Лингвистическая проекция образа падшей женщины в прозе Ф.М. Достоевского: семантический аспект
Работа посвящена исследованию семантического аспекта лингвистической проекции образа падшей женщины в творчестве Ф.М. Достоевского: в романах «Пятикнижия» («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»), в романах «Игрок» и «Униженные и оскорбленные», в незаконченном романе «Неточка Незванова», а также в повестях «Вечный муж», «Хозяйка» и «Кроткая». Актуальность обусловлена необходимостью интерпретировать соответствующие женские образы в лингвистической проекции, что позволит выявить еще не раскрытые их черты, а также разработать классификацию, основываясь на результатах проведенного анализа. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе раскрывается семантическая наполненность понятия «падшая женщина», структура и специфика данного СП в творчестве Ф.М. Достоевского, а также предпринимается попытка выявить лингвистические средства создания образа падшей женщины, осветить этот образ с языковой точки зрения, как объект когнитивной лингвистики.
С опорой на проведенный анализ языкового материала предлагается классификация рассмотренных образов. Делается вывод о специфике распределения материала внутри поля, связанной с православными основами мировоззрения Ф.М. Достоевского, а также о второстепенном влиянии половой принадлежности людей на взгляды писателя, связанные с изменениями в душе человека и с его поступками. Как итог работы моделируется СП «падшая женщина» в творчестве Ф.М. Достоевского.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
§ 1.1. Исследование творчества Ф.М. Достоевского: современный этап 8
§ 1.2. «Пятикнижие» как художественная система 12
§ 1.3. Семантическое поле как объект изучения в лингвистике 17
§ 1.3.1. Теория семантического поля: история разработки 17
§ 1.3.2. Исследование полей в творчестве Ф.М. Достоевского 20
§ 1.4. Понятие «падшая женщина» как объект филологических
исследований 23
§ 1.4.1. Изучение образа падшей женщины в литературоведении 24
§ 1.4.2. Галерея падших женщин в контексте исследований
женских образов в творчестве Ф.М. Достоевского 29
Выводы 34
ГЛАВА II. СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ «ПАДШАЯ ЖЕНЩИНА» В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА 37
§ 2.1. Языковая характеристика героинь персонажами 39
§ 2.1.1. Микрополе с ядерной семой ‘инфернальность’ 39
§ 2.1.2. Микрополе с ядерной семой ‘внебрачная связь’ 52
§ 2.2. Языковая автохарактеристика героинь 62
§ 2.2.1. Микрополе с ядерной семой ‘инфернальность’ 63
§ 2.2.2. Микрополе с ядерной семой ‘внебрачная связь’ 72
Выводы 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА 88
БИБЛИОГРАФИЯ 88
Современная лингвистика характеризуется переходом от рассмотрения языка как самостоятельной системы к исследованию его с точки зрения антропоцентризма. С таким направлением развития прямо соотносится изучение семантических аспектов авторских идиолектов. Одна из наиболее оптимальных форм репрезентации авторской индивидуальной картины мира — семантическое поле. Оно занимает важное место среди объектов когнитивных лингвистических исследований: отражает психологическую реальность носителей языка, а его изучение, соответственно, помогает осмыслить различные ментальные феномены, раскрыть причинно-следственные связи тех или иных ситуативных моделей поведения и взаимоотношений.
Понятие «поле» как лингвистический феномен актуализируется в связи с усиливающимся интересом к изучению лексических единиц как составляющих системы. Исследованию полей посвящали работы многие ученые, такие как Г. Ипсен [Ипсен, 1924], Й. Трир [Трир, 1931], В. Порциг [Порциг, 1934], М.М. Покровский [Покровский, 1989], В.Н. Денисенко [Денисенко, 2002], Т.Н. Куренкова [Куренкова, 2006], Е.А. Носенко [Носенко, 2004], И.Н. Рубцов [Рубцов, 2008], П.А. Якимов [Якимов, 2011] и другие. Метод полей позволяет устанавливать и анализировать взаимосвязи между разными единицами языка, а также между языковой действительностью и индивидуальной картиной мира. При таком подходе обнаруживает значимость системное изучение художественной речи.
Данная работа посвящена исследованию семантического аспекта лингвистической проекции образа падшей женщины в творчестве Ф.М. Достоевского: в романах «Пятикнижия» («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»), в романах «Игрок» и «Униженные и оскорбленные», в незаконченном романе «Неточка Незванова», а также в повестях «Вечный муж», «Хозяйка» и «Кроткая».
Понятие «падшая женщина» как в литературе вообще, так и в произведениях Ф.М. Достоевского в частности стало объектом исследования в работах Н.Ю. Зиминой [Зимина, 2011, 2013, 2014, 2015], В.Н. Масеевой [Масеева, 2012], Н.Н. Мельниковой [Мельникова, 2009, 2010, 2011], О. Матич [Матич, 1983], А.А. Алексеева [Алексеев, 2015] и др. Косвенно касался вопроса о падшей женщине ряд исследователей: И.И. Середенко [Середенко, 1997], Ю.В. Бурова [Бурова, 2001], А.Е. Кунильский [Кунильский, 1998].
Однако только в трех работах рассматривается языковая репрезентация исследуемого понятия [Зимина, 2011; Мельникова, 2013; Морозова, 2014]. Кроме того, только в одной оно анализируется непосредственно на материале творчества Ф.М. Достоевского [Зимина, 2011], но, что не менее важно, без раскрытия каждого соответствующего образа в произведениях писателя, а также вне изучения романов «Пятикнижия» как системы. Анализ данного понятия с точки зрения теории семантического поля в связи с героинями романов писателя позволит в том числе отобразить суть рассматриваемых женских характеров.
Образы «падших» женщин — одни из ключевых в произведениях Ф.М. Достоевского, основные сюжетные линии, идеи романов связаны именно с ними. Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью интерпретировать соответствующие женские образы в лингвистической проекции, что позволит выявить еще не раскрытые их черты, а также разработать классификацию, основываясь на результатах проведенного анализа. Важность изучения данного СП определяется антропоцентрической направленностью современного языкознания, связью этого СП с нравственной составляющей мировоззрения человека, с психологией каждого индивида, что в совокупности определяет его поведение в обществе, а также с гендерными стереотипами, влияющими на социальные взаимоотношения как отдельных людей, так и целых групп.
Источниками материала являются романы «Пятикнижия» («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»), романы «Игрок» и «Униженные и оскорбленные», незаконченный роман «Неточка Незванова», а также повести «Вечный муж», «Хозяйка» и «Кроткая» (цитаты из текстов указываются по следующему изданию с указанием номера тома в круглых скобках: Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений: В 18 т. — М.: Воскресенье, 2004).
Объектом настоящего исследования является совокупность лексем указанных произведений, объединенных семой ‘падение’.
Предмет исследования — специфика семантики и функционирования этих единиц как составляющих СП «падшая женщина» в указанных произведениях Ф.М. Достоевского.
Целью данной работы является изучение и моделирование СП «падшая женщина» в указанных произведениях писателя.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
дать трактовку понятий «семантическое поле» и «падшая женщина» на основе изучения литературы по этим вопросам;
изучить историю исследования женских образов в целом и образов «падших» женщин в частности в творчестве Ф.М. Достоевского;
выявить в указанных произведениях лексемы, входящие в состав исследуемого СП;
исследовать авторские особенности использования лексики, входящей в рассматриваемое СП;
обобщив результаты исследования, определить состав, смоделировать структуру и определить специфику СП «падшая женщина» в творчестве Ф.М. Достоевского.
Методом сплошной выборки из текстов было извлечено 132 языковые единицы, составляющие материал исследования и соотносящиеся с понятием «падшая женщина» и ключевыми женскими образами рассматриваемых произведений.
При работе были использованы следующие методы исследования: метод семантических полей, метод семантического, контекстуального анализа, метод лингвистического моделирования, интерпретация художественного текста, описательный метод.
Структура работа состоит из следующих элементов: введение, две главы, выводы, заключение, источники материала, научная и справочная литература, приложение.
В первой главе определяются актуальные направления изучения творчества Ф.М. Достоевского; исследуются филологические работы, связанные с образом падшей женщины в русской литературе вообще и в рассматриваемых произведениях Ф.М. Достоевского в частности, а также история разработки теории семантического поля; определяется значение ключевых понятий, используемых в данном исследовании.
Во второй главе анализируется найденный языковой материал, распределенный по двум параграфам: единицы, используемые в речи героинь в отношении самих себя, и единицы, функционирующие в качестве характеристики этих девушек в высказываниях других персонажей. В каждом параграфе лексемы классифицированы в соответствии с двумя микрополями с разными ядерными семами: ‘инфернальность’ и ‘внебрачная связь’. Кроме того, в этой части выявляются особенности семантики лексем и их связей в романах, раскрывается специфика функционирования материала в контекстах, а также дается интерпретация рассматриваемых женских образов.
В заключении моделируется СП «падшая женщина» в творчестве Ф.М. Достоевского, с опорой на проведенный анализ языкового материала предлагается классификация рассмотренных образов. Делается вывод о специфике распределения материала внутри поля, связанной с православными основами мировоззрения Ф.М. Достоевского, а также о второстепенном влиянии половой принадлежности людей на взгляды писателя, связанные с изменениями в душе человека и с его поступками.
Научная новизна исследования заключается в том, что в настоящей работе раскрывается семантическая наполненность понятия «падшая женщина», структура и специфика данного СП в творчестве Ф.М. Достоевского, а также предпринимается попытка выявить лингвистические средства создания образа падшей женщины, осветить этот образ с языковой точки зрения, как объект когнитивной лингвистики.
Практическая значимость исследования видится в возможности использования результатов работы при дальнейшем изучении СП «падшая женщина» как в идиолекте Ф.М. Достоевского, так и вне творчества писателя с выходом на индивидуально-авторскую трактовку данного понятия и определение места репрезентации данного СП автором и героями в современной языковой реальности, а также в диахроническом или синхроническом аспектах.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!