Формирование навыков и умений ознакомительного чтения у младших школьников на материале художественных англоязычных текстов
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ 14
1.1.Психологические особенности, проявляемые младшими школьниками в процессе обучения 14
1.2.Лингвистические аспекты формирования навыков чтения англоязычных текстов у младших школьников 24
1.3.Классификация видов чтения. Преимущества ознакомительного чтения при обучении иностранному языку младших школьников 36
ГЛАВА II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ 43
2.1.Технология обучения ознакомительному чтению на английском языке 43
2.2.Формирование навыков ознакомительного чтения на примере художественной англоязычной литературы 48
2.3.Анализ результатов экспериментального исследования по обучению ознакомительному чтению 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
На протяжении всей жизни человека сопровождает чтение, в младшем школьном возрасте ребенок учится читать на своем родном языке, после в рамках начального иноязычного образования начинается обучение иностранным языкам. Исходя из чего следует, что навыки в формировании чтения особенно важны и являются важным этапом на стадии начального образования в жизни каждого ребенка.
Так, в ходе обучения иностранному языку, чтение имеет две важные стороны: первая обращена к тому, что чтение представлено видом речевой деятельности, с помощью которого можно извлечь информацию, а вторая служит средством в обучении иным видам речи. С.К. Фоломкиной была предложена классификация чтения у детей младшего школьного возраста, в которой она разделяла чтение на следующие виды: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое чтение [70].
Ознакомительное чтение построено на быстром чтении текста с извлечением из него только основной мысли (основная тематика прочитанного, важные вопросы, решаемые в тексте).
Актуальность исследования:
В процессе обучения чтению ознакомительного характера, стоит выделить, что младшим школьникам необходимо научиться обходить неизвестные им слова, при этом, не прерывая чтение. Стоит обосновывать значимость тех или иных ключевых слов из текста и помнить о том, что не нужно уделять пристальное внимание грамматическим структурам в тексте и проводить их анализ. Главное при ознакомительном чтении уметь обобщить содержание текста, то есть выделить главную задачу: «Какая информация представлена перед нами?» и «Какие мысли являются важными в данном тексте?».
К окончанию начальной школы дети имеют определенные навыки и умения относительно ознакомительного чтения, которые ранее отработаны и автоматизированы. Так, данный вид чтения предусматривает быстрое прочтение информации, где младший школьник понимает и обрабатывает около 70% основной информации. Поэтому владение навыками чтения служит базовой основой для остальных школьных предметов и является важной составляющей образовательного процесса и познавательной деятельности учеников.
Итак, в начальном иноязычном образовании необходимо получение навыков и умений ознакомительного чтения для интенсификации обучения. Таким образом, необходимость освоения ознакомительного чтения на этапе начального образования является актуальной задачей.
Несмотря на актуальность выбранной темы исследования, в ряде исследований многих авторов ознакомительное чтение рассматривается как второстепенная цель в обучении иностранному языку. Исходя из чего следует, что проблема исследования заключается в том, что рассмотрение ознакомительного чтения как средства формирования навыков и умений чтения у младших школьников все еще остается за пределами интереса исследователей.
Степень научной разработанности проблемы
Методики и технологии обучения ознакомительному чтению, затронуты во множестве специальных исследований. В учебном пособии «Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе» Фоломкиной С.К, которая является лингвистом подробным образом раскрываются представленные ею виды чтения, а также обозначены основные принципы в рамках обучения чтению на иностранном языке [70].
В статье «Ознакомительное чтение: формирование иноязычной коммуникативной компетенции» под редакцией И.Н. Ефименко был предложен алгоритм в отношении учебных действий в процессе сформированности навыков ознакомительного чтения. Автор статьи подразделяет ознакомительное чтение на несколько этапов, среди которых выделяляет предтекстовый, текстовый и послетекстовый этап [27].
В учебном пособии «Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика» под авторством Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез, представлен комплекс упражнений для обучения ознакомительному чтению [18].
А.Ш. Меметова в статье “Ознакомительное чтение на начальном этапе средней школы” рассматривает развитие навыков и умений чтения на иностранном языке у школьников начального этапа средней школы. Автором приводится анализ задач, которые решает читатель при чтении ознакомительного характера, допустим, на основании результатов быстрого чтения выявить основные проблемы, лежащие в тексте или выявить смысл текста, а также понять, представляет ли прочтение данного текста интерес у читателя [49].
В статье Л.Р. Аблеевой “Особенности формирования навыков техники чтения на уроках иностранного языка в начальной школе” рассматривается ряд трудностей, связанных с проблемой чтения гласных и согласных звуков, а также предлагает методы, приемы и упражнения, используемые учителем на уроке иностранного языка при обучении чтению [2].
В статье Пасихина Д.А под названием «Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе» раскрывается информация о том, что в младшем школьном возрасте отсутствуют психологические установки в изучении языка, поскольку младшие школьники наиболее быстро осваивают навыки и умения. Автор, говорит, что процесс чтения должен быть сопровожден на основании интересов обучающихся, с этой целью можно пользоваться различными видами игровых форм [56].
Цель исследования заключается в формировании читательской компетенции и обосновании преимуществ ознакомительного чтения при обучении иностранному языку младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологические особенности обучения младших школьников
2. Изучить виды чтения
3. Исследовать методы обучения ознакомительному чтению
4. Определить условия формирования навыков чтения на английском языке при овладении технологией чтения на английском языке в начальной школе.
5. Разработать план экспериментального исследования по ознакомительному чтению на уроке иностранного языка
6. Проанализировать результаты экспериментального исследования
Объектом исследования выступает процесс обучения чтению англоязычной литературы на начальной ступени общеобразовательной школы.
Предметом исследования является процесс формирования навыков и умений ознакомительного чтения у младших школьников на примере художественной литературы.
Опытно — экспериментальная база исследования: педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ школа №31 города Рязань.
Для решения поставленных задач использовались следующие исследовательские методы:
1. Теоретические: проанализирована литература по проблеме исследования – педагогическая, психологическая, лингвистическая, методическая литература.
2. Эмпирические: педагогическое наблюдение; анкеты учителей и студентов; знаково-символическое описание материалов исследования (схемы, таблицы, диаграммы); педагогический эксперимент, экспериментальное обучение и статистические методы обработки результатов.
Гипотеза исследования. Эффективность навыков и умений ознакомительного чтения на английском языке на начальном этапе в образовательных организациях могут быть достигнуты, если будут учитываться:
– психолого —педагогические особенности младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку;
– подбор художественных текстов для ознакомительного чтения, которые интересны по содержанию и доступны по языковому уровню развития младшим школьникам (в рамках ФГОС);
– разработка уроков в рамках ознакомительного чтения и опытно —экспериментальная реализация уроков для эффективного обучения чтению на уроках английского языка на начальном этапе в образовательных организациях.
Поэтому процесс развития умений ознакомительного чтения будет протекать более успешно, если в процессе обучения использовать проведение урока, который содержит комплекс заданий.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Под ознакомительным чтением подразумевается чтение познавательного характера, в котором предмет внимания читающего определяется полным речевым произведением без учета выявления конкретной информации.
2. Чтение является мотивированным, рецептивным и опосредованным видом в рамках речевой деятельности обучающихся, которые протекают внутреннем плане, и имеют нацеленность на извлечение информации из письменного текста, который выстроен на зрительном восприятии памяти и перекодировки информации. Главной задачей на коммуникативном уровне, является результат быстрого чтения текста, с последующим извлечением из него содержательной части информации, касающиеся определением основных вопросов и их содержания.
3. В рамках обучения ознакомительному
Научная литература и материалы периодической печати
1. Абрамова Г. И., Глясс Е. М., Зильберман Л. И., Четверикова К. В. Грамматическое руководство для развития навыков устной речи. Английский язык; Издательство Академии Наук СССР — М., 2018. — 764 c.
2. Аблеева, Л.Р.Особенности формирования навыков техники чтения на уроках иностранного языка в начальной школе// Сборник статей X международной научно —практической конференции. М.: Общество с ограниченной ответственностью “Актуальность. РФ”, 2017. – 101 —103 с.
3. Азовкина А.Н. «Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения» // ИЯШ 2018, №2.
4. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. — Известия АПН РСФСР, вып. 70, М.: 2018, — 106 с.
5. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. —М.: 2018.
6. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (73). — 243 —244 с.
7. Балакирева М.А. Использование книги для чтения на уроках английского языка // Английский язык. 2015. – № 8. – 15 с.
8. Белоножкина Е.Г. Современные педагогические технологии // Английский язык в школе. 2013. – № 1(41). — 6–8 с.
9. Берман И.М., Чтение как речевой процесс и как предмет обучения [текст] / Берман И.М. Белоцерковская Н.Л. / Очерки методики обучения чтению на иностранных языках / Под ред. И.М. Бермана и В.А. Бухбиндера. Киев: Вища школа, 2017. — 9 —88 с.
10. Беспальчикова Е.В. Обучение анализу текста // Иностранные языки в школе. 2016. – № 2. — 58–60 с.
11. Боразнова Т.Д. Техника обучения чтению// Пачатковая школа. —2019. —№ 10. —36 —38 с.
12. Бурдыко Н.А. Совершенствование чтения младших школьников// Пачатковае навучанне. —2017. —№ 2. — 3 —10 с.
13. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. — М., Педагогика, 2018.
14. Вайсбурд М.Л. К вопросу о самостоятельном чтении учащихся Иностранные языки в школе. 2016. – № 4. — 31–35 с.
15. Витковская Ж.В. Объекты контроля в текстах по чтению // Иностранные языки в школе. 2017. – № 8. — 52–58 с.
16. Гальскова Н.Д., Гез Н.И.Теория обучения иностранному языку: лингводидактика и методика — М.:Издательский центр «Академия»,2019. —336 с.
17. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя [текст] / Гальскова Н.Д. — 2 —е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2017. — 192 с.
18. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: [текст] / Гальскова Н.Д. Гез Н.И. / учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. Проф. Образования. – 7 изд., стер. – М.; 2019. – 336 с.
19. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие / О.О. Гонина. — М.: Флинта, 2016. — 272 c.
20. Григорьева Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению // Молодой ученый. 2020. №7. Т.2. — 86 —90 с.
21. Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению // Начальная школа. — 2018. — № 2. — 11 – 15 с.
22. Державина, В.А. Английский язык для детей / В.А. Державина. — М.: АСТ, 2018. — 208 c.
23. Джумагалиева, Ж.Н. Психоло —педагогические аспекты затруднений у учащихся начальной школы при изучении английского языка [Текст]//Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2019. –№ 27. — 137 —141 с.
24. Доблаев, Л.П. Анализ и понимание текста: Метод. пособие / Л.П. Доблаев. – Саратов: Изд —во Саратовского университета, 2018. – 69 с.
25. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения [текст] / Егоров Т.Г. — Москва . — Изд —во Акад. пед. наук РСФСР.– 2016. – 263 с.
26. Егоров Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению [Текст]. — 2 —е изд., перераб. — Москва : Учпедгиз, 2019. — 144 с.
27. Ефименко, И.Н. Ознакомительное чтение: Формирование иноязычной коммуникативной компетенции//Образование. Транспорт. Инновации. Строительство, Омск.: СибАДИ. – 2018. — 731 —734 с.
28. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. // Вопросы психологии. — 2017. —№5. — 44 —54 с.
29. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого —педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. — 2018. — №6 — 5 —14 с.
30. Зобнина, М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. — 2019. — № 8. — 35 —43 с.
31. Ильченко, В.В. Учим английский язык. 3 кл / В.В. Ильченко. — М.: Эксмо, 2018. — 111 c.
32. Кадочников Л.И. Методические приемы и задания для работы с текстом на иностранном языке. – УГЛТУ, 2018. – 10 с.
33. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, М.: 2019. № 18.
34. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке/Э.И. Клыжикова —М.: Просвещение. —2020. —206 с.
35. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. — 2017. — №3. — 67 —69 с.
36. Колганова Н.Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2019, №3.
37. Комарова Е.В. Этапы процесса обучения чтению и виды чтения на иностранном языке // Молодой ученый. – 2015 – №4. — 574 —576 с.
38. Коновалова, Е.Ю. Современные подходы по формированию умений чтения, фиксации и воспроизведения учебной информации [Текст]/ Коновалова // — 2018 — №3. — 67 —71 с.
39. Корниенко Е.Р. Смысловое восприятие и понимание текста [текст] / Корниенко Е.Р. – М., 2019. – 192 с.
40. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии [текст] / Коряковцева Н. Ф. М.: Академия, 2018.–192 с.
41. Курочкина, И.Н. Методика обучения и воспитания младших школьников. Этикет. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Н. Курочкина. — М.: Юрайт, 2020. — 667 c.
42. Левина М.Д. Еще к вопросу о роли чтения // Иностранные языки в школе. 2016. – № 4. — 20–25 с.
43. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения/ А.Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2017 — 423 с.
44. Леонтьев А.А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2014. – № 1 . — 70–74 с.
45. Лукъянчекова Н.В. «Обучение английскому языку на начальном этапе» // Начальная школа 2016. №2.
46. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2017.
47. Львов М. Р. Основы развития младших школьников// Начальная школа 2019. №7.
48. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. – М., 2012. – 159 с.
49. Меметова, А.Ш. Ознакомительное чтение на начальном этапе средней школы // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. — 2018. — Т. 3, № 1 (12). — 305 —311 с.
50. Миронова, Е. А. Развитие читательского интереса у младших школьников / Е. А. Миронова // Начальная школа. — 2020. — №8. — 74 —75 с.
51. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4 —е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 456 с.
52. Нечаев, А.П. Психологические основы разных типов процесса чтения у детей / А.П. Нечаев // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.: Изд —во МГУ, 2016. — 8 —11 с.
53. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. — 2018. — №5. — 99 – 101 с.
54. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 2015. – 374 с.
55. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 2018.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!