Мультимедийная среда как средство формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов

📑 175 стр.
📅 2020 год
👀 5 просмотров
4 500 ₽
Стоила эта работа
Екатерина С.
4 500 ₽
Стоила эта работа

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
1.1 ИНФОРМАЦИОННО-КОММУКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
1.2 МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ СРЕДА – ИННОВАЦИОННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СРЕДЫ «ЛЕГИОН» ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ»
2.1 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СРЕДЫ «ЛЕГИОН» ДЛЯ ПОЭТАПНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
2.2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СРЕДЫ «ЛЕГИОН» КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Глобальным трендом современной эпохи является становление цифрового общества. В связи с этим, перед развитыми и развивающимися государствами встает проблема адаптации системы профессионального образования к запросам постиндустриального общества, превращение ее в элемент образования, соответствующего реалиям XXI века. Выпускник высшей школы, становится актором инновационной экономики и, следовательно, для адаптации должен обладать специальными компетенциями, новым типом интеллекта, мышления и отношения к быстро и постоянно меняющимся социальным и экономическим условиям жизни и деятельности.
Цифровое образование – важнейший элемент государственной социальной политики Российской Федерации последних десятилетий, основные положения которого отражены в следующих стратегических нормативно-правовых документах:
• Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[120];
• Указ Президента Российской Федерации № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» [117];
• Постановление Правительства Российской Федерации N 317 № 317 «О реализации национальной технологической инициативы»[101];
• Приоритетный проект в сфере «Образование» «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»[92].
Адаптация системы российского образования предполагает не только создание цифровой (информационной) образовательной среды, но и модернизацию образовательного процесса, которая обеспечит подготовку человека к профессиональной деятельности в рамках постиндустриального общества.
Личность учителя, как и прежде, занимает одну из ведущих ролей в достижении целей российского образования в двадцать первом веке. Как сказал американский писатель и историк Генри Брукс Адамс: «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние…» [1, p.356]. Учитель является посредником между всеми сферами жизни общества, именно от качества его профессиональной деятельности зависит степень выполнения социального заказа в образовательной сфере, отраженного в Федеральном государственном образовательном стандарте [102]. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»: «педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой и непрерывно повышать свой профессиональный уровень» [120]. А в таком нормативно-правовом документе как, «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 г.»[100] о подготовке «высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий». Таким образом, требования к подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности повышаются, а перед существующей системой высшего образования РФ встает проблема обеспечения высокого уровня подготовки профессионалов.
Решение данной проблемы связано с необходимостью формировать и развивать у студентов компетенции в области работы с информацией, использования информационно-коммуникативных технологий и осуществления профессиональной деятельности в информационно-образовательной среде. Элементы данной компетенции отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. Например, одной из профессиональных компетенций студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), которая должна быть сформирована в конце обучения, является способность учителя «поддерживать образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях» [102]. В свою очередь, в проекте Профессионального стандарта педагога [103] обозначено достаточное количество трудовых действий, умений и знаний, связанных с информационными технологиями, чтобы объединить их в информационно-коммуникативную компетентность педагога. Так, педагог должен:
• применять информационные технологии для создания и обогащения цифровой образовательной среды в классе;
• уметь выбирать и применять современные цифровые технологии (в том числе информационно-коммуникативные) и методики обучения;
• знать современные подходы к использованию возможностей информационно-коммуникативных технологий (далее – ИКТ) для построения цифровой образовательной среды.
С подписанием Российской Федерацией Болонского соглашения и активным внедрением цифровых технологий в педагогический процесс возникает проблема выбора средств для формирования и развития информационно-коммуникативной компетенции студентов. Многие преподаватели, образовательные учреждения создают учебные сайты, информационно-образовательные среды, которые направлены на улучшение эффективности использования ИКТ в педагогическом процессе. Но результаты использования данных ресурсов не носят достаточно позитивного характера. Во-первых, если рассматривать образовательную среду университета в целом, то ее главная цель не только развитие компетенций студентов в области работы с информацией и, следовательно, она лишь опосредованно влияет на формирование соответствующих умений и навыков участников педагогического процесса. Во-вторых, отдельные учебные сайты преподавателей по определенным предметам, зачастую носят чисто информативный характер. Кроме того, эти сайты не пользуются большой популярностью у обучающихся, часто отодвигаются самими преподавателями на задний план. В-третьих, использование данных вариантов развития информационно-коммуникативной компетенции у студентов не позволяет охватить большое количество информационных технологий, которые используются российскими пользователями ежедневно как в личной, так и профессиональной деятельности.
Особую значимость вследствие этого представляет формирование рассматриваемых компетенций не с помощью одного цифрового ресурса, а в рамках специально разработанной мультимедийной (медиаобразовательной) среды. Такая система определяется медиаресурсами, используемыми для достижения педагогических целей в учебном учреждении.
Степень разработанности проблемы.
Последнее десятилетие прошлого столетия характеризуется утверждением в педагогической науке компетентностного подхода, разработка идей которого была начата еще в 1960-х годах. Весомый вклад в развитие идей компетентностного подхода был сделан такими зарубежными учеными, как Р. Барнетт, В. Вестера, Р. Уайт, Д. МакКлелланд, Дж. Равен, Р. Бояцис, Л. М. Спенсер-мл. и С.М. Спенсер, Читхэм Г. Эти исследователи занимались разработкой компетентностного подхода, однако, по-разному подходили к роли компетентности в становлении профессионала. Так, например, Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер под компетенцией понимали «базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях» [11, p. 1267]. Большой вклад в становление компетентностной парадигмы в образовании, в решении проблемы формирования и развития ключевых компетенций внесли такие отечественные исследователи как Л.Ф. Иванова, А.В. Хуторской, А.Г. Каспржак. Разработкой данной проблемы также занимался ряд российских исследователей: В.И. Байденко, Н.С. Веселовская, А.А. Вербицкий, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.И. Сурыгин, Ю.Г. Татур, И.Д. Фрумин, Г.А. Цукерма. Большинство работ российских ученых, посвященных компетентностному подходу в образовании, написано по отношению к высшей школе и присоединения России к Болонскому процессу (В.М. Авдеев, С.И. Григорьев, Э.Зеер, B.C. Сенашенко, С.А. Шаронова). Чаще всего негативное отношение к этому явлению сопряжено с интерпретацией компетентностного подхода как результата технологизации образования, как «сужение образовательных целей» (B.C. Сенашенко). Теория компетентностного подхода часто рассматривается только как способ оценки результатов обучения, однако более многогранным является социологическое представление компетентностного подхода как новой модели взаимодействий субъектов педагогического процесса.
Вопросами формирования отдельных профессиональных компетенций занимались такие исследователи как А.В. Болоболова, А.А. Деркач, С.Б. Елканов, С.А. Карташев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, М.М. Умарова и другие. Существенный вклад в исследование проблемы развития и повышения компетентности, внесли Э.Ф. Зеер, Т.И. Шамова, A.B. Хуторской, Н.М. Яковлева.
Характеристикой исследуемой компетенции, анализом путей её формирования занимались Е.П. Велихов, В.В. Вязанкова (диссертация «Дидактическое сопровождение формирования информационной компетентности студентов технического вуза»), О.Б. Зайцева, И.А. Зимняя («Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования»), О.Е. Лебедев (Компетентностный подход в образовании), Е.З. Никонова (диссертация «Формирование информационной компетенции учащихся в условиях профильного обучения»), А.В. Хуторской (Ключевые компетенции и образовательные стандарты), В.Д. Шадриков (Новая модель специалиста: инновационная подготовка и Компетентностный подход), Г.Б. Паршукова («Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография»),
Анализ научных исследований позволяет выделить значительное количество подходов к определению сущности рассматриваемой компетентности. Так, в более широком смысле информационно-коммуникативная компетентность рассматривается, например, как компонент социокультурной компетентности – способность человека ориентироваться в пространстве различных культур (О.А. Захарова) или как условие социализации личности (В. Куничкина и Е.С. Королева). В узком смысле информационно-коммуникативная компетентность – это комплекс профессиональных знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций (Р.Р. Аитбаева). Теоретическое и методологическое обоснование проблемы формирования и развития информационно-коммуникативной компетенции представлено в исследованиях Г.В. Кругляковой; З.С. Едигенова изучала способы мотивации обучающихся при формировании исследуемой компетенции. Нужно отметить, что в трудах большинства ученых, выделенных нами, уделяется внимание формированию рассматриваемой компетентности у школьников, а не у студентов, что выявляет пробелы в современном научном знании о рассматриваемой компетентности. Вопросы формирования информационно-коммуникативной компетенции при подготовке студентов будущих педагогов раскрыты в работах В.Е. Емельяновой, П.К. Петрова и Т.А. Лавиной. Тем не менее анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод, что, несмотря на существующие теоретические и прикладные работы, на данный момент не определено содержание информационно-коммуникативной компетенции в педагогическом процессе вуза, не создана эффективная модель её формирования.
Процесс развития ведущих компетенций у обучающихся в современном университете неразрывно связан с информатизацией обучения, созданием цифрового образования. О.В. Акулова, Е.Е. Вахромов, Б.С. Гершунский, В.А. Извозчиков, С.Д. Каракозов, В.В. Лаптев, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, М.А. Холодная, Дж. Равен рассматривали общие проблемы информатизации образования в мире и в Российской Федерации. Особый интерес представляет концепция цифровой дидактики, разрабатываемая отечественными учеными П. Н. Биленко, В. И. Блиновым, М. В. Дулиновым, Е. Ю. Есениной, А. М. Кондаковым и И. С. Сергеевым. В своем научном труде они говорят о необходимости адаптации российской системы профессионального образования и обучения к запросам цифровой экономики и цифрового общества и предлагают пути данной адаптации.
Крупным теоретическим направлением в исследовании проблемы информатизации образования является концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании ИКТ, в которой раскрыты главные педагогические принципы такого обучения в условиях использования информационных и мультимедийных технологий. Её разрабатывали следующие ученые: Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, А.В. Петровский, С.В. Панюкова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская.
Значительный интерес представляют работы, затрагивающие психологический аспект восприятия информации, представленные Ф. Лезером, B.C. Ильиным, Г.А. Кайгородской, В.В. Петрусинским, Ю.А. Новиковым. Вопросами психофизиологического подхода и разработанной на данной основе модели охраны здоровья обучающихся при использовании ИКТ занимались такие исследователи как Л.С. Белгородский, Т.А. Баумштейн, Е.А. Гельтищева, О.В. Кайсина М.Е. Сандомирский, Е.Л. Скворцова, В.В. Матюхин.
Выбор образовательной среды в качестве основного средства формирования компонентов информационно-коммуникативной компетенции определил наш интерес к средовому подходу в образовании. Значительный вклад в определение категории «образовательная среда», описание приемов и технологий ее проектирования внесли разработки коллектива российских ученых и педагогов, в числе которых И.А. Александров, В.И. Слободчиков, Н.Б. Крылова, В.А. Петровский.Тема конструирования образовательной среды рассмотрена в научных трудах О.С. Газмана, М.В. Кларина, И.Д. Фрумина, В.А. Ясвина. Не обошли этот вопрос стороной и разработчики моделей развивающего обучения Б.Д. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и В.И. Панов. Методология средового подхода отражена в исследованиях отечественных ученых Ю.С. Мануйлова и В.В. Серикова. Проведенный историографический анализ показал, что вопрос построения образовательной среды многоаспектен. Так, Е.Н. Шиянов рассматривал образовательную среду в контексте её гуманизации. Исследователи выявляли способы конструирования сред на основе цели создания: с поликультурной (О.В.Гукаленко) или профессиональной (Т.В.Черникова) направленностью, развитие одаренности (Н.О.Гафурова), Также разрабатывались способы конструирования адаптивной, комфортной, диалогической (С.В.Белова) сред. Зарубежные исследователи – У. Бруковер, Д. Колеман, Л. Лезотте, С. Левин, К. Маклафлин, Р. Марзано – рассматривают образовательную среду как один из источников создания эффективного образовательного учреждения, как продуктивную, безопасную и упорядоченную атмосферу педагогического процесса, способствующую обучению и реализации обучающегося.
Проектирование образовательной среды, базирующейся на использовании ИКТ, является объектом ряда научных исследований отечественных ученых, таких как С. Г. Григорьев, М. И. Башмаков, А. А. Кузнецов, Е. С. Полат, С. В. Панюкова, С. Н. Поздняков, А. П. Тряпицына И. В. Роберт. В итоге были построены различные виды образовательных сред: информационная образовательная (А. Г. Прокофьева); образовательная информационно-коммуникационная (И. Н. Розина); креативная образовательная на основе ИКТ (К. Г. Кречетников); предметная информационная образовательная (С. Н. Поздняков); единая информационно-образовательная (Б. Е. Стариченко); информационно-коммуникационная предметная (И. В. Роберт); информационно-предметная (Т. Н. Шалкина); учебно-информационная (И. В. Роберт); учебная информационная для телекоммуникационного обучения (В. П. Мозолин); информационно-дидактическая (А. В. Петьков, С. Н. Поздняков). Вопросами моделирования информационно-образовательной среды в заведениях высшего звена обучения занимались Т.Г. Ивошина, В.М. Нестеренко, М.П. Сухлоев, И.И. Палашева, В.В. Рубцов.
Для нас также представляет большой интерес взгляд Ю.Г. Коротенкова на соотношения категорий «информационно-образовательная среда» и «мультимедийная среда». Он предлагает рассматривать эти категории неразрывно, в качестве системного единства [69,c.35]. Нужно отметить, что, несмотря на большой объем научных работ, связанных с проектированием образовательных, информационных и мультимедийных сред разного уровня (общеобразовательные, метапредметные, предметные), остается практически не раскрытой проблема создания мультимедийной предметной среды в учебном заведении высшего звена, для достижения определенных образовательных целей.
Мультимедийная среда состоит из информационных образовательных ресурсов, поэтому в данном исследовании также важна проблема их использования в процессе образования. Теоретические аспекты медиаобразования в обществе двадцать первого века с позиций культурологического анализа представлены в научных работах Н.Б. Кирилловой, К.К. Колина, Б.М. Сапунова. Общие и специальные вопросы использования цифровых технологий в учреждениях высшего образования рассматриваются в работах следующих зарубежных и отечественных авторов: Ж.-П. Арно, М. Рокли, Б. Сендов, Т. Хафаед, А.А. Андреев, П.В. Беспалов, А.А. Витухновская, Л.А. Иванова, В.В. Колос, С.П. Кудрявцева, Е.И. Машбиц, Т.С. Марченко, И.В. Роберт, А.В. Сарафанов и др. Российские исследователи А.А. Киселев, В.А. Стародубцев и О.М. Шепель заостряли внимание на потенциальных возможностях сетевых сервисов и технологий Web 2.0 для межличностной коммуникации, обучения и самообразования.
Несмотря на значительный объем педагогической, научной и специальной литературы, а также накопленный материал в практике профессионального образования, проблема проектирования и функционирования мультимедийной среды как средства формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности у студентов – будущих учителей изучена довольно плохо. Главными причинами этого являются:
• отсутствие обоснования в существующих психолого-педагогических исследованиях возможности формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов с помощью предметной мультимедийной среды.
• слабая теоретико-методологическая и практическая разработанность идеи использования мультимедийной среды в качестве средства формирования и развития информационно-коммуникативной компетенции в рамках университетского образования.
• неразработанность содержательного аспекта проблемы применения предметной мультимедийной среды для формирования рассматриваемой компетенции.
Таким образом, новизна данного научного исследования обусловлена тем, что в настоящее время возможность использования мультимедийной среды как педагогического средства, направленного на формирование и развитие информационно-коммуникативной компетенции в рамках университетского образования, разработана слабо, а экспериментальные работы на эту тему практически отсутствуют.
Анализ степени разработанности данной проблемы позволил определить основные противоречия между:
• повышением на государственно-стратегическом уровне требований к профессиональному обучению будущих учителей – двупрофильников и постоянной модернизацией содержания их профессиональной деятельности;
• тенденциями в развитии российской экономической системы и высшего образования, связанными с необходимостью формирования и развития информационно-коммукативной компетенции у будущих учителей – акторов цифровой экономики и образования на основе использования актуальных информационных технологий и образовательных сред и недостаточным вниманием к развитию уровня исследуемой компетенции у обучающихся;
• потребностью в создании научно-методического обеспечения процесса формирования и развития информационно-коммуникативной компетенции у студентов с помощью предметной мультимедийной среды и недостаточной разработанностью: теоретических основ процесса использования мультимедийной среды как средства формирования и развития упомянутой компетенции у будущих учителей и педагогических технологий, а также средств для решения данной проблемы;
• разнообразием образовательных сред и информационно-коммуникативных ресурсов, созданных преподавателями, специалистами и студентами и количественными и качественными характеристиками этих дидактических средств;
• преимуществами и недостатками использования предметных мультимедийных сред в рамках университетского образования.
Обозначенные противоречия позволили выявить проблему данного исследования как противоречие между необходимостью формировать и развивать у студентов компетенции в области использования ИКТ в рамках университетского образования и разработкой эффективного дидактического средства с помощью современных мультимедийных ресурсов. Актуальность и значимость проблемы обозначали тему исследования и привели ее к следующей формулировке: «Мультимедийная среда как средство формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов».
Объект исследования – мультимедийная среда как педагогическое средство формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов.
Предмет исследования – процесс формирования и развития у студентов компетенции в области использования информационно-коммуникационных (мультимедийных) технологий в рамках университетского образования, с использованием мультимедийной среды дисциплины «Методика преподавания истории».
Цель исследования – обосновать возможность использования мультимедийной среды как педагогического средства формирования информационно-коммуникативных компетенций (ИК-компетенция) студентов в рамках университетского педагогического образования, разработать и проверить эффективность мультимедийной среды.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс формирования и развития информационно-коммуникативной компетентнции студентов в рамках университетского образования возможен с использованием мультимедийной среды, как педагогического средства, если:
• во-первых, определить сущность и содержание понятий «информационно-коммуникативные компетенции студента» и «мультимедийная среда», а также выявить их компоненты;
• во-вторых, создать и реализовать структурно-функциональную модель формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности студентов в рамках изучения дисциплины «Методика преподавания истории», которая:
1) построена на основании деятельностного, компетентностного, системно-средового, личностно-ориентированного и информационного подходов;
2) содержит взаимообусловленные блоки, которые характеризуются устойчивыми базовыми связями основных структурных элементов процесса формирования компетентности: ценностно-мотивационный, когнитивно-деятельностный, коммуникативно-рефлексивный.
3) реализуется с учетом принципов современной значимости, непрерывности, информационности и осознанности, связи теории с практикой, мобильности, научности, доступности, вариативности и интерактивности.
4) включает психолого-педагогическое сопровождение личностного включения будущего учителя в процесс обучения и развития с помощью мультимедийной среды.
• в-третьих, доказать, что предметная мультимедийная среда является эффективным педагогическим средством;
• в-четвертых, спроектировать мультимедийную среду «Легион» дисциплины «Методика преподавания истории» и описать структурные особенности;
• в-пятых, разработать методическое наполнение мультимедийной среды для формирования информационно-коммуникативных компетенций у обучающихся в рамках университетского образования;
• внедрить в учебный процесс разработанное педагогическое средство;
• своевременно проводить экспертизу используемой мультимедийной среды.
В соответствии с целью, гипотезой и проблемой исследования мы выделили следующие задачи данной научной работы:
1. Представить характеристику информационно-коммуникативной компетенции студентов и мультимедийной среды как инновационного педагогического средства, посредством анализа психолого-педагогической, научной, специальной литературы, нормативно-правовых документов и публикаций по проблеме исследования, а также изучения опыта работы практикующих педагогов.
2. Создать модель мультимедийной среды дисциплины «Методика преподавания истории» и разработать для нее учебно-методическое обеспечение, нацеленное на реализацию задачи развития информационно-коммуникативной компетентности будущих учителей.
3. Установить уровни и определить критерии сформированности компонентов информационно-коммуникативной компетентнции будущих учителей в образовательной среде университета.
4. Проверить экспериментальным путем разработанные методические пути использования мультимедийной среды как педагогического средства формирования и развития информационно-коммуникативной компетентнции в рамках университетского образования.
5. Оценить педагогическую эффективность созданной модели формирования у студентов компетентности в области использования ИКТ в рамках университетского образования с помощью мультимедийной среды «Легион».
Методы исследования:
Теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация научной, методической литературы, диссертационных исследований, периодических научных изданий, нормативных документов, метод моделирования).
Экспериментальные (педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, экспертная оценка).
Статистические (математическая обработка результатов, группировка, анализ).
Опытно-экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева».
Теоретико-методологическую основу данного исследования составляют:
• Системно-средовой подход, отраженный в трудах В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, С.Д. Дерябо, Н.В. Кузьминой, Ю.С. Мануйлова, Т.В. Менга, А.И. Пригожина, Н.У. Ремизовой, В.А. Сластенина, Э.Г. Юдина, В.А. Якунина, В.А. Ясвина и других отечественных и зарубежных исследователей.
• Компетентностный подход. Его идеи разрабатывали такие педагоги и психологи российского и зарубежного образования, как Т.Д. Дубовицкая, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, В. И. Байденко, С.В.Тришина, А. И. Субетто, А. А. Вербицкий, В. А. Новиков, В. В. Краевский, В. Д. Шадриков, Л. Спенсер, С. Спенсер, Д. Макклелланд, С. Пэрри, Дж. Равен и другие.
• Деятельностный подход, рассматриваемый Л.П. Буевой, М.Я. Басовым, Л.С. Выготским, В.А. Кан-Каликом, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, В.Н. Сагатовским, Л.М. Фридманом, Г.И. Щукиной.
• Личностно-ориентированный подход. Идея данного подхода разрабатывалась К. А. Абульхановой-Славской, И. А. Алексеевым, Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, С. В. Кульневичем, А. А. Орловым, В. В. Сериковым, И. С. Якиманской, А. Маслоу, К. Роджерсом, В. Франкль.
• Основы информационного подхода в исследовании образовательной среды, представленные в трудах В. Б. Гухмана, К. К. Колина, Э. П. Семинюк, Л. Н. Хуторской, и идеи информатизации системы непрерывного профессионального образования (Н.Е. Астафьева, Е.П. Велихов, В. В. Гриншкун А.Л. Денисова, А. П. Ершов, Д. Ш. Матрос, В.М. Монахов, Е.С. Полат, В.Г. Разумовский, И.В. Роберт, А.Ю. Уваров, М.С. Чванова)
• Идеи и положения теорий образовательной (Ю.Г. Абрамова. Г.Ю. Беляев, В.Г. Бочарова, А.Б. Дорошенко, Д.Ж. Маркович, В.В. Рубцов, В.И Слободчиков, В.А. Ясвин), информационной (О.В. Вязовова, Е.А. Климов, Е.А. Ракитина, М.А. Смирнов, Ю.А. Шрейдер) и информационно-образовательной сред (А.А. Андреев, А.А. Карасик, Е.А. Леонова,В.И. Солдаткин).
• Принципы мобильности, научности, доступности, вариативности, непрерывности, интегративности, открытости (О.С Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Е.А. Климов, Л.Г. Лаптев, И.Н. Семенов, Е.А. Яблокова и др.).
• Концептуальные положения нормативных документов сферы образования Российской Федерации.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что:
1. расширены научные представления о проблеме использования мультимедийной среды как средства формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности у будущих учителей.
2. подготовлен материал для дальнейших исследований, посвященных проблемам использования мультимедийных сред в качестве педагогических средств, созданных для достижения всех задач, поставленных перед университетским образованием.
Практическая ценность нашего научного исследования заключается в:
1. разработке учебно-методического обеспечения реализации модели мультимедийной среды как средства формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов – будущих учителей;
2. создании и внедрении в учебный процесс университета мультимедийной среды дисциплины «Методика преподавания истории», которая позволит в дальнейшем реализовывать образовательные цели, стоящие перед высшими учебными учреждениями.
3. разработке комплекса компетентностно-ориентированных заданий, способствующих формированию информационно-коммуникативной компетенции у будущих учителей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Каждый параграф, глава сопровождаются краткими выводами. Во введении раскрывается актуальность выбранной темы и использования мультимедийной среды как средства формирования и развития информационно-коммуникативных компетенций у обучающихся вуза.
В первой главе дается характеристика основных подходов к понятию и сущности категории «информационно-коммуникативная компетенция» студентов вуза, ее структуры и функций; мультимедийной среды как инновационного педагогического средства.
Во второй главе описываются методические пути использования мультимедийной среды «Легион» для поэтапной организации процесса формирования и развития информационно-коммуникативной компетенции, а также экспериментальная работа по использованию разработанного педагогического средства в образовательном процессе университета.
В заключении подводятся итоги исследования.
Список литературы включает 131 источник.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Ключевые теоретические положения и некоторые результаты исследования изложены нами в статьях «Электронно-образовательный ресурс «Легион» как средство организации урока истории» (Орел, 2018 г.), «Социальная сеть как педагогическое средство в системе школьного исторического образования» (Орел, 2018 г.), «Информационно-образовательная среда дисциплины «История» в педагогическом колледже: проблема расширения» (Орел, 2019 г.), «Требования профессионального стандарта педагога и ФГОС ВО к результатам освоения профессии учитель» (Орел, 2020 г.), «Мультимедийная среда – инновационное педагогическое средство в системе университетского образования» (Орел, 2020 г.), «Развитие информационно-коммуникативной компетентности студентов СПО в период дистанционного обучения» (Орел, 2020 г.).

1. Adams, H. The Education of Henry Adams: An Autobiography (Oxford World’s Classics)/ H. Adams. – Oxford University Press, 2008. – 560 p.
2. Aggarwal, D.D. Educational Technology / D.D. Aggarwal. – New Del-hi: Sarup, 2004. – 268 p.
3. Barnes, J.A. Class and committees in Norwegian paris islands / J.A. Barnes // Human relations. – 1954. -V. 7. – P. 39-58.
4. Bell, B. S., Kozlowski, S. W. Active learning: effects of core training design elements on self-regulatory processes, learning, and adaptability/ B. S. Bell, S. W. Kozlowski // Journal of AppliedPsychology. – 2008. – № 93(2) – С.296-316.
5. Boyatzis, R. The competent manager. Model of effective work/ R. Boyatzis. – M .: HIPPO, 2008. – 340 p.
6. Boyd, D.M. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship/ D.M. Boyd, N.B. Ellison // Journal of Computer-Mediated Communication. – 2007. – №13. – P. 210-230.
7. Buyya, R., Broberg, J., Goscinski, A. Cloud Computing: Principles and Paradigm/ R. Buyya, J. Broberg, A. Goscinski. – New York, USA: John Wiley & Sons, 2011. – 674 p.
8. Gemmell, I., Harrison, R., Clegg, Ju. Internationalisation in online distance learning postgraduate education: a case study on student views on learning alongside students from other countries / I. Gemmell, R. Harrison, Ju. Clegg // Innovations in Education & Teaching International. – 2015. – № 52 (2). -P.137-147.
9. Hine, P. The structure of teachers’ ICT competency. UNESCO recommendations / P. Hine/- Paris: UNESCO & Microsoft, 2011. – 115 p.
10. Kebritchi, M., Lipschuetz, A., Santiague, L. Issues and challenges for teaching successful online courses in higher education: A literature review/ M. Kebritchi, A. Lipschuetz, L. Santiague // Journal of Educational Technology Systems. – 2017. – № 46 (1). – P. 4-29.
11. Lai, K. W. Digital technology and the culture of teaching and learning in higher education /K. Lai // Australasian Journal of Educational Technology. – 2011. -№ 27(8). – P. 1263-1275.
12. Lodge, J., Kennedy, G., Lockyer, L. Digital learning environments, the science of learning and the relationship between the teacher and the learner/ J. Lodge, G. Kennedy, L. Lockyer // Learning under the lens: Applying findings from the science of learning to the classroom. – Abingdon, UK: CRC Press., 2020. – P.12.
13. Mastel-Smith, B., Post, J., Lake, P. Online teaching: «Are you there, and do you care?»/ B. Mastel-Smith, J. Post, P. Lake // Journal of Nursing Education. – 2015. – № 54(3). – P. 145-151.
14. Mayer, R. The promise of multimedia learning: using the same instructional design methods across different media/ R. Mayer // Learning and Instruction. – 2003. – № 13. – P. 125 -139.
15. Moothoor. J., Bhatt, V. A Cloud Computing Solution in Universities [Электронный ресурс] // IBM. – 2010. – Режим доступа: https://www.ibm.com/developerworks/webservices/library/ws-vcl/ws-vcl-pdf.pdf- Дата доступа: 5.04.2020.
16. Nabil, S. Cloud computing for education: A new dawn? / S. Nabil // International Journ. of Information Management. – 2010. – № 30. – P. 109-116.
17. Raven, J. Competence in modern society. Identification, development and implementation/ J. Raven. – Moscow: Kogito-Center, 2002 .- 396 p.
18. Van Doorn, J. R., Van Doorn, J. D. The quest for knowledge transfer efficacy: blended teaching, online and in-class, with consideration of learning typologies for non-traditional and traditional students/ J. R. Van Doorn, J. D. Van Doorn // Front Psychol. – 2014.- Vol. 17.- № 5. – P. 324-338.
19. Whiddett, S. A Practical guide to competencies / by S. Whiddett, S. Hollyford. – London: Chartered Institute of Personnel and Development, 2006. – 228 р.
20. Whiddett, S.A Practical guide to competencies / S. Whiddett, S. Hollyford. – London: Chartered Institute of Personnel and Development, 2006. – 228 р.
21. Абакумова, Н.Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика / Н.Н. Абакумова, И.Ю. Малкова. – Томск: Томский государственный университет, 2007. – 368 с.
22. Абрамова, О.М. Использование социальных сетей в образовательном процессе / О.М. Абрамова // Молодой ученый. – 2016. – № 9. – С. 1055-1057.
23. Агибова, И.М. Условия и факторы организации эффективной самостоятельной работы студентов с использованием информационных и коммуникационных технологий / И.М. Агибова, Т.А. Куликова // Вестник Поморского университета. – 2010. – №5. – С. 128 -134.
24. Акулова, О. В., Писарева, С. А., Пискунова, Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся/ О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова.- СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.
25. Алдошина, М. И. Современные проблемы науки и образования : учебное пособие для вузов / М. И. Алдошина. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 182 с.
26. Андерсен, Б . Бент . Мультимедиа в образовании / Бент Б . Андерсен, Катя ван ден Бринк. – М. : Дрофа, 2007. – 224 с.
27. Антонова, А.В., Клименко, И.М. Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя / А.В. Антонова, И.М. Клименко // Педагогическое образование в России. Народное образование. Педагогика. – 2014. – № 6. – С. 81-86.
28. Аракелян, С.М. Самоорганизующаяся информационная среда с децентрализованным управлением для взаимодействия образовательных учреждений / С.М. Аракелян, А.В. Духанов, В.Г. Прокошев [и др.] // Интернетпорталы: содержание и технологии: сб. науч. ст.. – М.: Просвещение, 2007. – С. 440-464.
29. Аствацатуров, Г. О. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде / Г. О. Аствацатуров, Л. В. Кочегарова. – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. – 176 с.
30. Атанасян, С. Л. Методология разработки и использования информационной образовательной среды при подготовке студентов педагогического вуза : монография / С. Л. Атанасян. – Воронеж : Научная книга, 2009. – 152 с.
31. Башмаков, А.И. Принципы и технологические основы создания открытых информационно-образовательных сред / А.И.Башмаков, В.А.Старых. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 719 с.
32. Баштанар, И.М. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущих специалистов – документоведов в высшей школе: дисс . … кандидата пед. наук: 13.00.08 / Баштанар Ирина Михайловна. – Челябинск, 2008. – 217 с.
33. Беришвили, О.Н. Методологические подходы к проектированию образовательных систем / О.Н. Беришвили // Наука и бизнес: пути развития . – 2014. – №8 (38). – С. 14-19.
34. Богданова, А.В. Структура информационно-коммуникативной компетентности как отражение ее деятельностной природы и социального влияния / А.В. Богданова, А.Н. Ярыгин // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 1 (12). – С. 300-303.
35. Бучельников, В .В. Развитие информационной компетентности преподавателя гуманитарных дисциплин в контексте компетентностного подхода / В. В. Бучельников // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 10. – С. 90-98.
36. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Организация виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности: автореф. дис. … д -ра пед. наук: 13.00.08 / Вайндорф -Сысоева Марина Ефимовна. – М., 2009. – 50 с.
37. Выгонский, С.И. Обратная сторона Интернета: психология работы с компьютером и сетью / С.И. Выгонский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 316 с.
38. Вязанкова, В.В. Дидактическое сопровождение формирования информационной компетентности студентов технического вуза: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Вязанкова Виктория Валерьевна. – Краснодар, Кубанский государственный технологический университет, 2015. – 237 с.
39. Гагарина, Д.А. Формирование информационно-коммуникационной компетентности студентов университета на основе изучения отечественной истории как общеобразовательной дисциплины / Д.А. Гагарина, С.И. Корниенко. – Перм. гос. ун-т., 2007. – 170 с.
40. Герасимова, Е. К., Зенкина, С. В. Сетевые сервисы как инструментальная среда для проектирования электронных учебных материалов : учебно-методическое пособие / Е. К. Герасимова, С. В. Зенкина. -Ставрополь : Ставролит, 2015. – 108 с.
41. Головлева, С. М. Компоненты образовательной среды субъектно-ориентированного типа педагогического процесса / С.М. Головлева // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 4. – С. 18-22.
42. Гончарова, Н .А . Информационно- коммуникационные технологии как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя: дис. канд . пед. наук : 13.00.08 / Гончарова Наталья Александровна. – Белгород, 2008. – 214 с.
43. Грибан, О.Н. Методика развития информационной компетентности студентов исторического факультета/ О.Н. Грибан // Вестник Челябинского государственного педагогического университета . – 2011. – №5. – С. 31-41.
44. Грибан, О.Н. Формирование информационной компетентности студентов педагогического вуза: монография / О.Н. Грибан. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. – 162 с.
45. Гура, В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред: монография / В.В. Гура . – Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального ун-та, 2007. – 320 с.
46. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
47. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова. – М.: Издательство «Перо», 2019. – 98 с.
48. Дрозд, К. В. Проектирование образовательной среды школы как педагогическая инновация: научно-методическое сопровождение : учеб.-метод. пособие / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2017. – 456 с.
49. Егоров, В.В., Скибицкий, Э .Г., Храпченков, В.Г. Педагогика высшей школы : Учебное пособие / В.В. Егоров, Э.Г. Скибицкий. В.Г. Храпченков. – Новосибирск: САФБД, 2008. – 260 с.
50. Ершов, А. П., Звенигородский, Г. А., Первин, Ю. А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы)/ А.П. Ершов, Г.А. Звенигородский, Ю.А. Первин. – Новосибирск : ВЦ СО АН СССР, 1979. -51 с.
51. Журкин, А.А. Использование технологий визуализации и полисенсорного представления обучающего материала в интеллектуальных обучающих системах/А.А. Журкин// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2013. – № 3 (27). – С. 6-28.
52. Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис. канд. пед. наук.: 13.00.08 / Зайцева Ольга Борисовна. – Брянск, 2002. – 19 с.
53. Звонников, В.И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – М.: Университетская книга, Логос, 2009 . – 272 с.
54. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М. : Академический проект, Фонд «Мир», 2005. – 336 с.
55. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия / И. А. Зимняя // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: труды методологического семинара, Москва, 20 мая 2004 / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – М., 2004. – С. 5-45.
56. Зырянова, Н. И. Проектирование образовательной среды по подготовке педагогов профессионального образования: монография / Н. И. Зырянова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. – 126 с.
57. Иванова, Е.В. Информационная компетентность учителя в современной школе [Электронный ресурс] //Электронное научное издание «Письма в Emissia Offline». -2003.- Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2003/922.htm- Дата доступа: 7.04.2020.
58. Ившина, Г .В. Разработка электронных образовательных ресурсов: мониторинг качества и внедрение / Г .В . Ившина. – Казань: КГУ, 2008. – 97 с.
59. Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. – М. : ФлинтаНаука, 2012. – 328 с.
60. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н.А. Стерхова // General and Professional Education. – 2012. – № 1. – С. 8-14.
61. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е. Н. Кабанова-Меллер. – М. : Знание, 1982. – 96 с.
62. Каракозов, С. Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С. Д. Каракозов // Педагогическая информатика. – 2000. – № 2. – С. 41-54.
63. Каргапольцева, Н.А. Мультимедиа в образовании / Н.А. Каргапольцева, Н.Г. Семенова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. отделения РАО, 2003. – 110 с.
64. Кирилова, Г.И., Власова, В.К. Моделирование регионально-профессиональной инфраструктуры информационной среды профессионального образования/ Г.И. Кирилова, В.К. Власова // Образовательные технологии и общество. – 2011. -Т. 14. – № 1. – С. 407-417.
65. Клименко, О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса / О. А. Клименко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 2012. – С. 405-407.
66. Ковылева, Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы / Ю.А. Ковылева // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. – Чита: Издательство Молодой ученый.- 2014. – С. 117-119.
67. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://de.unicor.ru/science/groundwork/concept.html / – Дата доступа: 09.04.2020.
68. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы от 29 декабря 2014 г. № 2765-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf – Дата доступа: 7.04.2020.
69. Коротенков, Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы: учебное пособие / Ю.Г. Коротенков. – М.: Академия АйТи, 2011. – 152 с.
70. Коршунова, О.В. Компетентностно-ориентированные задания как средство достижения современных образовательных результатов [Электронный ресурс] // Концепт. -2016. – №S1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostno-orientirovannye-zadaniya-kak-sredstvo-dostizheniya-sovremennyh-obrazovatelnyh-rezultatov – Дата доступа: 7.04.2020.
71. Красильникова, В.А.Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании / В.А.Красильникова.- Оренбург: ОГУ, 2010. – 291 с.
72. Курова, Н.Н. Информационная среда как средство управления информатизацией образовательного процесса в школе: автореф. дис. канд.пед. наук: 13.00.01 / Курова Наталия Николаевна. – Самара, 2009. – 24 с.
73. Кушнер, Ю.З. Методология и методы педагогического исследования: учебно-методическое пособие / Ю.З. Кушнер. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.
74. Лавровская, О.Б. Формирование профессиональной компетентности в области информационно-коммуникационных технологий у студентов гуманитарных специальностей классических университетов (на базе специальности «История. Преподаватель»): дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Ольга Борисовна Лавровская. – Ярославль, 2006. – 227 с.
75. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 1-3.
76. Малиатаки, В. В. Информационная образовательная среда: исторический аспект / В.В. Малиатаки// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. -№ 82-2. – С.103-108.
77. Матвеева, Т. А. Формирование профессиональной компетентности студента вуза в условиях информатизации образования: методология, теория, практика : монография / Т. А. Матвеева – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 344 с.
78. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогика – реформе школы) / Е.И. Машбиц. – М., 2008. – 192 с.
79. Мелихова, А.А. Понятие информационно-коммуникативной компетентности в контексте проблем гуманитаризации процесса подготовки современного специалиста в техническом вузе/ А.А. Мелихова// Вестник Тюменского государственного университета. – 2012. – № 9. – С. 101-108.
80. Морковина, Э.Ф. Развитие информационной компетентности студента в образовательном процессе: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Морковкина Эльвира Фаридовна. – Оренбург, 2005. – 212 с.
81. Муравьева, Н.В. Сущность самостоятельной работы студентов в условиях информатизации и гуманизации образования/Н.В. Муравьева// Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 5. – С. 69-74.
82. Назаров, С.А. Педагогические основы проектирования личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза: автореферат дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / Назаров Сергей Александрович. -Рос-тов-н/Д., 2006. – 17 с.
83. Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения» от 15 декабря 2009 г. N956-ст [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70227430/- Дата доступа: 7.04.2020.
84. Нестеров, В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/netemotions – Дата доступа: 09.04.2020.
85. Никонова, Е.З. Формирование информационной компетенции учащихся в условиях профильного обучения: учебно-методическое пособие / Е.З. Никонова. -Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 82 с.
86. Омельченко, С. В. Структурно- функциональная модель формирования компетентности студентов технического колледжа / С. В. Омельченко // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2007. – №6. – С. 45-48.
87. Осин, А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы/ А.В. Осин. – Москва: Агентство “Издательский сервис”, 2010. – 328 с.
88. Осипова, О.П. Основные этапы педагогического проектирования и экспертизы электронных образовательных ресурсов/ О.П. Осипова // Открытое и дистанционное образование. – 2015.- № 2. – С. 76-82.
89. Осмоловская, И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования / И. Осмоловская // Директор школы. – 2006. – № 8. – С. 64-69.
90. Панина, Т.С., Дочкин, С.А., Клецов, Ю.В. Уровни информационно – коммуникационной компетентности педагогических работников [Электронный ресурс] // Кузбасский региональный институт развития профессионального образования. – Режим доступа: http://www.krirpo.ru/anketa/etc.htm?id=744– – Дата доступа: 7.04.2020.
91. Паршукова, Г. Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография / Г. Б. Паршукова. – НГТУ: Новосибирск, 2006. – 253 с.
92. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. N 9) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71677640/- Дата доступа: 6.04.2020.
93. Патаракин, Е.Д. Построение учебной среды из множества личных «кирпичиков» / Е.Д. Патаракин // Высшее образование в России. -2008.- № 8 .- С. 59-64.
94. Пащенко, О.И. Информационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие. / О.И. Пащенко. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. – 227 с.
95. Пекшева, А.Г. К вопросу о подборе технологии представления контента учебно-методического комплекса «Методика обучения информатике на предпрофильном этапе» / А.Г. Пекшева // Информатизация образования: сб. материалов межд. научно-практ. конф. / Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2008. – С. 100-103.
96. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
97. Попов, А.Э. Информационные технологии в науке и образовании / А.Э. Попов.- М: НОУ ИКТ, 2013. -175 с.
98. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/- Дата доступа: 7.04.2020.
99. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. N 189 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://base.garant.ru/12183577/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/- Дата доступа: 7.04.2020.
100. Постановление Правительства Российской Федерации «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г. N 751 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html – Дата доступа: 6.04.2020.
101. Постановление Правительства РФ «О реализации Национальной технологической инициативы» (с изменениями и дополнениями) от 18 апреля 2016 г. N 317 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71380666/ – Дата доступа: 6.04.2020.
102. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» от 22 февраля 2018 г. № 125
[Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797864/ – Дата доступа: 6.04.2020.
103. Проект актуализированного Профессионального стандарта педагога начального общего, основного общего, среднего общего образования (ред. от 16.06.2019) [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога/ – Дата доступа: 6.04.2020.
104. Равен, Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Дж. Равен; пер. с англ. Ю. И. Турчаниновой и Э. Н. Гусинского. – М., 2001.- 142 с.
105. Рубенко, А.Н. Информационно-образовательная среда как объект педагогических исследований / А.Н. Рубенко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2017. – № 2. – С. 106-110.
106. Рулиене, Л.Н. Образовательные возможности социальных сетей / Л.Н. Рулиене // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2010. – №5. – С. 124-132.
107. Садыгова, Т.C. Социально-психологические функции социальных сетей / Т.С. Садыгова // Век-тор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – № 3. – С. 192-194.
108. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с.
109. Сергеев, С.Ф. Возможности и ограничения Интернета как образовательной среды / С.Ф. Сергеев // Народное образование. – 2012. -№ 5. – С. 201 – 207.
110. Слободчиков, В.И. Структура и состав образовательной сферы: категориальный анализ / В.И. Слободчиков // Психология обучения. – 2010. – №1. – С. 4-24.
111. Соломонова, А. А. Кейс-технологии в электронном обучении / А. А. Соломонова, Д. Р. Аседова // Интерактивное образование. Информационно-публицистический образовательный журнал. – 2018. – № 3. – С. 25-18.
112. Суворова,Т.Н., Зенкина, С.В. Системно-деятельностный подход – основа проектирования информационно-образовательной среды / Т. Н. Суворова, С. В. Зенкина // Информатика и образование. – 2017. – № 3. – С. 42-45.
113. Сысоев, П.Е., Евстигнеев, М.Н. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку / П.Е. Сысоев, М.Н. Евстигнеев// Язык и культура. – 2008.- № 4.- С. 96-109.
114. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара / Ю.Г. Татур. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
115. Тришина, С. В. Хуторской, А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / С. В. Тришина, А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2004. – Режим доступа : http ://www.eidos.ru/journal/2004/0622–09.htm – Дата доступа: 6.04.2020.
116. Тришина, С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] / С.В. Тришина // Интернет-журнал «Эйдос». – 2004. – Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm. – Дата доступа: 6.04.2020.
117. Указ Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» от 9 мая 2017 г. № 203 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ – Дата доступа: 10.04.2020.
118. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/- Дата доступа: 09.04.2020.
119. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/- Дата доступа: 7.04.2020.
120. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 17.06.2019) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/- Дата доступа: 6.04.2020.
121. Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность : учебное пособие для вузов / Н. Р. Азизова, Н. А. Савотина, М. И. Бочаров, С. В. Зенкина. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 162 с.
122. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования/ А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
123. Чебушев, Г. С., Мохова, А. С. Современные средства мультимедиа и их применение/Г.С. Чебушев, А.С. Мохова // Молодой ученый. – 2019. – №20. -С. 44-47.
124. Черник, Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках / Б.П. Черник. – Новосибирск, 2001. – 199 с.
125. Шариков, А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт / А.В. Шариков // М .: Изд-во Академии Южно-Уральского отделения РАО. – 2003. – С. 85-87.
126. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе: уроки нового поколения / В.В. Шоган. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2007. – 471 с.
127. Шутова, Т.В. Многомерные модели формирования проектиро-вочных компетенций бакалавров профессионального обучения: дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Татьяна Валерьевна Шутова. -Екатеринбург, 2014. – 192 с.
128. Якиманская, И. С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.
129. Якиманская, И.С. Основы личностно ориентированного образования/ И.С. Якиманская. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 224 с.
130. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. -М.: Смысл, 2001. – 365 с.
131. Ясвин, В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды. / В.А. Ясвин // Дополнительное образование. – 2000. – №2. – С. 16-23.

Заказать похожую работу

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Понравилась эта работа?

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету