Использование сетевых ресурсов по русскому языку в процессе самообразования китайских студентов
Данное диссертационное исследование направлено на выявление особенностей сетевых ресурсов по изучению русского языка для самообразования китайских студентов. На современном этапе из-за дружественных отношений между Китаем и Россией, углубления взаимопонимания между народами двух стран число изучающих русский язык в Китае растет. К тому же на рынке труда предъявляют повышенные требования к уровню владения русским языком: нужны специалисты, способные к самосовершенствованию на протяжении всей жизни, занимающиеся самообразовательной деятельностью. Китайский интернет, представляет собой особый, отличающийся от международной практики, информационный институт, предлагает все больше образовательных возможностей для китайских студентов. В ходе исследования был проведен анализ содержания сетевых ресурсов по изучению русского языка для выявления наиболее успешных практик в этом сегменте образования и основных тенденций роста их популярности среди китайских студентов. Кроме того, был проведен опрос китайских студентов о мотивации к самообразованию в области русского языка. Полученные результаты показывают, что китайские студенты склоны к самообразованию с помощью сетевых ресурсов, так как они могут получить новые знания и навыки. При этом сетевые образовательные ресурсы по русскому языку в Китае направлены на освоение лексики и грамматики русского языка, почти отсутствуют сетевые методические инструменты, которые помогают китайским студентам в фонетических упражнениях по русскому языку. В связи с этим был разработан проект «Золотой голос», ориентированный на создание образовательного сетевого ресурса, который помогает китайским студентам в области практического освоения фонетики русского языка.
Введение 3
ГЛАВА 1. СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНСТРУМЕНТ САМООБРАЗОВАНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ 9
1.1 Ценность изучения русского языка для китайских студентов 9
1.2 Самообразование как ценность для китайских студентов 18
1.3 Особенности использования интернета китайскими студентами 28
Выводы по главе 36
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ 37
2.1 Анализ русскоязычных сетевых ресурсов в Китае 37
2.2 Методы диагностического исследования 54
2.3 Исследовательская выборка 55
2.4 Анализ результатов исследования использования сетевых ресурсов по русскому языку 59
2.4.1 Мотивация китайских студентов к самообразованию в области русского языка 60
2.4.2 Отношение китайских студентов к использованию сетевых ресурсов по изучению русского языка 65
Выводы по главе 74
ГЛАВА 3. БИЗНЕС-ПЛАН ПРОЕКТА «ЗОЛОТОЙ ГОЛОС» 76
Заключение 98
Список литературы 100
Приложения 107
Актуальность исследования:
Изучение русского языка в Китае имеет долгую историю. Оно началось с 1708 года, показывает разные характеристики в разные периоды. По мере того, как углубляется стратегическое партнёрство в 21 веке, интерес к изучению русского языка жителями Китая растёт. В настоящее время в Китае насчитывается 162 университета, в которых русский язык включён в учебные программы, и где более 20 тысяч студентов изучают русский язык. Наибольший интерес вызывает то, как китайские студенты относятся к самостоятельному изучению русского языка.
В современном Китае интернет представляет собой особый, отличающийся от международной практики, информационный институт. Интернет в определенной степени решает проблему образовательного неравенства. Сетевые ресурсы предоставляют колоссальную полезную и актуальную информацию, их анализ необходим для понимания процессов в образовании, происходящих в крупнейшей стране мира. Тем не менее, пока мало кто системно изучал их, в частности, то, как устроены сайты по русскому языку, как оценить содержание, представленное на сайтах, как на сайтах продвигать образовательные услуги и многое другое.
В то же время, по официальной статистике, молодые люди в возрасте 10-39 лет являются самыми активными пользователями интернета. По состоянию на декабрь 2017 года на долю возрастной группы 10-39 лет приходилось 73% от общего числа пользователей интернета, в частности, доля пользователей интернета в возрастной группе 20-29 лет составляла самый высокий показатель, достигая 30%.
Рост интереса к изучению русского языка китайскими студентами заслуживает внимания с точки зрения выявления возможностей национального интернета Китая. Изучение наиболее популярных сайтов, ориентированных на тех, кто изучает русский язык в Китае, позволит выявить эффективные практики их работы, динамику интереса пользователей и, возможно, сформулировать рекомендации по повышению активности самообразования китайских студентов и по построению процесса преподавания русского языка китайским студентам в России.
Названные проблемы определяют актуальность темы исследования: «Использование сетевых ресурсов по русскому языку в процессе самообразования китайских студентов»
Объектом исследования являются маркетинговые стратегии популярных китайских сетевых ресурсов по русскому языку.
В качестве непосредственного предмета исследования выступают сетевые ресурсы по русскому языку для самообразования китайских студентов.
Цель работы: исследовать особенности сетевых ресурсов по изучению русского языка для самообразования китайских студентов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Проанализировать современные исследования сетевых ресурсов для самостоятельного изучения русского языка и культуры в Китае.
Провести анализ русскоязычных сетевых ресурсов в Китае.
Организовать и провести онлайн анкетирование среди китайских студентов на тему «Мотивация к самообразованию в области русского языка».
Произвести статистический анализ данных анкет.
Создать образовательный сетевой ресурс, направленный на помощь китайским студентам в области практического освоения фонетики русского языка.
Гипотеза исследования:
Образовательных сетевых ресурсов по русскому языку недостаточно для удовлетворения актуального спроса со стороны китайских студентов.
Основным мотивом изучения русского языка китайскими студентами является повышение конкурентоспособности на рынке интеллектуального труда.
Китайские студенты склонны к самообразованию с помощью сетевых ресурсов несмотря на их недостатки.
Методологическая основа исследования:
Культурно-исторический и теоретический анализ при исследовании самообразования в изучении русского языка в Китае, при выявлении факторов, влияющих на мотивацию изучения и распространение русского языка.
Анализ содержания сетевых ресурсов, рассказывающих о русском языке и культуре.
Метод анкетирования «Мотивация к самообразованию в области русского языка» и метод статистического анализа данных анкет, обобщены данные по итогам изучения отношения китайских студентов к самообразованию в области русского языка. Опросные листы содержали 22 пункта, включающие 20 закрытых и 2 открытых вопроса. Всего на наши вопросы ответили 150 китайских студентов, среди которых 91 студент (60%) из 11 российских вузов, 59 студентов (40%) из 18 китайских вузов.
При создании бизнес-плана проекта использовался метод проектирования и бизнес-планирования.
Теоретическую базу исследования составляют:
Исследования, рассматривающие историю развития преподавания русского языка в Китае: Лю Лиминь (2009)
Работы, раскрывающие сущность самообразования: В. В. Байлук (2012); Медведев, И.Ф. (2013); Ху Дэхай (2013); Жан Найянь (2004)
41-й “Статистический отчет о развитии интернета в Китае” (январь 2018 года)
Работы по развитию интернета в Китае: Чэнь Цзяньгун (2014); Нин Цзяцзюнь (2015); Бу Тянье и Чэнь Яньжун (2017)
Работы по теории создания сайта: Д.А. Шевченко и Ю.В. Локтюшина (2014); Федоркевич Е. В. и Ветошев В.О. (2017)
Эмпирической базой исследования являются 14 сайтов разных видов, рассказывающих о русском языке и культуре, и полученные результаты анкетирования «Мотивация к самообразованию в области русского языка», в котором участвовали 150 китайских студентов.
В процессе обобщения результатов проведанного исследования были получены следующие основные положения, выносимые на защиту:
Мотивацией изучения русского языка у китайских студентов оказался личный интерес. К тому же возможность получения высокооплачиваемой работы, связанной с русским языком, стимулирует молодых людей самостоятельно заниматься русским языком.
Китайские студенты склоны к самообразованию с помощью сетевых ресурсов, так как они могут получить новые знания и навыки посредством сетевых ресурсов, хотя некоторые из них являются труднодоступными, например, ток-шоу, материалы по русскому языку для деловых людей, электронные книг современных русских авторов. Одним из самых сложных этапов в изучении русского языка китайскими студентами является фонетика русского языка и произношение русских слов.
С момента подключения к интернету 20 апреля 1994 года пользование интернетом жителями в Китае находится под жестким регулированием государства. “Великий китайский фаервол” ограничивает доступ к зарубежным интернет-ресурсам, в Китае развивается своя информационная система. Эта причина является весомым аргументом в пользу создания образовательных ресурсов на территории самого Китая, если целевой аудиторией являются граждане Китая.
На сегодняшний день сетевые образовательные ресурсы по русскому языку в Китае представляют довольно узкий спектр методических и дидактических инструментов. Они, как правило, направлены на освоение лексики и грамматики русского языка, но почти отсутствуют сетевые методические инструменты, которые помогают китайским студентам в фонетических упражнениях по русскому языку. Актуальность работы видится в создании некого сетевого ресурса, компенсирующего этот недостаток в методическом инструментарии.
Нами был создан проект «Золотой голос», ориентированный на создание образовательного сетевого ресурса, который помогает китайским студентам в области практического освоения фонетики русского языка. Наш продукт — сайт «Золотой голос» даёт возможность познакомиться с культурой России через русские песни. Пользователь имеет возможность услышать русские песни, перевести текст песен самостоятельно, спеть русскую песню. В ходе работы с песнями они получают шанс улучшить произношение и понимание русского языка на слух, а также понять особенности жизни русских людей и осознать мифы, связанные с Россией.
Научная новизна работы связана с некоторыми важными исследовательскими задачами. Во-первых, исследуется специфика распространения русского языка и отношение к русскому языку в разные периоды в Китае. Во-вторых, были проанализированы содержание русскоязычных сетевых ресурсов и интернет в Китае. В-третьих, определяется роль и текущие проблемы использования сетевых ресурсов по русскому языку в процессе самообразования китайских студентов, а также предполагаемые пути решения проблемы.
Практическая значимость исследования выражается в том, что результаты исследования можно использовать при разработке проектов и продвижении культурно-образовательного контента сайта по изучению русского языка в Китае.
Апробация результатов исследования была представлена на «ХХI Открытой конференции студентов-филологов в СПБГУ». Практическая часть исследования представлена в виде работающего сайта, который ежедневно посещают пользователи и оставляют положительные отзывы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов после каждой главы, заключения, 51 источника, 4 приложений. Общий объем диссертации 117 страниц.
Цель данной работы заключалась в исследовании особенностей сетевых ресурсов по изучению русского языка для самообразования китайских студентов. В результате решения поставленных исследовательских задач нам удалось сделать следующие выводы.
Китайский интернет развивается быстрыми темпами с момента его появления. Теперь Китай старается превратиться в интернет-державу, и интернет постепенно проникает во все сферы общественной жизни. После того, как была выдвинута стратегия «Интернет+», больше внимания было обращено на образование и развитие образовательных ресурсов, в том числе на развитие образовательных веб-сайтов, который считается интересным и неотъемлемым инструментом обучения для повышения эффективности образования. Однако образовательных сетевых ресурсов по русскому языку которые представляют более широкий спектр образовательных опций, направленных на освоение лексики и грамматики посредством различных упражнений, в том числе развлекательного формата, в настоящее время пока недостаточно. Мало (сетевых ресурсов посвящено фонетике. Таким образом, мы видим потенциал нашего проекта «Золотой голос», который сможет компенсировать этот дефицит.
С момента создания первой школы русского языка в 1708 году преподавание русского языка в Китае имеет 310-летнюю историю. В 21 веке с расширением масштаба сотрудничества в различных областях в Китае и в России каждый год проводится ряд мероприятий на государственном уровне, которые способствуют к взаимопониманию народов двух стран. Многостороннее развитие контактов стимулирует китайских студентов изучать русский язык исходя из личных интересов и ценностей. При этом в качестве основной группы изучающих русский язык и пользователей интернета, китайские студенты проявляют большой интерес к использованию сетевых ресурсов для самостоятельного изучения русского языка. Таким образом, сетевые ресурсы по русскому языку имеют большие перспективы.
В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что индекс удовлетворённости сетевыми ресурсами респондентов представляет собой 6.83 из 10 баллов. Выявлено, что респондентов интересуют материалы для самостоятельного изучения, и студенты ценят развлекательный характер сайтов. Поэтому, для того чтобы повысить индекс удовлетворённости сетевыми ресурсами китайских студентов, необходимо интенсивно конструировать подобные сайты. У нас три основных ресурса: один – следуя потребностям студентов, добавить ток-шоу, материалы по русскому языку для деловых людей, электронные книги современных авторов, другой – гармонично сочетать учебные материалы и развлечение, чтобы повысить активность, продолжительность самообразования китайских студентов. Стоит отметить, что это может стать отвлекающим их внимание элементом, и из-за этого может снизиться эффективность самообразования. Поэтому, самостоятельная работа китайских студентов с помощью сетевых ресурсов требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексии, самодисциплины и личной ответственности. Кроме того, владельцам сайтов необходимо уметь грамотно продвигать содержание сайта.
Монографии
Скачков П.Е. Очерки истории русского китаеведения. – М.: Наука, 1977. – 510 с.
Байлук В. В. Человекознание. Самообразовательная и самовоспитательная реализация личности как закон успеха : моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2012. – 37-38 с.
М. В. Моисеева, Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. Интернет в образовании. – М. : Обучение-сервис. 2006. – 26 с.
Д.А. Шевченко, Ю.В. Локтюшина, Эффективность веб-сайтов высших учебных заведений. Методика оценки конкурентоспособности сайта вуза в интернет – М.: ННОУ «МИПК», 2014. С. 18
Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: пер. с англ. – Издательский дом «Вильямс», 2007. – 656 с.
Маркетинговая деятельность учреждения профессионального образования. – М.: Фартекс, 2012. – 26 с.
Джи, Б. Имидж формы. Планирование, формирование, продвижение. – СПБ., 2000. – 108 с.
Солдаткина О. В. Ассортиментная политика в управлении конкурентоспособностью предприятия: монография/О. В. Солдаткина. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2010. – 139 с. – ISBN 978-5-9723-0057-0
Молчановский В. В., Шепелевич Л. Преподаватель русского языка как иностранного. Введение в специальность. М., 2002.
Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: [Текст] Монография/Н. Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – 280 с.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!