Литературный интернет-мем в современной культуре чтения

Мигутина Ольга Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена изучению процессов современной культуры чтения, отраженных в литературном интернет-меме. Описаны его дискурсивная специфика, структурные и функциональные особенности. Проанализировано, как интернет-мем работает с литературным каноном — с воображаемым культурной традиции и с личным и коллективным опытом. В результате дана характеристика рецептивной стратегии, заложенной в литературном интернет-меме.

Введение ……………………………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Интернет-мем в теоретической и социокультурной перспективе …… 7

1.1. Меметика: теория культурной эволюции …………………………………………… 7

1.2. Подходы к изучению интернет-мема……………………………………………….. 12

1.3. Коммуникативный и смеховой потенциал интернет-мема ……………….. 14

1.4. Структура интернет-мема ……………………………………………………………….. 17

Глава 2. Литературные интернет-мемы как зеркало современных
читательских практик ………………………………………………………………………………. 23

2.1. Аудитория сообщества Literary Memes ……………………………………………. 23

2.2. Тематическое поле сообщества Literary Memes ……………………………….. 27

2.3. Интернет-мем и литературный канон: проблема идентичности и
культурного воображаемого ………………………………………………………………….. 32

Заключение ……………………………………………………………………………………………… 46

Список использованной литературы…………………………………………………………. 50

Приложение …………………………………………………………………………………………….. 58

Современная культура, как показал американский философ и
культуролог Г. Дженкинс, медиаконвергентна: в ней нет четкого разделения
на «онлайн» и «офлайн» — а есть единое поле культурных практик и
значений, которые перетекают из виртуального пространства в реальное и
наоборот1. Тогда логично, что изучение культурных процессов, отраженных
в интернете, может дать нам вполне достоверное знание о довольно трудно
фиксируемом поле рецептивных откликов и — шире — о современной
культуре чтения.
Под культурой чтения мы понимаем устойчивую систему
коллективных читательских практик, закрепленных на уровне социального (а
значит, и коммуникативного) опыта, — опыта культурно опосредованного
интерпретирующего прочтения художественного текста сообществом.
Виртуальной единицей, аккумулирующей в себе (за счет своего
коммуникативного потенциала) — и трансформирующей (за счет своей
структуры) — этот социокультурный опыт интерпретирующего прочтения
художественного текста, может служить литературный интернет-мем.
Значимость анализа рецептивного отклика для изучения историко-
литературного процесса сегодня не вызывает сомнений. Открытие этой
значимости стало результатом поиска выхода из кризиса историчности,
который ощущался в западном литературоведении уже к концу 1960-х годов:
«Литература и искусство только тогда предстают в качестве исторического
процесса, когда ряд произведений рассматривается во взаимосвязи не только
авторов, но и потребляющих произведения субъектов, т. е. во
взаимодействии писателя и публики», — писал Х. Р. Яусс2. Но всегда была и
остается сложнейшая исследовательская проблема — проблема фиксации
рецептивных откликов. Привычные источники рецепции — критика,
Jenkins H. Convergence culture: where old and new media collide. New York; London: New York University
Press, 2006. 308 p.
2
Яусс Х. Р. История литературы как провокация литературоведения / пер. с нем. и предисл. Н. Зоркой //
Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 52.
мемуары, письма — дают необходимый материал, но лишь отчасти, отражая
восприятие довольно малой доли аудитории — прежде всего сообщества так
называемых профессиональных, «продвинутых» читателей. Интернет-мем же
в качестве источника рецептивных откликов позволяет получить
представление о той читательской реакции, которая редко подвергалась
письменной фиксации — и в основном опосредованно, интерпретативно,
через призму других рецепций — в мемуаристике или в самом
художественном тексте. В этом смысле интернет-мем демократичен —
поскольку функционирует в самом демократичном социальном
пространстве — в сети.
Другой важный аспект изучения культуры чтения — фиксация и анализ
рецепций на произведения, «отвергнутые» каноном3. То, что оказывается в
поле зрения мемуаристики и критики (по большей части — той критики,
которая сохранилась в памяти культуры), проходит через фильтр
легитимации (обусловленной разными причинами — от прямой цензуры до
цензуры негласной, канонизирующей только пресловутого условного белого
цисгендерного гетеросексуального мужчину). Тогда еще одна
исследовательская проблема — возвращение забытых имен, написание
истории «зацензурированной» (прямо и/или негласно) литературы — и такие
проекты предпринимаются: например запуск издательством Common Place
серии «Ѳ», посвященной публикации художественных и мемуарных текстов
забытых русских писательниц XIX–XX веков4.
Наконец, если постараться описать особенности современной культуры
чтения, то в этом случае интернет-мем представляется наиболее релевантным
источником, поскольку воплощает тот тип взаимодействия с литературой —
практику ее усвоения и реакцию на нее, — который характерен именно для
Это отдельная исследовательская тема, которой мы не касаемся в данной работе, но не отметить ее мы не
можем.
4
См.: Бояркина П. Мария Нестеренко: «Женщины пишут о том, что волнует именно их» : интервью //
Прочтение. 2018. 2 июля. URL: https://prochtenie.org/texts/29447 (дата обращения: 15.05.2021).
современного поля и порожден современностью — включая цифровую среду
и специфику существования и распространения в ней информации.
Выше мы дали определение базовому для темы нашего исследования
понятию «культура чтения», но также в работе мы часто оперируем и
другим, родственным ему, еще более широким понятием, употребимость
которого в самых разных сферах — от законодательной до обиходной — и
кажущаяся самоочевидность толкования которого требуют от нас прояснения
его контекстуального значения. Это понятие «культура». Под «культурой»
мы понимаем то, что В. В. Волков называет «концепцией культурности» —
дискурс нормативного структурирования повседневности, обеспечивающего

Интернет-мем сокращает культурную дистанцию между
канонизированным текстом и читателем за счет возможности смеха —
художественное произведение осваивается читателем через призму его
собственного — релевантного для этого читателя — жизненного опыта.
Подключая внеположенные институционализированной культурной повестке
идентификационные основания прочтения классического текста, мем
выводит его из традиционного иерархизированного поля канона — снимает с
классического текста заряд культурной «неприкасаемости», но при этом не
лишает этот текст статуса классичности — за счет сохранения общей
культурно поддерживаемой модальности. Перед нами качественно новый
способ отношения к художественному тексту — с традиционным запросом
на поиск идентичности, но без традиционной культурной дистанции:
всенаправленный смех мема максимально приближает художественный текст
к читателю — читатель воспринимает художественный опыт как
собственный, а собственный — как совместимый с художественной
реальностью. В результате интернет-мем делает литературное содержание
достоянием опыта, как индивидуального, так и коллективного — благодаря
коммуникативности интернет-мема.
И универсальность — вневременность, «вечность», общечеловечность
классического текста обнаруживается как раз не в усвоении читателем
институционально навязываемых ему смыслов, а в самом качестве этого
литературного содержания, способного сочетаться, взаимодействовать с
разнообразными контекстами жизненного мира читателя, встраиваться в эти
разнообразные контексты, формируя различные культурные опыты.
Отсюда — регулярное воспроизведение в интернет-мемах одних и тех же
устойчивых литературных сюжетов: смысловое поле классического текста
как бы пробует себя в различных современных контекстах, используя для
этого различные визуальные формы-образы, утверждая тем самым свою
релевантность для разных частных здесь и сейчас формирующихся
опытов, — и везде оказывается уместным.
Деиерархизация структуры литературного поля, которую показывает
интернет-мем, направляет реципиента, скорее, на логику архива, а не на
логику канона (в том смысле, в каком канон противопоставляет архиву
Алейда Ассман90). Канон осознает себя относительно статичным
вместилищем культурных смыслов, прошедших исторический отбор, — так
называемого культурного наследия, и функционирует исключительно как
ретранслятор этих смыслов: его задача — сохранить и передать культурный
смысл в том виде, в каком этот смысл был однажды легитимирован. Архив
же содержит информацию «до востребования» — информацию, которая как
бы выпала из институтов, а потому может быть переинтерпретирована в
новом культурном контексте. Архив подвергает сомнению устойчивость и
завершенность любого культурного смысла — он деконструирует и
трансформирует смысл — пересоздает его, соотнося с актуальной
действительностью91. Если канон иерархичен — то архив принципиально
диалогичен, он не мыслит категорией иерархичности.
Интернет-мем демонстрирует не только трансформацию логики
обращения со смысловым полем классики, но и трансформацию самой
практики чтения. «Традиционная» читательская стратегия — стратегия
индивидуального присвоения: чтение — интимный, личностный
психологический процесс, продукт которого — индивидуальное открытие,
то, что может понять и почувствовать только один человек во всем мире —
«я-субъект» чтения. «Традиционное» чтение — это одинокое, монологичное
чтение. Интернет-мем же переворачивает эту логику: он делает опыт
взаимодействия с текстом принципиально публичным. Интернет-мем
приглашает к акту социального взаимодействия — к разделению личного
Assmann A. Canon and Archive // Cultural Memory Studies: An international and Interdisciplinary Handbook /
ed. by A. Erll, A. Nünning. Berlin, New York: Walter de Gruyter. Pp. 97–107.
91
Черкасова М. В. «Канон» и «архив» в современной архивной науке США // Поволжский педагогический
вестник. 2017. Том 5. № 4 (17). С. 158–162.
опыта с сообществом, к солидаризации с воображаемым сообществом на
основании этого опыта — и к диалогу (точнее — даже полилогу) опытов за
счет многовариантной контекстуализации, «кастомизации» транслируемого
литературой универсального смысла.
Как представляется, мы имеем дело с определенной, более общей,
современной социокультурной тенденцией, которая нашла пространство для
реализации и в частном поле литературы. Социокультурное «открытие»
современности — «открытие» важности публичного разговора об
индивидуальном опыте (особенно — об опыте «традиционно»
стигматизированном, например таком как опыт участников движения
#metoo), который, с одной стороны, остается уникальным опытом
конкретной личности (и отсюда утверждение в социальном поле
многообразия непохожих, но равных по значимости опытов — и установка
на принятие любого опыта), а с другой стороны — оказывается основанием
для выстраивания коллективной социокультурной идентичности. Тогда
литературный интернет-мем включается в ряд подобных ему явлений —
касающихся как реципиента, так и создателя художественного текста.
Аналогичным литературному интернет-мему по принципу действия —
принципу медиации — явлением можно считать проект «Кот Бродского» —
книжное стендап-шоу, концепцию которого его основательница Ольга
Аристова представляет так: «Внутри нашего шоу стендап — это мастерски
рассказанная личная история, где личный опыт становится объективным
опытом, понятным окружающим. Идя по этой колее, мы разработали
принцип нашего литературного стендапа. Это триада: читатель, книга
(говоря “книга”, я имею в виду сразу книгу, личность автора и отзывы
критиков) и слушатели. Получается, что наши стендаперы читают книги и
через свой личный опыт говорят о них так, чтобы у слушателей
отозвалось»92. Другое явление такого порядка — автофикциональное письмо
Визель М. «Кот Бродского». «Мне нравится слово “шоу”»: Интервью с создателем и руководителем
необычного шоу книжных стендапов Ольгой Аристовой. Часть I. Поговорим «об этом» //
(автофикшен), основная интенция которого — облечь личный опыт в особую
коммуникативную форму — форму текста, перевести его в определенное,
иное, дискурсивное поле, сделать жизненный опыт автора достоянием
текстуального — а значит, артикулировать его публично93.
Представляется, что включение интернет-мема в более широкий
контекст проблематики индивидуального и коллективного опыта открывает
перспективы его дальнейшего исследования.

ГодЛитературы.РФ. 2020. 4 апреля. URL: https://godliteratury.ru/articles/2020/04/04/kot-brodskogo-mne-
nravitsya-slovo-sh (дата обращения: 11.05.2021).
93
Например, Оксана Васякина в романе «Рана» так говорит об интенциональности автофикционального
письма: «Для меня письмо всегда было способом раскрыть опыт тела, придать телу и опыту значимость и
видимость» (Васякина О. Рана / предисл. П. Барсковой. М.: Новое литературное обозрение, 2021. С. 206.).

Источники
1. «Любить — значит страдать». Почему герои русской литературы с
детства калечат нам психику // ADME. URL: https://www.adme.ru/svoboda-
avtorskie-kolonki/stradat-obyazatelno-pochemu-knigi-kotorye-nas-zastavlyali-
chitat-v-shkole-my-ne-stanem-sovetovat-svoim-detyam-2355865/(дата
обращения: 17.04.2021).
2. «Эвер Гивен» в Суэцком канале: заторы в Средиземном и Красном морях
все сильнее, потери для экономики все больше // BBC News. 2021. 26
марта. URL: https://www.bbc.com/russian/news-56522082 (дата обращения:
02.04.2021).
3. Бояркина П. Мария Нестеренко: «Женщины пишут о том, что волнует
именноих» :интервью//Прочтение.2018.2июля.URL:
https://prochtenie.org/texts/29447 (дата обращения: 15.05.2021).
4. Бояркина П. Оксана Васякина: «Мы даже не представляем, что за бомба у
насвруках» :интервью//Прочтение.2021.9марта.URL:
https://prochtenie.org/texts/30508 (дата обращения: 25.03.2021).
5. Броскинулмем :[каналвмессенджере«Телеграм»].URL:
https://tlgrm.ru/channels/@Bromeeems (дата обращения: 28.04.2021).
6. Буракова С. Автор подросткового бестселлера обещал «уйти из жизни»,
если его новую книгу плохо раскупят. Писатели осудили его за
манипуляциидетьми//Такиедела.2020.24августа.URL:
https://takiedela.ru/news/2020/08/24/polyarny-yupi/(датаобращения:
14.05.2021).
7. Васякина О. Рана / предисл. П. Барсковой. М.: Новое литературное
обозрение, 2021. 280 с.
8. Визель М. «Кот Бродского». «Мне нравится слово “шоу”»: Интервью с
создателем и руководителем необычного шоу книжных стендапов Ольгой
Аристовой. Часть I. Поговорим «об этом» // ГодЛитературы.РФ. 2020. 4
апреля. URL: https://godliteratury.ru/articles/2020/04/04/kot-brodskogo-mne-
nravitsya-slovo-sh (дата обращения: 11.05.2021).
9. Все как-то мрачненько… Не расстраивайтесь! У нас хотя бы есть мемы с
сиба-ину — о разнице поколений (хотя они тоже немного обидные) //
Meduza. 2020. 4 июля. URL: https://meduza.io/shapito/2020/07/04/vse-kak-
to-mrachnenko-ne-rasstraivaytes-u-nas-hotya-by-est-memy-s-siba-inu-o-
raznitse-pokoleniy-hotya-oni-tozhe-nemnogo-obidnye(датаобращения:
04.04.2021).
10. Где построить Санкт-Петербург? Кто уберется в доме? Это мем — про
комментарии, которых никто не просит // Meduza. 2019. 1 апреля. URL:
https://meduza.io/shapito/2019/04/01/gde-postroit-sankt-peterburg-kto-
uberetsya-v-dome-eto-mem-pro-kommentarii-kotoryh-nikto-ne-prosit(дата
обращения: 05.04.2021).
11. Желепс, Колбасков, Мармеладзе. Российских музыкантов превратили в
еду//Meduza.2020.21июня.URL:
https://meduza.io/shapito/2020/06/21/zheleps-kolbaskov-marmeladze-
rossiyskih-muzykantov-prevratili-v-edu (дата обращения: 05.04.2021).
12. Лазебников Р. Классическая литература в школе XXI века: почему дети её
не понимают // Мел. 2019. 16 января. URL.: https://mel.fm/blog/roman-
lazebnikov/95743-klassicheskaya-literatura-v-shkole-xxi-veka-pochemu-deti-
eye-ne-ponimayut (дата обращения: 24.03.2021).
13. Лепра :[страницавсоциальнойсети«ВКонтакте»].URL:
https://vk.com/leprum (дата обращения: 28.04.2021).
14. Мемы как симулякр // apollo complex : [страница в социальной сети
«ВКонтакте»]. URL: https://vk.com/@apolloncomplex-memy-kak-simulyakr
(дата обращения: 28.07.2020).
15. Митрошенков К.«Литературасегодняконструируетгрупповые
идентичности,онапересталабытьсамоценной»:Интервьюс
литературоведом Галином Тихановым // Горький Медиа. 2021. 4 марта.
URL: https://gorky.media/context/literatura-segodnya-konstruiruet-gruppovye-
identichnosti-ona-perestala-byt-samotsennoj/ (дата обращения: 25.03.2021).
16. Насколько ужасен 2020 год, настолько же хороши его мемы. Только
благодаря им нам удалось все это вытерпеть. Вот список самых лучших
поверсии«Шапито»//Meduza.2021.1января.URL.:
https://meduza.io/slides/naskolko-uzhasen-2020-god-nastolko-zhe-horoshi-
ego-memy-tolko-blagodarya-im-nam-udalos-vse-eto-vyterpet-vot-spisok-
samyh-luchshih-po-versii-shapito (дата обращения: 27.04.2021).
17. Пивоварова А. Эмоциональное насилие: Как противостоять абьюзеру,
еслиуйтинельзя//Wonderzine.2017.24октября.URL:
https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/230372-abuser-lifehacks
(дата обращения: 25.04.2021).
18. Полярный А.Мятнаясказка//Лайвлиб.URL:
https://www.livelib.ru/book/1002752896-myatnaya-skazka-aleksandr-
polyarnyj (дата обращения: 15.03.2021).
19. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» // ГАРАНТ.РУ. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения:
17.03.2021).
20. Разумихина О.Впомощьшкольнику.10класс.И. А. Гончаров.
«Обломов» (1859) // ГодЛитературы.РФ. 2020. 2 октября. URL.:
https://godliteratury.ru/articles/2020/10/02/v-pomoshch-shkolniku-10-klass-i-
a-goncharov-oblomov-1859 (дата обращения: 24.02.2021).
21. ТрαнсцεнΔен†αłьный кøт : [страница в социальной сети «ВКонтакте»].
URL: https://vk.com/trcat (дата обращения: 28.04.2021).
22. ФакультетМемологииСПбГУ:[страницавсоциальнойсети
«ВКонтакте»].URL:https://vk.com/memes_spbu(датаобращения:
28.07.2020).
23. Ф-письмо // сигма. URL: https://syg.ma/f-writing (дата обращения:
26.03.2021).
24. Anthony Uly. МЯТНАЯ СКАЗКА | Полярный и самый грандиозный
книжный развод! : [любительское видео] // YouTube. 2019. 20 августа.
URL:https://www.youtube.com/watch?v=fOXUEsDIi3I&t=644s(дата
обращения: 15.03.2021).
25. Literary Memes : [страница в социальной сети «ВКонтакте»]. URL:
https://vk.com/literary_memes (дата обращения: 03.08.2020).
26. Schaverien A. Why the internet loves the Suez Canal stuck ship saga // The
NewYorkTimes.2021.March27.URL:
https://www.nytimes.com/2021/03/27/world/suez-canal-stuck-ship-
memes.html (дата обращения: 02.04.2021).
27. UncleShurik. СНЕЖНАЯ СКАЗКА // УЖАСНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ
МЯТНОЙ СКАЗКИ : [любительское видео] // YouTube. 2020. 6 декабря.
URL: https://www.youtube.com/watch?v=jxjtxMZ-Low (дата обращения:
15.03.2021).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет