Gr в современной россии и за рубежом: особенности продвижения интересов бизнеса (сравнительно-правовое исследование)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ……………………………………….. 12
1.1. Теоретико-методологическое обоснование отношений бизнес-структур и государства……………………………………………………………………. 12
1.2. GR в современной России: история, сущность, национальная специфика, основные тенденции и перспективы развития………………….. 23
1.3. Проблемы нормативно-правового регулирования отношений бизнеса и власти в России…………………………………………………………………. 31
ГЛАВА 2. GR В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКИХ РЕАЛИЙ………………………………………. 44
2.1. Различия между понятиями GR и лоббизм……………………………. 44
2.2. Нормативно-правовое регулирование GR в России и в зарубежных странах…………………………………………………………………………… 56
2.3. Значение опыта зарубежных стран в области GR для России……….. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. 88
Мир вокруг нас постоянно и стремительно изменяется, в частности, этому способствует процесс глобализации, цифровизации и информатизации. В современной действительности изменению подвергаются практически все сферы нашей жизни. Если говорить о взаимодействии бизнеса и государства, то здесь становится очевидным, что эта область всегда пребывает в процессе эволюции. Современные реалии диктуют как бизнесу, так и государству все новые правила игры. Но есть то, что остается неизменным – потребность в продуктивном диалоге между государством и бизнесом.
Government relations становятся все более актуальной сферой для осуществления данной деятельности. Так, в настоящее время роль GR как для государства, так и для крупных компаний, компаний малого и среднего бизнеса, выходит на первый план. Каждый день представители бизнеса и власти вынуждены коммуницировать друг с другом. Именно от того, как будет налажен этот диалог, в дальнейшем будет зависеть эффективность деятельности как бизнес-структур, так и представителей власти, а в конечном итоге все это взаимодействие прямым образом будет отражаться на обществе.
В рамках правового поля каждая организация, будь то малый, средний или крупный бизнес вступают во взаимодействие с органами власти, и, в конечном счете, испытывают на себе их воздействие. Например, коммерческие компании могут выступать контрагентами государственных структур, поставлять различные товары и оказывать различные услуги государственным учреждениям, в рамках реализации государственных контрактов. Успешность взаимодействия между последними и коммерческими компаниями – контрагентами зависит от грамотно построенной коммуникации, чем, собственно, и занимается GR. Но, хочется пояснить, что «построение коммуникации» является довольно скудным понятием. GR – это обширная область, требующая глубокого изучения, включающая в себя огромный спектр проблем и нюансов, анализа.
Вообще, в развитии GR Россия идет по своему особенному пути, в силу сложившейся государственной политики, социальных факторов, а также финансово-экономических отношений. Поэтому данная тема представляется актуальной и достаточно интересной для исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
2. Constitution of the United States. URL: http://www.senate.gov/civics/constitution_item/constitution.htm (дата обращения: 15.02.2022).
3. Lobbying Disclosure Act of 1995. URL: http://www.senate.gov/legislative/Lobbying/Lobby_Disclosure_Act/TOC.htm#1 (дата обращения: 15.02.2022).
4. Закон Краснодарского края от 6 июня 1995 г. № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» Гарант / [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru/36990419/31c8140a2e1dc585c5111b6d2281821d/.
Научная литература
5. Ачкасова В.А., Минтусов И.Е. GR и лоббизм: Теория и технология: учебник / под. Ред. В.А. Ачкасовой, И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой – Москва. Юрайт, 2019.
6. Антонова А. Ю. Конфликт интересов власти и бизнеса в современной России// Бизнес, сообщество, власть. – 2020. – №2. – С. 36-37.
7. ACP Journal [Электронный ресурс] // URL: https://www.acpjournals.org/doi/10.7326/M20-6817.
8. Вырва П.А. Криминологические аспекты коррупционного лоббизма в правотворческой деятельности: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / П.А. Выдра. Москва, 2020. 26 с.
9. Вырва П.А. Эволюция представлений о лоббировании // Сборник материалов международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект свободный-2015», посвященной 70-летию Великой Победы. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. – С. 162–164.
10. Вопросы о GR и лоббизме – GR и лоббизм | Лоббизм в России (b-c-g.ru) (Дата доступа: 17.02.2021).
11. Ильичева Л.Е. Лоббизм в США: опыт функционирования / Л. Е. Ильичева // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2015. – № 5. – С. 13-20.
12. Кайль Я. Я. Епинина В. С. Ламзин Р. М. Основные тенденции и проблемы развития GR-менеджмента// Государственное и муниципальное управление. – 2017. – №3. – С. 120-127.
13. Казарян А.Г. Институционально-правовая регламентация лоббистской деятельности в зарубежных странах / А. Г. Казарян // Международная юбилейная научно-практическая конференция, посвященная 90-летию Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины: Материалы конференции. В 3-х частях, Гомель, 19–20 ноября 2020 года. – Гомель: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2020. – С. 78-81.
14. Кулакова Е.В. Лоббизм как правовое явление / Е. В. Кулакова // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы III Международной научной конференции, Донецк, 25 октября 2018 года / Под общей редакцией С.В. Беспаловой. – Донецк: Донецкий национальный университет, 2018. – С. 73-75.
15. Краткий словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина и Ф. М. Петрова. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1952. – С. 229.
16. Кургаева Ж. Ю., Халилова Т. В. Отраслевой и корпоративный лоббизм в деятельности предприятий по добыче и переработке углеводородного сырья // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – Т. 16. – № 14. – С. 274.
17. Леонова Е. В. GR-менеджмент в России: проблемы и вектор развития// Материалы международной научно-практической конференции, 2018. – С. 22-24.
18. Лукьянцева А.В. Лоббизм как государственно-правовой институт / А. В. Лукьянцева // Российское право на современном этапе: Сборник научных трудов ΧΙV Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 21 апреля 2020 года. – Москв: Знание-М, 2020. – С. 106-110.
19. Ляпоров В.Н. 100% GR. Как лоббируют бизнес-проекты: практическое пособие по взаимодействию с органами государственной власти / В.Н. Ляпоров. – М.: Международные отношения, 2020. – С.90.
20. La Haute autorité pour la transparence de la vie publique / [Электронный ресурс] // URL: https://www.hatvp.fr/espacedeclarant/patrimoine-interets-instruments-financiers/la-declaration-dinterets/#post_4647.
21. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1988. – С. 653.
22. Папаян А.А. GR-менеджмент в Российской Федерации: история, проблемы и пути развития / А. А. Папаян // Бизнес. Общество. Власть. – 2021. – № 3(41). – С. 177-185.
23. Пахомов Ю. Н. Инновационные подходы к решению проблем взаимодействия государства и бизнеса// Научные труды северо-западного института управления РАНХИГС. – 2019. – №3. – С. 175-178.
24. Петрова Е.В. Лоббизм: естественная закономерность или угроза? / Е. В. Петрова, А. А. Титов // Научный Лидер. – 2021. – № 25(27). – С. 6-11.
25. Пичугин В. А. Проблемы эффективного взаимодействия государства и бизнеса в условиях цифровой экономики// Научные исследования молодых ученых. Сборник статей международной научно-практической конференции. – 2021. – С. 59-62.
26. Рагимов А. Т. Проблемы правового регулирования лоббизма в России// Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2021. – №2. – С. 13-18.
27. Рыбакова Н.С. О соотношении лоббизма и коррупции / Н. С. Рыбакова // Синергия Наук. – 2017. – № 18. – С. 1374-1379.
28. Raj Chari, John Hogan and Gary Murphy. “Regulating Lobbying: a Global Comparison”, Manchester University Press, 2010, 196 p.
29. Суровцев С.И. Конституционно-правовое регулирование лоббистской деятельности по праву США, государств-членов Европейского союза и России: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / С.И. Суровцев. Москва, 2018. 28 с.
30. Суровцев С.И. Российский закон о лоббизме: первые шаги на пути правовой регламентации лоббистской деятельности в РФ / С.И. Суровцев // Право и управление. XXI век. – 2016. – №3(40). – С. 55-63.
31. Соловьев К. А. Законодательная и исполнительная власть в России: механизмы взаимодействия (1906—1914). — М.: РОССПЭН, 2011. – С. 447-449.
32. Субочев В.В. Лоббизм в России: природа, специфика, проблемы правового регулирования / В. В. Субочев // Право и управление. XXI век. – 2014. – № 2(31). – С. 28-36.
33. Charles S. Mack Business, Politics, and the Practice of Government Relations. URL.:https://www.goodreads.com/book/show/2066772.Business_Politics_and_the_Practice_of_Government_Relations (дата обращения: 15.02.2022).
34. Толстых П. А. GR. Практикум по лоббизму в России. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – С. 19.
35. Transparency International publique / [Электронный ресурс] // URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korrupczii-2021-29-ballov-i-136-e-mesto.
36. Фельдман П. Я. Нужен ли в России закон о лоббизме? // Власть. – 2014. – № 2. – С. 119-120.
37. Фельдман П. Я. Политика согласования интересов в Италии и России: компаративный анализ // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). – 2016. – № 3 (32). – С. 20.
38. Шапкин И. Н. Лоббистские союзы российского бизнеса: типы, организационные принципы и основные формы деятельности (вторая половина XIX – начало XX века // Историко-экономические исследования. – 2015. – Т. 16. – № 3. – С. 565.
39. Яковлева Л. Н. Основы взаимодействия государства и бизнеса в Российской Федерации// Тенденции развития науки и образования. – 2019. – №49. – С. 21-23.
Электронные ресурсы
40. Шетов А. Теоретические основы GR-менеджмента как фактора повышения эффективности взаимодействия государства и общества [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-gr-menedzhmenta-kak-faktora-povysheniya-effektivnosti-vzaimodeystviya-gosudarstva-i-obschestva
41. Официальный сайт компании Baikal Communications Group Википедия [Электронный ресурс] // URL: https://b-c-g.ru/voprosy-o-gr-i-lobbizme/
42. Министерство Юстиции РФ [Электронный ресурс] // URL: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
43. Издание «Медуза» «Их не видно, но они решают вопросы» / [Электронный ресурс] // URL: https://meduza.io/feature/2017/12/21/ih-ne-vidno-no-oni-reshayut-voprosy
44. Меньшенина Н.Н., Черноскутова М.В. GR как способ легитимации лоббистских коммуникаций // Политика и общество. – 2017. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gr-kak-sposob-legitimatsii-lobbistskih-kommunikatsiy
45. Издание РБК [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/society/15/05/2020/5ebda4fd9a79473b98aa96e7
46. Консультант. Плюс [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/statya_3.18.1._narushenie_trebovanij_normativnyh_pravovyh_aktov_goroda_moskvy%252C_napravlennyh_na_vvedenie_i_obespechenie_rezhima_povyshennoj_gotovnosti_na_territorii_goroda_moskvy/
47. Коробейникова Н.Ю. GR-коммуникации в условиях развития современного российского бизнеса (На примере компаний «Вымпелком» и «Связьинвест»), с.10 Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2010/05/07/1217271378/Korobeinikova.pdf
48. Торгово-промышленная палата РФ/ [Электронный ресурс] // URL: https://news.tpprf.ru/ru/opinion/2870758/
49. Меньшенина Н. Н. Пантелеева М. В. Лоббизм: курс лекций. — Екатеринбург: Изд-во Уральского федерального университета, 2016. — С. 57. Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/43629/1/978-5-7996-1806-3_2016.pdf
50. Гарант/ [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru/36990419/31c8140a2e1dc585c5111b6d2281821d/
51. Колосова Н.М. Лоббизм и коррупция // Журнал российского права. – 2014. – № 2 (206). – С. 53
52. Толмачева И.В. Количественное исследование института лоббизма в России [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kolichestvennoe-issledovanie-instituta-lobbizma-v-rossii
53. Колосова Н. М. Лоббизм и коррупция // Журнал российского права. – 2014. – № 2 (206). – С. 53
54. РБК / [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/economics/15/07/2014/57041f569a794760d3d3ffd6
20. ТАСС / [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/ekonomika/828551
55. Портал Госслужба / [Электронный ресурс] // URL: https://gossluzhba.gov.ru/reestr
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!