Формирование сбалансированной системы показателей как инструмента реализации стратегии предприятия
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является стратегия ОАО “Томский электромеханический завод им. В. В. Вахрушева” (далее – ОАО “ТЭМЗ”).
Цель исследования: на основе изучения существующей стратегии развития скорректировать и адаптировать к современным условиям производства систему сбалансированных показателей предприятия.
Введение ……………………………………………………………………………………………………. 7
1 Теория стратегического управления предприятием ………………………………. 9
1.1 Понятие и уровни стратегии предприятия ………………………………………….. 9
1.2 Понятие и классификация среды организации ………………………………….. 23
1.3 Методы разработки стратегии ………………………………………………………….. 39
2 Теория и практика применения системы сбалансированных показателей в
развитии предприятия ………………………………………………………………………………. 55
2.1 Анализ теоретических аспектов использования системы
сбалансированных показателей в развитии предприятия …………………………… 55
2.2 Место и роль системы сбалансированных показателей в стратегии
развития предприятия ………………………………………………………………………………. 60
2.3 Применение системы сбалансированных показателей в практике
объекта исследования ………………………………………………………………………………. 65
3 Совершенствование инструментов стратегического планирования
посредством системы сбалансированных показателей ………………………………. 72
3.1 Организация стратегического планирования на ОАО «ТЭМЗ» …………. 72
3.2 Показатели оценки возможностей стратегического развития
предприятия …………………………………………………………………………………………….. 77
3.3 Модель применения системы сбалансированных показателей в
стратегии развития предприятия ………………………………………………………………. 88
4 Социальная ответственность. Анализ эффективности программ
корпоративной социальной ответственности ОАО «ТЭМЗ» ……………………… 99
Заключение ……………………………………………………………………………………………. 106
Список публикаций студента ………………………………………………………………….. 108
Список использованных источников ………………………………………………………. 109
Приложение А Concept and levels of enterprise strategy …………………………….. 113
Актуальность темы: Важнейшим условием устойчивого развития
субъекта хозяйствования в современной экономике становится своевременная
подготовка к освоению новых видов продукции, переход на новый уровень
организации бизнес-процессов и проведение последовательных мер по
повышению эффективности деятельности
организации. Это предполагает необходимость разработки долгосрочной
стратегии, обеспечивающей индикативное планирование деятельности
субъекта хозяйствования и его подразделений, сочетание управления текущей
деятельностью и подготовкой производства новых изделий, запуском новых
бизнес-процессов, проведением реструктуризации бизнес-процессов и
планомерным свертыванием устаревших производств.
Стратегия предприятия отражает четкое позиционирование
предприятия, представленное в системе принципов и целей его
функционирования, механизме взаимодействия субъекта и объекта
управления, характере взаимоотношений между элементами хозяйственной и
организационной структуры и формах их адаптации к изменяющимся
условиям внешней среды.
Для организации стратегического развития предприятия необходимо
обозначить несколько целей и выбрать из них главную. Такая цель должна
обеспечивать конкурентные преимущества организации. Без системы
сбалансированных показателей, направленных на главную стратегическую
цель развития предприятия не обойтись. Развитие отечественной экономики
приводит к усилению конкурентной борьбы предприятий внутри страны и к
процессам их интеграции в мировую экономическую систему. Поэтому
выбранная тема актуальна для детальной проработки стратегических
мероприятий и планов, которые периодически должны уточняться и
пересматриваться, но всегда ориентироваться на систему сбалансированных
показателей.
Объект исследования: разработанная стратегия развития предприят
ия (ОАО «ТЭМЗ»), дающая ориентиры на достижение поставленных целей.
Предмет исследования: экономические отношения в процессе
планирования и формирования системы сбалансированных показателей,
работающих на стратегию развития предприятия.
Цель исследования: На основе изучения существующей стратегии
развития скорректировать и адаптировать к современным условиям
производства систему сбалансированных показателей предприятия.
Поставленная цель дипломной работы предопределила необходимость
решения следующих задач исследования:
1. Изучить исторические аспекты развития стратегического
планирования в мировой экономике.
2. Исследовать опыт применения методов стратегического
планирования.
3. Рассмотреть различные виды и уровни стратегического
планирования применяемые в РФ.
4. Формирование системы сбалансированных показателей,
применимой для стратегии ОАО «ТЭМЗ».
5. Сопоставить прошлые и действующие показатели результативности
деятельности по стратегическому планированию на предприятии и
адаптировать их к системе сбалансированных показателей предприятия.
Научная новизна исследования:
1. Уточнена взаимосвязь скорректированной системы
сбалансированных показателей со стратегией развития предприятия.
2. Разработан алгоритм адаптации предлагаемой системы
сбалансированных показателей.
3. Дана оценка влияния системы сбалансированных показателей на
стратегию развития предприятия.
В результате выполнения диссертационной работы по теме
«Сбалансированная система показателей как инструмент реализации
стратегии» выполнены следующие задачи:
1. Изучены исторические аспекты развития стратегического
планирования в мировой экономике.
2. Исследован опыт применения методов стратегического
планирования.
3. Рассмотрены различные виды и уровни стратегического
планирования применяемые в РФ.
4. Проанализированы проблемы и риски угрожающие предприятию
при использовании стратегического планирования.
5. Сопоставлены прошлые и действующие показатели
результативности деятельности по стратегическому планированию на
предприятии и адаптированы к системе сбалансированных
показателей предприятия ОАО «ТЭМЗ».
В первой главе работы изучены теоретические основы стратегического
планирования. В том числе рассмотрены уровни и методы разработки
стратегии предприятия.
В работе сделан вывод, что определение стратегии организации и её
реализация, требует от руководства компании углубленного представления
как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так
и о внешней среде, тенденциях ее развития. При этом и внутренняя, и внешняя
среда изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того,
чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна
учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Во второй главе рассмотрен инструмент применения системы
сбалансированных показателей.
Можно сделать итоговое заключение о Превращение ССП в
инструмент стратегического управления позволяет доводить корпоративную
стратегию до каждого работающего в компании. Цели компании
согласовываются с целями подразделений, каждый работник знает и понимает
свое место и роль в стратегии компании, систематически отслеживаются
полученные результаты. Распорядительно-контрольный принцип управления
заменяется заинтересованным и мотивированным взаимодействием
подразделений компании и всего персонала в целях реализации единой
долгосрочной стратегии.
В третьей главе выпускной квалификационной работы проведена
работа по совершенствованию инструментов стратегического планирования
на ОАО «ТЭМЗ» посредством системы сбалансированных показателей.
В главе предложены рекомендации по совершенствованию системы
стратегического планирования на предприятии.
SWOT-анализа показал, что для увеличения масштабов производства,
предприятию следует устранить некоторые слабые стороны, а именно
нехватку производственных площадей и преобладание устаревшего
оборудования, которое также препятствует реализации существующих
возможностей. Также ОАО «ТЭМЗ» следует увеличить количество
иностранных потребителей, так как это поможет избежать угроз связанных с
транспортировкой товаров и позволит использовать соответствующие
возможности более эффективно.
Что касается усиления стратегических направлений с помощью
применения ССП, то мы предлагаем 2 конкретных этапа по каждому
выбранному направлению усиления: Оптимизация внутренних бизнес-
процессов и Обучение и развитие персонала.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в работе, были успешно
решены.
Список публикаций студента
1. Ахмадеев К.Н. Статья: «Современные стратегии развития бизнеса в
нефтегазовой отрасли России»// ТПУ 2013.
2. Ахмадеев К.Н. Статья: «Основные фонды нефтегазовой компании
как главные ресурсы эффективности производства»// ТПУ 2014.
3. Ахмадеев К.Н. Статья: «Основные фонды нефтегазовой компании
как главные ресурсы эффективности производства»// ТПУ 2015.
4. Актаев Н.Е., Баннова К.А., Баландина А.С., Долгих И.Н., Покровская
Н.В., Рюмина Ю.А., Жданова А.Б., Ахмадеев К.Н. Статья: «Optimization
Criteria for Entry into the Consolidated Group of Taxpayers in Order to Create an
Effective Tax Mechanism and Improve the Social, Economic Development of
Regions in the Russian Federation»// Science Direct 2015.
5. Ахмадеев К.Н. Статья: «Особенности стратегического планирования
в недропользовании Кемеровской области»// ТПУ 2016.
6. Ахмадеев К.Н. Статья: «Организация работ по воспроизводству
минерально-сырьевой базы Кемеровской области»// ТПУ 2016.
7. Ахмадеев К.Н., Шарф И.В. Статья: «Основные предполагаемые
направления налоговых начислений компаний в нефтегазовом комплексе
США»// ТПУ 2016.
8. Ахмадеев К.Н. Статья: «Использование информационных
технологий для управления качеством минерального сырья»// ТПУ 2016.
9. Вазим А.А., Романюк В.Б., Ахмадеев К.Н., Матвеенко И.А. Статья:
«Associated petroleum gas utilization in Tomsk Oblast: energy efficiency and tax
advantages»// IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 2016.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!