Концепция движения в драматургии Даниила Хармса конца 1920-х годов (на примере пьес «Елизавета Бам» и «Комедия города Петербурга»)

Риста Эмиса
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная магистерская диссертация посвящена концепции движения в пьесах Даниила Хармса «Комедия Города Петербурга» (1927) и «Елизавета Бам» (1928). На основе анализа драматургического и сценического текстов этих пьес выявляются и систематизируются движения персонажей и предметов. Анализ концепции движения в пьесах Д. Хармса проводится в контексте театральных идей 1920-х гг. (Вс. Мейерхольда, И. Терентьева, С. Эйзенштейна, группы «Фабрика Эксцентрического Актера», режиссеров театральной группы «Радикс», группы «ОБЭРИУ»).

Введение 3
Глава 1. Театральные направления 1920-х годов 11
1.1 Понятие «движения» 11
1.2. Театральные принципы режиссеров 1920-х годов 12
1.2.1 Принципы театра В. Э. Мейерхольда 12
1.2.2 Спектакль «Ревизор» в постановке В. Э. Мейерхольда 17
1.2.3 Манифест «Эксцентризм» ФЭКСа и теория «монтажа аттракционов» С. М. Эйзенштейна 25
1.2.4 Спектакль «Ревизор» в постановке И. Г. Терентьева 28
1.3 Театральная деятельность группы «Радикс» и группы ОБЭРИУ 31
1.4 Выводы по главе 1 37

Глава 2. Концепция движения в пьесе Д. Хармса «Елизавета Бам» 38
2.1 Анализ сценического текста пьесы «Елизавета Бам» 38
2.2 Оформление сценического пространства в спектакле «Елизавета Бам» 60
2.3 Выводы по главе 2 62

Глава 3. Концепция движения в пьесе Д. Хармса «Комедия Города Петербурга» 63
3.1 Анализ драматургического текста пьесы «Комедия Города Петербурга» 63
3.2 Повторяющиеся темы в пьесах «Елизавета Бам» и «Комедия Города Петербурга» 78
3.3 Выводы по главе 3 81

Заключение 83
Список использованной и цитируемой литературы 88

В 1920-е годы в России возникают новые театральные направления. Театр ищет новизны, новых форм развития. Театральные направления этих годов характеризуются отходом от традиционного театра. Изменение театрального языка в это время связано с деятельностью режиссеров В. Э. Мейерхольда, И. Г. Терентьева, а также
группы ФЭКС, в которую входили режиссеры Г. М. Козинцев, С. М. Эйзенштейн и другие.
Одной из групп этого периода, стремившихся объединить новшества в области литературы, театра и кино в нечто единое, стала группа «ОБЭРИУ» (1927–1931), центральными фигурами в которой являются Даниил Хармс и Александр Введенский. Даниил Хармс (наст. – Д, И. Ювачев) был не только поэтом и прозаиком, но и драматургом. В числе групп, участником которых он был до создания ОБЭРИУ, надо упомянуть театральный коллектив «Радикс» (сентябрь – ноябрь 1926 г.). Настоящая работа посвящена двум пьесам, написанным Хармсом в 1920-е годы: «Комедия города Петербурга» (1927) и «Елизавета Бам» (1928). Была поставлена только одна из них – «Елизавета Бам». Это произошло на вечере обэриутов «Три левых часа» 24 января 1928 года. Задача, которую обэриуты ставили перед собой в этом спектакле, – «дать мир конкретных предметов на сцене в их взаимоотношениях и столкновениях».
Движения актеров на сцене – одна из важнейших частей любой постановки. В. Э. Мейерхольд отмечает: «Пусть театр лишится слова, актерского наряда, рампы, кулис, театрального здания. Пока в нем есть актер и его мастерские движения, театр останется театром, ибо о мыслях и побуждениях актера зритель узнает по его движениям, жестам и гримасам». Для того, чтобы понять концепцию движения в драматургических произведениях Хармса конца 1920-х годов, необходимо рассматривать ее, не отрывая от литературного и театрального контекста, в котором она развивалась.
Даниил Хармс – один из самых читаемых и изучаемых русских писателей-абсурдистов. Только за последние несколько лет вышли две книги, посвященные его биографии: книга А. А. Кобринского «Даниил Хармс» (2009) из серии «Жизнь замечательных людей» и В. И. Шубинского «Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру» (2015), два фундаментальных по объему сборника воспоминаний о писателе: «Вот какой Хармс! Взгляд современников» (2012), подготовленный В. И. Глоцером, и «Даниил Хармс глазами современников. Воспоминания. Дневники. Письма.» (2019) под редакцией A. Л. Дмитренко и В. Н. Сажина.
Произведения Хармса экранизируются и ставятся на сцене. Назовем только несколько примеров. В 2009 году был выпущен короткометражный анимационный фильм по произведениям Хармса «Хармониум», режиссер Дмитрий Лазарев. В 2017 году – биографический фильм «Kharms», снятый режиссером Иван Болотников. Начиная с 1980-х гг. спектакли по произведениям Хармса ставятся и в России, и за границей. Одна из первых постановок – «Хармс! Чармс! Шардам!, или Школа клоунов» – состоялась в 1982 году в московском театре «Эрмитаж». В 2017 году в Санкт-Петербурге был поставлен литературный спектакль, основанный на произведениях и дневниках Хармса, «Хармс, Хармс и СНОВА Хармс», автором идеи являлся Юрий Томошевский, а постановщиком Сергей Сафронов; в США в 2013 году американским режиссером Роберт Уилсоном был показан спектакль по произведению «Старуха» на английском языке.
Пьеса «Елизавета Бам» также неоднократно ставилась и в России, и за границей. Например, в 2004 году в городе Сыктывкар в театре «Фантастическая реальность» состоялся спектакль под названием «Елизавета Бам. История одного ареста», режиссер Лариса Иванова; в 2015 году в Вильнюсе в Литовском национальном театре был показан спектакль «Елизавета Бам» на литовском языке, режиссер Оскарас Коршуновас.
Актуальность и важность выбранной темы исследования заключается в недостаточной изученности концепции движения в драматургических произведениях Хармса «Елизавета Бам» и «Комедия Города Петербурга». Анализ роли движения в этих двух пьесах поможет лучше понять авторский замысел и сопоставить театральную теорию группы ОБЭРИУ с ее реализацией в пьесах. Стоит также отметить, что к большому сожалению, ни одно из произведений Хармса не было переведено на албанский язык. В связи с этим очевидна необходимость осуществить тщательный анализ этих пьес, который помог бы в выполнении их перевода на албанский язык. Это позволило бы албанским режиссером постановить эти пьесы. Театральные новации обэриутов рассматриваются нами на фоне режиссерских идей Вс. Мейерхольда и И. Терентьева, связанных с их постановками пьесы «Ревизор» Н. В. Гоголя.
Теоретической базой исследования послужили сборник В. Э. Мейерхольда «Статьи, письма, речи, беседы» (1968), его доклад «Актер будущего и биомеханика» (1922), статьи о спектакле «Ревизор» Н. В. Гоголя (1926), брошюра «Амплуа актера» (1922), который он написал с В. М. Бебутовым и И. А. Аксеновым, труды Г. М. Козинцева, сборник «Эксцентризм» (1922) группы ФЭКС, статья С. М. Эйзенштейна «Монтаж аттракционов» (1923), «Собрание сочинений» (1988) И. Г. Терентьева и др.
К драматургии Хармса, и, более конкретно к пьесе «Елизавета Бам», обращались М. Б. Мейлах в статье «“О Елизавете Бам” Даниила Хармса» (1987), Ж.-Ф. Жаккар в четвертой главе книги «Даниил Хармс и конец русского авангарда» и в статье «Даниил Хармс: Театр абсурда – реальный театр. Прочтение пьесы Елизавета Бам» (1990), и др. Разные аспекты пьесы «Комедия Города Петербурга» были рассмотрены в статьях И. О. Вишневецкого «О “Комедии Города Петербурга”» (1991), А. Н. Рымаря «“Комедия Города Петербурга” Даниила Хармса как “обэриутский предмет”» (2006), Е. С. Шевченко «“Петербургский текст” Даниила Хармса» (2015) и др. Что касается книги «Даниил Хармс и конец русского авангарда» Ж.-Ф. Жаккара (1995), это – фундаментальный труд, который имеет целью «выявление эволюции творчества Хармса как в процессе анализа текстов, так и изучения непосредственного окружения поэта – интеллектуального и артистического». В четвертой главе «От реального искусства к абсурду» прослеживаются связи между театральных деятельностей обэриутов (в том числе, пьесой «Елизавета Бам») и наследием его предшественников по театральному творчеству, таких, как Мейерхольд и Терентьев.
В качестве материалов для исследования интереса футуристов к механическому были использованы «Обоснование и манифест футуризма» (1909) Филиппо Томмазо Маринетти и «Путь энтузиаста» (1931) В. В. Каменского.
Объектом исследования служат драматургические произведения Хармса «Елизавета Бам» и «Комедия Города Петербурга».
В качестве предмета исследования выступает концепция движения персонажей и предметов в этих пьесах.
Материалом исследования являются драматургические произведения Хармса конца 1920-х годов.
В качестве дополнительного материала используются дневниковые записи Д. Хармса 1910-1941 гг.
Целью исследования является анализ концепции движения в пьесах Д. Хармса «Елизавета Бам» (1928) и «Комедия Города Петербурга» (1927) в контексте театральных идей 1920-х гг. (В. Мейерхольда, И. Терентьева, С. Эйзенштейна, группы «Фабрика Эксцентрического Актера», режиссеров театральной группы «Радикс» и «ОБЭРИУ»).
Эта цель предполагает решение следующих задач:
– выявить театральные принципы В. Мейерхольда, группы «Фабрики Эксцентрического Актера» и И. Терентьева;
– раскрыть понятие «биомеханики» Мейерхольда;
– проанализировать спектакли «Ревизор» (1926) В. Мейерхольда и «Ревизор» И. Терентьева (1927);
– выявить теоретические аспекты театра обэриутов;
– определить структуру и жанр пьес «Елизавета Бам» и «Комедия Города Петербурга»;
– проанализировать сценический текст «Елизаветы Бам»;
– проанализировать драматургический текст «Комедии Города Петербурга»;
– выявить и охарактеризовать темы, лежащие в основе этих пьес;
– раскрыть повторяющиеся темы в пьесах «Елизавета Бам» и «Комедия Города Петербурга»;
– выявить в пьесах «Елизавета Бам» и «Комедия Города Петербурга» возможные ссылки Хармса на предшественников по театральному творчеству.
– выявить и систематизировать движения персонажей и предметов в пьесах «Елизавета Бам» и «Комедия Города Петербурга» указаны в ремарках и репликах.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: описательный, интертекстуальный и сравнительный.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что пьесы «Елизавета Бам» и «Комедия города Петербурга» впервые изучены в контексте развития театра 1920-х годов; в этом исследовании показывается значимость создания этих пьес, этого важного для истории русского театра и русской литературы этапа творчества Хармса. Кроме этого, теоретическая значимость состоит в прояснении сюжетную линию этих двух пьес, чтобы определить роль движений персонажей при развитии драматургического или сценического сюжета пьес, раскрывая таким образом концепцию движения в «Елизавете Бам» и «Комедии Города Петербурга».

В нашей работе пьесы Даниила Хармса «Елизавета Бам» (1928) и «Комедия Города Петербурга» (1927) были рассматрены в контексте театральных идей 1920-х гг. (В. Мейерхольда, И. Терентьева, С. Эйзенштейна, группы «Фабрика Эксцентрического Актера», режиссеров театральной группы «Радикс»). Мы предприняли попытку выявить и систематизировать особенности движения персонажей и предметов в этих двух пьесах, указав на отсылки Хармса к предшественникам по театральному творчеству, использование им принципов «биомеханики», «монтажа аттракционов», «театра-балагана» и др..
На основе проведенного исследования сделаны следующие выводы:
1. В. Мейерхольд, С. Эйзенштейн и И. Терентьев пытались внедрить новые принципы в театр, сделав его более новаторским с помощью монтажа, элементов цирка, театра-балагана и гротеска, концентрируя при этом все внимание на сюжете сценическом, в противовес драматическому сюжету. Хотя в спектаклях «Ревизор» Мейерхольда и «Ревизор» Терентьева не отсутствовали и комические эффекты, эти режиссеры держали курс на трагедию. Мейерхольда тяготел в общем к жанру трагикомедии и полагал, что комическое не убивает трагическое, а наоборот по контрасту его усиливает. Мейерхольд и Терентьев предпринимали попытку показать зрителя, что пьеса Гоголя – не комедия, и что, персонажи пьесы, которые обладают такие развращенными, испорченными нравами, существуют не только в каком-то городе, а «Хлестаковы» или «Городничие» есть по всей стране. В «Комедии Города Петербурга» Хармса, в самом названии пьесы – «Комедия Города Петербурга» – содержится ее жанровое обозначение – комедия. Название пьесы и комические эффекты по ходу эпизодов противоречат трагическую судьбу персонажей пьес. И в пьесе «Елизавета Бам» Хармс тоже использует комическое. Как и в «Ревизоре» Мейерхольда, комическое усиливает трагическое;
2. Режиссеры 1920-х годов использовали монтаж как средство привлечения внимания зрителя. В спектакле «Ревизор» (1926) Мейерхольд использует «вкатные площадки» в качесте монтажа для всех 15 коротких эпизодов. Мейерхольд считал, что через новые сценические деления можно укреплять основного стержня комедии. В своих пьесах Хармс использует монтаж как способ построения и сценического и драматургического текста, с 18 «кусками» в «Елизавете Бам» и 7 сценами в «Комедии Города Петербурга». В этих сценах присутствуют разнообразные персонажи, движения и предметы, которые не всегда связаны между собой драматургическим сюжетом и удалены друг от друга в изображаемом времени и пространстве;
3. В спектакле «Мудрец» (1923) С. М. Эйзенштейна по комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», который режиссер поставил в театре Пролеткульта на основе принципов группы режиссеров ФЭКС, участвовали канатоходцы, жонглеры, акробаты и клоуны. Элементы клоунады воплощены и в сценическом варианте пьесы «Елизавета Бам» Хармса. Например: «Иван Иванович становится на четвереньки и лягается одной ногой, пробует стать на голову, но падает»;
4. Актеры в спектакле «Ревизор» Мейерхольда играли в «вкатных площадках», требуя таким образом совсем немного пространства. В этих площадках отражена «вся теснота, зыбкость и непрочность той почвы, на которой стоит во внешнем мире Человек, подчиненный закону неотвратимых сил <…> рока, закона исторической необходимости, судьбы». Как и Мейерхольд, в спектакле «Елизавета Бам» в качестве сцены, Хармс использует совсем немного пространства, маленькую комнату, где действуют все персонажи;
5. Пьесы «Елизавета Бам» и «Комедия Города Петербурга» воплощают представление о театре, изложенное в «Декларации» обериутов. Фрагментация, или монтаж разных эпизодов этих двух пьес вместе с другими элементами гротеска, театра балагана и эксцентрики движений персонажей служат принципам обэриутов, гласящим, что драматургический сюжет теплится за спиной сценического действия или того, что видно зрителям;
6. В спектакле «Ревизор» (1927) Терентьева актеры ползали по полу, взрывали хлопушки, танцевали, прыгнули. Такие движения часто появляются и в пьесах Хармса;
7. Лейтмотивом обеих пьес является бег персонажей. На первый взгляд, бег кажется частью комедийного элемента, но по ходу пьес он приобретает тревожный характер. Хармс использует мотив бега, чтобы добраться до скрытого драматического сюжета, плана взволнованных персонажей, которые постоянно от чего-то убегают. Таким образом, пьесы «Елизавета Бам» и «Комедия Города Петербурга» Хармса осознаются зрителем как процесс постепенного уплотнения и омертвения жизни;
8. Кроме мотива «бега», у этих двух пьес Хармса есть и мотив танца. Персонажи, как Папаша из «Елизаветы Бам» и Николай II из «Комедии Города Петербурга» в какой-то момент начинают танцевать. Как и в спектакле «Ревизор» Терентьева, где присутствует балалаечник, и в «Комедии Города Петербурга» Николай II начинает танцевать во время появления балалаечника на сцене. Используя мотив танца, Хармс показывает неинтересность и безразличие этих персонажей к окружению и тому, что происходит с другими персонажами;
9. Театральная деятельность режиссеров группы «Радикс» и ОБЭРИУ и пьесы «Елизавета Бам» и «Комедия Города Петербурга» Хармса конца 1920-х годов, в которых использованы театральные принципы Мейерхольда, Терентьева и группы режиссеров ФЭКС, сыграли значительную роль в развитии литературного и театрального авангарда ХХ века, провозгласив отказ от структуры традиционных драматических пьес в пользу новых форм представления о театре.
Таким образом, была раскрыта концепция движения персонажей и перемещения предметов в пьесах при помощи анализа пьес и сравнения театральных принципов Хармса с принципами других режиссеров театрального авангарда 1920-х годов.
Анализируя концепцию движения у Хармса, мы постарались не только дать описание пьес и выявить движения в них, но и объяснить интерес автора к бессмыслице в искусстве, в театре и литературе.
На основании данных, полученных в ходе исследования, мы напрямую подходим к вопросу обнаружения театральных принципов и понятия движения в пьесах «Елизавета Бам» и «Комедия города Петербурга» Хармса. Монтаж эпизодов пьес, элементы цирка, гротеска, театра-балагана и эксцентрические движения персонажей происходят в результате страха персонажей и неопределенности их жизни.
Прояснение темы и структуры этих пьес нам представляется тоже необходимым для понимания движений персонажа. Это позволит выявить ключевые особенности драматургии Хармса. Кроме этого, поможет актерам театра для подготовки – чтобы они имели более глубокое понимание движений персонажей в этих двух пьесах.
Возвращаясь к вопросу о важности анализа движений в пьесах «Елизавета Бам» и «Комедия Города Петербурга», можно сказать, что эта работа поможет сопоставить теорию театра обэриутов и ее реализацию в драматургии, понять замысел пьес.
Также, данная работа может помочь созданию адекватного перевода этих пьес на албанский язык и дальнейшей постановке их в театре, чтобы познакомить албанского читателя и зрителя с абсурдным миром Хармса.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет