Формирование образа политической элиты России в русскоязычных негосударственных Интернет-СМИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ АННОТАЦИЯ Магистерская диссертация на тему: «Образ политической элиты России в негосударственных онлайн-СМИ» Воронцова Маргарита Дмитриевна, магистрант 2 курса Н.рук. – Попова ольга Валентиновна, профессор, доктор политических наук Актуальность выбранной темы обуславливается дестабилизацией политических представлений в обществе, повышением медиатизации онлайн-пространства и, соответственно, усложнением структуры и разнообразия контента СМИ. Вместе с этим происходит усложнение и самой системы смыслов, артикулируемых медийной средой. В связи с названными факторами необходимостью становится определение места и роли политических акторов современной структуры власти для их эффективного и легитимного функционирования. Объект исследования: образ политической элиты России. Предмет: технологии формирования образа политической элиты России в медиадискурсе негосударственных онлайн-СМИ в период с 2014 по 2018 гг. Цель исследования: анализ динамики и особенностей репрезентации образа политической элиты России в негосударственных онлайн-СМИ. Задачи исследования были распределены на четыре смысловых блока по исследованию политических элит, политического образа, анализу медиадискурса и публичной политической коммуникации. В рамках исследования автор рассматривает в первой главе теоретико-методологические основы изучения образа политических элит, во второй, практической части работы, проводит исследование по формированию образа политической элиты России с 2014 по 2018 гг. Для определения особенностей формируемого СМИ образа автор использует такие методы как дискурс-анализ и частотный контент-анализ. В результате исследования были выявлены коммуникативные особенности формирования образа политической элиты России, которая представлена в лице политических лидеров, являющихся ключевыми акторами публичной власти: В.В.Путин, Д.А.Медведев, С.В.Лавров, С.Г.Шойгу, А.Г.Силуанов, О.Ю.Васильева, В.И.Матвиенко, В.В.Володин. Ключевые слова: политическая элита, политический образ, медиадискурс, политическая коммуникация
Трансформация политической системы, сопровождаемая масштабными институциональными изменениями, сопутствует социокультурным изменениям, проявляющимся по мнению исследователей политологической и социологической направленности в кризисе самого общества, потерю им ориентиров и целостной картины мира. В целом, сегодня продолжает быть актуальным вопрос дестабилизации политических представлений в обществе. Эти процессы требуют должного внимания исследователей для интерпретации происходящих политических событий, в том числе, определение места и роли политических акторов современной структуры власти для их дальнейшего эффективного функционирования. В этой связи прямой интерес представляет формирование образа политической элиты России в негосударственных онлайн СМИ. Актуальность исследования подчеркивается также ввиду усложнения информационных процессов, происходящих в Интернет-среде. Растет уровень медиатизации онлайн-пространства, усложняется структура и разнообразие контента, вместе с чем усложняется и сама система смыслов, артикулируемая медийной средой. Потенциально широкий политический спектр идей, транслируемых вне рамках официального дискурса, онлайн-технологий для встраивания месседжей СМИ в информационную «повестку дня», а также усиление регулирования информационной политики и контроль СМИ, только усиливают характер «пост-правды» в сообщениях СМИ. В этом плане, политический медийный дискурс негосударственных СМИ представляет особый интерес для исследования. И, наконец, президентские выборы 2018 года, предполагают большие информационные вбросы и, возможно, изминения стратегии формирования образа политической элиты России в связи с усталостью общества от единообразных политических имиджей основных акторов.
Исследовательская проблема заклчается в выявлении особенностей образа политической элиты России в сообщениях негосударственных онлайн СМИ.
Степень научной разработанности темы. Сегодня элитизм активно изучается политологами и социологами во всем мире. Сформировано множество концепций, теорий и взглядов. Существенно отличаются российская и западная элитистские школы. Изначально научное развитие и оформление идеи элитизма получают в работах классиков: В.Парето, Г.Моска, Р.Михельс. Западные обществоведы – Ч.Р.Миллс, Т.Р.Дай, Л.Х.Зиглер, Ч.Р.Миллс, К.Маннхейм, – разрабатывают методологические основания и методические подходы элитизма. Исследование элит в России активно начало проводиться с 90-х годов прошлого столетия и получило отражение в работах М.Джиласа, А.Г.Авторханова и М.С.Восленского. И все же нельзя полностью отрицать возможность исследования правящих классов в советское время выражавшейся в критическом анализе западных элитистских теориях, такая позиция прослеживается в работах Г.К.Ашина, Ф.М.Бурлацкого, А.А.Галкина, П.С.Гуревича. Научные изыскания по проблемам элитизма, проводившиеся до строительства СССР, были фактически утеряны, во всяком случае, не могли получить должного развития. На Западе, наоборот, активное развитие идей демократии, становление гражданского общества способствовали идеологическому развитию и оформлению элитистских концепций. Институциональная и идеологическая основа при которой формировались взгляды на проблематику элит в западном обществе и России составляют специфику как сформированных концепций, так и их восприятия научным истеблишментом. Среди современных российских исследователей большой вклад в развитие элитологии внесл А.В. Дука, сформировав актуальные подходы к изучению политической элиты и определив методологию исследований. О.В. Гаман-Голутвина и В.Г. Ледяева определили теоретических концепции отечественной элитологии. Проблему элиту также разрабатывают Т.Заславская, О.Крыштановская, Л.Шевцова, А.В.Малько, С.А.Грановский и другие российские исследователи.
Переходя к проблематике политической коммуникации на данном этапе проработки стратегии исследования выделим научную деятельность Е.Б.Шестопал и М. Дж. Херманна, чьи труды посвящены исследованию образа власти. Политико-психологическая школа Е.Б. Шестопал в отечественной науки уже получила нарицательное имя, когда речь идет о исследовании политического образа. Продолжая традиции отечественной политологической школы, идеи Елены Борисовны развивает Н.В.Смулькина. Также анализом образов политического в СМИ занимаются: К. Макгроу, У. Квастгоф, Д. Цаллер, Т.В. Евгеньева. Непосредственно анализ сообщений в СМИ артикулируется в работах П. Бергера, Т. Лукмана, М. Шапиро, Д. МакДональда, Т. Ван Дейка, Дж. Лакоффа и М. Джонсона.
В целом, исследователи отмечают недостаточную разработанность проблематики политического восприятия. В частности, Н.В.Смулькина пишет о необходимости разработки комплексной модели восприятия с учетом влияния различных факторов. Отдельные категории, например, личностные качества лидеров, активно разрабатываются в ислледованиях политико-псхологической направленности как зарубежных (Ф. Гринстайна, Дж.М.Бернс, М.Херман), так и отечественных ученых (В.А. Зорин, А. И. Соловьев, Е.Б. Шестопал).
В качестве объекта исследования выступил образ политической элиты России. Предмет – технологии формирования образа политической элиты России в медиадискурсе негосударственных онлайн-СМИ в период с 2014 по 2018 гг.
В качестве гипотезы мы приняли следующее утверждение: динамика репрезентации образа политической элиты России в медиадискурсе негосударственных онлайн-СМИ происходит без учета текцщих трендов, что в последующем может негативно сказаться на легитимности всей системы.
В дополнение к основной гипотезе, мы предложили дополнительные гипотезы, являющиеся, на наш взгляд, выше обозначенными тенденциями.
В дискурсе общественного мнения о политике в РФ начинает формироваться объектность: общественность начинает разделять Правительство и Президента, Государственную думу и Правительство.
Для управления общественным мнением в ближайшем будущем необходимо выстраивать стратегии его формирования отдельно для каждой из ветвей власти.
Цель магистерской диссертации: проанализировать динамику и особенности репрезентации образа политической элиты России в негосударственных онлайн-СМИ.
Задачи работы были разделены на два смысловых блока: политическая элита и ее образ, медиадискурс.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!