Методы формирования мультикультурной среды в Великобритании в начале XXI века
В начале XXI века моделью становления мультикультурной среды в Великобритании выступил мультикультурализм. Формирование британской мультикультурной среды в начале XXI века происходило при помощи различных методов, что включало в себя нормативно-правовую базу, функционирование политических институтов, общественных организаций, разработку программ в области культуры, а также специально разработанных мероприятий в различных сферах жизни общества. Тем не менее, увеличивающееся число противоречий, внешние угрозы способствовали тому, что британские власти усомнились в правильности избрания методов становления мультикультурной среды и объявили падение мультикультурализма.
Актуальность темы исследования.
Активное развитие демократических процессов в современном мире способствует формированию более тесного межкультурного взаимодействия, что усиливается благодаря международной интеграции, возникновению новых ценностных ориентиров. В результате диалога многообразия культур происходит формирование мультикультурной среды. Социальные процессы, происходящие в рамках общественной жизни современной Великобритании, представляют собой комплекс общечеловеческих, национальных ценностей, расширяющейся межкультурной коммуникации, появлением новых особенностей в национальной культуре.
Активная модернизация в технологической сфере, расширение политических связей, увеличивающиеся информационные потоки, развитие торговых путей, миграционные потоки способствовали созданию мозаичной палитры межкультурных отношений и коммуникаций. На начало XXI века одним из наиболее важных вопросов как в большинстве стран мирового сообщества, так и в Великобритании является вопрос интеграции многообразия этнических и культурных групп в единое мультикультурное общество в рамках одного государства, а также формирования мультикультурной среды на территории государства. Одной из таких моделей становления мультикультурной среды выступает политика мультикультурализма. С начала XXI века именно она, признанная как наиболее прогрессивная и демократическая, стояла на повестке многих государств Европы и не только, формирующих мультикультурную среду.
На протяжении длительного периода времени государством с ярко выраженной мультикультурной идеологией являлась Великобритания. Великобритания представляет собой государство, принимающее ещё с XX века и на протяжении длительного времени большое число иммигрантов на временную и постоянную основу. Рост доли иммигрантов в британском обществе заставил властей скорректировать национальную иммиграционную политику государства. Кроме того, перед британским правительством стояла крайне важная цель по интеграции вновь прибывших иммигрантов, различающихся в этнокультурном плане друг от друга в единую общественную жизнь Британии и разработке ряда методов и мероприятий по формированию мультикультурной среды на территории страны. В качестве становления мультикультурной среды в начале XXI века был избран подход мультикультурализма. Таким образом, перед британским правительством была обозначена важная задача по выработке механизмов и способов по интеграции иммигрантов, что, в свою очередь, сделает более эффективной иммиграционную политику Британии и способствует формированию мультикультурной среды. Важно отметить, что помимо выстраивания межкультурного диалога с самыми ближайшими для Британии национальными меньшинствами, как англичане, ирландцы, шотландцы и валлийцы важным вопросом и даже более актуальным становится формирование мультикультурной среды с иммигрантами из других государств. Таким образом, в данной работе рассматриваются способы и инструменты формирования мультикультурной среды, в которой бы гармонично сосуществовали представители вновь прибывших мигрантов из других государств и коренного населения Великобритании. Большое внимание в рамках исследования уделяется политике мультикультурализма, как подходу, избранного британскими властями, с целью формирования мультикультурной среды на начало XXI века.
Именно британское правительство проводило наиболее активную политику мультикультурализма по воплощению идеи формирования мультикультурного общества на практике среди всех стран, избравших данную модель. Тем не менее, в отличие от других государств, как Канада или Австралия, британское правительство в рамках становления мультикультурного общества не провозглашало политику мультикультурализма в качестве официальной, которая бы являлась национальной политикой государства в отношении многообразия этнических и культурных групп, проживающих в стране. Формирование британской мультикультурной среды в начале XXI века происходило посредствам различных методов, включающих в себя стратегии британского правительства, формирование нормативно-правовой базы, разработка программ культурной интеграции иммигрантов, специально разработанных мероприятий в самых различных сферах жизни общества, которые были проведены в Британии в рамках политики мультикультурализма для интеграции этнических меньшинств в общество «сверху», а также непосредственно инициатив этнических меньшинств. Для правительства в рамках разработки методов по формированию мультикультурной среды весьма важно установить равноправие для всех граждан страны, а также создать все необходимые условия, чтобы все жители, включая этнические меньшинства имели возможность принять участие в общественной, а также политической жизни страны.
Европа является наиболее притягательным регионом для иммигрантов. Подходы европейских политиков, безусловно, оказали большое влияние на формирование британской модели становления мультикультурного общества. Британский подход по формированию мультикультурной среды, обусловленный историческими условиями, является одним из наиболее уникальных, разработка мер для формирования мультикультурной среды была начата значительно раньше, чем в других европейских государствах. Активная разработка британским правительством широкого комплекса программ и мероприятий, направленных на формирование мультикультурной среды в Британии, поддержание этнических групп для сохранения их собственных особенностей культуры, традиций и обычаев, а также принятие законодательных актов в социальной сфере, обеспечивающих толерантное отношение в обществе и равенство культур, что является главным положением идеологии мультикультурализма, позволили в академических и политических кругах говорить о том, что британские методы проведения мультикультурной политики представили одну из наиболее успешных моделей формирования мультикультурной среды, методы которой явились образцом для многих европейских государств. В последствии политика мультикультурализма, участвующая в становлении мультикультурной среды привнесла как положительные, так и отрицательные моменты в общественную жизнь Великобритании.
Нельзя не отметить, что в то же время в британском обществе постепенно нарастают расовые конфликты, а также политические противоречия, что в значительной степени меняет культурную модель общества, а также политику внутри страны, а соответственно и методы, направленные на формирование мультикультурной среды. На сегодняшний день в Британии, а также во многих развитых странах весьма остро стоит вопрос о диалоге многообразия культур в рамках становления мультикультурной среды, которая представляет концепцию совместного существования разнообразия культур на одной территории страны, при этом сохраняя собственные культурные особенности, традиции.
Цель исследования: выявить основные методы формирования мультикультурной среды в Великобритании.
Для достижения цели данного исследования ставятся следующие задачи:
– рассмотреть понятие, сущность и основные подходы к формированию мультикультурной среды;
I.Источники
Нормативно-правовые документы и материалы
A common immigration policy for Europe. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=URISERV%3Ajl0001 (дата обращения: 23.04.2019).
A Future Fair For All. URL: http://www2.labour.org.uk/uploads/TheLabourPartyManifesto-2010.pdf, Believe in Britain (дата обращения:19.04.2019).
Borders, Citizenship and Immigration Act. – 2009. Ch. 11. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2009/11/pdfs/ukpga_20090011_en.pdf (дата обращения: 23.04.2019).
British Nationality Act. – 1948. II & 12 Geo. 6. Ch. 56. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1948/56/pdfs/ukpga_19480056_en.pdf (дата обращения: 23.04.2019).
British Nationality Act. – 1981. Ch. 61. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1981/61/pdfs/ukpga_19810061_en.pdf (дата обращения: 23.04.2019).
Canadian Multiculturalism Act. URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/C-18.7/page-1.html (дата обращения: 23.04.2019).
Commonwealth Immigrants Act. – 1962. 10 & 11 Eliz. 2. Ch. 21 URL: (дата обращения:17.04.2019).
Commonwealth Immigrants Act. – 1968. Legislation.Gov.UK. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1968/9/contents/enacted (дата обращения: 13.04.2019).
Constitution act 1982. Part 1, Canadian charter of rights and freedoms, article 15. URL: http://laws- lois.justice.gc.ca/PDF/CONST_E.pdf (дата обращения:15.04.2019).
Council Directive on the right to family reunification // EURLex. – 2003. URL: http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2003:251:0012:0018:enPDF (дата обращения:22.04.2019).
Council Directive concerning the status of third-country nationals who are long-term residents // EUR-Lex. – 2003. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal- content/en/ALL/?uri=CELEX:32003L0109 (дата обращения: 23.04.2019).
Council Directive on the conditions of entry and residence of third-country nationals for the purposes of highly qualified employment // EUR-Lex. – 2009. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:32009L0050(дата обращения:23.04.2019).
Directive of the European Parliament and of the Council of providing for minimum standards on sanctions and measures against employers of illegally staying third-country nationals // EC.Europa. – 2009. URL: https://ec.europa.eu/anti- 51trafficking/legislation-and-case-law-eu-legislation-migration-law/directive-200952ec_en (дата обращения:23.04.2019).
Directive of the European Parliament and of the Council of on the conditions of entry and stay of third-country nationals for the purpose of employment as seasonal workers // EUR-Lex. – 2014. URL: https://eur- lex.europa.eu/legal-content/en/ALL/?uri=celex%3A32014L0036 (дата обращения:23.04.2019).
EU policy to fight illegal immigration // European Commission. URL: (датаобращения:23.04.2019).
Home Office, Indefinite leave to remain in closed categories. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/489305/ILR_closed_cats_v17.0EXT_clean.pdf (дата обращения: 23.04.2019).
Immigration Act 1971. обращения:18.04.2019).
Immigration Act 2014. – 2014. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2014/22/pdfs/ukpga_20140022_en.pdf (дата обращения: 23.04.2019).
Immigration Act 2016 // Legislation.Gov.UK. – 2016. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2016/19/contents/enacted (дата обращения:29.04.2019).
Imigration Bill becomes law // Highlights of the Immigration Act. URL: https://www.gov.uk/government/news/immigration-bill-becomes-law (дата обращения: 23.04.2019).
Immigration Rules: statement of changes. URL: https://www.gov.uk/government/collections/immigration-rules-statement-of-changes#statement-of-changes-to-the-immigration-rules-2016 (дата обращения: 23.04.2019).
Immigration, Asylum and Nationality Act. – 2006. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/13/pdfs/ukpga_20060013_en.pdf (дата обращения: 23.04.2019).
The Labor Party of UK official // The Labor Party. URL: https://labour.org.uk (дата обращения:23.04.2019).
The Schengen acquis Nationality, Immigration and Asylum Act. – 2002. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2002/41/pdfs/ukpga_20020041_en.pdf (дата обращения: 23.04.2019).
The Schengen area and cooperation. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=URISERV%3Al33020 (дата обращения: 26.04.2019)
UK Borders Act. – 2007. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2007/30/pdfs/ukpga_20070030_en.pdf (дата обращения: 23.04.2019).
UKIP Manifesto. – 2015. URL: (дата обращения:19.04.2019).
Race Relations Act 1976. обращения:20.04.2019).
Race Relations Act 2014. URL: (дата обращения:15.04.2019).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!