Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи
Введение
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования грамматических конструкций с пространственным значением у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1.Закономерности развития пространственных представлений в онтогенезе
1.2.Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.3.Особенности освоения грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, дошкольниками с общим недоразвитием речи
Выводы к первой главе
Глава II. Экспериментальное исследование и его результаты на констатирующем этапе
2.1. Цель ,задачи, организация констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Выводы ко второй главе
Глава III. Логопедическая работа по формированию умений строить грамматические конструкции с пространственным значением у дошкольников с общим недоразвитием речи
3.1.Теоретическое обоснование формирующего эксперимента
3.2. Задачи, направления и содержание логопедической работы на формирующем этапе исследования
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента
Выводы к третьей главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Актуальность проблемы исследования.
Своевременное формирование и совершенствование грамматического строя речи – важнейшее условие для развития личности ребёнка и его обучения. Правильная речь помогает ребёнку общаться с детьми и взрослыми, осваивать образовательную программу.
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечаются стойкие нарушения грамматического строя речи. (Н. С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, и др.), поэтому проблема развития грамматической стороны речи у детей с ОНР представляет особый интерес. [25]
Одним из наиболее значимых вопросов коррекции ОНР является преодоление трудностей освоения предложно-падежных грамматических конструкций еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить трудности на начальных этапах обучения в школе. А.Н. Гвоздев писал, что: «Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой, известное высказывание, сообщение, оно является основной единицей речи как орудия мышления и общения» [18]
Ряд ученых рассматривает развитие грамматического строя речи во взаимосвязи с исследованием пространственных представлений у дошкольников с ОНР (Л.В. Ковригина, Е.Л. Малиованова, Е.В. Назарова, Л.Г. Парамонова, Н.П. Рудакова и др.). [28] [38] [40] [42] [45]
В исследованиях подчеркивается значение пространственных представлений для формирования готовности к обучению грамоте и математике (Т.В. Ахутина, А.В. Лагутина, Л.Ф. Обухова и др.), для профилактикий дискалькулии и дисграфии (Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева, Р.И. Лалаева, Л.Г.Парамонова, И.Н.Садовникова, А.В.Семенович, и др.). [2] [30] [4] [43]
Отмечается, что речевая и неречевая симптоматика у детей с ОНР, вызванная несформированностью пространственных представлений, как и сами недостатки этих представлений, имеют стойкий характер.
Учеными доказано, что восприятие и оценка пространства развиваются при непосредственном участии речи. Исходя из этого, особую актуальность приобретает вопрос усвоения пространственных представлений и их вербализации дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР), у которых несформированы все компоненты языковой системы и отмечаются недостатки познавательной деятельности.
Анализ литературных данных показывает, что, несмотря на интерес к данной проблеме, наличие фонда научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих данную проблему, до сих пор нет полного видения проблемы формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с ОНР.
Проблема исследования: каковы особенности формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР, как они связаны с нарушениями грамматического строя речи.
Целью исследования является изучение особенностей и трудностей освоения грамматических конструкций и поиск эффективных методов логопедической работы по их преодолению у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс преодоления общего недоразвития речи у дошкольников.
Предмет исследования: изучение особенностей и методов формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования состоит в том, что поэтапное формирование пространственных представлений в процессе логопедической работы позволит повысить эффективность формирования грамматического оформления речевой продукции детей с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1) Изучить логопедические, лингвистические, психолингвистические и нейропсихологические научные взгляды на проблему развития и формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения у дошкольников с общим недоразвитием речи;
2) Подобрать диагностический инструментарий и экспериментально исследовать владение грамматическими конструкциями, отражающими пространственные отношения у детей с ОНР.
3) Отобрать и применить комплекс учебно-методических материалов в коррекционно-логопедической работе, направленных на поэтапное формирование грамматических конструкций, отражающих пространственных отношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
4) Проверить эффективность экспериментального обучения
Методологическая основа исследования представлена:
– трудами о грамматическом аспекте речи: Т Л.В. Щерба, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, и др.;
– положениями общей и специальной педагогики и психологии о сложной структуре речевой деятельности: В.Ахутина, Л.С.Выготский, А.Н.Гвоздев, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев и др.;
– концепцией общего недоразвития речи и методах его коррекции: Р.Е.Левина, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.;
– представлениями об онтогенетическом развитии речи и пространственных представлений: Б.Г.Ананьев, Н.Я.Семаго, М.М.Семаго, А.В.Семенович и др.,
– теоретическими положениями о нарушениях грамматической стороны речи при общем ее недоразвити и: В.А.Ковшиков, Р.И.Лалаева, В.К.Орфинская и др. об
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение материала по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение, сбор и анализ анамнестических данных, анализ документации на детей; экспериментальные: констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента; интерпретационный: количественный и качественный анализ результатов.
Организация исследования и основные этапы.
База исследования: ГБОУ д/с №2586.
Выборка исследования: дети старшего дошкольного возраста – 20 детей с ОНР (III уровень речевого развития).
Исследование проходило в три этапа:
I этап (сентябрь – октябрь 2020г.) – изучение, анализ специальной и методологической литературы по поставленной проблеме исследования.
II этап (октябрь – декабрь 2020г.) – проведение констатирующего этапа исследования на базе экспериментальной группы и контрольной группы; анализ полученных результатов и разработка модели формирующего этапа исследования (определение цели, задач, принципов, методов, этапов и содержания коррекционно-логопедической работы).
III этап (март – май 2021г.) – апробация коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование пространственных представлений и их вербализации у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития); проведение контрольного эксперимента; обработка и анализ полученных результатов исследования, формулировка выводов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в обобщении теоретического материала по проблеме исследования и дополнении имеющихся в науке сведений об особенностях формирования грамматического строя речи и пространственных представлений при ОНР.
Практическая значимость исследования:
– разработана модель логопедической работы по формированию грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения у дошкольников с общим недоразвитием речи и определены методы ее реализации в практике;
– собранный теоретический и фактический материал исследования можно использовать в практической работе с дошкольниками с ОНР по совершенствованию грамматического строя речи во взаимосвязи с формированием пространственных представлений;
Положения, выносимые на защиту:
1. Недостаточный уровень развития пространственных представлений тесно взаимосвязан с трудностями вербализации пространственных отношений и построения грамматических конструкций: предложно-падежных и логико-грамматических.
2.Поэтапное формирование пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР в процессе логопедической работы будет способствовать совершенствованию грамматической стороны речи детей с ОНР.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Работа занимает __ страниц, в том числе __ таблиц, __ рисунков.
Публикации:
1. Харитонова А.С. Проблема формирования пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях / А.С. Харитонова, Н.Ю. Борякова // Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума НАУКА И ИННОВАЦИИ – СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ (г. Москва, 4 декабря 2020 г.). Том 2 / отв. ред. Д.Р. Хисматуллин. – Москва: Издательство Инфинити, 2020. – С. 95-98.
2. Харитонова А.С. особенности построения грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, дошкольниками с общим недоразвитием речи / А.С. Харитонова, Н.Ю. Борякова // психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых: материалы Всерос. науч.-практ. конф. С междунар. Участием (Тула, 1апр. 2021 г.) / редкол.: С.Н. Башинова [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – С. 302-306. – ISBN 978-5-907411-26-5.doi:10.31483/r-98077
Список использованных источников
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей [текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко – М.: Просвещение, 1964. – 304 с.
2. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М.: Изд-во МГУ им. М.В.Ломоносова, 1989. – 180 с.
3. Ахутина Т.В. Речевой онтогенез с точки зрения нейропсихологии нормы // Онтогенез речевой деятельности. Норма и патология / под ред.
Л.И.Беляковой и др. М.: Прометей, 2005. С. 4-11.
4. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью.
5. Безруких М., Морозова Л. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия у детей 5-7,5 лет. / М. Безруких, Л. Морозова – М.,1995
6. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В. И. Бельтюков. – М.: Педагогика, 2012. – 260 с.
7. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное-психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развивающейся речью [текст] / Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. А. Фигередо // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991. – 72-87 С.
8. Большой психологический словарь [текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расш. – Москва: АСТ; Санкт-Петербур: Прайм-Еврознак, 2010. – 811 с.
9. Бурачевская, О. В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи [текст] / О. В. Бурачевская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 840-846. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17551/ (дата обращения: 05.06.2020).
10. Бурачевская, О. В. Пространственные и пространственно-временные представления как базовая составляющая психического развития ребенка [текст] / О. В. Бурачевская. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/19/590/ (дата обращения: 19.05.2020).
11. Вовчик-Блакитная, М. В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте [текст] / М. В. Вовчик-Блакитная // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: (Хрестоматия в 6-ти ч.) / Сост.: З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая; ЛНПК “АРК”. – СПб., 1994. – Ч. 4–6. – С. 123–129.
12. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [текст] / под научной ред. И.Ю. Левченко. / Т. Н. Волковская, Г.Х. Юсупова – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 96 с.
13. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
14. Всеволодова М.В., Владимирский Е.Ю. Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке. – М.: Русский язык, 1982. – 262 с.
15. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- СПб.: Издательство «Лань», 2003.-656с.
16. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М. : Смысл и др. ., 2004. – 512 с.
17. Гаркуша, Ю. Ф. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения [текст]: методическое пособие / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – Москва: НИИ школьных технологий: В. Секачев, 2010. – 190 с.
18. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / 87 А. Н. Гвоздев. – СПб : Детство–Пресс, 2007. – 472 с.
19. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2004. — 168с.
20. Говорова Р. И., Дьяченко О. М. Формирование пространственной ориентировки у детей [текст] / Р.И. Говорова, О.М. Дьяченко // Дошкольное воспитание. – 1975 – № 9 14 с.
21. Градова, Г.Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2010. – 25с.
22. Еливанова, М. А. Взаимосвязь когнитивного и речевого развития при освоении пространственных отношений у детей раннего возраста [текст] / М.А. Еливанова // Онтолингвистика: Некоторые итоги и перспективы. Материалы научной конференции (СПб., 27–29 марта 2006 г.). – СПб.: Санкт-Петербугский Институт раннего вмешательства, 2006. – С. 58–66.
23. Еливанова, М.А. Освоение детьми пространственных отношений и средств их языкового выражения [текст]: учебное пособие к спецкурсу для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (540700) – Педагогика / Еливанова М. А. – Санкт-Петербург: Златоуст, 2006. – 94 с.
24. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Национальный к нижный центр, 2015. (Развитие и коррекция.)
25. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.-320 с.
26. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. Книга для логопедов: учебное пособие [текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2011. – 316 с.
27. Китаева Н.Н., Мозгова Л.Г. Особенности усвоения предложно-падежных конструкций дошкольниками с разным уровнем речевого недоразвития //Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблемам специального образования, 25-26 апреля 2005 г. – СПб.: Изд-во ЛГУ им.А.С.Пушкина, 2005. – С.141-145
28. Ковригина Л.В. Закономерности формирования грамматического строя у
дошкольников с речевыми нарушениями // Активность личности. —
Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. – Ч. 3. – С. 110-117.
29. Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи [текст]: метод. пособие. / А.Н. Корнев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128 с. – (Библиотека логопеда-практика).
30. Лагутина А.В. Нарушения речи и обучение чтению детей пятого года жизни // Учебно-методическое пособие. – М.: НКЦ, 2015. – 176 с. [Электронная книга]
31. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: Союз, 1999.-160 с.; ил. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961.-384 с.
32. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников, Ростов н/Д: “Феникс”, СПб: “Союз”, 2004. – 224 с.
33. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. –М.: Ленанд,1969,; переизд – 2019 216с.
34. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л.В. Лопатина – Спб, 2001-250c.
35. Лубовский, В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) [Текст] / В. И. Лубовский. – М. : Синтез, 2008. – 190 с.
36. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики // Нейропсихология. Под ред. Е.Д.Хомской. – М.:Изд-во МГУ, 1984. – С.127-134.
37. Люблинская, А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста [текст] / А.А. Люблинская // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений СПб, ст. под ред. Афанасьева Б.Г. – М.: Известия АПИ РСФСР, 1956. – 223 с.
38. Малиованова Е. Л. Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи : автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Малиованова Елена Львовна; [Место защиты: Моск. гос. пед. ун-т]. – Москва, 2009. – 23 с.
39. Муссейибова, Т. А. О содержании и системе работы по развитию пространственных дифференцировок у дошкольников [Текст] /Т. А. Муссейбова // Дошкольное воспитание. – 1973 – №9. – С. 12-23.
40. Назарова Е.В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи: Дис… канд. пед. наук. – М., 2000. – 196 с.
41. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников [Текст] / Т. А. Павлова. – М. : Школьная Пресса, 2004 – 62 с.
42. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. —— Спб: Питер, 2009. — 370с.
43. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей [текст] / Л. Г. Парамонова. – СПб.: Лениздат; СОЮЗ, 2011 – 240 с.
44. Психология развития: Энциклопедический словарь [текст] / сост. Л.А. Карпенко. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 176 с.
45. Рудакова Н.П. Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дис… канд. пед.наук.-М., 2005.-188 с.
46. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования [текст]: Методическое пособие. / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго – М.: АРКТИ, 2005. — 336 с.
47. Семаго Н. Я., Семаго М. М. СЗО Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [текст] / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго — СПб.: Речь, 2010. — 384 с.
48. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст [текст] / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго – М.: АРКТИ,2017. – 66 с. (Библиотека психолога практика)
49. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога [текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 208с.: ил. (Биб-ка психолога-практика).
50. Семаго, Н. Я. СЗО Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие/ Н.Я.Семаго.— М.: Айрис-пресс, 2007.— 112 с.— (Библиотека психолога образования).
51. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при
отклоняющемся развитии. Методические рекомендации к
нейропсихологической диагностике. – М., 1998. – 50 с.
52. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза [текст] Учебное пособие. / А.В. Семенович. – 7-е изд. – М.: Генезис, 2015. – 474 с.
53. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] : учеб. пособие для студентов / Е. Ф. Соботович. – М. : Классика Стиль, 2003. – 160 с.
54. Титова, О.В. Справа-слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП [текст] / О.В. Титова. – М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2004. – 56 с.]
55. Ткаченко Т. А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 24 с.
56. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2004 — 144 с.
57. Федосеева Л.Н. Пространственные отношения в современном русском языке (Семантика и средства выражения): Дис… канд. филол. наук. – Рязань, 2004. -211 с.
58. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). — М.: Издательство «Альфа», 1993. 87 с.
59. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс,2007. – 224с.
60. Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии [текст] / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова и др. — Москва: Эксмо, 2015 — 320 с.: ил.
61. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Профессиональное образование, 2013. – 232 с.
62. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [текст]: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд.— М.: Айрис-пресс, 2010. — 224 с. (Библиотека логопеда-практика).
63. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи у младших школьников (адаптированная для детей дошкольного возраста) [текст] / Т.А. Фотекова – М.: Аркти, 2000 – 55 с.
64. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] : книга для преподавателей и студентов пед. вузов / М. Е. Хватцев ; под науч. ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 2009. – 390 с.
65. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей – Изд. 4-е исправленное и дополненное / Л.С. Цветкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 96 с.
66. Эльконин Д.Б. Психическое развитие детей. – М: Модэк, 1995. – 416 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!