Образ супергероя в американских комиксах и его связь с романтической традицией
Исследование посвящено анализу связей между образом супергероя из американских комиксов и романтической традицией. Общие темы и схожий подход к созданию персонажей объясняется похожестью условий, при которых в США формировались романтическая литература и супергеройский комикс. В исследовании был проведен анализ процесса развития жанра комикса с 1938 года и до наших дней, а также анализ особенностей литературы эпохи романтизма в США. В ходе исследования были выявлены общие для комикса и романтической литературы темы, мотивы и приемы, а анализ их представления в комиксах позволил сделать вывод о том, что комикс адаптирует романтические мотивы под реалии времени. Особое внимание было уделено эволюции женских образов в комиксах и их сравнению с образами героинь романтической литературы.
Исследование посвящено образу супергероя из американских комиксов в его связи с традициями романтической литературы. Для США супергеройский комикс – одно из самых значимых культурных явлений, совершивших настоящую революцию в индустрии развлечений. Несмотря на то, что жанр комикса в сознании многих читателей связан именно с визуальной составляющей, большую роль в историях о супергероях играют литературные приемы и традиции различных литературных направлений, в том числе и литературы эпохи романтизма.
На страницах американских комиксов супергерои появляются в 1938 году, и именно супергеройский комикс принес жанру в целом невероятную популярность. За все время существования историй о людях с суперспособностями тиражи изданий то росли, то падали (в том числе из-за постоянно меняющихся запросов аудитории и перенасыщенности рынка), но на данный момент можно говорить о новом пике интереса к супергеройскому комиксу: выпускаются фильмы, проводятся фестивали, посвященные комиксам, создаются новые персонажи, отвечающие запросам общества и отражающие социальные и политические проблемы современности.
Актуальность темы исследования определяется следующим:
– необходимостью осмысления образа супергероя не только как части современной массовой культуры, но в более широком контексте мирового искусства, в первую очередь литературного, для лучшего понимания специфики происхождения и эволюции этого образа;
– всплеском интереса к комиксу, в том числе и супергеройскому, в западных и отечественных исследованиях;
– неоднозначным отношением к комиксу в обществе: ведутся споры о литературной и в целом культурной ценности комикса, его месте в литературном процессе.
Степень научной разработанности проблемы. На сегодняшний день в России не существует литературоведческих работ, посвященных сопоставлению американского комикса о супергероях и литературы эпохи романтизма. В российской и западной исследовательских традициях можно выделить несколько подходов к исследованию образа супергероя и комиксов в целом. Исследователей интересуют такие вопросы, как происхождение жанра комикса, соотношение визуальной и текстовой составляющих, связь жанра с другими медиа, особенности языка в комиксе, мифологизация образа супергероя, философские основы супергеройского комикса, а также особенности психологической составляющей образа супергероя.
Теоретическая основа. Формальный анализ комикса осуществляют Скотт МакКлауд (Scott McCloud), Уилл Айснер (Will Eisner), Иэн Томпсон (Iain Thompson), Джефф Клок (Geoff Klock), Терренс Вандтке (Terrence Wandtke) и другие, к теме специфики языка обращается Марио Сарачени (Mario Saraceni).
Умберто Эко в статье «Миф о Супермене» исследует образ супергероя в рамках структуралистского подхода. К историческому подходу обращается Лес Дэниелс (Les Daniels), а исследование Питера Кугана (Peter Coogan) посвящено жанровой специфике комикса.
Джереми Баррис (Jeremy Barris) и Дж. Кипинг (J. Keeping) обращают особое внимание на философскую составляющую комикса. В своих исследованиях Денеб Валерето (Deneb Valereto) и Эрик Дуаз (Eric Doise) поднимают тему психологии супергероя.
Так как исследование посвящено связи образа супергероя с романтической традицией, теоретической основой послужили также работы, посвященные литературе эпохи романтизма. Ю. В. Ковалев, А. Н. Николюкин и М.Ф. Овсянникова, а также Джоэл Порт (Joel Port) и Мейер Говард Абрамс (Meyer Howard Abrams) рассматривают особенности американской романтической литературы. Монографии А.А. Елистратовой и Ф. П. Федорова посвящены исследованию литературного процесса эпохи романтизма в Англии и Германии.
Источники. Работа основана на материале американских комиксов о супергероях с конца 1930-х по 2021 год, вспомогательным материалом для исследования выступили интервью с авторами комиксов и их комментарии к изданиям. Произведения американских, а также английских и немецких романтиков также послужили материалом для исследования, так как американский романтизм во многом опирался на англо-саксонскую традицию. Это объясняется крепкими культурными связями между США и Англией; на английскую литературу эпохи романтизма, в свою очередь, в наибольшей степени повлияли немецкие романтики.
Объект исследования: совпадения и различия в интерпретации образов героев и отдельных мотивов в комиксе и романтической литературе.
Предмет исследования: образы протагонистов и антагонистов в американском комиксе о супергерое и литературе эпохи романтизма.
Цель исследования: выявление общих для комикса и романтической литературы тем, мотивов и приемов при создании образов персонажей и анализ эволюции их представления на разных этапах развития комикса.
Исходя из данной цели, главными задачами исследования являются следующие:
– обозначить уникальные черты именно американского романтизма;
– определить мотивы и особенности образов персонажей, характерные для романтической литературы;
– продемонстрировать эволюцию образа супергероя с конца 1930-х годов до современности;
– определить характерные для образов персонажей комикса черты на разных этапах развития жанра;
– выявить особенности фикционального мира супергероев и описать его устройство;
– выяснить, какие мотивы и приемы комикс заимствует из литературы романтизма без значительных изменений, а какие подвергает переосмыслению, и почему.
Научная новизна исследования обусловлена отсутствием в отечественном литературоведении работ, посвященных связи комикса и романтической литературы, также мы не встречали и западных исследований по данной теме. Следует отметить, что в России комикс о супергероях редко рассматривается как часть литературного процесса в принципе. Англоязычные же исследования по теме комикса зачастую не переводятся на русский язык, и поэтому в большинстве своем недоступны российским читателям.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она заполняет один из пробелов, связанных с исследованием одного из самых значительных феноменов американской массовой культуры и предлагает новую трактовку образа супергероя через его связь с существующей литературной традицией. Материалы исследования и полученные в его ходе результаты могут быть использованы в лекционной деятельности, для разработки учебных курсов по истории американской культуры и литературы.
Методы исследования. Основным методом выступает сопоставительный анализ, также используются исторический метод и в меньшей степени семиотический подход.
Основные положения, выносимые на защиту:
Исследование комикса через призму его связи с именно американской романтической традицией, позволяет очертить круг проблем и тем, наиболее важных для американской культуры с момента самого ее формирования.
Эволюция супергероя идет по тому же пути, что и развитие героя американского романтизма: он проходит путь от воплощения национальных идеалов и ценностей к персонажу, обладающему строго индивидуальными чертами. В позднем американском романтизме, как и на более поздних этапах развития американского комикса, большое внимание уделяется внутренним конфликтам персонажей и противостоянию отдельно взятого человека и общества.
При создании образов женских персонажей комиксов на более ранних этапах развития жанра используются те же приемы, что и в образах романтических героинь, однако со временем и супергероини, и женские персонажи второго плана приобретают большую самостоятельность, а многие из них приобретают черты, характерные для романтических героев-мужчин.
Некоторые мотивы, важные для литературы эпохи романтизма, становятся центральными и в американском супергеройском комиксе, получая при этом новое прочтение: в комиксах большой акцент делается на визуальную интерпретацию, ряд мотивов рационализируется.
Апробация результатов исследования. Основные положения и научные итоги исследования были изложены в докладе на XXIV Открытой конференции студентов-филологов в СПбГУ.
Исследование состоит из введения, трех глав в основной части, заключения, списка использованной литературы и одного приложения. Список литературы включает 69 наименований.
Супергерой – это важнейший феномен американской культуры, претерпевший существенные изменения на протяжении развития жанра комикса. На формирование его образа во многом оказали влияние литературные традиции разных эпох, а также мифология и религия.
В исследовании очерчен круг проблем, связанных с определением места комикса о супергероях в литературном пространстве. Несмотря на то, что визуальная составляющая комикса часто привлекает больше внимания, чем текстовая, необходимо помнить, что в основе каждого выпуска лежит сценарий, включающий в себя не только короткие реплики героев, но и сам сюжет, и указания относительного графического наполнения истории. Количество видимого текста может быть минимальным, но все же для комикса литературный компонент оказывается не менее важным, чем визуальный.
Супергерой – персонаж, появившийся во время глубоких социальных и экономических потрясений, поэтому склонность сценаристов использовать те же приемы при создании его образа, что использовали и писатели-романтики, легко объяснима. Романтизм в США формируется в настолько же неопределенное и нестабильное для общества время, что и комикс, поэтому и центральные персонажи и в комиксе, и в литературе американского романтизма выполняют похожие функции и обладают схожими характеристиками. Более того, супергерой проходит тот же путь развития, что и герой романтический. На ранних этапах развития персонажи воплощают национальные, общественные ценности, но со временем их образы индивидуализируются, и в центре внимания как писателей-романтиков, так и сценаристов комиксов оказывается индивидуальное начало.
Особый интерес представляет эволюция женских персонажей комиксов. На начальных этапах развития жанра наблюдается почти полное совпадение их характеристик и функций в сюжете с романтическими героинями, роль которых по отношению к персонажам-мужчинам была вторичной. Однако благодаря усиливающейся тенденции в достижении гендерного равенства в американском обществе роль героинь комиксов постоянно расширяется, начиная с 1970-х годов, и на сегодняшний день можно говорить о женских персонажах в комиксе как о преемницах именно романтических героев, а не героинь.
Некоторые мотивы заимствуются комиксом из романтической литературы, но в большинстве случаев переосмысляются в соответствии с реалиями нового времени, роль некоторых мотивов сокращается (как, например, мотива сна), а некоторых, напротив, расширяется (мотивы безумия и двойничества). Технический прогресс и интерес к психологии человека с научной точки зрения в XX веке приводят к тому, что романтические мотивы частично рационализируются: даже безумие персонажей становится более объяснимым и логичным.
Сценаристы комиксов обращаются к романтической традиции не только для создания образов персонажей, но и для проработки фикционального мира супергероев: так, например, принцип романтического двоемирия для комикса является центральным, а мотив ночи напрямую связан с двойной жизнью героя.
В западной исследовательской традиции супергерой часто рассматривается как своеобразный преемник героев древних мифов, легенд и сказок. Рассмотрение образа супергероя как продолжателя именно литературной традиции позволило продемонстрировать ряд черт, связанных с национальным самосознанием, и подчеркнуло роль комикса в мировом литературном процессе.
Важным этапом работы стал анализ процесса развития романтизма в США, так как был определен круг тем и мотивов, повлиявших на американскую литературу и культуру в целом. Следующим шагом в исследовании стал поиск общих для романтизма и комикса тем и приемов, а также оценка их представления в американском комиксе о супергероях. Таким образом, в работе произведен анализ феномена супергероя с 1938 по 2021 год с точки зрения его связи с литературной традицией эпохи романтизма.
Исследовательский интерес вызывает проблема дальнейшего развития образа супергероя. За более чем 80 лет существования жанра подход к созданию персонажей претерпел значительные изменения, и создатели комиксов, несомненно, обращались и продолжают обращаться не только к традициям эпохи романтизма, но и других литературных периодов и течений. Перспектива дальнейших исследований лежит в области анализа роли влияния романтизма на комикс в сравнении с другими литературными течениями на разных этапах развития жанра.
Собственного глубокого изучения требует и вопрос функционирования образа супергероя в новых социальных и политических условиях. Долгое время супергерой выступал как носитель и воплощение американских национальных ценностей и идеалов, и даже более индивидуальный подход к изображению персонажей (что произошло и на позднем этапе развития американского романтизма) был обусловлен возросшим интересом к разным социальным группам, вопросу равноправия и проблемам отдельно взятого человека. Комикс всегда отвечал запросам общества, и на сегодняшний день, в условиях культуры глобализации, вопрос о дальнейшем развитии образа супергероя остается открытым. Сохраняют ли заимствованные из американского романтизма и связанные с представлениями о национальном типе приемы и традиции в изображении персонажа свою актуальность? С одной стороны, множество героев все еще демонстрируют патриотизм, утверждают превосходство американской политики и социального устройства, демонстрируют такие традиционные американские ценности, как предприимчивость и стремление к справедливости. С другой же стороны, в комиксе на протяжении достаточно долгого времени (уже с Бронзового века) встречается критика правительства и американского общества, а в новых глобальных условиях эта критика только усиливается.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!