Литературный интернет-мем в современной культуре чтения
Работа посвящена изучению процессов современной культуры чтения, отраженных в литературном интернет-меме. Описаны его дискурсивная специфика, структурные и функциональные особенности. Проанализировано, как интернет-мем работает с литературным каноном — с воображаемым культурной традиции и с личным и коллективным опытом. В результате дана характеристика рецептивной стратегии, заложенной в литературном интернет-меме.
Введение ……………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Интернет-мем в теоретической и социокультурной перспективе …… 7
1.1. Меметика: теория культурной эволюции …………………………………………… 7
1.2. Подходы к изучению интернет-мема……………………………………………….. 12
1.3. Коммуникативный и смеховой потенциал интернет-мема ……………….. 14
1.4. Структура интернет-мема ……………………………………………………………….. 17
Глава 2. Литературные интернет-мемы как зеркало современных
читательских практик ………………………………………………………………………………. 23
2.1. Аудитория сообщества Literary Memes ……………………………………………. 23
2.2. Тематическое поле сообщества Literary Memes ……………………………….. 27
2.3. Интернет-мем и литературный канон: проблема идентичности и
культурного воображаемого ………………………………………………………………….. 32
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 46
Список использованной литературы…………………………………………………………. 50
Приложение …………………………………………………………………………………………….. 58
Современная культура, как показал американский философ и
культуролог Г. Дженкинс, медиаконвергентна: в ней нет четкого разделения
на «онлайн» и «офлайн» — а есть единое поле культурных практик и
значений, которые перетекают из виртуального пространства в реальное и
наоборот1. Тогда логично, что изучение культурных процессов, отраженных
в интернете, может дать нам вполне достоверное знание о довольно трудно
фиксируемом поле рецептивных откликов и — шире — о современной
культуре чтения.
Под культурой чтения мы понимаем устойчивую систему
коллективных читательских практик, закрепленных на уровне социального (а
значит, и коммуникативного) опыта, — опыта культурно опосредованного
интерпретирующего прочтения художественного текста сообществом.
Виртуальной единицей, аккумулирующей в себе (за счет своего
коммуникативного потенциала) — и трансформирующей (за счет своей
структуры) — этот социокультурный опыт интерпретирующего прочтения
художественного текста, может служить литературный интернет-мем.
Значимость анализа рецептивного отклика для изучения историко-
литературного процесса сегодня не вызывает сомнений. Открытие этой
значимости стало результатом поиска выхода из кризиса историчности,
который ощущался в западном литературоведении уже к концу 1960-х годов:
«Литература и искусство только тогда предстают в качестве исторического
процесса, когда ряд произведений рассматривается во взаимосвязи не только
авторов, но и потребляющих произведения субъектов, т. е. во
взаимодействии писателя и публики», — писал Х. Р. Яусс2. Но всегда была и
остается сложнейшая исследовательская проблема — проблема фиксации
рецептивных откликов. Привычные источники рецепции — критика,
Jenkins H. Convergence culture: where old and new media collide. New York; London: New York University
Press, 2006. 308 p.
2
Яусс Х. Р. История литературы как провокация литературоведения / пер. с нем. и предисл. Н. Зоркой //
Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 52.
мемуары, письма — дают необходимый материал, но лишь отчасти, отражая
восприятие довольно малой доли аудитории — прежде всего сообщества так
называемых профессиональных, «продвинутых» читателей. Интернет-мем же
в качестве источника рецептивных откликов позволяет получить
представление о той читательской реакции, которая редко подвергалась
письменной фиксации — и в основном опосредованно, интерпретативно,
через призму других рецепций — в мемуаристике или в самом
художественном тексте. В этом смысле интернет-мем демократичен —
поскольку функционирует в самом демократичном социальном
пространстве — в сети.
Другой важный аспект изучения культуры чтения — фиксация и анализ
рецепций на произведения, «отвергнутые» каноном3. То, что оказывается в
поле зрения мемуаристики и критики (по большей части — той критики,
которая сохранилась в памяти культуры), проходит через фильтр
легитимации (обусловленной разными причинами — от прямой цензуры до
цензуры негласной, канонизирующей только пресловутого условного белого
цисгендерного гетеросексуального мужчину). Тогда еще одна
исследовательская проблема — возвращение забытых имен, написание
истории «зацензурированной» (прямо и/или негласно) литературы — и такие
проекты предпринимаются: например запуск издательством Common Place
серии «Ѳ», посвященной публикации художественных и мемуарных текстов
забытых русских писательниц XIX–XX веков4.
Наконец, если постараться описать особенности современной культуры
чтения, то в этом случае интернет-мем представляется наиболее релевантным
источником, поскольку воплощает тот тип взаимодействия с литературой —
практику ее усвоения и реакцию на нее, — который характерен именно для
Это отдельная исследовательская тема, которой мы не касаемся в данной работе, но не отметить ее мы не
можем.
4
См.: Бояркина П. Мария Нестеренко: «Женщины пишут о том, что волнует именно их» : интервью //
Прочтение. 2018. 2 июля. URL: https://prochtenie.org/texts/29447 (дата обращения: 15.05.2021).
современного поля и порожден современностью — включая цифровую среду
и специфику существования и распространения в ней информации.
Выше мы дали определение базовому для темы нашего исследования
понятию «культура чтения», но также в работе мы часто оперируем и
другим, родственным ему, еще более широким понятием, употребимость
которого в самых разных сферах — от законодательной до обиходной — и
кажущаяся самоочевидность толкования которого требуют от нас прояснения
его контекстуального значения. Это понятие «культура». Под «культурой»
мы понимаем то, что В. В. Волков называет «концепцией культурности» —
дискурс нормативного структурирования повседневности, обеспечивающего
Интернет-мем сокращает культурную дистанцию между
канонизированным текстом и читателем за счет возможности смеха —
художественное произведение осваивается читателем через призму его
собственного — релевантного для этого читателя — жизненного опыта.
Подключая внеположенные институционализированной культурной повестке
идентификационные основания прочтения классического текста, мем
выводит его из традиционного иерархизированного поля канона — снимает с
классического текста заряд культурной «неприкасаемости», но при этом не
лишает этот текст статуса классичности — за счет сохранения общей
культурно поддерживаемой модальности. Перед нами качественно новый
способ отношения к художественному тексту — с традиционным запросом
на поиск идентичности, но без традиционной культурной дистанции:
всенаправленный смех мема максимально приближает художественный текст
к читателю — читатель воспринимает художественный опыт как
собственный, а собственный — как совместимый с художественной
реальностью. В результате интернет-мем делает литературное содержание
достоянием опыта, как индивидуального, так и коллективного — благодаря
коммуникативности интернет-мема.
И универсальность — вневременность, «вечность», общечеловечность
классического текста обнаруживается как раз не в усвоении читателем
институционально навязываемых ему смыслов, а в самом качестве этого
литературного содержания, способного сочетаться, взаимодействовать с
разнообразными контекстами жизненного мира читателя, встраиваться в эти
разнообразные контексты, формируя различные культурные опыты.
Отсюда — регулярное воспроизведение в интернет-мемах одних и тех же
устойчивых литературных сюжетов: смысловое поле классического текста
как бы пробует себя в различных современных контекстах, используя для
этого различные визуальные формы-образы, утверждая тем самым свою
релевантность для разных частных здесь и сейчас формирующихся
опытов, — и везде оказывается уместным.
Деиерархизация структуры литературного поля, которую показывает
интернет-мем, направляет реципиента, скорее, на логику архива, а не на
логику канона (в том смысле, в каком канон противопоставляет архиву
Алейда Ассман90). Канон осознает себя относительно статичным
вместилищем культурных смыслов, прошедших исторический отбор, — так
называемого культурного наследия, и функционирует исключительно как
ретранслятор этих смыслов: его задача — сохранить и передать культурный
смысл в том виде, в каком этот смысл был однажды легитимирован. Архив
же содержит информацию «до востребования» — информацию, которая как
бы выпала из институтов, а потому может быть переинтерпретирована в
новом культурном контексте. Архив подвергает сомнению устойчивость и
завершенность любого культурного смысла — он деконструирует и
трансформирует смысл — пересоздает его, соотнося с актуальной
действительностью91. Если канон иерархичен — то архив принципиально
диалогичен, он не мыслит категорией иерархичности.
Интернет-мем демонстрирует не только трансформацию логики
обращения со смысловым полем классики, но и трансформацию самой
практики чтения. «Традиционная» читательская стратегия — стратегия
индивидуального присвоения: чтение — интимный, личностный
психологический процесс, продукт которого — индивидуальное открытие,
то, что может понять и почувствовать только один человек во всем мире —
«я-субъект» чтения. «Традиционное» чтение — это одинокое, монологичное
чтение. Интернет-мем же переворачивает эту логику: он делает опыт
взаимодействия с текстом принципиально публичным. Интернет-мем
приглашает к акту социального взаимодействия — к разделению личного
Assmann A. Canon and Archive // Cultural Memory Studies: An international and Interdisciplinary Handbook /
ed. by A. Erll, A. Nünning. Berlin, New York: Walter de Gruyter. Pp. 97–107.
91
Черкасова М. В. «Канон» и «архив» в современной архивной науке США // Поволжский педагогический
вестник. 2017. Том 5. № 4 (17). С. 158–162.
опыта с сообществом, к солидаризации с воображаемым сообществом на
основании этого опыта — и к диалогу (точнее — даже полилогу) опытов за
счет многовариантной контекстуализации, «кастомизации» транслируемого
литературой универсального смысла.
Как представляется, мы имеем дело с определенной, более общей,
современной социокультурной тенденцией, которая нашла пространство для
реализации и в частном поле литературы. Социокультурное «открытие»
современности — «открытие» важности публичного разговора об
индивидуальном опыте (особенно — об опыте «традиционно»
стигматизированном, например таком как опыт участников движения
#metoo), который, с одной стороны, остается уникальным опытом
конкретной личности (и отсюда утверждение в социальном поле
многообразия непохожих, но равных по значимости опытов — и установка
на принятие любого опыта), а с другой стороны — оказывается основанием
для выстраивания коллективной социокультурной идентичности. Тогда
литературный интернет-мем включается в ряд подобных ему явлений —
касающихся как реципиента, так и создателя художественного текста.
Аналогичным литературному интернет-мему по принципу действия —
принципу медиации — явлением можно считать проект «Кот Бродского» —
книжное стендап-шоу, концепцию которого его основательница Ольга
Аристова представляет так: «Внутри нашего шоу стендап — это мастерски
рассказанная личная история, где личный опыт становится объективным
опытом, понятным окружающим. Идя по этой колее, мы разработали
принцип нашего литературного стендапа. Это триада: читатель, книга
(говоря “книга”, я имею в виду сразу книгу, личность автора и отзывы
критиков) и слушатели. Получается, что наши стендаперы читают книги и
через свой личный опыт говорят о них так, чтобы у слушателей
отозвалось»92. Другое явление такого порядка — автофикциональное письмо
Визель М. «Кот Бродского». «Мне нравится слово “шоу”»: Интервью с создателем и руководителем
необычного шоу книжных стендапов Ольгой Аристовой. Часть I. Поговорим «об этом» //
(автофикшен), основная интенция которого — облечь личный опыт в особую
коммуникативную форму — форму текста, перевести его в определенное,
иное, дискурсивное поле, сделать жизненный опыт автора достоянием
текстуального — а значит, артикулировать его публично93.
Представляется, что включение интернет-мема в более широкий
контекст проблематики индивидуального и коллективного опыта открывает
перспективы его дальнейшего исследования.
ГодЛитературы.РФ. 2020. 4 апреля. URL: https://godliteratury.ru/articles/2020/04/04/kot-brodskogo-mne-
nravitsya-slovo-sh (дата обращения: 11.05.2021).
93
Например, Оксана Васякина в романе «Рана» так говорит об интенциональности автофикционального
письма: «Для меня письмо всегда было способом раскрыть опыт тела, придать телу и опыту значимость и
видимость» (Васякина О. Рана / предисл. П. Барсковой. М.: Новое литературное обозрение, 2021. С. 206.).
Источники
1. «Любить — значит страдать». Почему герои русской литературы с
детства калечат нам психику // ADME. URL: https://www.adme.ru/svoboda-
avtorskie-kolonki/stradat-obyazatelno-pochemu-knigi-kotorye-nas-zastavlyali-
chitat-v-shkole-my-ne-stanem-sovetovat-svoim-detyam-2355865/(дата
обращения: 17.04.2021).
2. «Эвер Гивен» в Суэцком канале: заторы в Средиземном и Красном морях
все сильнее, потери для экономики все больше // BBC News. 2021. 26
марта. URL: https://www.bbc.com/russian/news-56522082 (дата обращения:
02.04.2021).
3. Бояркина П. Мария Нестеренко: «Женщины пишут о том, что волнует
именноих» :интервью//Прочтение.2018.2июля.URL:
https://prochtenie.org/texts/29447 (дата обращения: 15.05.2021).
4. Бояркина П. Оксана Васякина: «Мы даже не представляем, что за бомба у
насвруках» :интервью//Прочтение.2021.9марта.URL:
https://prochtenie.org/texts/30508 (дата обращения: 25.03.2021).
5. Броскинулмем :[каналвмессенджере«Телеграм»].URL:
https://tlgrm.ru/channels/@Bromeeems (дата обращения: 28.04.2021).
6. Буракова С. Автор подросткового бестселлера обещал «уйти из жизни»,
если его новую книгу плохо раскупят. Писатели осудили его за
манипуляциидетьми//Такиедела.2020.24августа.URL:
https://takiedela.ru/news/2020/08/24/polyarny-yupi/(датаобращения:
14.05.2021).
7. Васякина О. Рана / предисл. П. Барсковой. М.: Новое литературное
обозрение, 2021. 280 с.
8. Визель М. «Кот Бродского». «Мне нравится слово “шоу”»: Интервью с
создателем и руководителем необычного шоу книжных стендапов Ольгой
Аристовой. Часть I. Поговорим «об этом» // ГодЛитературы.РФ. 2020. 4
апреля. URL: https://godliteratury.ru/articles/2020/04/04/kot-brodskogo-mne-
nravitsya-slovo-sh (дата обращения: 11.05.2021).
9. Все как-то мрачненько… Не расстраивайтесь! У нас хотя бы есть мемы с
сиба-ину — о разнице поколений (хотя они тоже немного обидные) //
Meduza. 2020. 4 июля. URL: https://meduza.io/shapito/2020/07/04/vse-kak-
to-mrachnenko-ne-rasstraivaytes-u-nas-hotya-by-est-memy-s-siba-inu-o-
raznitse-pokoleniy-hotya-oni-tozhe-nemnogo-obidnye(датаобращения:
04.04.2021).
10. Где построить Санкт-Петербург? Кто уберется в доме? Это мем — про
комментарии, которых никто не просит // Meduza. 2019. 1 апреля. URL:
https://meduza.io/shapito/2019/04/01/gde-postroit-sankt-peterburg-kto-
uberetsya-v-dome-eto-mem-pro-kommentarii-kotoryh-nikto-ne-prosit(дата
обращения: 05.04.2021).
11. Желепс, Колбасков, Мармеладзе. Российских музыкантов превратили в
еду//Meduza.2020.21июня.URL:
https://meduza.io/shapito/2020/06/21/zheleps-kolbaskov-marmeladze-
rossiyskih-muzykantov-prevratili-v-edu (дата обращения: 05.04.2021).
12. Лазебников Р. Классическая литература в школе XXI века: почему дети её
не понимают // Мел. 2019. 16 января. URL.: https://mel.fm/blog/roman-
lazebnikov/95743-klassicheskaya-literatura-v-shkole-xxi-veka-pochemu-deti-
eye-ne-ponimayut (дата обращения: 24.03.2021).
13. Лепра :[страницавсоциальнойсети«ВКонтакте»].URL:
https://vk.com/leprum (дата обращения: 28.04.2021).
14. Мемы как симулякр // apollo complex : [страница в социальной сети
«ВКонтакте»]. URL: https://vk.com/@apolloncomplex-memy-kak-simulyakr
(дата обращения: 28.07.2020).
15. Митрошенков К.«Литературасегодняконструируетгрупповые
идентичности,онапересталабытьсамоценной»:Интервьюс
литературоведом Галином Тихановым // Горький Медиа. 2021. 4 марта.
URL: https://gorky.media/context/literatura-segodnya-konstruiruet-gruppovye-
identichnosti-ona-perestala-byt-samotsennoj/ (дата обращения: 25.03.2021).
16. Насколько ужасен 2020 год, настолько же хороши его мемы. Только
благодаря им нам удалось все это вытерпеть. Вот список самых лучших
поверсии«Шапито»//Meduza.2021.1января.URL.:
https://meduza.io/slides/naskolko-uzhasen-2020-god-nastolko-zhe-horoshi-
ego-memy-tolko-blagodarya-im-nam-udalos-vse-eto-vyterpet-vot-spisok-
samyh-luchshih-po-versii-shapito (дата обращения: 27.04.2021).
17. Пивоварова А. Эмоциональное насилие: Как противостоять абьюзеру,
еслиуйтинельзя//Wonderzine.2017.24октября.URL:
https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/230372-abuser-lifehacks
(дата обращения: 25.04.2021).
18. Полярный А.Мятнаясказка//Лайвлиб.URL:
https://www.livelib.ru/book/1002752896-myatnaya-skazka-aleksandr-
polyarnyj (дата обращения: 15.03.2021).
19. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» // ГАРАНТ.РУ. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения:
17.03.2021).
20. Разумихина О.Впомощьшкольнику.10класс.И. А. Гончаров.
«Обломов» (1859) // ГодЛитературы.РФ. 2020. 2 октября. URL.:
https://godliteratury.ru/articles/2020/10/02/v-pomoshch-shkolniku-10-klass-i-
a-goncharov-oblomov-1859 (дата обращения: 24.02.2021).
21. ТрαнсцεнΔен†αłьный кøт : [страница в социальной сети «ВКонтакте»].
URL: https://vk.com/trcat (дата обращения: 28.04.2021).
22. ФакультетМемологииСПбГУ:[страницавсоциальнойсети
«ВКонтакте»].URL:https://vk.com/memes_spbu(датаобращения:
28.07.2020).
23. Ф-письмо // сигма. URL: https://syg.ma/f-writing (дата обращения:
26.03.2021).
24. Anthony Uly. МЯТНАЯ СКАЗКА | Полярный и самый грандиозный
книжный развод! : [любительское видео] // YouTube. 2019. 20 августа.
URL:https://www.youtube.com/watch?v=fOXUEsDIi3I&t=644s(дата
обращения: 15.03.2021).
25. Literary Memes : [страница в социальной сети «ВКонтакте»]. URL:
https://vk.com/literary_memes (дата обращения: 03.08.2020).
26. Schaverien A. Why the internet loves the Suez Canal stuck ship saga // The
NewYorkTimes.2021.March27.URL:
https://www.nytimes.com/2021/03/27/world/suez-canal-stuck-ship-
memes.html (дата обращения: 02.04.2021).
27. UncleShurik. СНЕЖНАЯ СКАЗКА // УЖАСНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ
МЯТНОЙ СКАЗКИ : [любительское видео] // YouTube. 2020. 6 декабря.
URL: https://www.youtube.com/watch?v=jxjtxMZ-Low (дата обращения:
15.03.2021).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!