Мд вкр метод аватерапии при формировании социальной адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….. 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
С ОВЗ И ИХ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ……………. 11
1.1 Психологические особенности детей с ОВЗ…………………………………….. 11
1.2 Социальная адаптация и проблемы социализации детей с ОВЗ ……….. 17
1.3 Коммуникативная компетентность, как составляющая социальной
адаптации детей с ОВЗ…………………………………………………………………… 23
1.4 Метод АВА-терапии как способ формирования социальной адаптации
детей с ОВЗ……………………………………………………………………………………. 27
1.5 Выводы по первой главе …………………………………………………………………. 31
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
ДЕТЕЙ С ОВЗ……………………………………………………………………………………… 33
2.1 Методики, выборка и процедура исследования ……………………………….. 33
2.2 Результаты исследования и их интерпретация…………………………………. 38
2.3 Выводы по второй главе …………………………………………………………………. 52
3 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У
ДЕТЕЙ С ОВЗ……………………………………………………………………………………… 54
3.1 Подходы к развитию и пути формирования социальной адаптации у
детей с ОВЗ……………………………………………………………………………………. 54
3.2 Содержание программы формирования социальной адаптации у детей
с ОВЗ с помощью метода АВА-терапии. ………………………………………… 61
3.3 Выводы по третьей главе ………………………………………………………………… 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 78
РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИД)…………… 81
CONCLUSION …………………………………………………………………………………………. 82
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ ……………………………………………………………………. 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………. 86
ПРИЛОЖЕНИЕ А – СХЕМА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…….. 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………. 95ПРИЛОЖЕНИЕ В – КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ………………………………. 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Г – РАСЧЕТ КРИТЕРИЯ МАННА-УИТНИ ……………………. 97
Актуальность. Известно, что одной из наиболее важных социальноэкономических и демографических проблем современного российского
социума является включение детей с ограниченными возможностями в
общество. В современном российском обществе наблюдается не только
стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется
тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации
детей и молодежи, что становится ощутимым ограничением экономического
развития страны. В связи с этим, решение основных социальных проблем детей
и подростков с ограниченными возможностями, в том числе их обучение и
трудоустройство, позволит во многом изменить не только положение этой
группы в обществе, сформировать определенный уровень социокультурной
толерантности к ним, но и стабилизировать трудовые ресурсы в стране.
Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными
возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы
способствовать дальнейшему развитию экономики страны и ее стабильному
функционированию. Однако проблема активации и раскрытия социального
потенциала детей с ограниченными возможностями в современном обществе и
на региональном уровне изучены недостаточно полно
1. Акатов Л.И. Психологические основы социальной реабилитации детей
с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л.И. Акатов. – М.:
Просвещение, 2016. – 276 с.
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными
возможностями здоровья: психологические основы: учеб. пособие / Л.И.
Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 368 с.
3. Алферова Г.В. Новые подходы к корекционно-развивающей работе с
детьми с ОВЗ // Дефектология, 2014. – №3. – 12 с.
4. Андросова Г.Л. Социальное становление подростка с
интеллектуальной недостаточностью. – Сургут: РИО СурГПИ, 2014. – 57 с.
5. Белова И.К., Шевченко С.Т. Игры и игровые упражнения со старшими
дошкольниками с ЗПР. – Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития, 2004. – 112 с.
6. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих
тяжелобольных детей // Социально-педагогическая работа / Л. П. Боровая, 2016.
– №6. – С. 59–63.
7. Брызгалова С.О. Инклюзивный подход и интегрированное образование
детей с особыми образовательными потребностями // Специальное
образование, 2016. – № 3. – 14–20 с.
8. Быков Д. А. Опыт создания реабилитационного комплекса для детей с
ограниченными возможностями // Педагогика, 2017. – № 6. – С. 27–31.
9. Быков А.В. Психологическая служба в учреждениях социальнопедагогической поддержки детей и подростков. – М.: УРАО – 2014. – 100 с.
10. Баязитов С.Б. Социализация личности обучающихся в условиях
интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования //
Педагогический журнал Башкортостана. – 2016. – № 4(65). – С.48–55. – ISSN
1817-3292. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система «Лань»:
[сайт]. – URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/308488 (дата обращения:
29.10.2019).87
11. Бажук О.В., Дербенева Г.В. Методиское пособие. Социальнопедагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов, в
процессе социальной интеграции в условиях социально-психологической
службы «LIFE». – Омск: Педагогическое общество России, 2015. – 23 с.
12. Васин С.Г, Малофеева Т.А. Инвалиды в России // Proetcontra / Т.А.
Малофеева, С.Г. Васин, 2018. – №3 – С. 80–105.
13. Волков, Б.С. Психология детей младшего школьного возраста:
учебное пособие / Волков Б.С. – Москва: КноРус, 2020. – 346 с. – (бакалавриат).
– ISBN 978-5-406-06028-5. – URL: https://book.ru/book/933606 (дата обращения:
07.03.2020).
14. Гембаренко В.Е. Семья и ребенок с ограниченными возможностями //
Социальное обеспечение, 2018. – №3. – С. 38–42.
15. Голубева Т.Ю., Огрызко Е.В., Поликарпов А.В. Информационное
обеспечение статистического наблюдения в части детской инвалидности //
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицин. – М.:
Росмэн-Пресс, 2016 – Т. 24. – №4 – C. 223–229.
16. Грабчук К.М. Реализация принципов преемственности и
непрерывности в инклюзивном образовании краснодарского края // Вестник
КемГУ. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2017. – № 4. – С.17–23.
– ISSN 2542-1840. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система
«Лань»: [сайт]. – URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/309135 (дата
обращения: 29.10.2019).
17. Григоренко Н.Ю. Логопедическое сопровождение детей раннего и
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях
инклюзивной практики // Н.Ю. Григоренко // Специальное образование. – 2016.
– № 2. – С.26–38. – ISSN 1999-6993. – Текст: электронный // Электроннобиблиотечная система «Лань»: [сайт]. – URL:
https://e.lanbook.com/journal/issue/298705 (дата обращения: 29.10.2019).
18. Гоман А.Н. Интеграция аутичных детей в социальную и учебную
среду: современные тенденции // Сборник материалов I Всероссийской научно88
практической конференции, 2016. – 124 с.
19. Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Особенности детско-родительских
отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными
возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия.
Акмеология образования. Психология развития, 2016. – Т. 5. – № 2. – С. 163–
168.
20. Данилова Е.А. Пальчиковые игры // Е. А. Данилова. – М.: РосмэнПресс, 2018. – 95 с.
21. Дмитриев А. В. Проблемы инвалидов // А. В. Дмитриев. – СПб.:
Питер, 2014. – 245 с.
22. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей:
Учебное пособие. – М.: Издательство Московского университета, 2013. – С. 23–
30.
23. Ершов Б. В. Проблемы инвалидности детей. – СПб.: Питер, 2018. –
156 с.
24. Елецкая О.В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с
ограниченными возможностями здоровья: учебник // О.В. Елецкая. – 2-е изд.,
стер. – Москва: ФЛИНТА. – 2018. – 500 с. – ISBN 978-5-9765-2963-2. – Текст:
электронный // Электронно-библиотечная система «Лань»: [сайт]. – URL:
https://e.lanbook.com/book/102533 (дата обращения: 17.10.2019).
25. Животовская Ю.А. Психолого-педагогические особенности детей с
ограниченными возможностями здоровья // Вестник научного общества
студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2015. – № 2. – С.35–38. – ISSN
9999-7444. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система «Лань»:
[сайт]. – URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/294135 (дата обращения:
17.10.2019).
26. Жимаева Е.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями
здоровья в общество: исторический опыт России и зарубежных стран / Е.М.
Жимаева // Сервис plus. – 2014. – № 3. – С.3–10. – ISSN 1993-7768. – Текст:
электронный // Электронно-библиотечная система «Лань»: [сайт]. – URL:89
https://e.lanbook.com/journal/issue/295279 (дата обращения: 29.10.2019).
27. Игнатьева К.В., Кухарчук О.В. Особенности семей, воспитывающих
дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Реабилитация,
абилитация и социализация. Сборник научных статей. Электронное издание.
М.: Издательство «Перо». – 2016. – С.132–143. ISBN 978-5-906833-03-2 (дата
обращения: 16.01.2020).
28. Коновалова М.П. Социокультурная реабилитация детей с
ограниченными возможностями в процессе информационно-библиотечного
обслуживания // Вестник Московского государственного университета
культуры и искусств / М. П. Коновалова, 2018. – N 2. – С. 103–107.
29. Кулагина Е.В. Семьи с детьми инвалидами: социально –
экономическое положение // Народонаселение / Е. В. Кулагина, 2017. – № 1. –
С. 20–32.
30. Коломийченко Л.И. Концепции социального развития детей
дошкольного возраста / Л. И. Коломийченко // Детский сад от А до Я, 2016. – №
5. – С. 8–28.
31. Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация. – СПб.: Изд-во
Питер, 2011. – 288 с.
32. Кузнецова М.А. Социальная адаптация детей с ограниченными
возможностями здоровья / М.А. Кузнецова // Вестник Чувашского
государственного института культуры и искусств, 2014. – № 9. – С.46–47. –
ISSN 2305-7414. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система
«Лань»: [сайт]. – URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/295554 (дата
обращения: 29.12.2019).
33. Кулева Е.Ю. Формирование коммуникативных компетенций у детей с
ОВЗ, как фактор социальной адаптации посредством применения метода
проектов в воспитательном процессе в условиях ФГОС. – М.: Вестник ЛОИРО,
2015. – №2. – С. 59–64.
34. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное
общение. – Питер, 2016. – 195 с.90
35. Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация. – СПб.: Изд-во
Питер, 2011. – 288 с.
36. Кулева Е.Ю. Образование: Формирование коммуникации
компетенций у детей с ОВЗ, как фактор социальной адаптации посредством
применения метода проектов в воспитательном процессе в условиях ФГОС. –
М.: Вестник ЛОИРО, 2015. – №2. – С. 59–64.
37. Ляпидиевская Г.В. – О создании в России сети реабилитационных
центров для детей и подростков с ограниченными возможностями // Вестник
психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы / Г. В.
Ляпидиевская, 2017. – №2 – С. 42–48.
38. Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии, учащихся
с РАС. – М.: Оперант, 2015. – 360 с.
39. Лори Фрост, Энди Бонди. Система альтернативной коммуникации с
помощью карточек (PECS). – Москва: Теревинф, 2019. – 416 с.
40. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа
ДОУ: технология составления, концепция. – М.: Айрис – пресс, 2015. – С. 36–
51.
41. Малофеев Н.Н. Единая концепция специального федерального
государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями
здоровья: основные положения // Проблемы современного образования, 2014. –
№3. – С. 5–7.
42. Мжельская, Н.В. Развитие общения младших школьников с
нарушениями зрения / Н.В. Мжельская // Специальное образование. – 2013. –
№ 2. – С.72–79. – ISSN 1999-6993. – Текст: электронный // Электроннобиблиотечная система «Лань»: [сайт]. – URL:
https://e.lanbook.com/journal/issue/289319 (дата обращения: 17.12.2019).
43. Настольная книга специалиста – Социальная работа с инвалидами. –
М: ВЛАДОС, 2016. – 153 с.
44. Никишина В.В. Практическая психология в работе с детьми с
задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов: – М.:91
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 128 с.
45. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы
риска / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. – М: ВЛАДОС,
2014. – 345 с.
46. Основы социальной работы: Учебник/ Отв. Ред. П. Д. Павленок. – М.:
Инфра, 2017. – 345 с.
47. Олешкевич В.И. Сопровождение и социализация школьников с особе
нностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения//
Дефектология, 2015. – № 5, – С. 16–25.
48. Ощуркова Н.А. Динамика социально психологической адаптации:
авторев. Дис. – М.: Вестник, 2016. – С. 13–56.
49. Одинокова Н.А. Педагогическое взаимодействие и сотрудничество
специалистов в системе инклюзивного образования детей с особыми
образовательными потребностями // Детство, открытое миру: сборник
материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Омск: ОГПУ,
2017. – С. 181–185.
50. Пожеленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические
рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного
возраста. – СПб.: КАРО, 2019. – 92 с.
51. Поташник М.М. Управление качеством образования. – М.:
Педагогическое сообщество России. – 2006. – 78 с.
52. Подсумкова О.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с
ОВЗ через вербальные и невербальные средства общения. Фотоальбом. – М.:
Педагогика и современность, 2014. – №4. – С. 103–106.
53. Петрова Е.В. Театрализованные игры. Значение их в коррекционном
обучении детей с задержкой психического развития. // Дошкольное воспитание,
2015. – №4. – С. 13–14.
54. Ромм М.В. Философия и психология адаптивных процессов. – М.:
МПСИ; Воронеж, 2016. – 296 с.
55. Речицкая Е.Г. Модель коррекционно-развивающей работы92
по формированию коммуникативно-речевой компетентности дошкольников с
нарушением слуха в условиях игровой деятельности / Е.Г. Речицкая, О.В.
Трошкина // Наука и школа. – 2018. – № 3. – С.95–100. – ISSN 1819-463X. –
Текст: электронный // Электронно-библиотечная система «Лань»: [сайт]. –
URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/311155 (дата обращения: 30.10.2019).
56. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов,
работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г.
Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2018. – 640 с.
57. Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с
ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л.Г. – Барнаул –
Издательство АГУ, 2015. – 63 с.
58. Стебляк Е.А. Картина жизненного пути в сознании особого ребенка:
учебное пособие / Е.А. Стебляк. – Москва: ФЛИНТА. – 2018. – 282 с. – ISBN
978-5-9765-3983-9. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система
«Лань»: [сайт]. – URL: https://e.lanbook.com/book/112934 (дата обращения:
14.10.2019).
59. Сандберг М.Л. Программа оценки вех развития вербального
поведения и построения индивидуального плана вмешательства – VB-MAPP,
Издательство “Медиал, 2017. – С. 6–10.
60. Семенова Г.И., Симановский А.Э. Ярославский педагогический
вестник // «Социальная адаптация дошкольников с ЗПР», 2011. – Т. 2. – №3. –
32 с.
61. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник / Смирнова Е.О. –
Москва: КноРус, 2021. – 279 с. – (для бакалавров). – ISBN 978-5-406-02402-7. –
URL: https://book.ru/book/936102 (дата обращения: 07.03.2020).
62. Тараканова Л.Б. Социализация детей с нарушениями слуха и речи. –
М.: «Социальная адаптация дошкольников с ОВЗ», 2015. – №3. – 127 с.
63. Число детей-инвалидов в России выросло за пять лет почти на 10% //
Интерфакс, 2015. [электронный ресурс].URL: http://www.interfax.ru/russia/44500
3 (дата обращения: 18.11.2019).93
64. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. – Самара:
Издательский дом «Бахрах-М», 2015. – 224 с.
65. Эрц Ю. М. 10 аргументов против того, чтобы выслушивать аргументы
против АВА терапии, 2018. – С. 1–3.
66. Эрц-Нафтульева Ю.М., Жесткова Е.Б. Проведение процедуры
«функциональный анализ поведения» // Аутизм и нарушения развития, 2017. –
№ 4. – С. 24–31.
67. Юлдашева О.Н. Семейная социализация детей с ограниченными
физическими возможностями: условия и факторы: Автореф. дис. канд.социол.
наук. – Уфа, 2018. – 65 с.
68. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста:
методическое пособие для воспитателей и родителей / Е.А. Янушко. – М.:
Мозаика-Синтез, 2017. – 56 с
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!