«Гробовщик» А.С. Пушкина в контексте фантастической повести 1820-х годов
Исторически корректная интерпретация «Гробовщика» неизбежно требует контекста романтической прозы — прежде всего в форме фантастической повести. В настоящей работе предлагается обзор ранних образцов этого жанра в русской литературе и попытка их концептуального осмысления . Обнаружение ведущей тенденции фантастических повествований 1820-х годов позволяет уточнить место пушкинского произведения в литературной эволюции и показать специфику прозы «Золотого века».
Введение ……………………………………………………………………………………………………. 2
Глава 1 ………………………………………………………………………………………………………. 6
Фантастика в эстетической рефлексии романтизма …………………………………….. 6
1.1 «Колыбель» фантастики. Немецкий романтизм ………………………………….. 6
1.2 Восприятие немецкой фантастической новеллы в Европе.
Эстетические концепции французских романтиков …………………………………. 9
1.3 «Фантастическое» в России: эстетические воззрения 1820-х гг. ………… 13
Глава 2 …………………………………………………………………………………………………….. 27
Фантастическая повесть 1820-х годов ………………………………………………………. 27
2.1 Фантастическая повесть в России: общая характеристика ………………… 27
2.2 Русская фантастическая повесть 1820-х годов ………………………………….. 30
Глава 3 …………………………………………………………………………………………………….. 63
«Гробовщик» как фантастическая повесть………………………………………………… 63
3.1 «Гробовщик» и идеология фантастической повести …………………………. 63
3.2 «Гробовщик» в споре с жанром: «иная» фантастика …………………………. 68
3.3 «Гробовщик» в контексте «Повестей Белкина» ………………………………… 80
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 85
Библиография ………………………………………………………………………………………….. 91
Исследования, посвященные «Гробовщику» А. С. Пушкина, как
правило, актуализируют ту или иную перспективу научного анализа повести:
нарративную1, стилистическую2, сравнительно-историческую,3
интертекстуальную4, типологическую5, мотивную6 и др. В иных случаях
произведение рассматривается в структуре сборника «Повестей Белкина»7.
При этом дедуктивный метод нередко начинает определять имманентное
прочтение – концептуальное представление цикла диктует повестям смыслы,
соответствующие общему принципу. Так, например, В. С. Узин на основании
«раздвоения <…> в Иване Петровиче Белкине» предлагает групповое деление
новелл на «повести с драматически развитой фабулой» («Метель»,
«Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка») и те, которые имеют
«явно выраженный монодраматический характер» («Выстрел»,
«Гробовщик»)8. А Н. Я. Берковский находит главное значение повестей в
Хоц А. Н. О музыкально-смысловой организации «Гробовщика» // Московский пушкинист. Ежегодный
сборник. М., 2002. Вып. X. С. 142–165. Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести
Белкина». СПб., 1996.
2
См., например.: Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М., 1941. С. 514–582.
3
Акимов Э. Б. «Гробовщик» Пушкина и «Гамлет» Шекспира // «Знание. Понимание. Умение». М., 2009. № 1.
С. 107–113; Алексеев М. П. Пушкин и Шекспир // Алексеев М. П. Сравнительно-исторические исследования.
Л., 1972. С. 240–280; Благой Д. Д. Данте в сознании и творчестве Пушкина // Историко-филологические
исследования: Сб. статей к 70-летию академ. Н. И. Конрада. М., 1967. С. 237–246.
4
Балашова И. А. О роли литературных традиций в повести А. С. Пушкина «Гробовщик» // Балашова И. А.
Романтическая мифология А. С. Пушкина. Ростов-на-Дону, 2004. С. 152–163; Давыдов С. Веселые
гробокопатели: Пушкин и его гробовщик // Пушкин и другие: Сб. статей, посвященный 60-летию со дня
рождения С. А. Фомичева. Новгород, 1997. С. 42–51; Маркович В. М. «Повести Белкина» и литературный
контекст // Пушкин: Исследования и материалы. Т. 13. Л., 1989. С. 63–87.
5
Глухов В. И. «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии» в их отношении друг к другу // Болдинские чтения.
Горький, 1987. С. 153–167; Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830–1833). Л., 1974.
С. 96–152.
6
Мусий В. Б. Оппозиция «свое–чужое» в «Гробовщике» А. С. Пушкина // Болдинские чтения. Нижний
Новгород, 2013. С. 173–181; Фокин П. Е. Морфология «сна с размытыми границами» в повестях
А. С. Пушкина // Внимая звуку струн твоих…: Сб. статей. Калининград, 1992. С. 48–59.
7
См., например: Варнеке Б. В. Построение «Повестей Белкина» // Пушкин и его современники: Материалы и
исследования. Л., 1930. Вып. 38/39. С. 162–168. Вацуро В. Э. Повести покойного Ивана Петровича Белкина //
Вацуро В. Э. Записки комментатора. СПб., 1994. С. 29–48; Гей Н. К. Проза Пушкина: Поэтика повествования.
М., 1989. С. 11–172; Гиппиус В. В. «Повести Белкина» // Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока. М.; Л., 1966. С.
7–45; Гукасова А. Г. «Повести Белкина» А. С. Пушкина. М., 1949; Овчарова П. И. «Повести Белкина» Пушкина
как книга новелл // Вопросы биографии и творчества А. С. Пушкина: Межвузов. тем. сб. Калинин, 1979. С. 52–
72; Тюпа В. И. К изучению юмора «Повестей Белкина» // Проблемы современного пушкиноведения:
Межвузов. сб. научн. трудов. Псков, 1991. С. 61–75; Хализев В. Е., Шешунова С. В. Цикл А. С. Пушкина
«Повести Белкина»: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. М., 1989; Яковлева М. В. Эпическое сознание
А. С. Пушкина в «Повестях Белкина»: (Статья вторая) // Проблемы метода и жанра. Вып. 10. Томск, 1983.
8
Узин B. C. О повестях Белкина: Из комментариев читателя. Пб., 1924. С. 45–46.
«борении со старыми порядками жизни», которое совокупными усилиями
«протестантов» «в полках, в усадьбах» ведет к становлению демократического
эпоса9.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!