Нарративные стратегии братьев Стругацких: «Страна багровых туч» vs. «Град обреченный»

Журавлев Илья Алексеевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе рассматриваются произведения Аркадия и Бориса Стругацких «Страна багровых туч» и «Град обреченный» на предмет используемых в них нарративных стратегий. Анализируя методы сюжетостроения двух произведений, автор работы демонстрирует, каким образом эволюционировал художественный стиль братьев Стругацких.

Введение …………………………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. КАТЕГОРИЯ НАРРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ И СУЩНОСТЬ
НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА…………………………………….. 7

1.1. Категория нарративной стратегии …………………………………………………….. 7
1.2. Сущность научно-фантастического дискурса ………………………………….. 11

ГЛАВА 2. НАРРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ «СМЕРТЬ ЗА ИДЕЮ» В
РОМАНЕ А. И Б. СТРУГАЦКИХ «СТРАНА БАГРОВЫХ ТУЧ» ………… 16

2.1. Идейный уровень: утопичность, жертвенность и альтруизм …………….. 16
2.2. Художественный мир и хронотоп романа «Страна багровых туч»……. 25
2.3. От стажера до сверхчеловека: эволюция героя раннего творчества
братьев Стругацких……………………………………………………………………………….. 31
2.4. Черты приключенческого романа, композиционная структура
произведения и динамика сюжета ………………………………………………………….. 37

ГЛАВА 3. НАРРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ «СМЕРТЬ ИДЕИ» В РОМАНЕ
«ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ» А. И Б. СТРУГАЦКИХ …………………………………. 44

3.1. Мифологические образы как элементы художественного мира романа
«Град Обреченный» ………………………………………………………………………………. 44
3.2. Нарративная эквивалентность локальных хронотопов романа «Град
Обреченный» ………………………………………………………………………………………… 49
3.3. Эволюция главного героя………………………………………………………………… 56
3.4. Нарративная интрига романа и мотив инициации ……………………………. 61
3.5. Об идейном уровне романа: проблема деидеологизации и обращения к
культуре………………………………………………………………………………………………… 65

Заключение …………………………………………………………………………………………….. 72
Список использованной литературы …………………………………………………….. 74

Творческий дуэт Аркадия и Бориса Стругацких вошел в пространство
отечественной литературы с повестью «Страна багровых туч», написанной в
1956 году (опубликовано произведение было годом позже). После теплого
приема повести читателями и благоприятных отзывов критиков братья
Стругацкие продолжат совместную творческую деятельность и уже к середине
1960-х годов станут наиболее популярными писателями-фантастами в СССР.
В писательском ремесле братья станут очень продуктивными: за все время
совместной работы (вплоть до смерти Аркадия в 1991 году) Стругацкие
напишут более двадцати романов и двух десятков рассказов, три пьесы, а
также несколько сценариев.
Их ранние произведения расходились многочисленными тиражами, а
после того, как Стругацкие потеряли возможность печататься, их повести
продолжали пользоваться огромным спросом благодаря самиздату.
Подобная популярность писателей объясняется рядом причин: именно с
фамилией Стругацких главным образом связывают становление философской
фантастики; благодаря Стругацким фантастика постепенно перестает
считаться «низким» жанром; с прозы Стругацких начался переход советской
фантастики от идеологического инструмента к художественной литературе
как таковой. Творчество Стругацких не исчерпывается одним фантастическим
антуражем, который является лишь условием постановки острых вопросов и
освещения морально-этических и социальных проблем.
Несмотря на популярность Стругацких среди читательской аудитории и
наличие крупных исследований, посвященных их текстам, в
«стругацковедении» по-прежнему имеются лакуны.
Ранний этап исследований творчества Стругацких характеризуется, по
большей части, фокусировской внимания на идеологическом содержании
произведений Стругацких, а также взаимосвязи их творчества с политической
обстановкой в СССР. Для данной исследовательской области важными
работами являются, например, такие книги как «Братья Стругацкие»1 В.
Кайтоха и «Двойная звезда»2 Б. Л. Вишневского.
Существует ряд работ, посвященных лингвистическому анализу
художественного языка стиля Стругацких. В данной сфере исследований
работали В. П. Изотов и И. В. Изотова3, В. В. Рожков4, Р. Е. Тельпов5 и М. В.
Шпильман6.
К проблеме рецепции творчества Стругацких в литературоведении и
критике обращалась А. В. Кузнецова7.
Поэтика Стругацких также неоднократно становилась предметом
научного осмысления. Пристальное внимание уделялось таким чертам
поэтики произведений Стругацких как аллегоричность (Е. Гомель8, Д. Сувин9)
и интертекстуальность (Амусин10, Окулов11 и др.).
Анализу художественного мира текстов Стругацких посвятила свою
диссертацию Э. В. Бардасова12. В ней художественный мир произведений
братьев-фантастов рассматривается на основании типологии возможных
миров, которую предложил философ Яаако Хинтикки.
Несколько крупных исследований затрагивали проблему связи
творчества Стругацких и мифа. Так, Ивонна Хауэлл в своей диссертации
«Апокалиптический реализм: Научная фантастика Аркадия и Бориса
Кайтох В. Братья Стругацкие // Стругацкий А. Стругацкий Б. Бессильные мира сего. Донецк, 2003. С. 409-
670.
2
Вишневский Б. Л. Двойная звезда. СПб: Terra Fantastica, 2004. 381 с.
3
Изотов В. П., Изотова, И. В. Некоторые филологические подробности фантастического творчества братьев
Стругацких. Орёл, 2002. 61 с.
4
Рожков В. В. Метафорическая художественная картина мира А. и Б. Стругацких: на материале романа
«Трудно быть богом» : дисс. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2007. 228 с.
5
Тельпов Р. Е. Особенности языка и стиля прозы братьев Стругацких : дисс. … канд. филол. М., 2009. 244 c.
6
Шпильман М. В. Коммуникативная стратегия “речевая маска”: на материале произведений А. и Б.
Стругацких : дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2006. 229 с.
7
Кузнецова А. В. Рецепция творчества братьев Стругацких в критике и литературоведении: 1950-1990-е гг. :
дисс. … канд. филол. наук. М., 2003. 248 с.
8
Gomel E. Gods Like Men: Soviet Science Fiction and the Utopian Self / Elana Gomel // Science Fiction Studies.
2004. № 94, 31:3. P. 358–377.
9
Suvin Darko. Criticism of the Strugatskii Brothers’ Work//Canadian-American Slavic Studies. 1972. №6. P. 288–
307.
10
Амусин М. Стругацкие и фантастика текста. Звезда (СПб.). 2000. № 7. С. 208–216.
11
Окулов В. Цитаты всегда лгут: О книгах и чтении в творчестве Стругацких. М., 2002. С. 29–36.
12
Бардасова Э. В. Концепция «возможных миров» в свете эстетического идеала писателей-фантастов А. и Б.
Стругацких : дисс. … канд. филол. наук. Казань, Казанский государственный университет. 1995. 159 с.
Стругацких»13 настаивает на том, что Стругацкие конструируют свои миры на
основании мифа об Апокалипсисе, что и определяет их специфику, а повесть
«Волны гасят ветер» напрямую связывает с Евангелиями. В своем
диссертационном исследовании «Мифопоэтическая организация трилогии А.
и Б. Стругацких “Обитаемый остров”, “Жук в муравейнике”, “Волны гасят
ветер”»14 Т. О. Надежкина утверждает, что «в своей трилогии Стругацкие
создают три мифопоэтические модели мира, построенные по принципу
бинарных оппозиций и воплощающие наиболее типичные черты
общественной атмосферы России периодов 1960-х, 1970-х и 1980-х гг.»15
Наиболее важные системные обзоры творчества Стругацких и их
биографии были написаны уже упомянутыми Амусиным и Кайтохом, а также
А. Скаландисом16 и Д. В. Володихиным в соавторстве с Г. М. Прашкевичем17.
Однако, несмотря на многообразие аспектов творчества Стругацких,
которые подвергались научному осмыслению, до сих пор их произведения не
рассматривались в качестве нарратологического, в строгом смысле слова,
исследования. Поэтика Стругацких претерпела колоссальные изменения за
тридцатилетний период. Представляется, что, проанализировав и сравнив
различные нарративные стратегии, которые Стругацкие использовали в самом
начале и самом конце своей писательской карьеры, можно лучше понять, в чем
состояла эта эволюция.
Таким образом, актуальность и научная новизна предполагаемого
исследования обусловлены тем, что произведения братьев Стругацких до сих
пор не подвергались объемному нарратологическому анализу, а также не было
сформулировано своеобразие нарративных стратегий, используемых
Стругацкими в своих произведениях на разных этапах их творчества.
Хауэлл И. Апокалиптический реализм: Научная фантастика Аркадия и Бориса Стругацких. Бостон :

Нарративные стратегии, которые братья Стругацкие используют в
периоды своего раннего и позднего творчества позволяют проследить
эволюцию их творческого метода и художественного стиля.
Стратегия «смерти за идею» характерна для произведений Стругацких
раннего, романтического периода. Они включают в себя такие элементы как
изображение утопического художественного мира (как апофеоз – «Мир
Полудня»); соответствие канонам соцреализма и «твердой» научной
фантастики; главный герой, для которого действия гораздо важнее рефлексии;
главный конфликт, заключающийся не в противостоянии героев друг другу, а
в противоборстве человека с силами природы; центрообразующая роль в
повествовании художественного допущения, научной информации и описания
технических достижений.
Со временем менялись убеждения Стругацких и их взгляды на мир, что
ознаменовало их обращение к социально-философской проблематике и
усложнение собственного художественного стиля.
На смену герою-романтику приходит новый тип героя, способный не
только на действия, но и на рассуждения. Их произведения становятся все
более сложно устроенными и обращаются к теме человеческого
несовершенства. Структура текстов Стругацких усложняется за счет
включения в них нескольких смысловых уровней и использования образов
мировой культуры в качестве смыслообразующих, благодаря чему становится
возможным множество интерпретаций. Использование фантастических
допущений и вовсе сходит на нет, а отбор элементов предметного мира
переходит от технических подробностей к описанию быта. Их поздние
произведения переросли жанр научной фантастики и вышли на новый уровень
за счет большей притчевости и иносказательности.
Подобный переход обусловлен как личностным ростом Стругацких и
развитием их собственного писательского мастерства, так и той
действительностью, в которой им пришлось существовать.
Роман «Град Обреченный» ознаменовал окончательный переход в
творчестве Стругацких к новому творческому методу, в частности – к
стратегии «смерти идеи».
В рамках исследования сущность каждой из двух стратегий, а также
описанный нами переход от одной нарративной стратегии к другой, на наш
взгляд, был обоснован и доказан. В качестве главных художественных
элементов, реализующих ту или иную стратегию, нами были выбраны
идейный уровень каждого из произведений, их художественный мир, главные
герое, хронотоп и композиционная структура.
Таким образом, нарративная стратегия «Смерть за идею», реализуемая в
повести «Страна багровых туч», включает в себя следующие элементы:
1. Идеи утопического общества, альтруизма и жертвенности рад
общественного блага;
2. Рациональная художественная картина мира;
3. Открытый хронотоп;
4. Главный герой – человек действия;
5. Хронологическая композиционная структура.
Нарративная стратегия «Смерть идеи», реализуемая в романе «Град
Обреченный», состоит из следующих элементов:
1. Идея деидеологизации и потери нравственного ориентира;
2. Необъяснимость природы событий художественного мира и их
хаотичность;
3. Хронотоп пространства, замкнутого в самом себе;
4. Главный герой – рефлексирующий человек в процессе духовного
поиска;
5. Кольцевая композиция.

Источники
1.Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Страна багровых // Собрание
сочинений в 14 т. Т. 1. 1955-1959. Страна багровых туч; Путь на Амальтею;
Извне; Рассказы. М.: Издательство АСТ, 2018. С. 7–290.
2.Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Полдень, XXII век // Собрание
сочинений в 14 т. Т. 2. 1960-1962. Полдень, XXII век; Стажеры; В наше
интересное время. М.: Издательство АСТ, 2018. С. 5–296.
3.Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Стажеры // Собрание
сочинений в 14 т. Т. 2. 1960-1962. Полдень, XXII век; Стажеры; В наше
интересное время. М.: Издательство АСТ, 2018. С. 297–512.
4.Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Попытка к бегству // Собрание
сочинений в 14 т. Т. 3. 1961–1963. Попытка к бегству; Далекая радуга; Трудно
быть богом; Понедельник начинается в субботу. М.: Издательство АСТ, 2019.
С. 5–110.
5.Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Далекая радуга // Собрание
сочинений в 14 т. Т. 3. 1961–1963. Попытка к бегству; Далекая радуга; Трудно
быть богом; Понедельник начинается в субботу. М.: Издательство АСТ, 2019.
С. 111–226.
6.Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Трудно быть богом //
Собрание сочинений в 14 т. Т. 3. 1961-1963. Попытка к бегству; Далекая
радуга; Трудно быть богом; Понедельник начинается в субботу. М.:
Издательство АСТ, 2019. С. 227–392.
7.Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Понедельник начинается в
субботу // Собрание сочинений в 14 т. Т. 3. 1961–1963. Попытка к бегству;
Далекая радуга; Трудно быть богом; Понедельник начинается в субботу. М.:
Издательство АСТ, 2019. С. 393–598.
8.Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Хищные вещи века //
Собрание сочинений в 14 т. Т. 4. 1964–1966. Хищные вещи века;
Беспокойство;Улитканасклоне;Второенашествиемарсиан.М.:
Издательство АСТ, 2020. С. 5–166.
9.Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Улитка на склоне // Собрание
сочинений в 14 т. Т. 4. 1964–1966. Хищные вещи века; Беспокойство; Улитка
на склоне; Второе нашествие марсиан. М.: Издательство АСТ, 2020. С. 263–
454.
10.Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Пикник на обочине //
Собрание сочинений в 14 т. Т. 6. 1969–1973. Отель «У погибшего альпиниста»;
Малыш; Пикник на обочине; Парень из преисподней. М.: Издательство АСТ,
2019. С. 321–474.
11.Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Град обреченный // Собрание
сочинений в 14 т. Т. 7. 1973–1978. За миллиард до конца света; Град
обреченный; Повесть о дружбе и недружбе. М.: Издательство АСТ, 2019. С.
125–500.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет