Маркетинговая стратегия деятельности спортивного клуба (на примере ф/к Енисей)
Введение…………………………………………………………………….. 4
1 Маркетинг в профессиональном спорте……………………………….. 7
1.1 Понятие маркетинга и маркетинговой деятельности………………. 7
1.2 Маркетинг в физкультурно-спортивной деятельности и проблемы
развития…………………………………………………………………… 11
1.3 Социально-психологические особенности продвижения
спортивных зрелищ………………………………………………………. 19
2 Спортивный маркетинг в мире и России……………………………….. 28
2.1Сравнительный анализ зарубежных и российской моделей
маркетинговых услуг в профессиональном спорте, на примере
футбол…………………………………………………………………… 28
2.2 Особенности развитие профессионального спорта в США и
Европе, в сравнении с развитием профессионального спорта в РФ 31
2.3Сравнительный анализ футбольных лиг России и Европы……… 39
2.4 Характеристика АНО «Футбольный клуб Енисей»…………….. 44
3 Разработка маркетинговой стратегии спортивной организации………. 48
3.1 Применение элементов комплекса спортивного маркетинга в
РФПЛ на основании анализа спортивного маркетинга клубов лиг
«Большой пятерки»…………………………………………………… 48
3.2 Изучение мнения потребителей об оказании услуг АНО ФК
«Енисей»…………………………………………………………………. 52
3.3 Разработка маркетинговой стратегии развития АНО ФК Енисей 59
Заключение……………………….………………………………………….. 73
Список использованных источников……………………………………… 76
Приложение…………………………………………………………………. 89
Современное состояние индустрии спорта, характеризуется тем, что
спорт стал, по праву важной отраслью экономики большого числа стран[2].
Спорт и спортивная индустрия, на сегодняшний день, обладают значительными
финансовыми средствами, в спортивной индустрии задействовано большое
количество рабочих мест [12,24,54]. Происходит постоянное
совершенствование существующих и разработка новых моделей управления
спортивной индустрией и как следствие привлечение в спорт новых
финансовых средств и вложений [65].
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» [92] профессиональный спорт имеет следующее определение:
«Предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение
интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов,
избравших спорт своей профессией, и зрителей». В работах ряда ученых[47]
отмечены неточности предложенного определения, главнойнеточностью
является то, чтовесь профессиональный спорт определяется как нечто единое
целое [74]. Хотя все специалисты в области спорта и физической культуры,
будут парировать, что профессиональный спорт включает в себя и
Олимпийский спорт и Коммерческий спорт и ни для кого не секрет, что они
имеют между собой существенные различия[30]. Первоочередным отличием
является то, что в Коммерческом спорте существует владелец в лице
конкретного человека или группы людей, в то время как в Олимпийском спорте
неким «владельцем» является государство или страна, которую спортсмены-
Олимпийцы представляют. Поэтому Олимпийский спорт в большей степени
финансируется и существует на дотации государства[28].
В коммерческом спорте источники финансирования иные, это либо
спонсорская помощь, либо доход от деятельности, но стоит отметить что такая
ситуация наблюдается только в странах Европы и США[52]. В РФ, к 2020 году,
доля финансирования профессиональных клубов все также остается на высоком
уровне, а зачастую профессиональные команды вообще не приносят доход от
коммерческой деятельности [59].
На примере зарубежных стран, наибольшей привлекательностью
пользуются игровые виды спорта [69]. Причем в большинстве развитых стран,
нет поддержки профессионального спорта со стороны государства. В последние
5-10 лет в РФ наметилась тенденция постепенной коммерциализации
профессионального спорта, в виду возрастающей конкуренции среди
существующих и возникающих профессиональных команд, за бюджетные
средства.
Исходя из вышеизложенного, мы определили проблему исследования,
которая заключается в том, что, существует необходимость повышения
эффективности маркетинга и менеджмента спортивных футбольных команд
России, для того, чтобы клубы могли самостоятельно функционировать и
перешли на режим самоокупаемости, без привлечения бюджетных средств.
Таким образом, актуальность диссертационной работы обусловлена
необходимостью разработки теоретических основ регулирования рынка
профессионального спорта в РФ, исследования направлений и
организационных условий его экономической деятельности и выход на уровень
самоокупаемости.
Важность диссертационного исследования усиливается отсутствием
научных разработок фундаментального и прикладного характера в
рассматриваемой сфере.
Гипотеза исследования.
Состоит в предположении, что разработанная стратегия будет
основываться на изучении состояния профессионального коммерческого
спорта, в изучении выявленных проблем и включать в себя набор
последовательных действий по оптимизации маркетинговой деятельности
спортивной организации, осуществляющей деятельность в сфере
профессионального коммерческого спорта
Таким образом, целью диссертационного исследования является
выявление проблем маркетинга в профессиональных спортивных командах и
разработка маркетинговой стратегии спортивного клуба на примере АНО «ФК
Енисей».
1. В результате анализа научно-методической и специальной литературы
по проблеме исследования, мы выявили, что маркетинговая деятельность
применительно к сфере физической культуры и спорта в РФ направлена в
первую очередь на социо-культурное взаимодействие с потребителем,
коммерциализация услуг носит второстепенный характер. Выделяют два
подхода к характеристике развития профессионального спорта ротационный и
константный. В основе коммерческо-константного подхода лежит стремление
маркетинга получать максимум прибыли от ведения физкультурно-спортивной
деятельности, при этом результаты самой спортивной деятельности, в таком
подходе рассматриваются лишь с позиции достижения максимальной прибыли.
Такой подход характерен для спортивной индустрии США.В основе
коммерческо-ротационного подхода, все маркетинговые изыскания направлены
на достижение именно спортивного результата, на достижение красивого
спортивного зрелища, материальная сторона спорта, является сопутствием
маркетинговой деятельности в странах Европы.
2. В результате сравнительного анализа Российской футбольной премьер
лиги и лиг «Большой пятерки» мы определили мероприятия, которые
применяют в своей деятельности клубы «Большой пятерки». К таким
мероприятиям относится организация фан – клубов. Во время матча, в
перерыве, часто проводятся детские футбольные мини-турниры: участвуют
самые маленькие спортсмены, которые уже обладают навыками игры.
Разработака отдельная линейка клубной атрибутики: начиная от ясельного
возраста до подросткового возраста. Клубы занимаются социальными
проектами и благотворительностью: ежегодно проводятся десятки подобных
мероприятий. Любому матчу предшествует предматчевое шоу, в котором
принимают участие артисты, группа поддержки, пиротехники, задействовано
световое и лазерное оборудование.Активно развит в клубах «Большой пятерки»
интернет-маркетинг.
Можно применить эти мероприятия и для ФК Енисей, чтобы решить
главную проблему клуба- посещаемость матча зрителями.
3. На основании анкетного опроса посетителей и анализа нормативно-
правовых актов, определенынаправления совершенствования маркетинга АНО
«ФК Енисей». Предложения по организации футбольных матчей болельщики
ФК «Енисей» отметили: проводить конкурсы перед проведением матча и в
перерывах между периодами; улучшить бытовые условия; внедрить шоу перед
началом матча, отдельное представление каждого игрока команды ФК
«Енисей»; организовать смс-рассылку о датах матчей; организовать
развлекательные программы на этаже для детей и взрослых в перерывах
матчей;разместить информацию турнирной таблицы не только в социальных
сетях запустить приложение для мобильных устройств ФК «Енисей»; внедрить
карты болельщиков.Проведенный опрос позволяет разработать мероприятия по
улучшению комплекса спортивного маркетинга ФК «Енисей».
4. Исследовав отечественную и зарубежную литературу, было выявлено,
что четкой инструкции по разработке маркетинговой программы фактически не
существует. На основе информации, полученной в результате опроса зрителей,
на основании изученной специфики спортивной индустрии, а также
пользуясьтеоретическими знаниями по разработке маркетинговой стратегии,
разработана новая, специфическая методика составления маркетинговой
стратегии для спортивнойкомандыФК «Енисей».
Разработка маркетинговой стратегии состоит из 5 этапов. Вначале
определяютсяосновные элементы разработки маркетинговой стратегии для
спортивной команды,а затем представляется алгоритм и последовательность
действий на каждом этапе.
1 этап: Анализ-диагностика.
2 этап: Определение целей и задач спортивной команды. Он включает:
3 этап Выбор фундаментальных стратегических направлений реализации
маркетинговой стратегии:
4 этапРазработка маркетинг-микса по принципу 7P.
5 этап: Внедрение и контроль.Это система оценки результатов
маркетинговой деятельности организации, которая предполагает подсистемы
контроля и аудита.
Разработанная стратегия может быть применима в любой
профессиональнойспортивной организации. Она разработана с учетом
маркетинговых концепций иполностью адаптирована под специфику
спортивной индустрии.
Данная стратегия – это набор последовательных действий, выполнив
которыеспортивная организация способна начать получать существенную
прибыль и бытьуспешной как коммерческая структура. Однако следует
учитывать, что самым важным является то, чтобы на основе получаемых
данных делать правильные, объективные выводы и принимать рациональные
решения, а не полагаться на случай.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!