Использование цифровых технологий в обучении и развитии человеческих ресурсов
Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с тем, что обучение персонала – это один из важнейших процессов в любой организации, от успешного проведения которого зависит эффективность и производительность сотрудников, что напрямую влияет на конкурентоспособность организации. В выпускной квалификационной работе рассмотрены актуальные проблемы внедрения и адаптивности цифровых технологий обучения персонала в организации, так как далеко не все компании имеют экономическую возможность внедрять цифровые технологии, а другие опасаются того, что сотрудникам будет трудно работать в новых условиях труда.
Цель работы – на основе анализа теории и практики применения цифровых технологий в обучении персонала, разработать рекомендации по совершенствованию программ обучения с использованием цифровых технологий.
В результате исследования реализовано выполнение поставленных задач исследования. В ходе работы составлено авторское определение термина «корпоративное обучение», обусловлено его использование, проанализированы различные труды российских и зарубежных ученых в области обучения и развития персонала, представлены характеристики форм, видов и методов обучения. Проанализированы тенденции трансформации традиционных методов в цифровые методы обучения персонала в условиях цифровизации. На основе анализа практик использования цифровых технологий в различных компаниях в работе представлен авторский алгоритм разработки программ обучения с использованием цифровых технологий. Данный алгоритм был апробирован на процессе трансформации очных программ в цифровые программы обучения в компании Kelly Services.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении сущности цифровизации, ее направленности и путей развития. Сформулированные в данной работе определения, классифицированные принципы и выявленные закономерности в перспективе могли бы быть полезны для изучения цифровых технологий с точки зрения современного бизнеса.
Практическая значимость исследования заключается в разработке авторского алгоритма по внедрению цифровых технологий в программы обучения персонала, а так же разработке рекомендаций по совершенствованию программ обучения с использованием цифровых технологий в компании Kelly Services.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИ-
ЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ 6
1.1. Обучение персонала в организациях: основные понятия, роль, виды 6
1.2. Трансформация форм и методов корпоративного обучения персонала в условиях цифро-
визации 17
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 30
2.1. Алгоритм разработки программ обучения персонала на основе цифровых технологий 30
2.2. Технологии обучения персонала с использованием цифровых технологий 41
2.3. Практика применения цифровых технологий в программах обучения управления персо-
налом в российских и зарубежных организациях 49
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ПРОГРАММАХ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ KELLY SERVICES 54
3.1.Характеристика компании Kelly Services 54
3.2.Анализ реализации программ обучения персонала в компании Kelly Services 58
3.3. Рекомендации по совершенствованию программ обучения персонала с использованием
цифровых технологий в компании Kelly Services 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
Список использованной литературы 76
Приложения 80
Актуальность темы исследования. Обучение персонала для современной органи-
зации является одним из инструментов повышения эффективности работы и конкуренто-
способности. Рынок труда неизменно динамичен: то, что было актуально сегодня, не все-
гда будет востребовано завтра. Оперативность и гибкость – одно самых ценных качеств
любого сотрудника. Важно соответствовать всем требованиям работодателя, чтобы быть
востребованным на изменяющемся рынке труда.
Затраты на обучение и развитие персонала выступают долгосрочными инвестициями
в человеческий капитал организации. Однако оправданными такие вложения могут стать
при условии понимания менеджментом компании всех возможностей и особенностей ис-
пользования обучения как эффективного инструмента развития персонала.
Процессы организационного развития предприятия и его стратегические цели нераз-
рывно связаны с обучением персонала. Необходимость профессионального развития и
обучения персонала может быть вызвана как внешними условиями (появление новых кон-
курентов, изменение экономической ситуации в стране и в мире, изменения в законода-
тельстве и т.д.), так и внутренними (введение нового оборудования в компании, измене-
ние техники производства продукции, реструктуризация, создание новых рабочих мест и
т.д.), что еще раз подтверждает актуальность данной темы.
Актуальным моментом так же является проблема внедрения и адаптивности цифро-
вых технологий обучения персонала в организации: далеко не все компании имеют эко-
номическую возможность внедрять цифровые технологии, другие опасаются того, что со-
трудникам будет трудно работать в новых условиях труда. Необходимо рассматривать
различные факторы, влияющие на успешность внедрения цифровых технологий, уметь
подбирать подходящие методики, выявлять препятствия овладения такими технологиями,
учитывать стратегические цели компании.
В данном исследовании обучение и развитие человеческих ресурсов представлено в
обобщенном виде – обучение персонала организации.
Степень разработанности проблемы
Данная сфера является малоизученной, но стремительно развивающейся. Среди ак-
туальных и востребованных трудов можно выделить работы иностранных авторов, таких
как Дж. Берсин, К. Ингли, Д. А. Колб, П.Э. Шлендера. Среди российских практиков необ-
ходимо отметить Н. Мекшун, Н. Альбрехта, Г. Грефа, Н. В. Шарапову. В ходе изучения
вопросы актуальности применения цифровых технологий в управлении человеческих ре-
сурсов были проанализировать труды Р. Поляковой, Н. В. Шараповой, Э. Шмидта и др.
Цели и задачи исследования
Цель исследования – на основе анализа теории и практики применения цифровых
технологий в обучении персонала, разработать рекомендации по совершенствованию про-
грамм обучения с использованием цифровых технологий.
Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение следую-
щих задач:
1) анализ и раскрытие содержания понятий «обучение персонала», «цифровые тех-
нологии», «развитие персонала», «корпоративное обучение»;
2) изучение форм, видов и методов обучения персонала, классификация принципов
обучения персонала;
3) разработка авторского алгоритма разработки программ обучения персонала с ис-
пользованием цифровых технологий;
4) анализ направлений цифровизации в управлении персоналом;
5) изучение и анализ технологий обучения персонала с использованием цифровых
технологий;
6) анализ и оценка применяемых цифровых технологий в компании Kelly Services;
7) разработка рекомендаций по внедрению цифрового обучения персонала компании
Kelly Services.
Объектом исследования являются программы обучения персонала.
Предмет исследования – внедрение цифровых технологий обучения персонала.
Теоретико-методологическая основа исследования
В процессе изучения теоретической базы были проанализированы работы таких авто-
ров как Н. Альбрехта, Н. Мекшун, Н. И. Нагибиной, А.Я. Кибанова, Д. А. Колба, П.Э. Шлен-
дера и др. В ходе изучения вопросы актуальности применения цифровых технологий в
управлении человеческих ресурсов были проанализировать труды Р. Поляковой, Н. В. Ша-
раповой, Э. Шмидта и др.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были использованы сле-
дующие методы. В первой и второй частях исследования были применены такие методы,
как анализ и синтез информации, описание и сравнение, классификации и аналогии. В ка-
честве источников для анализа выступили нормативно-правовая база, учебники по управ-
лению персоналом, научные статьи и различные интернет-ресурсы.
Для получения необходимой информации о применяемых в компании Kelly Services
цифровых технологиях использованы такие методы, как анализ и синтез информации о
компании из различных открытых источников. Из качественных методов исследования
будут применяться метод включенного наблюдения, сбор и анализ внутренней докумен-
тации, анкетирование сотрудников дивизиона Value, а так же проведение экспертных ин-
тервью с руководителями центра обучения персонала в компании Kelly Services.
С учетом динамики развития экономики (в абсолютно любом направлении), такой фе-
номен как цифровизация не просто имеет место быть, а происходит здесь и сейчас, привле-
кая внимание компаний, которые стремятся к инновационному и универсальному. Именно
универсальность многих цифровых технологий так сильно привлекает современные органи-
зации на пути к оптимизации, автоматизации и стандартизации таких процессов управления
человеческими ресурсами, как обучение и развитие, адаптация и мотивация.
Данная исследовательская работа направлена на анализ и изучение форм и технологий
обучения персонала с использованием цифровых технологий, а так же разработку рекомен-
даций по совершенствованию цифровых технологий в программах обучения. В ходе напи-
сания выпускной квалификационной работы перед нами стояли следующие цели:
1. анализ и раскрытие содержания понятий «обучение персонала», «цифровые
технологии», «развитие персонала», «корпоративное обучение»;
2. изучение форм, видов и методов обучения персонала, классификация принци-
пов обучения персонала;
3. разработка авторского алгоритма разработки программ обучения персонала с
использованием цифровых технологий;
4. анализ направлений цифровизации в управлении персоналом;
5. изучение и анализ технологий обучения персонала с использованием цифровых
технологий;
6. анализ и оценка применяемых цифровых технологий в компании Kelly Services;
7. разработка рекомендаций по внедрению цифрового обучения персонала компа-
нии Kelly Services
В первой главе исследования проанализированы различные определения обучения пер-
сонала, рассмотрены точки зрения ученых на роль и сущность обучения, а также выявлены
отличия между развитием и обучением персонала. На основе разнообразия проанализиро-
ванных определений обучения персонала в дальнейшем исследовании было решено исполь-
зовать термин «корпоративное обучение», определение которого было составлено автором.
Данный термин наиболее полным образом отражает всю суть процесса обучения персонала,
так как включает в себя не только получение принципиально новых профессиональных зна-
ний и умений, а так же развитие личностных качеств персонала, таких как творческий под-
ход, способность к самообучению и саморазвитию. Корпоративное обучение представляет
собой процесс обучения, который учитывает не только интересы и потребности бизнеса,
стратегические цели и задачи компании. Этот процесс так же рассматривается как инстру-
мент прогнозирования потребности в обучении персонала на разных уровнях, таких как уро-
вень бизнеса и уровень персонала, и инструмент стандартизации процедуры по разработке
программ обучения персонала.
В первой главе рассмотрены как традиционные формы, виды и методы обучения пер-
сонала, так и инновационные. Трансформация традиционных методов обучения в цифровые
методы обусловлена развивающейся цифровой экономикой, а так же динамичной цифрови-
зацией различных форм управления персонала. Нами были рассмотрены тенденции цифро-
визации, влияние цифровых технологий на систему управления персоналом, в частности, на
обучение персонала.
В работе так же рассмотрены технологии обучения персонала с использованием циф-
ровых технологий на практике различных компаний. Актуальность рассмотрения цифровых
технологий на основе практического применения в компании обусловлена стремлением вы-
брать наиболее эффективные из технологий для решения задачи исследовательской работы –
разработки подготовки рекомендаций по разработке программ обучения с использованием
цифровых технологий в компании Kelly Services.
Во второй главе представлена авторская разработка – алгоритм разработки программ
обучения с использованием цифровых технологий. Алгоритм включает в себя несколько
этапов, которые в совокупности направлены на стандартизацию процедуры внедрения циф-
рового обучения и в компании, в которых никогда не применялись цифровые технологии, и в
компании, которые уже использую цифровизацию как инструмент обучения персонала. Ал-
горитм представлен как в словесном виде, так и в виде схемы, и направлен на пошаговое вы-
полнение нескольких процедур. С помощью алгоритма происходит определение потребно-
сти в обучении, формирование структуры программ обучения, определение целей и задач
программ обучения, выбор форм, видов и методов обучения, а так же выбор инструментов и
технологий, которые помогут трансформировать традиционные программы обучения в циф-
ровые.
В третьей главе исследования проанализирована система обучения персонала в компа-
нии Kelly Services, а именно программы обучения персонала с использованием цифровых
технологий. На данном этапе исследования использовались методы анализа внутренних до-
кументов компании с целью описания структуры компании и ее подразделений. Для анализа
программ обучения персонала так же проводилось экспертное интервью с руководителями
центра обучения в компании. По результатам интервьюирования выявлены основные проце-
дуры, применяемые в Kelly Services для разработки программ обучения, оценки персонала,
определения потребности и основного фокуса исключительно на бизнес. Для анализа со-
трудников применялся метод анонимного анкетирования с целью оценки удовлетворенности
программами обучения персонала в компании.
По результатам анализа применяемых цифровых технологий в компании Kelly Services
не было выявлено существенных ошибок и нарушений в разработке программ обучения,
скорее наоборот, центр обучения персонала продемонстрировал системный подход к обуче-
нию персонала. Некоторые процедуры все же требовали определенных доработок: итогом
анализа программ обучения в компании были представлены такие проблемы, как исключи-
тельный фокус на потребности бизнеса, неоперативная обратная связь и неактуальность не-
которых программ обучения.
В третьем пункте третьей главы были предложены рекомендации по совершенствова-
нию использования программ обучения с использованием цифровых технологий, а именно
предложено использование авторского алгоритма по разработке цифровых программ обуче-
ния. В данном пункте подробно представлена процедура по трансформации очного тренинга
по эффективному общению в онлайн-тренинг, что подтверждает практическую значимость
применения алгоритма. Представленные в том же пункте общие рекомендации по решению
проблем, описанных выше, могут быть актуальным и эффективным решением для оптимиза-
ции процесса обучения в компании.
Таким образом, нами были представлены результаты выпускной квалификационной
работы с помощью реализации поставленных во введении задач.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!