Мд вкр нейропсихологическая коррекция детей при дизонтогенезе
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………… 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ
ДИЗОНТОГЕНЕЗА У ДЕТЕЙ ……………………………………………………………………… 10
1.1 Понятие и типы дизонтогенеза…………………………………………………………….. 10
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с дизантогенезом……… 20
1.3 Обзор основных нейропсихологических технологий по коррекции
дизонтогенеза у детей……………………………………………………………………………….. 27
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРИ ДИЗОНТОГЕНЕЗЕ………. 35
2.1 Организация и принципы исследования психических функций детей с
дизонтогенезом…………………………………………………………………………………………. 35
2.2 Содержание методики и алгоритм исследования………………………………….. 39
2.3 Анализ и обсуждение результатов ……………………………………………………….. 43
3 НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ
ДИЗОНТОГЕНЕЗА ……………………………………………………………………………………… 53
3.1 Основные принципы, цели и задачи нейропсихологической программы по
коррекции нарушений у детей с дизонтогенезом……………………………………….. 53
3.2. Содержание нейропсихологической программы по коррекции нарушений
у детей с дизонтогенезом ………………………………………………………………………….. 60
3.3 Анализ результатов контрольного эксперимента………………………………….. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………… 80
РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИД) …………………. 84
CONCLUSION …………………………………………………………………………………………….. 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………….. 88
ПРИЛОЖЕНИЕ А–ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ПРОБ…………………………………………………………………………………………………………… 94
Актуальность темы. Проблема развития психических функций в детском
возрасте всегда трактовалась в теории и практике психологии как одна из
важнейших – от того, насколько последовательно, полно и содержательно
развиваются психические функции, зависит успешность личностнопсихологического развития ребенка, его обучаемость, социализация. Различные
нарушения психического развития, противоречащие системному онтогенезу,
обобщенно указывают на дизонтогенез развития, представленный самыми
различными типами отклонений от нормального онтогенеза, обусловленных как
биологическими, так и вторичными (социально-психологическими) факторами.
Более того, проблема дизонтогенеза имеет место не только в отношении
инвалидов и детей, имеющих серьезные психические нарушения, но и в
отношении детей с более легкими формами отклонений, но тем не менее –
испытывающими трудности в развитии, социализации и обучении по причине
наличия отклонений онтогенеза в тех или иных формах, что делает проблему
коррекции дизонтогенеза общей, глобальной
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник и практикум. В 2
томах (комплект) / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2018. – 816 c.
2. Артемьева Т.В. Психолого-педагогическая диагностика нарушений
развития детей / Татьяна Артемьева. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2017.
– 204 c.
3. Ахметзянова А.И. Специфика адаптации младших школьников в
условиях дефицитарного дизонтогенеза // Проблемы современного
педагогического образования. – 2017. – №56-7. – С. 268-280.
4. Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников:
практическое пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп.
— Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 175 с.
5. Бауманн У.Р. Клиническая психология / ред. М. Перре, У. Бауманн.
– М.: СПб: Питер; Издание 2-е, перераб., 2019. – 184 c.
6. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. Учебное
пособие / В.Н. Белкина. – М.: Феникс, 2019. – 272 c.
7. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология.
Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. – СПб.: Питер,
2018. – 478 c.
8. Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование / Т.Г. Визель.
– М.: Сфера, 2017. – 340 c.
9. Волков Б.С. Психология подросткового возраста. Учебник / Б.С.
Волков. – М.: КноРус, 2016. – 266 c.
10. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Собр.соч.: в 6 т. М., 1984.
Т.5. – С. 67–68.
11. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского
развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1972. – № 2. – С. 114-123.
12. Глуханюк Н.С. Общая психология: Учебное пособие / Н.С.
Глуханюк. – М.: Академия, 2017. – 272 c.89
13. Гундобин Н.П. Особенности детского возраста / Н.П. Гундобин. –
Санкт-Петербург : Практическая медицина, 1906. – 480 с.
14. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии: Учебное
пособие / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2017. – 224 c.
15. Дерябин В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность:
О сознании, о счастье / В.С. Дерябин. – Москва: Наука, 2016. – 323 c.
16. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия / А.И. Захаров. – М.:
Союз, 2015. – 336 c.
17. Зверева Н.В. Место и значение нарушений мышления в когнитивном
дизонтогенезе у детей и подростков // В сборнике: Клинико-биологические,
психологические и социальные аспекты психических расстройств у детей и
подростков. Сборник материалов Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием, посвященная 100-летию со дня
рождения профессора М.Ш. Вроно. Под ред. Н.В. Симашковой. – 2018. – С. 76-
93.
18. Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А., Хромов А.И. Психологическая
диагностика когнитивного дизонтогенеза // Журнал неврологии и психиатрии
им. C.C. Корсакова. – 2018. Т. 118. – №5-2. – С. 3-11.
19. Карсон Р. Анормальная психология / Р. Карсон, С. Минека, Дж.
Батчер. – М.: СПб: Питер; Издание 11-е, 2017. – 332 c.
20. Кисляков П.А. Психология развития человека как субъекта
деятельности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Е.А. Петрова. – М.: Русайнс, 2018.
– 184 c
21. Ковальчук М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция,
реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. – М.: Владос, 2017. – 884 c.
22. Кожинова М.А., Стряпкина М.Д. Нейропсихологическая коррекция
речевых нарушений у детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста с различными формами дизонтогенеза // Студенческая наука и XXI век.
– 2017. – №14. – С. 295-297.90
23. Королева Ю.А. Социальное развитие личности в условиях
дизонтогенеза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017.
Т.6. – №1 (18). – С. 88-91.
24. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное
пособие / В.Г. Крысько. – М.: Вузовский учебник, 2017. – 336 c.
25. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология:
Учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина. – М.: Академический проект, 2015.
– 420 c.
26. Лебединская, К. С. Нарушения психического развития в детском и
подростковом возрасте : учебное пособие / К. С. Лебединская, В. В.
Лебединский. — 9-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 303 с.
[электронный ресурс] // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/132384 (дата обращения: 20.01.2020).
27. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском
возрасте [Текст]: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений /
В.В.Лебединский.–М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.
28. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.:
Изд-во МГУ, 1985. – 167 с.
29. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка
дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В. . –М.:
Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
30. Лурия Р.А. Высшие корковые функции человека и их нарушения при
локальных поражениях мозга / Р.А. Лурия – М.: Книга по Требованию, 2012. –
432 с.
31. Марцинковская Т.Д. Психология развития: Учебник / Т.Д.
Марцинковская. – М.: Academia, 2018. – 256 c.
32. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития:
Учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2016. – 272 c.91
33. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения
младших школьников. Приложения. Протоколы обследования. – М.: Секачев В.
Ю., 2014. – 880 c.
34. Парменова Д.В. Закономерности развития речи у детей в норме и в
условиях дизонтогенеза // Наука и общество в условиях глобализации. – 2017. –
№1 (4). – С. 75-79.
35. Перегуда С.Н., Реброва Е.А. Схема проведения коррекционноразвивающего занятия в смысловой нейропсихологии // Научный журнал. – 2020.
– №1. – С.76-79.
36. Перешеина Н.В. Задержка психического развития как вариант
дизонтогенеза // Вестник гуманитарного образования. – 2017. – №2. – С. 41-44.
37. Поддъякова О.С. Практикум по нейропсихологии. Учебное пособие
/ Поддъякова О.С., Челышева М.В. Москва: МГМСУ, 2014. – 93 с.
38. Поливара, З.В. Специальная психология : учебное пособие / З.В.
Поливара. — Тюмень : ТюмГУ, 2011. — 256 с. [электронный ресурс] // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/110166
(дата обращения: 27.02.2020).
39. Попова, Р.Р. Детская клиническая психология : учебное пособие /
Р.Р. Попова. — Казань : КФУ, 2015. — 216 с. [электронный ресурс] // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72867
(дата обращения: 27.02.2020).
40. Рапопорт Г.Н. Биологический и искусственный разум. Часть 3.
Восприятие внешнего мира индивидуальными носителями интеллекта / Г.Н.
Рапопорт, А.Г. Герц. – М.: Ленанд, 2015. – 232 c.
41. Рахимова И.Х. Дизонтогенез речи у детей старшего дошкольного
возраста // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. – 2018. – №1 (4). –
С. 25-27.
42. Савельева Е.В. Особенности организации учебной деятельности
класса при условии обучающихся в различным дизонтогенезом // Современные92
тенденции развития системы образования. Сборник статей. Чебоксары, 2018. –
С.215-217.
43. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в
детском возрасте. – М.: Академия, 2002. – 322 с.
44. Сергин С.А., Троянов Е.А. Исследование дизонтогенеза в России // В
книге: Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии.
Тезисы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. –
2017. – С. 98-101.
45. Солдатова Е.Л. Психология развития и возрастная психология.
Онтогенез и дизонтогенез : учебник для бакалавриата и специалитета / Е. Л.
Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2019. – 384 с.
46. Твардовская А.А. Функциональные характеристики
прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным
дизонтогенезом // В сборнике: Интеграция науки и образования в XXI веке:
психология, педагогика, дефектология материалы. Международной научнопрактической конференции. – 2018. – С. 574-581.
47. Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная
психология нормальных и ненормальных детей: в 2 т. Т. 1. Процессы умственной
жизни. Петроград, 1915. – 408 с.
48. Хныкина В.В. Исследование особенностей мнестических процессов
младгих школьников с различными видами дизонтогенеза // Ученые заметки
ТОГУ. – 2017. Т.8. – № 2. – С. 339-344.
49. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2008.
— 496 с.
50. Цветкова Л.С. Афазиология. Современные проблемы и пути их
решения / Л.С. Цветкова. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2018. – 744 c.
51. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей.
Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – М.: “Российское педагогическое
агентство”, “Когито-центр”, 1998. – 128 с.93
52. Цыбенкова А.М. Особенности развития обучающихся младшего
школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе // В сборнике: Cовременные
аспекты комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидностью сборник научных статей по материалам.
Межрегиональной научно-практической конференции с международным
участием. Москва, 2019. – С. 291-296.
53. Чебарыкова С.В. Личность в условиях дизонтогенеза: внутренняя
картина дефекта: монография / С. В. Чебарыкова. – Хабаровск : Изд-во
Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. – 140 с.
54. Шадриков В.Д. Мысль и познание / В.Д. Шадриков. – М.: Логос,
2014. – 280 c.
55. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология /
И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2018. – 576 c.
56. Шаповал, И.А. Психология дисгармонического дизонтогенеза.
Психогенные расстройства и развитие : учебное пособие / И.А. Шаповал. — 2-е
изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 353 с.[электронный ресурс] // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/89899
(дата обращения: 05.02.2020).
57. Шулекина Ю.А. Возможности зрительного восприятия младших
школьников с различными вариантами психического дизонтогенеза // В
сборнике: Психодидактика современного учебника: преемственность традиций
и векторы развития. Сборник научных статей. Москва, 2019. – С. 212-220.
58. Шутова Н.В., Суворова О.В., Архипова М.В. Комплексная
диагностика психомоторного развития старших дошкольников в условиях онтои дизонтогенеза // Перспективы науки и образования. – 2019. – №3. – С.300-314.
59. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г.
Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, и др.. – М.: МАРТИС, 2016. – 320 c.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!