«Новый тип» женских персонажей в повестях И.С. Тургенева 1860-70-х годов
В магистерской диссертации предпринимается попытка выявления черт «нового типа» женских персонажей И. С. Тургенева на материале поздних повестей писателя – «Несчастная», «Странная история», «Пунин и Бабурин».
Художественные особенности выбранных текстов связаны с желанием автора уловить и осмыслить новые тенденции в обществе и, как следствие, другим видением писателя социальной жизни, истории, национальной психологии. Героини (Сусанна, Софи и Муза) не только отражают представления о «новом типе» как социальном феномене, но являются новыми типами как литературные персонажи.
Поздние женские образы занимают новое место в структуре повестей: не второстепенное, а главное. Психология личности героини находится в центре внимания писателя. «Новый» тип женских персонажей проявляется в том, что невыразимый внутренний мир новых героинь построен на уникальных и свойственных только им увлечениях и страстях, травмирующих фактах жизни и idées fixes, будь то переживание уязвлённого достоинства, крайняя степень религиозности, порывы страсти.
Введение ……………………………………………………………………………………………………………………3
Глава I. Проблемы типологии женских персонажей и изучения поздних повестей
Тургенева в научной литературе …………………………………………………………………………………. 9
1.1. Типология женских образов произведений Тургенева в литературной критике и
литературоведении ……………………………………………………………………………………………….. 10
1.2. Повести «Несчастная», «Странная история», «Пунин и Бабурин» в научной
литературе……………………………………………………………………………………………………………. 19
Выводы по первой главе ……………………………………………………………………………………….. 35
Глава II. «Новый тип» женских персонажей в повестях «Несчастная», «Странная
история», «Пунин и Бабурин» И. С. Тургенева …………………………………………………………… 36
2.1. «Новый тип» как литературное явление……………………………………………………………. 36
2.2. Анализ образа Сусанны, «Несчастная» …………………………………………………………….. 42
2.3. Анализ образа Софи, «Странная история» ………………………………………………………… 55
2.4. Анализ образа Музы, «Пунин и Бабурин» ………………………………………………………… 66
Выводы по второй главе ……………………………………………………………………………………….. 77
Заключение……………………………………………………………………………………………………………… 80
Литература ……………………………………………………………………………………………………………… 83
На открытии выставки «Иван Сергеевич Тургенев в культурном
пространстве Ставрополья» профессор Северо-Кавказского Федерального
университета В. М. Головко высоко оценил значение произведений писателя
для современного человека: «читая Тургенева, мы становимся умнее, лучше,
мы становимся во всех отношениях более развитыми. Писатель, философ
Иван Сергеевич Тургенев именно тем и привлекает наших современников,
что его творчество отвечает на вызовы времени, в том числе и нашего. Это
обстоятельство всякий раз заставляет думать о том, как важно сегодня
прочитывать заново Тургенева… Тургенев — писатель потаённый, это один
из самых непрочитанных классиков XIX века»1.
Принято считать, что пристальное внимание к событиям и настроениям
времени было свойственно Тургеневу с самого начала его творческой
деятельности. Писателя называют голосом эпохи, так как он «чутко
улавливал новые веяния русской и западноевропейской общественной жизни
и с художественным блеском отражал их в своих произведениях» 2.
Актуальность произведений Тургенева сегодня объясняют его глубоким
интересом к действительности, которая была для классика «животворным и
неиссякаемым источником искусства», вследствие чего произведения
Тургенева — «неустанные поиски истины, постоянное стремление познать
свою эпоху, свой народ»3. Ввиду того, что под литературным типом
понимается художественный образ, «в индивидуальных чертах которого
воплощены наиболее характерные признаки лиц определённой категории»4,
где важны «обе стороны, составляющие органическое единство — живая
Головко В. М. Речь на открытии выставки, посвящённой 200-летию И. С. Тургенева:
http://vechorka.ru/article/prototipy-proizvedeniy-ivana-sergeevicha-turgeneva-zhili-na-st/
2
Пустовойт П. Г. Творческий путь Тургенева. — М.: Дет. лит, 1977. С. 4.
3
Там же. С. 3.
4
Литературная энциклопедия терминов и понятий. / Отв. ред. А. Н. Николюкин. — М.: Интелвак, 2001.
1074 стб.
индивидуальность и общезначимость литературного типа» 5, появление новых
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!