Формирование счастливых пространств в фантазии ребенка (на материале рассказов А. Линдгрен)

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Сыромятникова Марина Валерьевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В данном диссертационном исследовании рассматривается формирование «счастливых пространств» в фантазии детей, на примере нескольких рассказов А. Линдгрен. Счастливое пространство, создаваемое фантазией, анализируется как с позиций теоретического литературоведения, так и в рамках психологической концепции фантазийных пространств, разработанной М.В. Осориной. Тексты рассказов А.Линдгрен были проанализированы с помощью текстологического метода, включающего методики нарратологического подхода к анализу художественного текста, а также с помощью метода психологической интерпретации. В результате анализа была определена роль счастливого пространства в качестве элемента поэтики рассказов, а также его значимость как ментального образования, создаваемого фантазией субъекта для работы с личностными задачами. В качестве практической реализации результатов исследования предложен бизнес-план проекта интерактивного музея «Страна между Светом и Тьмой» по мотивам рассказов, послуживших материалом для данной работы.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА I. ФАНТАЗИЙНЫЕ «ПРОСТРАНСТВА СЧАСТЬЯ» В РАССКАЗАХ А. ЛИНДГРЕН С ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИ…………………………………………………………….9
Рассказы, анализируемые в работе……….……………………………….9
Реальная и ирреальная действительность в художественном произведении…………………………………………………………………………12
Фиктивная природа художественного текста……………………………13
Первичная и вторичная условность………………………………………15
Понятие «фантастического»………………………………………………17
«Воображаемый мир»………………………………………………….…22
Понятие фантазии в психологии, фантазийное пространство…………25
Неоднозначность определения фантазии в психологии……………….26
Фантазия и воображение…………………………………………………29
Концепции фантазии: обзор направлений………………………………30
Внутренние механизмы фантазии по И.М. Розету……………………..32
Фантазийное пространство………………………………………………35
Ментальное пространство………………………………………………..38
Обобщение понятий «фантазийное пространство» и «ментальное пространство»………………..………………………………………………..51
Некоторые особенности фантазирования у детей………………………53
ВЫВОД…………………………………………………………………………..56
ГЛАВА II. АНАЛИЗЫ ТЕКСТОВ РАССКАЗОВ А. ЛИНДГРЕН……………59
О методе, используемом в работе……..…………………………………59
Об аспектах нарратологического анализа………………………………60
Структура анализа текстов………………………………………….……65
Анализы текстов…………………….…………………………………….67
«Кукушка-Подружка»…………………………………………………….67
«Крошка Нильс Карлссон»……………………………………………….80
«В Сумеречной Стране»………………………………………………….91
«Любимая Сестра»……………………………………………………….100
«Звучит ли моя липа, поет ли соловей?»……………………………….110
ВЫВОД…………………………………………………………………………119
ГЛАВА III. БИЗНЕС-ПЛАН ПРОЕКТА ИНТЕРАКТИВНОГО МУЗЕЯ «СТРАНА МЕЖДУ СВЕТОМ И ТЬМОЙ» ПО МОТИВАМ РАССКАЗОВ А. ЛИНДГРЕН……………..………………………………..……………………..123
ВЫВОД…………………………….…………………….………………………….148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………150
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………154
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………155

Астрид Линдгрен – автор-классик, художественный мир которой знаком большому количеству читателей в России. Однако некоторые ее произведения, в том числе исследуемые нами рассказы, не получили до сих пор должного внимания у читательской аудитории и были мало изучены.
Нам представляется актуальным продемонстрировать не только эстетическую ценность данных текстов, но дать психологическую интерпретацию происходящим в них событиям ирреального, фантастического характера. Взгляд на «чудесные» события, отображенные в этих текстах, не как на эпизоды действительно «чудесного» характера, а как на преобразование героем реальности с помощью фантазии, способен, на наш взгляд, раскрыть тексты с новой стороны и предоставить потенциальному читателю возможность взглянуть на фантазирование как на продуктивный ментальный акт, имеющий в высшей степени креативный характер.
Практическая ценность работы выражается в создании проекта интерактивного музея «В Стране между Светом и Тьмой» по мотивам рассказов А. Линдгрен.
Объектом исследования является фантазия детей в рассказах А. Линдгрен «Кукушка-подружка», «Крошка Нильс Карлссон», «В Сумеречной Стране», «Любимая Сестра», «Звучит ли моя липа, поет ли соловей?»
Предметом исследования является формирование детьми счастливых пространств в данных рассказах.
Цель исследования включает в себя доказательство гипотезы о том, что появление ирреальной действительности в повествовании можно интерпретировать в качестве формирования счастливого пространства фантазией персонажа, а также утверждение ценности фантазии как позитивного ментального процесса и проявления творческой силы в поле анализируемых текстов.
В соответствии с поставленной целью был определен к решению ряд конкретных задач:
Выявить в текстах обозначенных рассказов пласты реальной и ирреальной действительности.
Определить случаи появления в повествовании ирреальной действительности как представление «воображаемого мира» персонажей (терминология О.В. Дрейфельд).
Установить, что формой представления «воображаемого мира» персонажа в рассказах является фантазийное «пространство счастья» или счастливое пространство.
Определить роль счастливых пространств в рассказах как элемента поэтики произведения.
Определить ценность счастливых пространств для персонажей с психологической точки зрения, в качестве инструмента для решения тех или иных внутренних задач.
Сформировать понятие о ценности фантазирования для детей в пространстве текстов проанализированных рассказов.
Написать сценарий для проекта интерактивного музея «Страна между Светом и Тьмой» по мотивам рассказов А. Линдгрен, отвечающего взгляду на фантазирование как на позитивный ментальный процесс и проявление творческой силы.
В качестве гипотезы данного исследования выдвинуты следующие предположения:
Переход от реальной действительности к ирреальной можно рассматривать как формирование персонажем фантазийного пространства.
В фантазийном пространстве герой решает те проблемы, которые у него имеются в реальности, поэтому такое пространство можно назвать «счастливым пространством».
Создание «счастливого пространства» является ценным как на повествовательном уровне, в качестве элемента поэтики произведения, так и идеологическом уровне, поскольку поставленные перед героем проблемы решаются именно в этом пространстве.

Мы провели исследование счастливых пространств в фантазии ребенка на материале пяти рассказов А. Линдгрен, выяснив особенности их формирования и функционирования. Счастливые пространства были рассмотрены нами как в качестве элемента поэтики произведения, так и в качестве психологического феномена.
Цель нашего исследования предполагала доказательство гипотезы о том, что появление ирреальной действительности в повествовании можно интерпретировать в качестве формирования счастливого пространства фантазией персонажа, а также утверждение ценности фантазии как позитивного ментального процесса и проявления творческой силы в поле анализируемых текстов.
Данные цели предполагали решение следующих исследовательских задач:
• Выявление в текстах рассказов пластов реальной и ирреальной действительности.
• Рассмотрение случаев появления в повествовании ирреальной действительности в качестве представления «воображаемого мира» персонажей (терминология О.В. Дрейфельд).
• Определение счастливого пространства, создаваемого фантазией персо-нажей, в качестве формы представления «воображаемого мира».
• Выявление роли счастливых пространств в рассказах как элемента поэтики произведения.
• Определение ценности счастливых пространств для персонажей с психологической точки зрения, в качестве инструмента для решения тех или иных внутренних задач.
• Формирование понятия о ценности фантазирования для детей в пространстве текстов проанализированных рассказов.
• Написание сценария для проекта интерактивного музея «Страна между Светом и Тьмой» по мотивам рассказов А. Линдгрен, отвечающего взгляду на фантазирование как на позитивный ментальный процесс и проявление творческой силы.
Проведя текстологический анализ рассказов с использованием методик нарратологического анализа, мы определили счастливое пространство в качестве элемента поэтики произведения, реализующегося как форма представления воображаемого мира героя в произведении.
Рассмотрев счастливые пространства, представленные в текстах, с помощью метода психологической интерпретации, мы отнесли их к категории фантазийных пространств, создаваемых субъектом для работы с внутриличностными задачами и проблемами, и имеющих для него большую ценность.
Для претворения результатов исследования в жизнь с помощью метода бизнес-планирования был разработан проект интерактивного музея «Страна между Светом и Тьмой», созданный по мотивам проанализированных в работе рассказов А. Линдгрен.
Проведенное нами исследование формирования счастливых про-странств в фантазии ребенка на материале рассказов А. Линдгрен имеет междисциплинарный характер, что позволило изучить это явление в качестве двусторонней единицы, имеющей ценность как в качестве элемента поэтики произведения, так и в качестве ментального образования, позволяющего субъекту работать с внутренними задачами, используя творческую силу фантазии.
Разработанный для реализации результатов исследования проект ин-терактивного музея «Страна между Светом и Тьмой» по мотивам рассказов А. Линдгрен является уникальной разработкой, не имеющей аналогов на рынке Санкт-Петербурга в отрасли интерактивных литературных музеев для детей. Целью проекта является обращение внимания к малоизвестным в России произведениям А. Линдгрен, а также утверждение ценности фантазии, как позитивного ментального процесса и творческой силы, поэтому реализация подобного проекта видится нам актуальной и перспективной.
Нам также кажется перспективным продолжение исследования и при-менение его методов для изучения других произведений А. Линдгрен, в ко-торых, по предварительным предположениям, также можно выявить случаи формирования персонажами счастливых пространств с помощью фантазии. Продолжение исследования позволило бы изучить творчество А. Линдгрен с новой стороны, а также разработать смежные проекты по популяризации творчества автора и заложенных в нем ценностей.
Результаты исследования были представлены на следующих конференциях:
XXV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (МГУ, 9-13 апреля 2018 года); XXI Открытая конференция студентов-филологов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ, 16-20 апреля 2018 года)
Публикации по теме исследования:
1. Сыромятникова М.В. Фантазийные «пространства счастья» в рассказах Астрид Линдгрен. Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2018» / Отв. Ред. И. А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] – М.: МАКС Пресс, 2018.
2. Сыромятникова М.В. Фантазийные «пространства счастья» в рассказах Астрид Линдгрен. Программа XXI Открытой конференции студентов-филологов Санкт-Петербургского государственного университета. (Сборник материалов конференции в настоящее время готовится к печати [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://conference-spbu.ru/conference/39/layout/ )

ПРИЛОЖЕНИЕ А
В данном приложении представлен возможный план помещения для интерактивного музея «Страна между Светом и Тьмой» по мотивам рассказов А. Линдгрен.
Указано размещение локаций, экспозиций, технических подсобок.
На Рис. 1 используются сокращения:
Э.№1 – Экспозиция №1
Э.№2 – Экспозиция №2
Э.№3 – Экспозиция №3
Э.№4 – Экспозиция №4
Тех.№1, Тех.№2 – технические подсобки №1 и №2

Рис. 1 Общий вид помещения.

Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания: учеб. пособие / Ананьев Б.Г.– Москва: Просвещение, 1960.– 254с.
Библиография А. Линдгрен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 12.12.2017)
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. – 504 с.
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Сб.– М.: Худ. лит., 1975. – с.234-407
Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в детском возрасте мозга / Мат. межд. конф. «Творчество: взгляд с разных сторон». Москва – Звенигород, 2005
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
Дрейфельд О.В. Воображаемый мир героя как понятие теоретической поэтики: к постановке проблемы / Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (37): в 2-х ч. Ч. I. C. 63-65.
Дрейфельд О.В. «Ирреальность» воображаемого мира героя и «неклассическая» литература ХХ века / Новый филологический вестник. 2015. №2 (33). С. 44-51
Дроженко О. Немного стокгольмской топонимики в шведских книгах для детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 11.05.2018)
Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики / перев. Ал. В. Михайлова.– М.: Искусство, 1981.
Краткая литературная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 10.04.2018)
Лавлинский С.П., Павлов А.М. Фантастическое / Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008.
Лапланш Ж. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис: пер. с франц. Н.С. Автономовой. – М.: Высш.шк., 1996. – 623 с.
Линдгрен А. В Стране между Светом и Тьмой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 15.05.2018)
Линдгрен А. Звучит ли моя липа, поет ли соловей? / Нет в лесу никаких разбойников! М.: Семья и школа, 1995. С. 122-137.
Линдгрен А. Крошка Нильс Карлссон / Нет в лесу никаких разбойников! М.: Семья и школа, 1995. С.7-25.
Линдгрен А. Кукушка-Подружка / Нет в лесу никаких разбойников! М.: Семья и школа, 1995. С. 48-55.
Линдгрен А. Любимая Сестра / Нет в лесу никаких разбойников! М.: Семья и школа, 1995. С. 84-89.
Линдгрен А. В Сумеречной Стране / Нет в лесу никаких разбойников! М.: Семья и школа, 1995. С. 26-37.
Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Вопросы литературы, № 8, 1968. – С. 74-87.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М.: Искусство, 1970. – 384 с.
Манн Ю.В. Эволюция гоголевской фантастики / К истории русского романтизма: сборник статей. – М.: Наука, 1973.
Михайлова А.А. О художественной условности. М.: Мысль, 1970. – 300 с.
Муравьев В.С. Фантастика / Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А.Н. Николюкин. – М.: НПК Интелвак, 2003.
Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 c.
Никитина О.Н. Пеппи Длинный Чулок и Зоки: мир взрослого и ребенка в сказке Л. и И. Тюхтяевых “Зоки и Бада” и А. Линдгрен “Пеппи Длинный Чулок” / Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2016. № 3. С. 127-132.
Николаева Е.И. Психология детского творчества. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010 – 240 с.
Нудельман Р.И. Фантастика / Краткая литературная энциклопедия / под ред. А.А. Суркова. – М.: Сов. энциклопедия, 1972. – Т. 7.
Осорина М.В. Ментальные пространства как психическая реальность / Вестник СПбГУ, Психология и педагогика. Т 7., Вып. 1. С. 6-24
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2009 – 304 с.
Осорина М.В., Чечик А.А. Исследование повседневного фантазирования взрослых. Часть I: подходы и методы / Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2013. Вып. 3. C. 25-34
Осорина М.В., Чечик А.А. Исследование повседневного фантазирования взрослых. Часть II: подходы и методы / Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2013. Вып.4. С. 14-29
Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация. – М.: Эксмо-пресс, 2002. – 416 с.
Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1969. C. 55–231.
Розет И. М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной. деятельности. — 2-е изд., испр. и доп. — Мн.: Университетское, 1991. – 342с.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998.
Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – Спб.: Питер, 2009. – 304 с.
Скуднякова Е.В. Фантастическое как категория поэтики литературного произведения: разнообразие трактовок // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2012. №3 (11). С. 63-70
Тамарченко Н.Д. (ред.) Теория литературы. Том 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М., 2004
Теория литературы: Анализ художественного произведения. Словарь терминов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращение 10.04.2018)
Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999
Топоров В. Н. Странный Тургенев (четыре главы). М.: Изд-во РГГУ, 1998. С. 187-188.
Успенский Б.А. Поэтика композиции. – СПб.: Азбука, 2000. – 348 с.
Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Академия, 2013. – 432 с.
Шмид B. Нарратология. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 312 с.
Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 17.03.2018)

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Формирование счастливых пространств в фантазии ребенка (на материале рассказов А. Линдгрен)»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет