Консолидация буддийской цивилизации в мировой политике

Савастеев Артём Александрович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Диссертационная работа исследует феномен буддийской цивилизации как субъекта мировой политики. В мире насчитывается около пятисот миллионов последователей буддизма, а общее население стран буддийской культуры превышает два миллиарда человек. Тем не менее, вопрос о существовании буддийской цивилизации подвергается сомнению исследователями цивилизационного подхода. Работа призвана ответить на вопрос о состоятельности буддийской цивилизации и выявить пути консолидации буддийского мира. В теоретической части автор проводит изучение истории учения Будды, его влияния на культуру и политику стран Азии, соответствия буддийского сообщества термину цивилизации. В практической части осуществляется анализ путей консолидации буддийских стран и их перспективы в мировой политике.

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Вопрос о существовании буддийской цивилизации………………………………. 6
I.I. Цивилизационный подход к изучению мировой истории……………………………… 6
I.II. Определение буддийской цивилизации в трудах исследователей: аргументы за и против………………………………………………………………………………………….. 12
I. III. Процесс становления цивилизации. Значение консолидации стран в генезисе цивилизации…………………………………………………………………………………… 19
Глава II. Значение буддизма в развитии цивилизаций Азии………………………………. 24
II.I. История буддизма и его особенности как учения………………………………………. 24
II.II. Особенности распространения буддизма и его взаимодействия с политическими институтами……………………………………………………………………………………. 31
II.III. Влияние буддизма на культуру и экономику стран Азии…………………………… 44
II. IV. Современное состояние буддизма и стран, относящихся к нему…………………… 56
Глава III. Перспективы буддийской цивилизации в мировой политике………………….. 68
III.I. Механизмы консолидации буддийского мира………………………………………… 69
III.II. Интерес к буддизму в западном сообществе …………………………………………. 83
III.III. Состоятельность буддийской цивилизации в мировой политике: возможные варианты развития………………………………………………………………………………………… 88
Заключение…………………………………………………………………………………….. 96
Список источников и литературы…………………………………………………………… 100

В истории человечества всегда происходили процессы, требующие объяснения. Одним из способов ответа на то, почему события сложились определённым образом, является цивилизационный подход. Анализируя историю подъёма, развития и упадка множества локальных цивилизаций, он даёт возможность понять суть человеческого поведения и спрогнозировать будущее целых народов и стран. Различные историки, философы, политологи и социологи выделили десятки различных цивилизаций, составлявших и составляющих полноценную картину человечества. Среди основных обычно называются западноевропейская, исламская, восточноевропейская, конфуцианская и индийская – таким образом, все крупнейшие мировые религии получили от исследователей по «своей» цивилизации, кроме одной. Буддийская цивилизация обычно либо игнорируется, либо считается частью индо-буддийской культуры, либо рассматривается как раздробленная и несамостоятельная общность, что вызывает большое недоумение. Данная работа является попыткой ответить на вопрос о статусе буддийской цивилизации, определить её основные черты и спрогнозировать развитие в ближайшие десятилетия. Изучив историю буддизма как социально-политической и культурно-просветительской силы, возможно будет понять, почему буддизм до сих пор не признан как цивилизационно-образующая сила и что он способен дать человечеству в будущем.

Выводы, сделанные в ходе работы, подтверждают заявленные тезисы:
– Буддийская цивилизация действительно существует, потому что у неё есть все признаки цивилизации, а отличия от других формируют её особенность. В сопоставлении феномена с понятием с точки зрения философии и методологии следует опираться на черты, объединяющие её главными критериями этого явления, но не на черты, которые отличают её от всех остальных примеров понятия, поскольку у каждого из этих примеров есть такие же отличительные черты.
– Буддизм не просто повлиял на культуру стран Восточной Азии, но и стал единственной философской концепцией, которая присутствует абсолютно во всех национальных менталитетах азиатских народов. Буддизм объединяет и резонирует всю культуру Азии; он – её конечный продукт и её фундаментальное выражение;
– Буддийская цивилизация проходит процесс консолидации в рамках сотрудничества внутри международных организаций и налаживания контактов по линии буддийской дипломатии. Вокруг Китая консолидируются страны махаянского буддизма, государства тхеравады не имеют единого флагмана, но сотрудничают друг с другом всё активнее в рамках международных организаций и многочисленных буддийских форумов Складывающиеся общности не тяготеют к единому полюсу, в чём одновременно заключается их сила и слабость.
– Анализ числа буддистов в европейских странах говорит о том, что это учение планомерно растёт, что связано с процессами трансформации западного мировоззрения: уменьшения роли традиционных религий, поиском новых философских концепций, которые могли бы сочетаться с научно-техническим прогрессом. Однако, распространение буддизма на Западе происходит не так быстро, как могло бы, потому что здесь он продвигается пока в основном благодаря своему психотерапевтическому аспекту;
– В краткосрочной перспективе (3-5 лет) буддийская цивилизация продолжит существовать в том состоянии, в котором находится сейчас. В средне- и долгосрочной перспективе она может стать влиятельнейшим цивилизационным субъектом мировой политики в зависимости от развития политических процессов (политики Китая. Японии, Индии, их взаимоотношений с западным миром), либо остаться на нынешних позициях.

Буддизм – религия отстранённости и пацифизма, спокойствия и саморазвития, практически нигде и никогда не насаждался насильственно. Имеющиеся случаи его распространения во время завоеваний царя Ашоки не являются показательным примером, так как религиозный мотив не служил инициативой политической экспансии и не являлся их конечной целью. Наоборот, во всех государствах, где учение Шакьямуни стало в какой-то момент государственной идеологии, оно само стало впоследствии жертвой административного подавления и насаждения других, национальных культов. В Китае буддизм насильственно заменялся конфуцианством, в Японии на рубеже первого и второго тысячелетий – синтоизмом; на самой родине учения, в Индии, смещение буддизма в XI-XII веках стало началом упадка культуры. Экспортированная религия почти нигде прижилась как единственная национальная, но – что характерно – нигде не исчезла полностью под влиянием национальных учений. Такая ситуация уникальна в мировой истории – буддизм не только не исчезал, но приспособлялся и существовал в симбиозе с тем опытом, который получал от других народов. В условиях такой этнической разнородности, с которой столкнулось существование буддийского учения, подобная гибкость свидетельствует – это можно прогнозировать и на столетия вперёд – о неистребимости буддизма. Видоизменяясь, он остался стержневым, скрепляющим учением в ментальности Дальнего Востока и пережил новый подъём в новейшее время.
Буддизм на протяжении более чем двухтысячелетней истории доказал свою устойчивость к внешним раздражителем и состоятельность как мировой религии, объединяющей и взаимодополняющей прочие духовные течения. Показав способность к изменчивости, учение сегодня продолжает динамично развиваться, и речь не только об экстенсивном, но и об интенсивном развитии, видоизменении сущности учения, его внутреннего прогресса. Буддизм сегодня работает не столько с нациями, сколько с отдельными людьми, вербуя сторонников среди представителей стран во всех уголках мира. Его сотрудничество с наукой служит беспрецедентным примером объединения рациональной и духовной сфер познания человечества. Это одно из немногих религиозных течений, которое не стремится напрямую ассоциировать себя с мистическим аспектом и не отвергает научно-технический прогресс. Деятельность сангхи в течении последних десятилетий говорит о намерении прийти к логическому заключению о единстве научного и религиозного знания, доказать, что оба они всё это время говорили об одном и том же, но на разных языках.
С такой точки зрения нет религии, больше подходящей на роль «религии будущего», чем буддизм. Возможно, величайшая трагедия учения Шакьямуни заключается в том, что люди никогда полностью не оценивали его потенциал и попросту были не готовы к заключённой в нём внутренней силе. Человеческая природа побуждала их видоизменять свои духовные идеалы, отходя всё дальше от того, что итак уже было изобретено две с половиной тысячи лет назад; религиозные войны явились самым мощным фактором раскола человечества, и по-прежнему этно-религиозные различия препятствуют его прогрессу. Но объединяющая функция буддизма способна помочь миру преодолеть это препятствие, ведь буддизм не отвергает других религий и доказал свою способность существования в симбиозе с ними. В этом прогрессивном и беспрецедентном свойстве заключается его огромный политический потенциал. Без воззрения на «очерняющий» фактор любого политического течения, но при понимании лишь исконной сущности политической деятельности – объединения людей с какой-либо целью – можно утверждать, что буддизм как духовная философия целесообразен не только для государств Азии, но и для всего человечества. Трудно рассуждать лишь о том, сколько времени уйдёт у мира на то, чтобы понять это.
А пока буддизм теплится на своём уголке Восточной Азии. Там он – об этом уже можно говорить – стал частью национальной идеологии, но, как обычно, идеологии не экспансивной и самодостаточной, хотя и в меньшей степени инертной, чем в примерах из прошлого. Геополитическая зависимость государств Юго-Восточной Азии служит преградой для идеологической экспансии, но не замыкает регион на себе: оставаясь коренным носителем древней культуры, этот регион служит ретранслятором буддийских идей по всему миру через систему религиозных центров, паломничество к святым местам и прочие атрибуты мягкой силы. В своём распространении буддийская идеология полагается на политику нового типа, и трудно предположить, чтобы она могла действовать как-то иначе. Религиозные столкновения в Мьянме и Шри-Ланке служат скорее единичными негативными исключениями, инициированным миграционной проблемой, т.е. даже они не свидетельствуют о фундаменталистском перевоплощении буддизма. Даже в странах с преобладающим буддийским населением его развитие не связано с насильственными методами.
Если юговосточноазиатские государства выполняют роль носителя наиболее однородной буддийской культуры, то её главным геополитическим актором становится Китай, проникнутый буддийскими идеями в значительно большей степени, чем можно представить. Геоэкономическая стратегия Китая поразительно схожа со стратегией распространения буддизма: Пекин распространяет влияние посредством масштабных инвестиций по всему миру, подобно как буддизм распространяется через сеть местных организаций. Сегодняшняя внешняя политика КНР отличается значительно большей сдержанностью, чем на протяжении большей части прошлого века, стремлением к балансировке и посредническим функциям, равноценному партнёрству без политической зависимости – это ли не признаки постулатов буддийской морали о «срединном пути»? Возможно, мысли В. Соловьёва об экспорте буддизма через китайское государство со временем окажутся верными, так же, как сбылись его прогнозы на освоение учения западными обществами и его видоизменение в западных культурах; вот только вряд ли стоит говорить об этом процессе в соловьёвских категориях «завоевания» и «покорения», ведь сегодня мы уже знаем о буддизме намного больше, чем в конце XIX века.
Буддизм в политике наступает вслед за буддизмом в экономике, проявляющимся в увеличении экономического значения Азии, и это совершенно нормальный процесс. Но для полноценной эффективности учение также должно проявить себя в сфере культурного и социопсихологического распространения. В данной сфере пока наблюдается отставание – всё же, несмотря на увеличение интереса к буддизму, принятие его в качестве национального культурного кода характерно только для исторически исповедующих его азиатских народов, а их деятельность по продвижению буддизма в культуре не имеет такого же масштабного характера, как экономическое развитие. И здесь, что парадоксально, наибольшая роль выпадает на плечи именно западного сообщества – будучи наиболее прогрессивными в технологиях (и, как считается ими самими, в философии), именно они могут стать главными акторами распространения буддизма в культуре. Уже сегодня западная культура вплоть до кино и музыки в значительной мере проникнута буддийскими идеями, хотя часто не замечает этого. Можно предполагать. Что опыт Запада в использовании «мягкой силы» превосходно справился бы и с распространением буддизма. Как бы утопично не звучало это предположение, Запад даже больше Востока способен научить мир восточному же духовному опыту. С другой стороны, ключевой особенностью буддизма является то, что он никогда не нуждался в насаждении. Его главное достоинство в его безразличии к своему геополитическому потенциалу, и в тот момент, когда человечество осознает это – это будет самым успешным эпизодом распространения буддизма.

1. Источники:
1.1.https://religion.wikireading.ru/727201.2.https://books.google.ru/books?id=Wk4_ICH_g1EC&pg=PA142#v=onepage&q&f=false
1.3. https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/dhammika/wheel386.html
1.4. https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/dhammika/wheel386.html
1.5. http://lakdiva.org/mahavamsa/chap005.html
1.6. https://www.thoughtco.com/the-lost-world-of-buddhist-gandhara-449899
1.7.http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIII/1220-1240/Zhao_Zhugua/text1.htm
1.8. http://www.buddhanet.net/e-learning/history/chin_timeline.htm
1.9. http://laszlo-zsolnai.net/content/buddhist-economics-business
1.10. https://iphras.ru/31_10_2017.htm
1.11. Фоцзяо ю вайцзяо гуннэн Индэдао чунфэнь лиюнь, Чжунго Цзунцзяо Миньцзуван, 1 августа 2014.
1.12.http://www.mzb.com.cn/html/report/140830061-1.htm

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету