Личностные предпосылки проявления феномена психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями

📑 117 стр.
📅 2018 год
👀 166 просмотров
10 500 ₽
Стоила эта работа
Лейла К. Южно-федеральный университет г. Ростов-на-Дону 1999, психологический, преподаватель, кандидат наук, доцент
10 500 ₽
Стоила эта работа

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 7
1 Теоретико-методологический анализ проблемы формирования и проявления феномена психологической беспомощности личности
18
1.1 Феномен психологической беспомощности личности 18
1.2 Теоретические подходы, рассматривающие особенности формирования и проявления феномена психологической беспомощности

23
1.3 Факторы, способствующие формированию психологической беспомощности личности
29
2 Особенности формирования психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями в трудной жизненной ситуации инвалидности

36
2.1 Социально-психологическая характеристика трудной жизненной ситуации инвалидности
36
2.2 Личностные детерминанты формирования психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями в трудной жизненной ситуации инвалидности

42
3 Эмпирическое изучение личностных предпосылок проявления феномена психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями в трудной жизненной ситуации инвалидности

49
3.1 Организация исследования и характеристика исследуемого объекта
49
3.2 Методы эмпирического исследования 54
3.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 58
3.4 Основные выводы исследования и практические рекомендации
84

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ А Психокоррекционная программа для детей с ограниченными возможностями, направленная на активизацию их личностных ресурсов с целью снижения интенсивности переживания психологической беспомощности

101

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Социокультурные изменения, происходящие в мире, способствуют, с одной стороны самореализации личности, с другой стороны требуют от личности готовности к принятию самостоятельных решений, компетентности и ответственности, не обеспечи¬вая социальной защищенности. Увеличивающееся с каждым годом в современном обществе количество трудных жизненных ситуаций, экстремальных событий, вызывающих стрессовое состояние, требует от человека активизации личностных ресурсов с целью их успешного преодоления. Не способность личности быть сильной, уверенной в своих возможностях преодолевать жизненные трудности, ведет к формированию чувства личностной беспомощности. Благоприятные условия, сложившиеся в России, для формирования чувства личностной беспомощности у людей, требуют из¬учения влияния трудных жизненных ситуаций на формирование феномена психологической беспомощности, а также изучения личностных детерминант ее формирования.
В своей работе мы останавливаемся на изучение одной из самых распространенных и критических жизненных ситуаций современного общества – ситуации инвалидности. С начала 21 века в России отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. Уровень инвалидности с детства увеличился более чем в 3,6 раза, и по прогнозам будет увеличиваться и в дальнейшем. В настоящее время в России проживает 8 млн. инвалидов, из них 1 млн. детей-инвалидов [28].
Формирование личности ребенка-инвалида носит деформированных характер и приводит к формированию чувства психологической беспомощности, проявляющегося в неуверенности в себе, тревожности, агрессии, хронической астенизации, фрустрированности потребностей, замкнутости, зависимости, избирательной пассивности. Отношение к преодолению жизненных трудностей носит инфантильный характер. Комплекс неполноценности, обида на весь мир за проблемы в здоровье, ограничивающие их возможности, приводят к актуализации механизмов психологической защиты и к не способности бороться за свою жизнь.
Значимость исследуемого направления определяется проблемой неоднозначности самой трудной жизненной ситуации – инвалидности. В нормативной документации инвалидность рассматривается как временный период, который дан человеку для проведения всевозможных реабилитационных мероприятий, для выработки определенных компенсаторных механизмов, для дальнейшей полноценной интеграции в общество, с другой стороны, в результате определения инвалидности у ребенка-инвалида может сформироваться новый стиль жизни, возникнуть страх перед реабилитацией, требующей как личностных изменений, так и изменений на поведенческом уровне.
Психологическая беспомощность приводит к уходу ребенка с ограниченными возможностями в болезнь, вызывая депрессию и апатию, нарушая его социально-психологическую адаптацию. Не вызывает сомнения, что в такой ситуации дети нуждаются в психологической помощи. В связи с чем, изучение личностных предпосылок проявления феномена психологической беспомощности у детей в трудной жизненной ситуации инвалидности с последующей разработкой программы психологического сопровождения имеет практическую значимость и ценность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Битюцкая, Е. В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания / Е. В. Битюцкая // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 4. – С. 87 – 93.
2. Богатырев, А. А. Приобретенная беспомощность как социальный факт / А. А. Богатырев, С. А. Шамсутдинов // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4. – С. 4 – 8.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
4. Василюк, Ф. Е. Психология переживания различных критических ситуаций / Ф. Е. Василюк // Психологический журнал. – 2005. – Т. 16. – № 5. – С. 24 – 29.
5. Веденеева, Е. В. Мотивационный компонент в структуре личностной беспомощности на разных возрастных этапах / Е. В. Веденеева // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2008. – № 5. – С. 165 – 169.
6. Волкова, О. В. Компоненты и механизмы формирования выученной беспомощности у детей с ослабленным здоровьем: онтогенетический подход / О. В. Волкова // Сибирское медицинское обозрение. – 2014. – № 4. – С. 86 –91.
7. Галажинский, Э. В. Социально-психологические проявления личностной беспомощности на различных возрастных этапах / Д. А. Циринг, Э. В. Галажинский // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2010. – № 339. – С. 139 – 142.
8. Еникеев, М. И. Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев. – М. : ТК Велби, 2006. – 560 с.
9. Карвасарский, В. Д. Клиническая психология / В. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2011. – 960 с.
10. Козлов, В. В. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие / В. В. Козлов. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 302 с.
11. Краснова, О. В. Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья / О. В. Краснова, Т. В. Шинина. – М. : ДСЗН, 2010. – 200 с.
12. Кузнецова, Л. Э. Личностные проявления психологической беспомощности у детей-инвалидов / Л. Э. Кузнецова, М. Ю. Кулешова // Молодой ученый. – 2015. – № 23. – С. 873 – 877.
13. Кузнецова, Л. Э. Особенности формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов / Л. Э. Кузнецова // материалы IV Mеждунар. науч. конф. Психологические науки: теория и практика (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – М. : Буки-Веди, 2015. – С. 25 – 28.
14. Левицкая, Л. В. Личностная беспомощность в юношеском возрасте / Л. В. Левицкая, С. В. Филатова // Молодой ученый. – 2016. – № 13. – С. 870 –873.
15. Малкина-Пых, И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И. Е. Малкина Пых. – М. : Эксмо, 2008. – 928 с.
16. Морозова, Е. В. Внутренняя картина инвалидности. Психология инвалидности: хрестоматия / Е. В. Морозова, Д. И. Фильдштейн. – М. : МПСИ, 2011. – 146 с.
17. Морозова, Е. В. Социально-психологическая адаптация личности, находящейся в условиях инвалидизирующего заболевания: дис. … канд. психол. наук / Е. В. Морозова. – Ярославль, 2008. – 248 с.
18. Морозова, Е. В. Субъективное отношение к инвалидности как основной фактор социально-психологической адаптации личности / Е. В. Морозова // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. – 2009. – № 2. – С. 144 – 150.
19. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М. : ООО Апрель Пресс, 2009. – 352 с.
20. Мэй, Р. Проблема тревоги / Р. Мэй. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2009. – 327 с.
21. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : Мир и Образование, 2011. – 736 с.
22. Поддубный, С. К. Психология болезни и инвалидности: учебное пособие / С. К. Поддубный, С. Г. Куртев. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2015. – 248 с.
23. Пономарева, И. В. Из истории изучения феномена беспомощности в отечественной и зарубежной психологии / И. В. Пономарева // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2010. – № 4. – С. 57 – 61.
24. Пономарева, И. В. Психологические функции личностной беспомощности / И. В Пономарева, Д. А Циринг // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 357. – С. 173 – 175.
25. Пономарева, И. В. Эмпирическое исследование средовых и социальных факторов формирования личностной беспомощности / И. В. Пономарева, К. Ю. Эвнина, Е. А. Евстафеева // Евразийский Союз Ученых. – 2014. – № 6. – C. 155 – 156.
26. Ребенок в трудной жизненной ситуации: пособие для педагогов-психологов, социальных и педагогических работников / под ред. д-ра психол. наук, проф. В. А. Янчука. – Минск: АПО, 2014. – 152 с.
27. Ромек, В. Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана // Журнал практического психолога. – 2000. – № 3 – 4. – С. 218 – 235.
28. Указ Президента Российской Федерации № 761 от 01.06.2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». – URL: http://base.garant.ru/70183566 (дата обращения: 18.10.2017).
29. Федеральный закон «Об основах социально¬го обслуживания населения» от 15.11.1995 № 181-ФЗ (последняя редакция). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559 (дата обращения: 18.10.2017).
30. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (последняя редакция). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558 (дата обращения: 18.10.2017).
31. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (последняя редакция). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558 (дата обращения: 18.10.2017).
32. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. – М. : Аргус, 2009. – 167 с.
33. Циринг, Д. А. Психология личностной беспомощности: исследование уровней субъектности / Д. А. Циринг. – М. : Академия, 2010. – 410 с.
34. Циринг, Д. А. Средовая природа личностной беспомощности / Д. А. Циринг, И. В. Пономарева, М. В. Овчинников, К. Ю. Эвнина // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 389. – C. 217 – 220.
35. Циринг, Д. А. Структура личностной беспомощности: постановка проблемы / Д. А. Циринг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2005. – № 15 (55). – С. 176 – 180.
36. Шиповская, В. В. Беспомощность в сложных жизненных ситуациях как фактор ограничения личностного потенциала / В. В. Шиповская // Акмеология. – 2007. – № 3. – Т. 4. – С. 130 – 133.
37. Шиповская, В. В. Беспомощность: теория, эксперименты, практика / В. В. Шиповская. – Краснодар: ИЭиУ МиСС, 2009. – 245 с.
38. Яцухина, И. М. Анализ понятия «Психологическая беспомощность» / И. М. Яцухина // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 11. – URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59043 (дата обращения: 18.10.2017).
39. Яцухина, И. М. Теоретический анализ проблемы формирования психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями / И. М. Яцухина, Л. Э. Кузнецова // Молодой ученый. – 2016. – № 11. – С. 1799 – 1802.

Заказать похожую работу

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Понравилась эта работа?

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Электронные деньги
    📑 60 стр.
    📅 2019год
    👀 52 просмотра
    🤓 2 загрузки