Формирование готовности к профессиональному самоопределению методами арт-терапии у подростков
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Современный взгляд на профессиональное самоопределение подростков 8
1.2. Подходы, методы и методики формирования профессионального самоопределения подростков 20
1.3. Арт-терапия как направление психологии 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АРТ-ТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ 40
2.1. Организация, материалы и методы исследования 40
2.2. Анализ формирования готовности к профессиональному самоопределению у подростков основной группы 49
2.3. Анализ формирования готовности к профессиональному самоопределению у подростков контрольной группы 58
2.4. Сравнительная оценка эффективности различных подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению у подростков 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
ВЫВОДЫ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Профессиональное самоопределение в современных рыночных условиях направлено не столько на реализацию своих возможностей в русле определенной профессии, а сколько, на выбор жизненного пути, то есть все чаще речь идет не столько о выборе профессии и построении карьеры, сколько о выборе образа жизни. Следовательно, проблема выбора профессии, профессионального самоопределения и самореализации, профессиональной ориентации особенно остро стоит в подростковом возрасте 1. Между тем, социально-экономические преобразования современного российского общества, вызванные интеграцией в мировое сообщество и формированием новых рыночных отношений, определили появление новых профессий, изменение условий профессиональной деятельности, повышение требований к подготовке конкурентоспособных мобильных кадров. Сложившаяся ситуация выявила необходимость создания системы предпрофильной подготовки учащихся, ориентированной на формирование профессионального самоопределения подростка на основе соотнесения личностного и социального ресурсов выбора профиля обучения, обеспечивающего проектирование образовательного пути с учётом его индивидуальных предпочтений и требований рынка труда 26.
В современной России основная тенденция развития профориентационной и профконсультационной работы с подростками и юношами включает в себя содействие пробуждению собственной активности молодого человека. Специалисты в этой области предлагают отойти от традиционной диагностико-рекомендательной схемы профконсультации. Психолого-педагогическая помощь школьнику в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем 21. С этой целью специалистами предлагаются разнообразные подходы, методы и методики. Однако, практически неизученными остаются возможности арт-терапии в формировании профессиональной готовности и самоопределения подростков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдонина, В. И., Тихонина, Т. А. Взаимосвязь профессиональных и ценностных ориентаций при профессиональном самоопределении подростка Текст // Студенческая наука XXI века. – 2015. – №3. – С. 59-60.
2. Арт-терапия — новые горизонты Текст / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006. – 336 с.
3. Арт-терапия Текст /Хрестоматия / Под ред. А.И. Копытина. – С.-Пб.: Питер, 2001. – 320 с.
4. Бердюгина, О. Н., Ермакова, Е. В. Изучение предметов естественнонаучного цикла с использованием исторического подхода Текст // The First International Conference on Eurasian scientific development. – Vienna, Austria, 2014. – С. 106–111
5. Берникова, О. В. Дополнительное образование как условие профессионально¬го самоопределения и формирования социально полноценной лич¬ности Текст // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – №1 (63). – С. 176-182.
6. Бобкова, Н. Д. Профессиональное самоопределение подростков при изучении естественных наук в общеобразовательной школе Текст: автореф. дисс…канд.пед.наук. – Курган, 2000. – 26 с.
7. Горбунова, Е. Ф. Формирование профессионального самоопределения подростков в условиях открытой (сменной) общеобразовательной школы Текст: автореф. дисс…канд.пед.наук. – Новокузнецк, 2002. – 24 с.
8. Данишкина, С. И., Ермакова, Е. В. Реализация межпредметных связей физики и физической культуры Текст // Концепт. – 2014. – №09. – С. 20-23
9. Дементьев, И. В. Проблема профессионального самоопределения школьников в современной профориентации: психологический и педагогический аспекты Текст // Научные труды Республиканского института высшей школы. – Минск, 2009. – С. 242-248
10. Ермакова, Е. В. Использование краеведческого материала как способ формирования интереса учащихся на занятиях по физике Электронный ресурс // Концепт. Современные научные исследования. – 2015. – ART 85924. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85924.htm
11. Ермакова, Е. В. Практико-ориентированные задачи в процессе обучения Текст // Проблемы и перспективы математического и физического образования в Рос- сии: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012. – С. 63–68
12. Ильина, О. Б. Методика исследования осведомленности старшеклассников о мире профессий: опыт проведения Текст // Актуальные проблемы психологии образования: Сб. науч. статей / Под ред. Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. – С. 38–43
13. Ильина, О. Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблему и пути их решения Текст // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 6, №3. – С. 255-263
14. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения Текст. — Ростов на/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. – 512 с.
15. Колошина, Т. Ю. Арт терапия Текст / Методические рекомендации. – Кострома, 2009. – 76 с.
16. Кон, И. С. Психология ранней юности: книга для учителя Текст. — М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
17. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии Текст — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
18. Костюнина, Е. А., Агеева, Л. Г. Трудности профессионального самоопределения подростков Текст // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 530-533
19. Кретова, Н. А. Процесс профессионального самоопределения: принципы, содержание Текст // Научные исследования в образовании. – 2009. – №2. – С. 24a-27
20. Кузнецова, О. В. Представления старшеклассников о профильной школе // Современная психология: теория и практика: Материалы I международной научно- практической конференции Текст. – М.: Институт стратегических исследований, 2011. – С. 113–117.
21. Кузнецова, О. В. Психологические условия личностного и профессионального самоопределения подростков на этапе выбора профиля обучения Текст: автореф. дисс…канд.психол.наук. – М., 2010. – 24 с.
22. Кучегашева, П. П. Самопознание образа «Я» – путь к профессиональному самоопределению Текст // Научные исследования в образовании. – 2007. – №3. – С. 101-106.
23. Ларина, А. А. Процесс формирования личностно-профессионального самоопределения подростка Текст // Территория науки. – 2013. – №1. – С. 49-54.
24. Мамонтова, Т. С. Интеграция основного и дополнительного образования в рамках профильной старшей школы: моногр. Текст. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013. – 180 с.
25. Мамонтова, Т. С., Ермакова, Е. В., Кашлач, И. Ф. Организация предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников //
Вестник Южно-Уральского государственного университета. / Серия: Образование. Педагогические науки. – 2016. – Т. 8, №1. – С. 34-43.
26. Муратова, А. А. Профессиональное самоопределение подростка в процессе предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей Текст: автореф. дисс…канд.пед.наук. – Оренбург, 2008. – 23 с.
27. Павлова, А. М. Психология труда Текст. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. – 156 с.
28. Практикум по арт-терапии Текст / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.
29. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение Текст. — М.; Воронеж, 1996. – 246 с.
30. Психотерапевтическая энциклопедия Текст / под ред. Б. Д. Карвасарского. – С.-Пб.: Питер, 2000. – 1176 с.
31. Рабинович, П. Д. Создание мотивирующей интерактивной среды раннего личностного и профессионального самоопределения детей и подростков, развития у них множественного интеллекта, интереса к естественным наукам и научно-техническому творчеству Текст // Вестник Московского государственного областного университета / Серия: Физика-математика. – 2014. – №4. – С. 136-146.
32. Рыкман, Л. В., Борщевская, Л. В. Особенности эмоционального отношения к будущему у подростков в связи с их профессиональным самоопределением Текст // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – №34. – С. 31-36.
33. Рыкман, Л. В., Дроздовская, Е. В. Самоопределение в профессии и социально-психологическая адаптация подростков Текст // Ананьевские чтения: материалы научной конференции. – СПб.: изд-во СПбГУ, 2011. – С. 374-376.
34. Столяренко, Л. Д., Столяренко, В. Е. Психология и педагогика для технических вузов Текст. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2001. – 511 с.
35. Тамицкий, А. М., Орлова, Н. О. Профессиональное самоопределение молодежи: к вопросу о предмете исследования Текст //Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – №8-3 (27). – С. 53-54
36. Чистякова, С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения Текст // Педагогика. – 2005. — № 1. – С. 19-26
37. Шнейдер, Л. Б. Профессиональное самоопределение подростков в «координатах» отношения к времени жизни и труду Текст // На пороге взросления: сб. науч. статей к третьей Всерос. научно-практич.конференции. /Сер. «Психология развития». – М: Российский гуманитарный научный фонд, 2011. – С. 22-36
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!