Магистерская диссертация на тему : управление учебно-познавательной деятельностью учащихся в технологии проблемного обучения
Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на основе технологии проблемного обучения……………………………………………………………………
6
1.1. Планирование образовательного процесса, как процесса управления…………………………………………………………………
6
1.2. Понятие учебно-познавательной деятельности и уровни ее сформированности…………………………………………………………
12
1.3. Технология проблемного обучения как способ развития учебно-познавательной деятельности на уроках биологии………………………
18
Выводы по первой главе………………………………………………….. 28
Глава 2. Разработка модели управления учебно-познавательной деятельностью учащихся при обучении биологии средствами проблемного обучения…………………………………………………….
31
2.1. Разработка и реализация модели управления учебно-познавательной деятельностью учащихся при обучении биологии средствами проблемного обучения………………………………………
31
2.2. Результат внедрения модели управления учебно-познавательной деятельностью учащихся при обучении биологии средствами проблемного обучения……………………………………….
43
Выводы по второй главе………………………………………………….. 53
Заключение………………………………………………………………… 55
Список литературы………………………………………………………… 57
Приложение………………………………………………………………… 61
Оглавление
В настоящее время учителям современной школы предоставляется широкий выбор вариативных программ образования, различных систем, учебно-методических комплектов обучения. Однако школьная практика показывает, что изменение содержания без изменения технологии обучения, без внедрения в практику инновационных технологий, которые способствуют формированию учебно-познавательного интереса, ведущего к успешности в современном обществе, не дает положительных результатов обучения.
Таким образом, определяется, что на сегодняшний день остро стоит проблема активизации и управления учебно-познавательной деятельностью школьников. В педагогике и психологии этой теме посвящено множество исследований. Как известно эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. Однако, большое количество исследований на современном этапе развития образования отмечают важность и актуальность управления и контроля за учебно-познавательной деятельностью со стороны учителя.
1. Бабичева Т.А. Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов / Т.А.Бабичева // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2009. – № 6. – С. 12–17.
2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие / Т.Ю. Базаров. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 239 c.
3. Барболин М.П. Методологические основы развивающего обучения / М.П. Барболин. – М.: Петрополис, 2015. – 280 c.
4. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников / В.А. Беликов. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994. – 157 с.
5. Борытко Н.М. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М.Борытко, И.А.Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 48 с.
6. Васильева Л.Ф. Вопросы проблемного обучения в методике географии / Л.Ф.Васильева // Учитель в школе. – 2010. – № 1. – С. 12–14.
7. Великанова С.С. Виды, структура и уровни учебно-познавательной деятельности / С.С.Великанова // APRIOR: гуманитарные науки. – 2014. – № 2. – С. 1–17.
8. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М.Верзилин, В.М.Корсунская – М.: Просвещение, 1976. – 383 с.
9. Волков П.Г. Педагогическая лечебно-оздоровительная работа в учреждениях основного, дополнительного и дошкольного образования / П.Г.Волков, Г.Н.Канипова, М.С.Волкова // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. –2010. – № 1. – С. 33–39.
10. Горбачева М.С. Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время на основе проблемного метода / М.С.Горбачева // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2011. – № 2. – С. 64–68.
11. Громан В.В. Всеобщее управление качеством. / В.В. Горман, В.А. Смирнов, С.А. Антонов. – М.: Русайнс, 2016. – 16 c.
12. Данилов М.А. Дидактика / М.А.Данилов, Б.П.Есипов. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 2013. – 162 с.
13. Даутова О.Б. Как разработать образовательную программу основной школы / О.Б.Даутова, О.Н.Крылова. – М.: Каро, 2015. – 112 c.
14. Демидова А.А., Демьянков Е.Н. Проблемное обучение биологии в школе с использованием регионального компонента // Актуальные проблемы естественнонаучного образования, защиты окружающей среды и здоровья человека. – 2015. – Т. 1. – № 1. – С. 30-31.
15. Жарикова Н.В. Способы повышения познавательной активности школьников при использовании проблемного обучения на уроках биологии / Н.В.Жарикова, В.Н.Долгин // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2008. – № 2 (76). – С. 23-26.
16. Зебзеева В.А. Организация и планирование режимных процессов в дошкольных образовательных организациях / В.А.Зебзеева – М.: Москва-Берлин, 2015. – 101 с.
17. Идиатулин В.С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии. – 2010. – № 4. – С. 29-42.
18. Каратаева Н.Г. Аспекты поискового подхода при решении нестандартных задач в концепции проблемного обучения / Н.Г.Каратаев // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – № 12. – С. 58-67.
19. Леонтьев А.В. Управление и прогнозирование: современные концепции / А.В.Леонтьев // Менеджмент образования. – 2016. – № 2. – С. 45–51.
20. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения / А.Н.Леонтьев – М., 1956. – 121 с.
21. Лернер И.Я. О методах обучения. Советская педагогика / И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин – М., 1973. – 144 с.
22. Литке Н.В. Проблемное обучение как тип развивающего обучения на уроках химии и биологии / Н.В.Литке // Вестник научных конференций. – 2015. – № 4-1 (4). – С. 98–99.
23. Лобунько В.А. Роль стратегического планирования в управление школой / В.А.Лобунько // Директор школы. – 2014. – № 1. – С. 19–23.
24. Максимова Т.Т. Внедрение ФГОС на основе актуальных методов обучения образование: ресурсы развития / Т.Т.Максимова // Вестник ЛОИРО. – 2014. – № 2. – С. 60–63.
25. Марко Е.Д. Функции планирования в образовательном процессе / Е.Д.Марко // Управление персоналом. – 2011. – № 3. – С. 22–31.
26. Матросова П.В. Из опыта организации исследовательской деятельности в биологии / П.В.Матросова // Педагогический вестник. – 2013. – № 10. – С. 9–14.
27. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения / М.И.Махмутов – Казань, 1972. – 134 с.
28. Нарушевич В.Н. Проблемное обучение как средство развития учащихся при обучении биологии и химии / В.Н.Нарушевич // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе. – 2018. – С. 104–106.
29. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897 // Вестник образования. – 2011. – № 4. – С.10–77. – // Администратор образования. 2011. № 5. С.32–72.
30. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: учебнометодическое пособие / О.И.Пащенко — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 227 с.
31. Петровский А.В. Психологический словарь / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – 2-е изд., испр. и доп. – М., – 494 с.
32. Петунин О.В. Профессиональный стандарт педагога как ориентир профессионального развития учителя / О.В.Петунин // Инновации в образовании. – 2016 – № 4 – С.14–22.
33. Половникова Н.А. О воспитании познавательных сил школьников / Н.А.Половникова. – Казань: Таткнигоиздат, 1968. – 200 с.
34. Радулова Е.Н. Создание проблемной ситуации / Е.Н.Радулова // Открытая школа. – 2009. – № 6. – С. 51–52.
35. Райков Б.Е. Исследовательский метод в педагогической работе / Б.Е.Райков, В.Ю.Ульянинский, К.П.Ягодовский –Л.: Госиздат, 1924. – 68 с.
36. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко – М.: Народное образование, 2008. – 305 с.
37. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009. – 211 с.
38. Струмилин С.Г Планирование в СССР / С.Г.Струмилин – 1-е изд. – М.: Госполитиздат, 1957. – 95 с.
39. Ступницкий В.П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 520 с
40. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1999. – 166 с.
41. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
42. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства: монография / Д.И.Фельдштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 522 с.
43. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И.Щукина – М.: Просвещение, 1979. – 149 с.
44. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения / П.А.Юцявичене. – Каунас: Швиеса, 1989. – 272 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!