Формирование критического мышления у воспитанников кадетских учебных заведений российской федерации
Введение
Глава I. Современная педагогическая наука о критическом мышлении
1.1 Этапы развития представлений о критическом мышлении и виды мышлений.
1.2 Определение педагогических условий становления и развития критического мышления воспитанников кадетских учебных заведений
Выводы
Глава II. Формирование критического мышления у воспитанников кадетских заведений на примере Серовского кадетского корпуса
2.1 Анализ предпосылок в современной ситуации в российском образовании для целенаправленного формирования критического мышления у воспитанников кадетских заведений
2.2 Методические подходы к формированию критического мышления кадетов-старшеклассников (опытно-поисковая модель)
Выводы
Заключение
Приложения
Список использованных источников
Ориентируясь на рост и развитие новых информационных технологий, можно уже с уверенностью сказать, что с увеличением массива доступной информации трансформируются умения, необходимые в современном обществе. Надо уметь обработать, отобрать информацию, оценить ее достоверность, научиться быстро выделять главную для качественного выполнения нужной работы и отбросить иную, не главную. Также, в свободном демократическом обществе на первое место выходит способность и готовность оценивать ситуацию критически, но без предубеждения, стереотипов, отделять истину ото лжи, самостоятельно найти решение и защитить свою истину емкими аргументами.
Возможность человека осуществлять данные операции объединяется понятием «критическое мышление». Таким образом, в современном мире это качество необходимо развивать каждому.
Критическим мышлением будем называть мышление, выполняющее особую работу по своеобразной «проверке на прочность» уже имеющихся продуктов мышления, процедур и, наконец, мыслительной деятельности в целом. Оно «надстраивается» над мышлением и деятельностью с целью выявления основательности, возможных вариантов улучшения и для оценки их адекватности и эффективности. Критическое мышление используется в ситуациях принятия решения, выбора, формулирования альтернатив и их оценки, осмысления прогнозов, интерпретации и оценки мнений и точек зрения, ведения переговоров и разрешения конфликтов [7].
На сегодняшний день, можно получить сильно различающиеся варианты «теории критического мышления», в зависимости от того, с позиции какой концепции, какого подхода, и какой предметной областью пользуется автор, чтобы задать цели.
Поэтому, критическому мышлению невозможно дать определения без позитивного его описания и обозначения предметного контекста его применения.
Экспериментальной базой для нашей работы будем использовать Серовский кадетский корпус РФ.
На базе этого учебного заведения мы попытались определить условия необходимые для формирования критического мышления кадетов.
Объект исследования – интернатное и внеучебное пространство кадетского корпуса.
Предмет исследования – зависимость уровня развития критического мышления кадетов от окружающих их условий.
Цель: Выявление оптимальных педагогических условий, критериев их становления, способных действенно формировать и сформировать критическое мышление воспитанников кадетских учебных заведений с основами профессиональных военных знаний, умений, навыков и качеств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить доступную теоретико-практическую литературу по теме исследования.
2. Выделить и развить оптимальных педагогических условий для формирования критического мышления на основе специальных заданий кадетам на уроках и во внеурочном пространстве.
3. Проанализировать и исследовать образовательное пространство кадетского корпуса в плане.
а) определения статуса критического мышления кадетов-старшеклассников в данном кадетском корпусе;
б) теоретико-практического сопоставления критично важных педагогических условий формирования критического мышления с реальными условиями данного образовательного пространства с целями их рационализации и технологизации.
4. Разработки и апробирования авторской методики рационального формирования критического мышления у кадетов-старшеклассников на основе анализа текстов.
5. Разработки и проведения исследования об уровне сформированности критического мышления воспитанников.
Гипотеза: 1. Включение кадетов в реальные социальные практики, максимально способствует у них активному и целенаправленному формированию критического мышления.
2. Процесс формирования критического мышления кадетов-старшеклассников будет успешным, если кадеты-старшеклассники будут иметь направленно сформированные и функционально адаптированные в учебно-воспитательном и внеклассном образовательном пространстве такие умения, как: А. Умение выделять основания своих и чужих высказываний. Б. Умение оценивать достоверность источников информации, (умение применять критерии для оценки позиции или мнения). В. Умение анализировать.
3. Процесс формирования критического мышления кадетов-старшеклассников будет успешным, если кадеты-старшеклассники будут иметь возможность почувствовать свои дефициты при решении той или иной учебной, социальной и иной проблемы, то есть когда кадеты самостоятельно (или подконтрольно) научатся производить самоконтроль собственного критического мышления и начнут восполнять свои пробелы лишь в том случае, когда поймут, что чего-то не хватает для успешного завершения их программно-квалификационной деятельности в объеме государственной программы обучения и воспитания.
1. Говоря о новизне данной работы, следует отметить, что она: 1. Является одной из первых комплексных исследовательских работ на уровне магистерской диссертации по формированию критического мышления у воспитанников кадетских заведений Российской Федерации. 2. При анализе педагогических условий формирования критического мышления у кадетов-старшеклассников нами была создана авторская методика, имеющая своей основой официальную методику становления критического мышления Бутенко А.В. и Ходосом Е.А., предложенную ими в качестве основы для ее творческого развития или же в качестве официальной основы для средних и высших учебных заведений по формированию критического мышления [7]. Наша авторская методика формирования критического мышления у кадетов состоит в предложении расширить типично образовательную основу педагогического пространства формирования критического мышления воспитанников кадетских заведений в РФ, учитывая интернатную форму обучения и воспитания кадетов, воспитательным пространством в результате обязательного (программного) включения всех воспитанников во внеурочные и внеклассные мероприятия и создания для этого ряда дополнительных направленных воспитательных структур, процедур, заданий и мероприятий, используя для этого официальное предметное содержание учебных дисциплин гражданского цикла и уставно-воспитательные мероприятия кадетского корпуса. На защиту выносим такие положения: 1. Мы твердо стоим на позициях того, что критическое мышление воспитанников кадетских корпусов функционирует в сфере гражданского общества в РФ, социальной среды в самом кадетском корпусе и его окружающей сфере как совокупном комплексе взаимосвязанных метакогнитивных социальных стратегий, повышающих вероятность эффективного преодоления профессиональных проблемных ситуаций, в большей степени, в будущем, и в меньшей степени, в настоящем, поскольку критическое мышление воспитанников не является профессиональным. В этом отношении с помощью критического мышления воспитанники кадетских корпусов в РФ формируют значительное расширение предметного поля изучения профессиональной компетентности за счет выявления ее новых компонентов, а также углублении представлений о факторах, влияющих на успешность процесса решения профессиональных задач (но на уровне учебных). 2. В связи с тем, что воспитанники кадетских корпусов, на примере Серовского кадетского корпуса, воспитываются и обучаются в условиях, максимально приближенных к армейской жизни и службе (наличие военной формы, жизнь по военному уставу, общение, типичное для военнослужащих армии и.т.д.) и притом довольно длительное время, мы может говорить о сформированном учебном критическом мышлении, максимально приближенном к типичному критическому мышлению военнослужащего, но, однако, им не являющимся в связи с тем, что выпускники кадетских корпусов не имеют прямой целью в качестве обязательного обучения становиться курсантами военных училищ и университетов с чистой военной подготовкой. 3. При обучении и воситании кадетов мы имеет приоритет квалификационных знаний, умений и навыков, типичных для учащихся общеобразовательных средних учебных заведений, функционально реализованных критическим мышлением как их социальная практика, при обучении же курсантов в профессиональном военном училище – приоритет профессиональных знаний, умений и навыков и, добавляется, более приоритетных качеств и компетенций, необходимых для профессионального критического мышления как разновидности профессионального критического мышления военнослужащих. 4. Для эффективного становления такой способности воспитанников кадетских заведений в РФ, как критическое мышление, обязателен комплекс обычных, воспитательных условий и педагогических условий. Необходима организация такого образовательного пространства, в котором эти условия реализуются и способствуют становлению критического мышления. 5. В качестве рабочих схем полных педагогических условий, необходимых и достаточных для формирования критического мышления кадетов с которыми мы работали, стали следующие существующие схемы реальных педагогических условий, взятые из пособия Бутенко А. В., Ходоса Е.А «Критическое мышление: метод, теория, практика»: А. Педагогические условия (материалы практических заданий, исследования, выводы) формирования и оценки учебных знаний, навыков и умений, то есть те параметры, по которым мы можем измерить такую характеристику, как критическое мышление (см. Приложение №1). Б. Педагогические условия (наши материалы, исследования, выводы) формирования и оценки учебных условий, необходимых для формирования критического мышления (см. Приложение №2). Начальные психолого-педагогические схемы и образовательные педагогические условия и пространства формирования критического мышления кадетов нами были расширены воспитательным педагогическим пространством с дополнительными обязательными воспитательными структурами, объектами, треннинговыми заданими и занятиями. 6. В результате исследований, проведенных в Серовском кадетском корпусе до начала направленного формирования критического мышления и после при постоянном составе участников педагогического эксперимента, по одной и той же авторской методике, при использовании одних и тех же заданий, но при изменении педагогического образовательного пространства в сторону его расширения и увеличения обязательным воспитательным пространством, учитывая изначальную позитивную форму интернатного обучения и воспитания, способствующую этому, – были достигнуты значительные позитивные результаты, свидетельствующие о значительном увеличении качества критического мышления, существовавшего у кадетов до процессов направленного его формирования в сторону увеличении его профессиональности, что свидетельствует о верном направлении экспериментального форсирования критического мышления и о возможности использования такой методики и в других кадетских корпусах РФ. 7. Результаты исследования могут быть использованы также и для формирования методических пособий, посвященных формированию критического мышления как для кадетов, так и для других участников теперь же единого образовательно-воспитательного процесса в разных учебных заведениях в РФ.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. Halpern D. F. Thinking Critically about Critical Thinking Lawrens Erlbaum AssPub. 2015. – Р. 358-359
2. Paul R, Elder L. Helping students assess there thinking CT events and resources for College & University educators, 2014. – Р. 258-259
3. Алексеева М.И. О некоторых особенностях личностно-ориентированного образования // Актуальные проблемы педагогики. Вып.3. – Владимир. 1999. – С. 77-78.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 2010. – 186 с.
5. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. – М.: Знание, 2012. – С. 17
6. Болотов В.А. ,Критическое мышление — ключ к преобразованиям российской школы. – М: Прогресс, 2015. – 245 с.
7. Бутенко А.В., Ходос Е.А Критическое мышление: метод, теория, практика: Учебно-методическое пособие. – М.:МИРОС,2013.-176 с.
8. Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или О культуре массовой и немассовой // Социологические исследования. – 1990. – № 8. – С. 78
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. – .С. 34-35
10. Драгунова Т.В. Подросток. – М.: Знание, 2012. – С. 78-79
11. Евдокимова Л.Н. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления младших школьников (диссертация).-Екатеринбург, 2012
12. Егоров Ю.Л., Леванов Б.В. Гуманитарная составляющая концепции образования XXI века // Школа. – 2014. – № 5. – С. 45-46
13. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.-М.: Педагогика, 2014. – 147 с.
14. Кирнос Д.И. Индивидуальность творческое мышление.-М.:Педагогика, 2014. – 147 с.
15. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 2014. – 125 с.
16. Критическое мышление. Материалы российско-американского семинара. – Т. 1. – Москва, 2013
17. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. Вопросы философии. – № 4. – 1974. – С. 12-13
18. Лук А.Н. Мышление и творчество.- М.: Парнас, 2012. – 125 с.
19. Педагогическая энциклопедия (под ред. Каирова И.А.). -М.: Советская энциклопедия, – Т. 4. – 1985. – С. 245
20. Педагогический словарь (под ред. Каирова И.А.).-М.:Академия педагогических наук. – Т. 1. 2015. – С. 125-126
21. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека //Психологический журнал. – №9. – 2014. – С. 15-16
22. Психология (словарь под ред. Петровского А.В.).- М.:Практическая литература, 2012. – 241 с.
23. Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М: Добросвет. 2014. – 248 с.
24. Русаев H.Г. Логика и аргументация. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 127 с.
25. Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся – М.. Знание, 2014. – 125 с.
26. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления.- Ярославль,2012. – 248 с.
27. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М Наука. 2015. – С. 245-246
28. Тягло А.В. Критическое мышление (Сводный реферат) // РЖ “Социальные и гуманитарные науки. Общественная и зарубежная литература. Серия 3. Философия”. – М,.2013. – Вып.1. – С.81–85
29. Тягло А.В. Логика критического мышления. Издание 2-е, исправленное и дополненное. – Харьков: Харьковский институт управления. 2015. – 248 с.
30. Уолцер М. Компания критиков социальная критика и политические пристрастия XX века. М : Идея-пресс, ДИК, 2014. – 248 с.
31. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. – Том 1 / Сост. Е.А. Генике, Е.А. Трифонова // Под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2015. -239 с.
32. Учитель, который работает не так / Под ред А.Н. Тубельского. – М.: Серов и Д, 2013. – 98 с.1
33. Фейерабенд П. Против методологического принуждения, -Благовещенск, 2013. – 172 с.
34. Фрумин И.Д. Тайны школы заметки о контекстах. – Екатеринбург, 2014. – 248 с.
35. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб: Питер, 2015. – 179 с.
36. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Бюллетень конфликтолога. – Екатеринбург, 2016
37. Хейне П. Экономический образ мышления. – М.1 Дело, 2015. – 254 с.
38. Ходос E.А. Зачем и когда нужно обучать мышлению // Педагогика развития и перемены в российском образовании Материалы конфенеции. – Екатеринбург, 2016. Ч 2
39. Чалдини Р. Психология влияния СПб.. Питер, 2016.
40. Юнг К. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2016
41. Антюхов Д., директор Института образовательных программ «Гражданский мир», Орел, http://www.ug.ru/ug_pril/gv/2000/11/sourse.htm
42. Тягло А.В.,. Воропай Т.С., КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: Проблема мирового образования ХХI века. http://psyedu.ru
43. Сайт Федерации Интернет Образования. Евгения Семеновна Полат, доктор педагогических наук, профессор. http://vio.fio.ru/vio_03/cd_site/Articles/art_1_1.htm
44. Сайт психология образования. Статья К.Н. Поливановой: К проблеме ведущей деятельности в подростничестве. http://psyedu.ru/view.php?id=230#б5#б5
45. Сайт, посвященный технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Статья преподавателя американской литературы профессора Дэвида Клустера (США), http://admin.novsu.ac.ru/uni/vestnik.nsf
Размещено
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!