Формирование исследовательских умений учащихся 8 – 9 классов при обучении информатике и икт
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Основные сведения о формировании исследовательских умений учащихся 8 – 9 классов 8
§ 1.1. История изучения вопроса 8
§ 1.2. Определение и сущность исследовательской деятельности учащихся 9
§ 1.3. Актуальность применения исследовательской работы учащихся в обучении информатике 11
§ 1.4 Виды исследовательских умений 12
§ 1.5 Классификация исследовательских задач по информатике и ИКТ 16
Глава 2. Методические рекомендации по формированию исследовательских умений при обучении информатике в 8 – 9 классах 22
§ 2.1. Информационно-поисковые задания 22
§ 2.2. Задания, выполняемые с помощью программного обеспечения 26
§ 2.3. Задачи, решаемые методами математики 33
§ 2.4. Исследование функциональных возможностей компьютера 42
Заключение 45
Литература 47
Приложение 1 54
Приложение 2 55
Приложение 3 57
Приложение 4 58
Приложение 5 61
Приложение 6 62
Приложение 7 64
Приложение 8 68
Приложение 9 70
Приложение 10 72
Исследовательский метод в обучении информатике заключается в самостоятельном решении учащимся проблем, трудных задач познавательного, практического и творческого характера. При исследовательской деятельности учащиеся отыскивают не только способы решения поставленных задач, но и привлекаются к самостоятельной постановке проблем и формулированию задач, к самостоятельному выдвижению целей своей деятельности, оперировании гипотезами, как важнейшим приобретением подростка в анализе действительности.
Исследования педагогической литературы показали, что важнейшим стимулом для развития интереса к исследовательской деятельности является использование самостоятельных работ проблемного и исследовательского характера. Такие работы требуют от учащихся активного поиска, творческих решений, глубоких знаний по предмету.
Однако при работе учителем информатики и ИКТ было замечено, что существуют трудности в организации исследовательской деятельности школьников. Проблемы заключаются в составлении и подборе исследовательских задач, в оформлении ученической исследовательской работы, в неумении самоорганизовать процесс исследования школьником и некоторые другие.
Таким образом, наличие противоречия между реализацией функций творческого развития, необходимостью приобретения нужных для дальнейшей жизни исследовательских умений учащимися и недостаточной разработанностью условий для их формирования при обучении информатике и ИКТ, системы управления исследовательской деятельностью в процессе обучения предмету и критериев оценки исследовательских умений школьников определяет актуальность проведенного исследования.
Обнаруженное противоречие обозначило необходимость решения проблемы формирования исследовательских умений, способствующих развитию индивидуальных и творческих способностей. Область информатики при постоянно изменяющемся мире, большом объеме информации и огромном темпе информатизации общества позволяет реализовать исследовательскую деятельность на уроках информатики, с учетом знаний и умений школьников по этому предмету.
В связи с этим, проблема исследования состоит в определении форм и методов, способствующих формированию исследовательских умений у учащихся 8 – 9-х классов при обучении информатике и ИКТ.
Объект исследования – процесс обучения информатике и ИКТ.
Предмет исследования – формирование исследовательских умений учащихся 8 – 9 классов при обучении информатике и ИКТ.
Цели исследования – выделить виды задач по информатике и ИКТ, формирующих исследовательские умения учащихся 8 – 9 классов, и разработать методические рекомендации по их применению.
59 наименований: научные статьи, авторефераты диссертаций, книги, учебники, монографии, интернет-статьи и пр.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!