Художественный текст в лингводидактике (на материале произведения «Мужчина и домашнее хозяйство» И. Крауса)

Рыжкова Софья
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Задачей работы является рассмотрение проблемы использования художественного текста в лингводидактических целях. Для исследования был выбран юмористический рассказ современного чешского писателя Ивана Крауса (1939, Kraus) под названием «Мужчина и домашнее хозяйство» («Muž v domácnosti»). В нем было выделено 10 лексико-семантических групп, к которым были составлены словарные статьи с использованием методики составления двуязычных словарей Бориса Александровича Ларина (1893—1964). Создание такого словаря дает возможность расширить культурный кругозор обучающихся и помочь им получить углубленные знания языка через понимание художественного произведения. Плюсом данного словаря, несомненно является возможность его наличия не только в бумажном виде, но и в цифровом, что значительно облегчает поиск слова из текста в словарной статье. Особенно актуально это для дистанционного обучения чешскому языку. Для закрепления полученных знаний далее были разработаны практические упражнения.

Лингводидактика на сегодняшний момент предстает в виде отрасли образовательной науки накапливающей знания о методах обучения. Вопросами лингводидактики занимались В. М. Ляховицкий, Е. И. Пассов, А. В. Хуторской, Л. В. Щерба. Одной из наиболее важных тем лингвистических исследований становится процесс изучения и восприятия языковой картины мира и культурных ценностей. Сведения лингвокультурологического характера структурированы в языке определенным образом. Из чего следует, что язык передает информацию об  определенном человеческом опыте, другими словами об языковой картине мира. Знания о мире и его восприятие отражаются в языковых картинах мира и содержат в себе представления о научном, историческом, социальном, психологическом, культурологическом осмыслении действительности. Особенно ярко это сказывается во всяком мифологическом творчестве.
Понятие «лингводидактика» в современной научной среде начинает активно употребляться в связи с развитием других связанных с ней дисциплин, таких как например, лингвистика, психология, социология. В настоящее время понятие «лингводидактика» еще не является широко применимым так, как лингводидактика относительно молодая наука, которая возникла на основе методики обучения иностранному языку (ИЯ).
В современном образовательном пространстве все больше стремятся объединить знания, полученные из разных сопряженных с лингводидактикой дисциплин для дальнейшего развития данной отрасли науки. Исследуются и разрабатываются новые методы обучения ИЯ. Свой вклад оказывает развитие новых компьютерных технологий, позволяя расширить границы образовательного пространства. Чтение художественной литературы уже давно является одним из наиболее доступных средств лингводидактики, но восприятие иностранного текста осложненно наличием новых слов, употреблением знакомых слов в новых конструкциях и контекстах. Для облегчения восприятия художественного произведения Л. В. Щерба еще в 1974 году высказал идею о создании двуязычных словарей, в которых бы содержались толкования иностранных слов на родном языке учащихся. К сожалению, полностью воплотить его идеи в жизнь до сих пор не представляется возможным, хотя были проведены и до сих пор производятся лексикографические исследования произведений некоторых авторов (Анна Зегерс, Степан Митров Любиши, Иво Андрич, Мария Пуйманова, Никола Вапцаров).
Поэтому актуальность настоящего исследования обусловлена, прежде всего тем, что исследуемый рассказ современного чешского писателя Ивана Крауса (Ivan Kraus, 1939) относится к одному из произведений, отражающих современную языковую картину мира для носителей чешского языка. В словарных статьях к данному рассказу содержится, помимо толкования выбранных нами ЛСГ, семантико-стилистическое описание словоупотреблений автора. Далее были составлены упражнения с использованием последних достижений в компьютерной технике. Все вышеперечисленное и обусловливает научную новизну работы, которая состоит в исследовании художественного текста на материале И. Крауса и его применении в лингводидактике.
Объектом данной работы является художественное произведение И. Крауса «Мужчина и домашнее хозяйство» («Muž v domácnosti»).
Предметом исследования служат лингводидактические способы применения данного произведения.
Целью работы является выявление и исследование лексико-семантических групп (ЛСГ) на материале произведения И. Крауса, составление словарных статей к каждой из ЛСГ, а также составление упражнений для закрепления и развития ключевых компетенций у обучающихся ИЯ.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
Разработать теоретическую базу исследования;
Выявить основные лексико-семантические группы в тексте.
Составить словарные статье к каждому наименованию в различных ЛСГ;
Проанализировать получившийся двуязычный словарь;
Определить возможность лингводидактического применения каждой ЛСГ;
Составить практические упражнения в лингводидактических целях;
Основными методами исследования являются: метод сплошной выборки, лексикографический метод, метод создания учебных упражнений.
Материалом данной работы служит художественное произведение Ivana Krausa «Muž v domácnosti».
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в качестве лингводидактического материала для преподавания чешского языка как иностранного, для академических занятий по чешскому языку, для онлайн-курсов обучения чешскому языку.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Во введении обозначена актуальность работы, ее цели и задачи, указаны методы исследования, источники, материал исследования, практическая значимость, новизна работы. Первая глава посвящена описанию теоретических основ изучения лингводидактики, описанию лексической системы языка, краткой биографии современного чешского писателя И. Крауса. Вторая глава посвящена анализу художественного произведения И. Крауса, выделению ЛСГ, созданию словарных статей к данным ЛСГ и их лингводидактическое применение в упражнениях.
В заключении подведены итоги по работе в целом.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет