Использование цифровых технологий в подборе персонала: проблема эффективности
Процесс подбора персонала – один из ключевых HR-процессов в любой организации, который, как и другие сферы жизни, находится под влиянием цифровизации. Многие компании необдуманно внедряют ненужные и некачественные цифровые инструменты, попадая под риск обратного эффекта. Поэтому актуальным становится вопрос об оценке эффективности цифровых технологий в подборе персонала организации.
Цель работы – на основе оценки эффективности разработать рекомендации по внедрению цифровых технологий в процесс подбора персонала.
В результате исследования было дано определение термина «подбор персонала», выявлено место данного процесса в системе управления человеческими ресурсами, проведен анализ имеющихся на рынке цифровых технологий подбора персонала. Также на основе изучения литературных источников и анализа практик компаний выделены основные показатели оценки эффективности цифровых технологий подбора персонала (экономической и социальной эффективности), разработана авторская методика оценки эффективности цифровых технологий подбора персонала. Данная методика апробирована на процессе подбора персонала Торговой сети «Пятерочка», в результате чего разработаны рекомендации по совершенствованию процесса подбора компании с применением цифровых технологий.
Теоретическая значимость исследования заключается в классификации цифровых технологий подбора персонала и систематизации показателей эффективности подбора персонала.
Практическая значимость исследования заключается в разработке авторской методики оценки эффективности цифровых технологий подбора персонала. Применение методики будет полезно компаниям, которые хотят понять, насколько эффективны применяемые цифровые технологии подбора, компаниям, которые столкнулись с проблемами при их использовании, отсутствием результатов, снижением качества подбора, а также компаниям, которые задумались о смене или внедрении дополнительных цифровых технологий подбора персонала. Разработанная методика позволит принимать рациональные решения при работе с цифровыми технологиями подбора.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОДБОР ПЕРСОНАЛА КАК ОБЪЕКТ ЦИФРОВИЗАЦИИ 7
1.1 Подбор персонала и его место в системе управления человеческими ресурсами 7
1.2 Процесс подбора персонала: общая характеристика 14
1.3 Цифровые технологии подбора персонала компании 24
ГЛАВА 2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА
КОМПАНИЙ 37
2.1 Подходы к оценке эффективности подбора персонала 37
2.2 Применение цифровых технологий в процессе подбора персонала: анализ практик
оценки эффективности 47
2.3 Разработка методики оценки эффективности внедрения цифровых технологий в
подбор персонала компаний 57
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДБОРА
ПЕРСОНАЛА ТОРГОВОЙ СЕТИ «ПЯТЕРОЧКА» 71
3.1 Торговая сеть «Пятерочка» как объект эмпирического исследования 71
3.2 Оценка эффективности цифровых технологий подбора персонала в Торговой сети
«Пятерочка» 81
3.3 Рекомендации по повышению эффективности использования цифровых технологий в
процессе подбора персонала Торговой сети «Пятерочка» 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 103
ПРИЛОЖЕНИЯ 107
В современном мире человек – ключевой ресурс любой организации, от выбора
которого будет зависеть успешность и эффективность работы сотрудника и компании в
целом. Наличие качественных человеческих ресурсов, способных с высоким
профессионализмом подойти к своей работе, является определяющим фактором, который
влияет на конкурентоспособность, эффективность компании в своей отрасли.
Мировая глобализация, развитие IT-технологий отражается на скорости развития
бизнеса. Соответственно, становится необходимо наращивать темпы развития
человеческого капитала с помощью digital-технологий в управлении персоналом.
В данном исследовании рассматривается применение цифровых технологий в
подборе персонала компании, так как подбор персонала – один из ключевых HR-
процессов в любой организации, с которого начинается работа с будущими сотрудниками
компании. Правильный подбор персонала помогает экономить финансовые, временные и
человеческие ресурсы организации, а ошибка может быть чревата серьезными
последствиями.
Использование digital-технологий не только снижает трудозатраты, оптимизирует
процесс подбора новых сотрудников, минимизирует субъективный фактор при отборе
персонала, но и повышает конкурентоспособность бизнеса, что напрямую влияет на его
прибыльность. В настоящее время проблема многих организаций состоит в непонимании
рациональности применения цифровых технологий в подборе. Многие компании
необдуманно внедряют ненужные и некачественные инструменты, попадая под риск
обратного эффекта. Поэтому актуальным становится вопрос об оценке эффективности
цифровых технологий в подборе персонала организации.
Основные вопросы определения сущности понятия «подбор персонала» описаны в
трудах российских ученых Веснина В.Р., Деркач А.А., Дураковой И.Б., Мякушкина Д.Е.
Проблема использования цифровых технологий в подборе персонала компаний
исследовались в работах различных авторов, таких как Нагибина Н.И., Прохоренко Д.А.,
Шарапова Н. В., Щукина А.А. и др. Проблема эффективности использования цифровых
технологий в подборе персонала описана в основном различных интернет-источниках.
Таким образом, тема эффективности использования цифровых технологий в подборе
персонала в малой степени разработана как в зарубежной, так и в отечественной
литературе. Особенность данного исследования заключается в большом количестве
использования интернет-источников.
Исследовательский вопрос: «Как цифровые технологии влияют на эффективность
подбора персонала?»
Гипотеза исследования: применение цифровых технологий повышает эффективность
подбора персонала.
Объект исследования – подбор персонала.
Предмет – цифровые технологии подбора персонала организации.
Теоретической базой исследования являются концепции подбора персонала (Веснин
В.Р., Деркач А.А., Дуракова И.Б., Мякушкин Д.Е.), исследования по цифровизации
подбора персонала (Нагибина Н.И., Прохоренко Д.А., Шарапова Н. В., Щукина А.А.).
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы использованы следующие
методы исследования:
Общенаучные: анализ, синтез, группировка данных, описание и сравнение;
Качественные методы: кейс-study, полуструктурированное интервью;
Количественные методы: опрос сотрудников, анализ статистической отчетности
компании.
Информационная база исследования включает в себя научные статьи по теме,
результаты национальных и международных исследований в области подбора персонала,
данные эмпирического исследования автора 2020 года в Торговой сети «Пятерочка».
Цель исследования – на основе оценки эффективности разработать рекомендации по
внедрению цифровых технологий в процесс подбора персонала.
Задачи:
1. Определить содержание понятия «подбор персонала»;
2. Выявить место подбора персонала в системе управления человеческими
ресурсами;
3. Провести анализ цифровых технологий подбора персонала в современных
компаниях;
4. Исследовать подходы к оценке эффективности подбора персонала;
5. Провести анализ успешных практик оценки эффективности цифровых технологий
подбора персонала российских компаний;
6. Разработать методику оценки эффективности применения цифровых технологий
подбора персонала;
7. Апробировать методику оценки эффективности применения цифровых
технологий на примере процесса подбора персонала Торговой сети «Пятерочка»;
8. Разработать рекомендации по внедрению цифровых технологий в процесс подбора
персонала Торговой сети «Пятерочка» на основе оценки их эффективности.
В результате данного исследования была достигнута цель выпускной
квалификационной работы – на основе оценки эффективности разработать рекомендации
по внедрению цифровых технологий в процесс подбора персонала.
Выделим основные выводы ниже.
1. В научной и профессиональной литературе понятие «подбор персонала»
трактуется неоднозначно (имеются различия по составу и смыслу термина). В результате
анализа литературных источников на основе выделения ключевых функций подбора было
дано определение:
«Подбор персонала – это комплекс непрерывных, последовательных мероприятий,
направленных на своевременное удовлетворение потребностей организации в персонале,
включающий в себя планирование потребности в персонале, формирование требований к
будущим кандидатам, набор (поиск, привлечение персонала), отбор (оценку) персонала и
оформление трудовых отношений».
2. Процесс подбора персонала является ключевым и основополагающим в системе
управления человеческими ресурсами, поскольку именно с него начинается процесс
работы с сотрудниками. Процесс подбора персонала имеет влияние на другие функции
управления человеческими ресурсами, так же как и они влияют на него (все процессы в
системе являются взаимозависимыми).
3. Проведенный анализ применяемых в настоящее время цифровых технологий
показал их разделение на четыре основных направления: использование искусственного
интеллекта и машинное обучение, цифровизация процессов, HR-аналитика, агрегация
данных.
Также с помощью изучения электронных источников были проанализированы
функции цифровых инструментов подбора персонала: ATS-систем (в рамках
сопровождения подбора), инструментов по поиску и привлечению соискателей (job-сайты,
мобильные приложения, сайты работодателя, чат-боты, робот, социальные сети),
инструментов оценки (сервисы по анализу резюме, сервисы видеоинтервью, сервисы по
тестированию кандидатов).
4. Рассмотрены и систематизированы показатели эффективности подбора персонала,
выделено два подхода к оценке эффективности подбора: экономическая эффективность
(показатели затрат и показатели результатов) и социальная эффективность.
5. Проанализированы практики по оценке эффективности цифровых технологий
подбора персонала четырех крупных компаний, а также проведен онлайн-опрос сорока
одной компании. Анализ показал, что среди наиболее часто используемых показателей
эффективности цифровых технологий подбора используются: средний срок закрытия
вакансии, стоимость закрытия вакансии (показатели затрат экономической
эффективности), а также коэффициент укомплектованности кадрами, показатель
эффективности источников привлечения соискателей, показатель прохождения
испытательного срока (показатели результата экономической эффективности).
6. Разработана авторская методика оценки эффективности цифровых технологий
подбора персонала, основанная на оценке:
Экономической эффективности (показатели затрат: средний срок закрытия
вакансии, стоимость закрытия вакансии, показатели результата: коэффициент
укомплектованности кадрами, показатель эффективности источников привлечения
соискателей, показатель прохождения испытательного срока), источником информации по
которой являются полуструктурированное интервью с руководством отдела подбора,
анализ статистической отчетности компании;
Социальной эффективности (среди показателей: удовлетворенность применением
цифрового инструмента, удобство интерфейса цифрового инструмента, готовность к
использованию цифровых инструментов, эмоциональное отношение к применению
цифровых инструментов, готовность порекомендовать цифровые инструменты «коллегам
по цеху»), источником информации по которой являются опросы рекрутеров и
сотрудников, нанятых с применением цифровых технологий.
Анализ эффективности цифровых технологий подбора необходимо начинать с
анализа деятельности компании и ее особенностей процесса подбора. Для понимания
целей внедрения цифровых технологий, нюансов их применения, готовности к
изменениям важно провести полуструктурированное интервью с директором по
управлению персоналом компании и руководителем отдела подбора. Для выявления
возможности внедрения новых технологий необходимо провести полуструктурированное
интервью с ИТ-специалистом компании, отвечающим на подбор персонала. Оценка
социальной эффективности цифровых технологий подбора персонала производится на
основе опроса специалистов по подбору персонала и сотрудников, нанятых с
применением цифровых технологий подбора. Анализ показателей экономической
эффективности цифровых технологий подбора производится на основе данных,
полученных от руководителя отдела подбора, либо рассчитывается самостоятельно на
основе известных данных. По завершению оценки эффективности цифровых технологий
подбора персонала необходимо подготовить наглядную презентацию с результатами
оценки и представить рекомендации компании. Важно проинформировать руководство о
проведенной работе, так как оно является главным проводником изменений в компании.
7. Данная методика была апробирована на процессе подбора персонала Торговой
сети «Пятерочка», были выявлены низкие результаты социальной эффективности
нескольких цифровых инструментов подбора.
8. Разработаны рекомендации по совершенствованию процесса подбора персонала
компании с применением цифровых технологий:
Модернизация функционала ATS-системы МАКС;
Оценка необходимости применения сайта Zarplata.ru;
Разработка мобильного приложения «Работа в Пятерочке»;
Модернизация средств тестирования.
Таким образом, разработанная методика позволит принимать рациональные решения
при работе с цифровыми технологиями подбора. Применение методики будет полезно
компаниям, которые хотят понять, насколько эффективны применяемые цифровые
технологии подбора, компаниям, которые столкнулись с проблемами при их
использовании, отсутствием результатов, снижением качества подбора, а также
компаниям, которые задумались о смене или внедрении дополнительных цифровых
технологий подбора персонала. Разработанная методика позволит принимать
рациональные решения при работе с цифровыми технологиями подбора.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!