Использование мультипликации как средства социализации детей дошкольного возраста
Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы использования мультипликации как средства социализации детей дошкольного возраста
1.1. Сущность и основные механизмы процесса социализации ……… …14
1.2. Особенности процесса социализации детей дошкольного возраста………………………………………………………………….. 26
1.3. Основные средства и пути социализации детей дошкольного возраста………………………………………………………………. …36
1.4. Мультипликация как одно из средств социализации детей ………… 44
Выводы по первой главе ………………………………………………………… 49
Глава 2. Опытно-практическая работа по социализации детей старшего дошкольного возраста посредствам использования мультипликации
2.1. Цель и задачи опытно-практической работы. Первичная диагностика уровня социализации детей старшего дошкольного возраста ……… 51
2.2. Организация творческой деятельности детей-дошкольников по созданию мультфильмов ……………………………………………… 59
2.3. Вторичная диагностика уровня социализации детей старшего дошкольного возраста. Проведение сравнительного анализа результатов опытно-практической работы ………………………….. 65
Выводы по второй главе ………………………………………………………… .69
Заключение ………………………………………………………………………. 71
Список литературы ………………………………………………………………. 75
Приложения ………………………………………………………………………. 81
В современное время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, конструктивно решающий возникающие проблемы и, главное, гармонично взаимодействующий с окружающими. Поэтому важно и на уровне семьи, и на уровне дошкольного учреждения осознавать первичность проблемы социально-личностного развития ребёнка и ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – это период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям. По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это самый важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Значительное место в изучении феномена детства как особого этапа в жизни человека занимают работы И.Д. Демаковой, И.С. Кона, Д.Б. Фельдштейна.
Проблема социализации многогранна и изучалась учёными в разных аспектах: феномен социальной адаптации широко рассмотрен И.А. Милославской, Г.М. Андреевой, Т. Шибутани, анализ основных сторон социализации сделан А.А. Налчаджяном, Б.Д. Парыгиным, Д.В. Ольшанским, У.Р. Эшби и другими; факторы социально-культурной адаптации изучены Т.Г. Стефаненко и Т.Г. Грушевицкой. Вопросами социализации также занимались исследователи: М.М. Бахтин, В.С. Мухина, Б.Ф. Ломов, С.Н. Беличева, А.В. Мудрик, Ю.И. Кривов и др.
Теоретическую основу исследования составили психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), философские, педагогические и социальные концепции о влиянии социальной среды на становление и развитие личности (Э. Дюркгейм, И.С. Кон, С.А. Беличева, Н.И. Шевандрин, Б.Д. Парыгин и др.), результаты изучения феномена детства как особого этапа жизни человека (И.Д. Демакова, И.С. Кон, Д.Б. Фельдштейн), психолого-педагогические особенности ознакомления детей с социальной действительностью (С.А. КозловА, Т.Д. Пашкевич и др.), феномен социальной адаптации (И.А. Милославская, Г.М. Андреева, Т. Шибутани, анализ основных сторон социализации (А.А. Налчаджян, Б.Д. Парыгин, Д.В. Ольшанский, У.Р. Эшби и др.); факторы социально-культурной адаптации (Т.Г. Стефаненко и Т.Г. Грушевицкая), вопросы социализации (М.М. Бахтин, В.С. Мухина, Б.Ф. Ломов, С.Н. Беличева, А.В. Мудрик, Ю.И. Кривов и др), структура детской личности (Л.С. Выготский, Г.Г. Кравцов), взаимодействие психического и личностного развития (С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), взаимодействие волевого и произвольного компонентов (Е.О. Смирнова, Г.Г. Кравцов).
В содержании работы опирались на труды зарубежных исследователей по проблеме социализации (Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Т. Тард и др.).
Теоретическую основу вопросам использования мультипликационной технологии как средства воспитания и социализации детей составили работы специалистов в области педагогики и психологии: А.Ф. Барухина, Е.А. Гаваза, А.Ф. Лалетина, Н.П. Гришаева, О.В. Казачёк, О.А. Воронина, М.И. Медведева, И.А. Абраменкова, А.Л. Богатырёва, В.И. Короткий и др.
Исследование навыков культуры поведения у детей дошкольного возраста проводилось с помощью комплекса систематизированных методик А.М. Щетининой, представленных в ее учебно-методическом пособии «Диагностика социального развития ребенк. Для диагностики взаимодействия дошкольников с окружающими и их представления о нравственных нормах использовались методики из учебного пособия «Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция» О.Е. Смирновой и В.М. Холмогоровой.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!