Инвестиционные проекты естественных монополий
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты государственного управления субъектами естественных монополий России5
1.1 Субъекты естественных монополий, основные понятия и определения………………………………………………………………………..7
1.2 Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в России……………………………………………………………..19
1.3 Инвестиционные проекты (программы) российских субъектов естественных монополий России………………………………………………33
Глава 2. Государственное управление инвестиционной деятельностью субъектов естественных монополий России …………………………………53
2.1 Инвестиционные программы естественных монополий, как инструмент реализации государственной политики………………………………………53
2.2 Цели и задачи государственного управления инвестиционной деятельностью субъектов естественных монополий России ………………67
2.3 Выявление проблем, возникающих в сфере государственного управления инвестиционной деятельностью субъектов естественных монополий России…………………………………………………………………………….79
Глава 3. Технологический аудит как основной механизм контроля инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий России…………………………………………………………………………….83
3.1 Внедрение технологического аудита в современную систему российских правовых отношений…………………………………………………………….83
3.2 Технологический аудит как элемент государственного управления и его схема реализации……………………………………………………………….108
Заключение…………………………………………………………………….121
Список использованной литературы………………………………………123
ВВЕДЕНИЕ
Проблема низкой эффективности инвестиционных проектов в сфере естественных монополий с точки зрения их рентабельности, в части повышения качества и доступности предоставляемых услуг, а также риски их несоответствия общему вектору развития «материнского» инфраструктурного комплекса, существуют на сегодняшний день и обусловлены объективными особенностями формирования и функционирования субъектов естественных монополий. Вынужденный отказ от конкуренции в силу специфики производства, а также общая модель извлечения прибыли субъектом естественной монополии в условиях гарантированного положительного денежного потока (принцип покрытия издержек в рамках тарифного регулирования) снижают потребность компании в повышении внутренней эффективности, росте рентабельности, снижении издержек, тщательном стратегическом планировании инвестиционной деятельности.
Одновременно следует понимать, что повышение эффективности в сфере естественных монополий, в условиях мирового замедления экономического роста, предоставляет потенциальную возможность для снижения на национальном уровне показателя инфляции, сокращения базовых издержек промышленного производства, сохранения социальной стабильности применительно к сферам жизнеобеспечения населения. Кроме того, развитие национального сектора естественных монополий, повышение его конкурентоспособности до мирового уровня создаст условия для повышения инвестиционной привлекательности данной сферы и позволит сформировать самодостаточный и стабильный источник для ее развития.
Соответствующие задачи формализованы в рамках пункта 4 Плана мероприятий («Дорожной карты») по развитию конкуренции и совершенствование антимонопольной политики, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р, а предметно проработаны и представлены в проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» и иные законодательные акты Российской Федерации» (разработан ФСТ России), ставящим цель закрепить на законодательно уровне полномочия органов власти по осуществлению согласования и контроля инвестиционных программ субъектов естественных монополий.
Между тем, практическая возможность осуществления государственного контроля инвестиционных программ субъектов естественных монополий сопряжена с необходимостью, с одной стороны, профессиональной оценки (аудита) инфраструктурных проектов, позволившей бы в полной мер исключить риск неэффективности инвестиционной политики, а с другой стороны, предполагает всестороннюю, комплексную и публичную оценку проекта всеми заинтересованными участниками отношений.
Проблема неэффективного использования инвестиционных ресурсов при разработке и реализации крупных инфраструктурных проектов в сфере естественных монополий актуальна и злободневна.
В рамках осуществления ФСТ России контрольно-надзорных мероприятий, по результатам проведения плановых и внеплановых проверок систематически выявляются случаи неэффективного использования хозяйствующими субъектами средств при реализации инвестиционных проектов, несоответствие проводимых мероприятий с заданными параметрами инвестиционных программ, отказ от реализации взятых инвестиционных обязательств.
Позиция о наличии аналогичных рисков может быть представлена и в отношении хозяйствующих субъектов, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования превышает пятьдесят процентов.
Следует отметить, что предлагаемая для целей выявления и пресечения таких нарушений модель проведения технологического и ценового аудита крупных инфраструктурных проектов уже опробована и реализована постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Кроме того, данный механизм контроля эффективности инвестиционных вложений применяется в рамках иных актов Правительства Российской Федерации при расходовании средств федеральных целевых программ, федерального бюджета, бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Так, по результатам независимого технологического и ценового аудита 2-х проектов по строительству высоковольтной линии электропередач на 500 кВ, проведенных в рамках директивных указаний, экспертной организацией были оптимизированы общие расходы на их реализацию на 19,15 % и 23,5 %, соответственно. Совокупное снижение запланированных расходов по проектам составило 3,27 млрд. рублей.
Соответствующим образом, применение такого механизма инвестиционного контроля как проведение технологического и ценового аудита как мера государственного воздействия на деятельность естественных монополий позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, снизить стоимость, сократить сроки, а также повысить экологичность и энергоэффективность.
Объектом исследования выступает инвестиционная деятельность естественных монополий.
Предмет исследования – технологический аудит в системе управления инвестиционными проектами субъектов естественных монополий.
Цель исследования – проанализировать возможность внедрения технологического аудита в систему государственного правления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи исследования:
– изучить нормативные правовые акты, определяющие основные понятия, связанные с субъектами естественных монополий;
– исследовать современную систему государственного регулирования естественных монополий;
– определить основные направления существующих инвестиционных проектов естественных монополий России;
– определить цели и задачи государственного управления инвестиционной деятельностью субъектов естественных монополий России;
– проанализировать проблемы, возникающие в сфере государственного управления инвестиционной деятельностью субъектов естественных монополий России;
– предложить схему реализации технологического аудита как возможного способа преодоления проблем, возникающих в сфере государственного управления инвестиционной деятельностью субъектов естественных монополий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный Закон РФ № 147-ФЗ «О естественных монополиях» от 17.07.1995 г.
3. Федеральный Закон РФ № 16-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 10.01.2003 г.
4. Приказ Федеральной службы по тарифам Российской Федерации № 315-э/б от 2.12.2008 г.
5. Указ Президента России от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
6. План мероприятий («Дорожная карта») по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 382.
8. Белоусова Н.И., Васильева Е.М. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий. Труды Института системного анализа РАН. М.: Комкнига, 2006 320 с.
9. Саакян-Ю.З. и др. Естественные монополии России. — М.: Институт проблем естественных монополий, 2007. 408 с.
10. Айдарова H.A. Государственное регулирование естественных монополий в условиях трансформации российской экономики.
11. Дюбанов М.А. Реформирование естественных монополий: проблемы, состояние, перспективы развития (на примере железнодорожного транспорта)//Транспортное дело России. 2009. № 2. С. 25-28.
12. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) 8-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма,2007
13. Кабанов А.В. Ограничения эффективности системы регулирования в условиях естественной монополии Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 82. № 2. С. 43-46.
14. Моляков А. Ю. Проблемы реформирования естественных монополий. М., 2008.
15. Никуйко И.Б. Классификация российских естественных монополий // Вестник Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2001. №1. С.17-20.
16. Радюкова Я.Ю., Якунина И.Н. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в контексте обеспечения реализации национально-государственных интересов России Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 82. № 2. С. 36-42.
17. Бутыркин А. Проблемы реформирования естественных монополий. Мировая экономика и международные отношения, 2003, №12.
18. Бутыркин А. Я. Естественные монополии. Теория и проблемы регулирования. – М.: Новый век, 2003.
19. Голубничий А.С. Развитие управления инвестиционной деятельностью естественной монополии. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2005.
20. Клейн Н. И. Антимонопольное законодательство и законодательство о естественных монополиях: проблемы изменения и дальнейшего совершенствования. Право и экономика, 1998, № 1.
21. Конкуренция и антимонопольное регулирование. Учебное пособие для вузов/Под ред. А. Г. Цыганова.- М.: Логос, 1999
22. Тотьев К. Ю. Государственная и естественная монополия. -Закон, 1995, №4.
23. Тотьев К. Ю. Конкуренция и монополия: Учеб. пособие. М.: Юристь, 1996.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!