Национальная безопасность стран ЕС: географическая интерпретация
Аннотация к ВКР студента Багрецова С. А. на тему «Национальная безопасность стран ЕС: географическая интерпретация».
В данной работе показаны итоги проведенных исследований современных проблем, национальной безопасности на примере стран Евросоюза.
В ходе научной работы были изучены основные концепции, принципы и составляющие национальной безопасности стран Европейского Союза.
В рамках исследования, был рассчитан индекс национальной безопасности по каждой стране Европейского союза. Результаты расчета индексов по составляющим национальной безопасности, таким как государственная безопасность, общественная безопасность, экологическая безопасность, экономическая безопасность и безопасность личности отображены на карте в программе Quantum GIS. В результате нанесения данных на картографический материал, представлен атлас национальной безопасности стран Евросоюза.
Дипломная работа включает в себя: введение, три главы, заключение, список литературы и источников информации, и приложение состоящие из шести карт.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ………………..8
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СТРАН ЕВРОСОЮЗА…………………………………………………………….19
2.1 Содержание национальной безопасности стран Евросоюза ………………19
2.2 Угрозы национальной безопасности Евросоюза ……………………………26
2.3 Механизм обеспечения национальной безопасности Евросоюза …………30
ГЛАВА 3. ИНДЕКС НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРАНАХ
ЕВРОСОЮЗА ……………………………………….……………………………….45
3.1 Анализ составляющих национальной безопасности………………………….45
3.2 Общий рейтинг национальной безопасности стран Евросоюза………..……58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….….….63
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………..69
Актуальность темы работы обоснована тем, что угрозы в сфере
национальной безопасности хоть и подразделяются на внешние и внутренние, но,
тем не менее, и внутренние и внешние угрозы носят комплексный характер. Это
означает, что государственная безопасность подвержена воздействию со стороны
разных факторов. На нее оказывают значительное влияние политические,
экономические, социальные, экологические и другие факторы. Вот поэтому в
данной работе будут разобраны вопросы соотношения внутренних и внешних
угроз.
Комплексность и соотношение внешних и внутренних факторов
национальной безопасности подтверждается и тем, что на сегодняшний день к
проблемам национальной безопасности обращаются представители не только
социологии, экономики, политологии, военной науки, но и представители других
областей наук, исследующих функциональные и структурные составляющие
общей системы национальной безопасности.
Изучение системы национальной безопасности невозможно без разделения
различных научных знаний. Междисциплинарный принцип подхода к
исследованию национальной безопасности помогает достичь большего объема
знаний об объекте, перейти от абстрактного, теоретического уровня познания к
осмыслению конкретной реальности и сопоставить положения теории
национальной безопасности с противоречиво и неоднозначно развивающейся
социальной действительностью. Комплексный анализ национальной безопасности
предполагает синтез эмпирического и теоретического знания, изучение как
единичного, так и общего, не только разных сфер жизнедеятельности, но и
диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности этих сфер; вычленения
социальных закономерностей и передовых тенденций развития как национальной
безопасности в общем, так и ее составляющих.
Исследование вопроса национальной безопасности требует нового
категориального аппарата и комплексного изучения проблем безопасности,
использование современных методов анализа и сбора информации.
Национальные ценности, угрозы и опасности, интересы и цели, политика
обеспечения национальной безопасности, принципы, и способы ее реализации
представляют реальное проявление глобальной системы национальной
безопасности. Диалектический сплав компонентов структуры этой системы
отражает взаимодействие социальных, социально-психологических, природных и
биологических факторов и отношений личности, общества и государства в их
деятельности по созданию различных условий существования и стабильного
развития.
В начале 2000-х. годов, как и в предшествующие периоды истории,
проблема обеспечения безопасного существования человека остаётся актуальной.
Непосредственно, наряду с традиционными угрозами — войнами, природными
катаклизмами, политической нестабильностью начали появляться и новые
«вызовы», связанные с его жизнедеятельностью. В связи с приростом населения
Земли, развивающейся урбанизацией территорий, возросло антропогенное
влияние на окружающую среду, замечается глобальное изменение климата.
Техногенные и экологические катастрофы, исчерпание природных
ресурсов, социальные конфликты и демографическая ситуация привели к
решительной необходимости поиска новой формы безопасности в целях
выживания как отдельных человеческих сообществ, так и всего рода. Процессы
глобализации в еще большей степени укрепили взаимозависимость человека и
общества, природы и общества. Научно-технический прогресс XX века, не
только способствовал сильному повышению производительности и улучшению
качеств условий труда, росту интеллектуального потенциала и благосостояния
общества, но и вызвал к жизни большое количество глобальных угроз.
В XXI веке появился целый ряд абсолютно новых непосредственных угроз
международной, национальной и региональной безопасности, на которые мировое
сообщество и ряд других государств не нашли еще адекватных ответов.
(Богатуров), (Очерки теории..2009)Таких как — международная преступность,
политический терроризм, распространение по Земле обычного и ядерного
вооружений, новые неблагоприятные ситуации техногенного и экологического
характера, нарастание социально-экономических проблем. Все это требуют
глубокого научного осмысления, социально-исторического и политологического
анализа национальной безопасности страны, а также полного развития
теоретических взглядов, способных точно и ёмко отразить в научных сферах
представления о новейших политических процессах, влияющих на безопасность
личности, общества и государства в целом.
Современный подход к политике безопасности государств обращает
внимания уже не на предотвращение мировой войны, вероятность которой,
конечно же, сохранилась, а на совокупность локальных военных конфликтов и
более широкие социально-экономические явления.
Этот подход, в меньшей степени направленный на военно-политические
процессы, изучает проблемы, связанные с глобализацией экономики, поставками
энергоресурсов, преступностью, региональной политической нестабильностью,
терроризмом и коррупцией, оборотом наркотиков, деградацией среды обитания
человека. Внешние факторы политики безопасности представляют актуальность
исследования и в связи с негативными последствиями глобализации,
В ходе исследования были достигнуты все поставленные задачи. Так же был
сделан вывод, что под национальной безопасностью следует понимать основные
направления деятельности государства, оказывающие защищенность ключевых
интересов личности, общества и непосредственно самого государства, а также
образа жизни личности и национальных ценностей от широкого спектра внешних
и внутренних угроз, отличающихся по своей природе, в которых находит свое
отражение его и общественное предназначение и сущность.
Национальная безопасность является непосредственным показателем
состояния общества, среды его обитания, означающий способность данного
общества выдерживать действие разрушительных факторов и адаптироваться к
меняющимся условиям таким образом, чтобы сохранять достойное качество
жизни.
В настоящее время существует более трёхсот пятидесяти видов
национальной безопасности, в связи с этим, в целях систематизации и анализа
отдельных видов безопасности мы рассмотрели классификацию исследуемой
категории. Такие основополагающие элементы системы национальной
безопасности как национальные интересы и национальные угрозы могут быть
положены в основу классификации национальной безопасности.
Выделив ключевые составляющие национальной безопасности, в рамках
научной работы, рассчитан индекс национальной безопасности по каждой стране
Европейского союза. Результаты расчета индексов по составляющим
национальной безопасности, таким как государственная безопасность,
общественная безопасность, экологическая безопасность, экономическая
безопасность и безопасность личности отображены на карте в программе
Quantum GIS. В результате нанесения данных на картографический материал,
представлен атлас национальной безопасности стран Евросоюза. А так же
разработана универсальная модель позволяющая давать оценку национальной
безопасности для любой страны.
Наиболее высокий индекс национальной безопасности имеют: Германия
(7.4), Франция(7.0), Австрия(6.9), Португалия(6.8), и Бельгия(6.8).
Наиболее низкий индекс национальной безопасности имеют: Мальта(3.5),
Кипр(4.1), Эстония(4.4), Литва(4.4).
В целом показатели национальной безопасности в странах ЕС отличаются
не значительно, что говорит об однородности исследуемого района. Однако стоит
отметить, что страны имеющие превосходство в площади территории,
численности армии, и экономическим характеристикам, занимают более высокое
место в рейтинге безопасности.
Нормативно-правовые акты:
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!