития системы образования и ощущением собственной идентичности, отличной от европейской.

Целью Болонского процесса, запущенного в 1999 году совместной декларацией министров образования ряда европейских стран, является создание единого образовательного пространства в странах-участницах. Ключевыми шагами для этой интеграции являлись: 1) создание понятной и совместимой системы научных степеней; 2) создание двухступенчатой системы образования; 3) создание общей системы зачетных единиц (кредитов); 4) расширение программ академической мобильности 5) кооперация в области контроля качества образования; 6) продвижение европейского измерения в плане содержания учебных программ, развития кооперации между учебными заведениями разных стран.
Государства постсоветского пространства, исследуемые в настоящей работе, присоединились к Болонскому процессу в начале XXI века: Россия – в 2003г., Грузия – в 2005г., Казахстан – в 2010г. Участники Болонского процесса составляют Европейское пространство высшего образования (ЕПВО). Целью ЕПВО, сформулированной в Будапештско-Венской декларации 2010 года, являлась интеграция образовательных систем, ключевая роль в которой отводилась академическому сообществу: независимым учебным заведениям, преподавателям и студентам. Подчеркивалась значимость академической свободы и демократических институтов, как основы для международной интеграции и сотрудничества. Министры образования 47 стран, подписавшие декларацию, также признали необходимость реформ на национальном уровне, направленных на достижение этой цели. В 2020 году ЕПВО продолжает свою работу, а Грузия, Казахстан и Россия все еще являются его полноправными участниками.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в обществах Грузии, Казахстана и России существуют различные точки зрения по поводу необходимости участия этих стран в ЕПВО и проведения соответствующих реформ в сфере высшего образования. На протяжении многих лет, европейская цивилизация являлась если не моделью развития, то важнейшим его примером для государств, расположенных на этих территориях (Российская империя, СССР). Однако, трудно с уверенностью сказать, являются ли европейские ценности в системе образования частью национальной идентичности народов Грузии, Казахстана и России, или они стремятся внедрять лишь формальные элементы образовательных моделей, сохраняя традиционные для этих стран ценности и методы управления системой высшего образования. Три десятилетия образовательных реформ в независимых Грузии, Казахстане и России предоставляют существенный объем материала для анализа и ответа на этот вопрос.
Целью данного исследования является выявление и характеристика мотивов и причин участия Грузии, Казахстана и России в ЕПВО.
Были определены следующие задачи исследования:
Определить понятие «модернизация» и его связь с реформами, проводимыми в Грузии, Казахстане и России в рамках их участия в ЕПВО;
Обосновать выбор метода анализа политического курса и его связь с теорией модернизации;
Выявить ценностное содержание ЕПВО и его связь с проблемами идентичности;
Описать исторический путь и предпосылки развития систем образования в Грузии, Казахстане и России по европейской модели;
Проанализировать дискурс академического сообщества и элит Грузии, Казахстана и России для выявления мотивации участия этих стран в ЕПВО и Болонском процессе и альтернативных мнений по направлениям развития реформ высшего образования;
Дать оценку европейским реформам высшего образования в Грузии, Казахстане и России.
Объектом исследования является участие Грузии, Казахстана и России в ЕПВО, предметом факторы, оказывающие влияние на участие Грузии, Казахстана и России в ЕПВО.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 2000х годов, когда Россия, Грузия и Казахстан присоединились к Болонскому процессу. Для понимания истоков проблем модернизации и идентичности образовательных систем Грузии, Казахстана и России потребовалось сделать исторический экскурс в период XVIII – XX вв.
Источниковая база исследования
Официальные документы Болонского процесса;
Законодательство и подзаконные акты Грузии, Казахстана и России, непосредственно касающаяся систем высшего образования этих государств;
Выступления официальных лиц (глав государств и чиновников министерств образования) Грузии, Казахстана и России, отражающие мнение государственной власти об образовательных реформах и идентичности;
Материалы ведущих СМИ и вузов Грузии, Казахстана и России, отражающие их участие в ЕПВО и мнение академического сообщества: публикации на сайтах, интервью с руководителями вузов.
Степень разработанности темы. Проблематика, связанная с участием Грузии, Казахстана и России в Болонском процессе и европейском пространстве высшего образования, является востребованной в академическом сообществе. Различным аспектам европейских реформ образования в этих странах посвящено большое количество научных работ.
Следующие монографии и диссертационные исследования посвящены участию Грузии, России и Казахстана в ЕПВО: среди исследователей Грузии стоит отметить Глонти Л. и Читашвили М. Казахстана – Тампаеву Г. России – Артамонову Ю. Д. и Демчука А. Л.
Работы зарубежных исследователей, например диссертация Бишофа Л. И., монография коллектива авторов под руководством Хуйсмэна Дж., анализируют особенности Болонского процесса на постсоветском пространстве в целом и в отдельных странах.
Аспектам модернизации в рамках ЕПВО посвящено небольшое количество отдельных работ. Этот аспект раскрывается в уже упомянутых работах Тампаевой Г., Артамоновой Ю. Д. и Демчука А. Л., Бишофа Л. И. Вопросы модернизации широко освещаются в публикациях ученых Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге: Травина Д.Я., Стародубцева А.В., Заостровцева А. П.
Среди исследователей, уделивших большое внимание аспектам идентичности, выделяется Кушнир И. В настоящем исследовании этим аспектам будет уделено значительное место.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения теории модернизации, разработанной Т. Парсонсом, и в дальнейшем развитой и адаптированной к постсоветской реальности Коллинзом Р., Травиным Д. Я., Заостровцевым А.П., Гельманом В. Я., Стародубцевым А.В., Саквой Р. и др.
В рамках теории модернизации особенное внимание было уделено явлению институционального переноса.
Для анализа проблем идентичности и ценностного фактора в контексте процессов модернизации был использован метод анализа дискурсов.
Ключевым методом исследования, позволившим провести анализ и оценку участия Грузии, Казахстана и России в ЕПВО, стало изучение политического курса.

В ходе исследования были выявлены и охарактеризованы мотивы и причины участия Грузии, Казахстане и России рамках участия этих стран в Европейском пространстве высшего образования.
Основными выводами исследования стали следующие:
В случае Грузии и Казахстана, реформирование системы ВПО на основе требований и рекомендаций Европейского пространства высшего образования и Болонского процесса практически не сталкивается с сопротивлением со стороны элит и академического сообщества этих стран. Грузия и Казахстан проводят последовательную политику интернационализации образования и стремятся к созданию устойчивых систем образования на основе европейских моделей контроля качества и управления системой ВПО.
В национальной идентичности Грузии присутствует сильное европейское влияние. Несмотря на то, что страна опирается на консервативные ценности, формирование европейского мышления является одной из задач реформирования системы образования.
В рамках евразийской идентичности Казахстана, страны Европы представляются как модель развития в первую очередь ввиду их благополучия. Несмотря на то, что Казахстан имеет собственную уникальную идентичность, фундаментальные европейские ценности начинают играть в стране все большую роль и, не в последнюю очередь, благодаря реформам в системе образования.
Европейские реформы высшего образования в Грузии и Казахстане являются примером процесса модернизации, так как ведут к развитию обществ этих стран на основе европейских ценностей, включающих высокую адаптивность и мобильность населения и автономию образовательных организаций.
В случае России, европейские реформы в системе ВПО проводятся исходя из необходимости увеличения эффективности и качества образования. Значительная часть академического сообщества и политических элит России с осторожностью относится к внедрению принципиально новых моделей в структуре и управлении системой ВПО. Кроме того, в дискурсе политических элит России усиливаются идеи о собственном, отличном от европейского, пути реформирования системы ВПО, которые основаны на сохранении достижений советской системы высшего образования, являющейся традиционной для российского общества. Таким образом, в России происходит отторжение уже перенесенных образовательных моделей и принципов управления, что позволяет говорить о том, что реформы образования в России в рамках участия страны в ЕПВО являются примером не модернизации, а адаптации. То есть «техническим» копированием моделей, которые воспринимаются как более эффективные, без принятия ценностей, которые необходимы для обеспечения эффективного функционирования этих моделей.
В Грузии, Казахстане и России существуют похожие сложности при внедрении образовательных реформ по европейской модели: в первую очередь, это отсутствие достаточной автономии вузов и стремление к централизованному контролю за системой ВПО. Эти трудности объясняются советским наследием в системе образования, предполагающим жесткую вертикальную иерархию в управлении образовательными организациями и особенностями устройства политических систем Грузии, Казахстана и России, в которых сохраняются авторитарные черты.

Законодательство и другие нормативные акты в сфере высшего образования
Unified Strategy for Education and Science for 2017-2021 / Сайт Министерства образования и науки Грузии / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Закон Грузии «О высшем образовании» № 688 от 21.12.2004 / Законодательный вестник Грузии-ЗВГ, 2, 10.01.2005 / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Конституция Республики Казахстан // Официальный сайт Президента Республики Казахстан / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Пояснительная записка к законопроекту № 1057895-7 о внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы Российской Федерации, 2020 / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Октябрь 1997 г. // Официальный сайт Президента Республики Казахстан / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Приказ Минобрнауки РФ от 15.02.2005 N 40 “О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации” // КонсультантПлюс / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205 «Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Указ Президента Республики Казахстан от 29 августа 2008 года № 653 «О Государственной программе “Путь в Европу” на 2009-2011 годы» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 «Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Международные договоры
European higher education area: The Bologna Declaration of 19 June 1999 / URL: (дата обращения 30.05.2021).
Европейская культурная конвенция // Серии европейских договоров – № 18 / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Документы международных организаций
Iwiński, T. Situation in Kazakhstan and its relations with the Council of Europe // Council of Europe Parliamentary Assembly Political Affairs Committee. – 2006. – 12 p.
Recommendation 1247 (1994) Enlargement of the Council of Europe // Assembly debate on 4 October 1994 (26th Sitting). – 1994. – 2 p.
Статистические сборники
Eelens, F. Young people in Georgia. An overview based on the 2014 general population census data / F. Eelens URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Future of Georgia. Survey report. / Caucasus Research Resource Centers Georgia, 2021. – 44 p.
Интервью официальных лиц
Интервью Радио Свобода. // Сайт МГУ им. М.В. Ломоносова / URL: https://www.msu.ru/info/struct/rectintv_arch/intervyu_radio_svoboda.html (дата обращения: 30.05.2021).
Список литературы
Научные статьи
Артамонова, М. В. Преподаватели и руководители вузов об интеграции в европейское образовательное пространство // Социологические исследования. – 2008. №1. – С.146–151.
Артамонова, Ю. Д., Демчук, А. Л. Политика России в отношении Европейского пространства высшего образования // Политическая наука. – 2015. № 4. – С. 135–153 / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Асатиани, Р. Феномен глобализации и его влияние на национальные экономики (на примере Грузии) / Р. Асатиани // Кавказ и глобализация. – 2007. №3. – С. 49–57 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-globalizatsii-i-ego-vliyanie-na-natsionalnye-ekonomiki-na-primere-gruzii (дата обращения: 30.05.2021).
Булекбаев, С.Б., Жакьянова, А.М. Проблемы реформирования образовательной системы Казахстана / C. Б. Булекбаев, С. Б. Жакьянова // Дискурс-Пи. – 2017. №3-4. – С.28–29. / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-reformirovaniya-obrazovatelnoy-sistemy-kazahstana (дата обращения: 30.05.2021).
Гельман, В. Я. Авторитарная модернизация в России – миссия невыполнима? / В. Я. Гельман // Мир России – 2017. № 2. – С. 38–61
Ключарев, Г.А., Неверов, А.В. Проект “5-100”: некоторые промежуточные итоги / Г. А. Ключарев, А. В. Неверов // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2018. №1. – С. 100–116. / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proekt-5-100-nekotorye-promezhutochnye-itogi (дата обращения: 30.05.2021).
Степанова, Е. И. Болонский процесс в Росии: аргументы “за” и “против” / Е. И. Степанова // Журнал социологии и социальной Антропологии. – 2007. №4. – С. 127–141 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolonskiy-protsess-v-rosii-argumenty-za-i-protiv (дата обращения: 30.05.2021).
Bekenova, K. Collins, N. Knowing me, Knowing you: media portrayal of the EU in Kazakhstan / K. Bekenova, N. Collins // Europe-Asia Studies. – 2019. № 7 – P. 1183–1204
Crowley-Vigneau, A. Implementation of International Norms in Russia: The Case of Higher Education / A. Crowley-Vigneau, A. A. Baykov, Y. Kalyuzhnova. // Высшее образование в России. – 2020. № 8/9. — С. 39–54.
Dobbins, M. Khachatryan, S. Europeanization in the “Wild East”? Analyzing higher education governance reform in Georgia and Armenia / M. Dobbins, S. Khachatryan // Higher Education. – 2015. № 69. – P. 189-207
Kakachia, K. Minesashvili, S. Identity politics: Exploring Georgian foreign policy behavior / K. Kakachia, S. Minesashvili // Journal of Eurasian Studies. – 2015. № 2. – P. 171–180.
Kuraev, A. Soviet higher education: an alternative construct to the western university paradigm / A. Kuraev // Higher Education. – 2016. № 71. — P. 181–193.
Kushnir, I. The role of the Bologna Process in defining Europe/ I. Kushnir // European Educational Research Journal. – 2016. № 15. – P. 664–675
Монографии
Заостровцев, А. П. Парадигма модернизации: как ее понимать? / А. П. Заостровцев – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2018. — 52 с.
Саква, Р. Коммунизм в России. Интерпретирующее эссе / Р. Саква. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина», 2011. — 158 с.
Стародубцев, А. В. История одной реформы: ЕГЭ как пример институционального переноса / А. В. Стародубцев – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. — 28 с.
Травин, Д. Я. Крутые горки XXI века. Постмодернизация и проблемы России / Д. Я. Травин. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. — 296 c.
Травин, Д. Я. У истоков модернизации: Россия на европейском фоне / Д. Я. Травин – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. – 48 с.
Anderson, J. E. Public Policymaking: An Introduction / J. E. Anderson. – Boston: Houghton Mifflin, 2003.
European Higher Education Area: The Impact of Past and Future Policies / A. Curaj [et al.]; edited by L. Deca, R. Pricopie – Springer Open, 2018 – 721 p.
Glonti, L. Chitashvili, M. The Challenge of Bologna: The Nuts and Bolts of Higher Education Reform in Georgia / L. Glonti, M. Chitashvili // Creating the European Area of Higher Education / edited by V. Tomusk. – Dordrecht: Springer, 2007. – p. 315.
Milovantovitch, M. Guide to policy analysis / M. Milovantovitch. – European Training Foundation, 2018.
Östling, J. Humboldt and the modern German university / J. Östling – Lund: Lund university press, 2018 – 292 p.
Аврус, А. И. История российских университетов: очерки / А. И. Аврус – М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001. – 86 с.
Беленчук, Л.Н. Просвещение России. Взгляд западников и славянофилов. / Л. Н. Беленчук – М.: Изд-во православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2014. – 148 с.
Коллинз, Р. Макроистория: очерки социологии большой длительности. / Р. Коллинз – М.: УРСС: ЛЕНАНД. – 499 c.
Parsons, T. The social system. / T. Parsons – London: Routledge, 1991. – 636 p.
Аналитические доклады
Cornell, S. E. Engvall, J. Kazakhstan in Europe: Why not? / S. E. Cornell, J. Engvall // Silk Road Paper – 2017. – 69 p.
Kazakhstan National Report 2010 // European higher education area / URL:(дата обращения: 30.05.2021).
Lezhava, N. Georgia’s Unfinished Search for Its Place in Europe / N. Lezhava. – Carnegie Endowment for International Peace, 2021. – 9 p.
Russian Federation National Report 2003: Higher Education in Russia and Bologna Process // European higher education area / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Аналитический отчет по реализации принципов Болонского процесса в Республике Казахстан, 2018 год. – Астана: Центр Болонского процесса и академической мобильности МОН РК, 2018. 64 с.
Диссертационные исследования
Bishof, L. E. The changing governance of higher education systems in Post-Soviet countries / L. E. Bishof – Leipzig: 2019. – 338 p.
Tampayeva, G. Y. The implementation of the Bologna Process in Kazakhstan Higher Education: views from withn / G. Y. Tampayeva – London: 2016. – 275 p.
Публикации в СМИ
Агранович, М. Высшее образование в России получают 30 процентов всей молодежи страны / Агранович, М. URL: https://rg.ru/2021/02/01/reg-urfo/vysshee-obrazovanie-v-rossii-poluchaiut-30-procentov-vsej-molodezhi-strany.html (дата обращения: 30.05.2021).
Ефремов, А. П. Болонский процесс: вызов или технология? / А. П. Ефремов // Textarchive.ru / URL: https://textarchive.ru/c-2417921-p2.html (дата обращения: 30.05.2021).
Когалов, Ю. Лавров: ЕС ответственен за многолетнее ухудшение отношений с Россией / Ю. Когалов. // Российская Газета / URL: https://rg.ru/2021/02/15/lavrov-es-otvetstvenen-za-mnogoletnee-uhudshenie-otnoshenij-s-rossiej.html (дата обращения: 30.05.2021).
Косенов, А. Назарбаев предложил объединить два казахстанских вуза / А. Косенов. // Tengrinews / URL: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/nazarbaev-predlojil-obyedinit-dva-kazahstanskih-vuza-286361/ (дата обращения: 30.05.2021).
Окунев, И. Геополитические коды России — внешнеполитическая стратегия и национальные приоритеты / И. Окунев. // Российский совет по международным делам / URL: https://rg.ru/2021/02/15/lavrov-es-otvetstvenen-za-mnogoletnee-uhudshenie-otnoshenij-s-rossiej.html (дата обращения: 30.05.2021).
Правящая партия Казахстана «Нур Отан» победила на выборах. // Коммерсантъ / URL: https://www.kommersant.ru/doc/4640453 (дата обращения: 30.05.2021).
Программа стратегического академического лидерства – в поддержку развития вузов на принципах интеграции, состязательности и открытости. // Сайт СПбГЭТУ “ЛЭТИ” / URL: https://etu.ru/ru/universitet/novosti-i-obyavleniya/programma-strategicheskogo-akademicheskogo-liderstva-v-podderzhku-razvitiya-vuzov-na-principah-integracii-sostyazatelnosti-i-otkrytosti (дата обращения: 30.05.2021).
Фаляхов, Р. 0 из 100: почему российские вузы не покорили мировой олимп / Р. Фаляхов. // Газета.ru / URL: https://www.gazeta.ru/business/2021/02/17/13482578.shtml (дата обращения: 30.05.2021).
“Это просто голая схема модная или в этом есть какой-то смысл?” Путин раскритиковал деление высшего образования на бакалавриат и магистратуру. // Фонтанка.ру / URL: https://www.fontanka.ru/2019/11/05/138/?feed (дата обращения: 30.05.2021).
“I am Georgian, and therefore I am European” – Zurab Zhvania’s historic speech at the European Council. // Georgian Journal / URL: https://georgianjournal.ge/politics/25618-i-am-georgian-and-therefore-i-am-european–zurab-zhvanias-historic-speech-at-the-european-council.html (дата обращения: 30.05.2021).
Georgia joins Europe Day celebrations // Agenda.ge / URL: https://agenda.ge/en/news/2021/1223 (дата обращения: 30.05.2021).
Georgia: History and Background / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Georgia’s oldest university among Europe’s best universities // Agenda.ge / URL: (дата обращения: 30.05.2021).
Tavberidze, V. “I think like a Georgian” – Ilyas Cilloglu on Identity, Education and Being Georgian / V. Tavberidze. // Georgia Today / URL: http://gtarchive.georgiatoday.ge/news/5356/“I-think-like-a-Georgian”-–-Ilyas-Cilloglu-on-Identity,-Education-and-Being-Georgian (дата обращения: 30.05.2021).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету