Обучение старших дошкольников с общим недоразвитием речи творческому повествовательному рассказыванию
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты процесса формирования связной устной речи в дошкольном возрасте
9
1.1. Лингводидактические основы формирования связной речи у детей 9
1.2. Особенности формирования связной речи в онтогенезе 13
1.3. Особенности формирования у дошкольников с ОНР связной устной речи
17
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Изучение у старших дошкольников с ОНР особенностей и уровня сформированности связной устной речи на примере творческого пересказа текста
23
2.1. Организация педагогического эксперимента 23
2.2. Методика исследования у старших дошкольников с ОНР способности к продуцированию творческого повествовательного рассказа
25
2.3. Анализ результатов исследования констатирующего этапа педагогического эксперимента
28
Выводы по 2 главе 42
Глава 3. Организация и содержание логопедической работы по обучению старших дошкольников с ОНР творческому повествовательному рассказыванию
49
3.1. Организация педагогического эксперимента 49
3.2. Анализ результатов формирующего этапа педагогического эксперимента
53
Выводы по 3 главе 65
Заключение 66
Аннотация 69
Список использованных источников и литературы 71
Приложение 75
Объект исследования: процесс развития у старших дошкольников с ОНР навыков продуцирования творческих повествовательных рассказов.
Предмет исследования: технология логопедической работы по развитию у старших дошкольников с общим недоразвитием речи навыков продуцирования творческих повествовательных рассказов.
Цель исследования: на основе изучения научной литературы разработать технологию логопедической работы по развитию у старших дошкольников с ОНР навыков продуцирования творческих повествовательных рассказов.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что процесс развития у старших дошкольников с ОНР навыков продуцирования творческих повествовательных рассказов будет эффективным при использовании технологии логопедической работы, предусматривающей:
– построение рассказов с элементами творческих привнесений с опорой на наглядный и (или) словесный материал (составление рассказов с заменой объекта или действующего лица, составление рассказа с добавлением последующих событий, составление рассказа с добавлением последующих событий);
– построение творческих рассказов с помощью свободного сочинения сказок и рассказов без опоры на наглядные или словесные средства.
1. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т.В. Ахутина. – М.: Просвещение, 2009. – 134 с.
2. Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2013. – 420 с.
3. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 2011. –265 с.
4. Гвоздев, А. М. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. М. Гвоздев. – М.: Академия, 2012. – 211 с.
5. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. – 2-е изд, испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 168 с.
6. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Медицина, 2010. – 266 с.
7. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] / Н.И. Жинкин. – М., 2012. – 153 с.
8. Жукова, Н.С. Формирование устной речи [Текст] / Н.С.Жукова. – М.: Просвещение, 1994. – 328 с.
9. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. – М., 2011. – 165 с.
10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб [Текст] / И.А. Зимняя. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2013. — 384 с.
11. Карпова, С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками [Текст] / С.Н. Карпова. – М., 1978. – 142 с.
12. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П. Короткова.- М., 1982. – 56 с.
13. Краузе, Е. Логопедия [Текст] / Е. Краузе.- СПб.: “Корона”, 2002. – 208 с.
14. Крылова, Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей // Дефектология, 1985. – №2. С 12-15.
15. Ладыженская, Т.А. Живое слово [Текст] / Т.А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1988. – 191 с.
16. Ладыженская, Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / Т.А. Ладыженская.- М., 1980. – 172 с.
17. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] / Т.А. Ладыженская.- М., 1975. – 152 с.
18. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом [Текст] / Р.Е. Левина.- М., 1980. – 172 с.
19. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи // Основы тео¬рии речевой деятельности [Текст] / А.А. Леонтьев.- М., 1974. – 37 с.
20. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев.- М., 2002. – 287 с.
21. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А.Леонтьев. – М.: Просвещение, 2015. – 214 с.
22. Лисина, М.И. Потребность в общении // Проблемы онтогенеза в общении [Текст] / М.И. Лисина.-М.: Педагогика, 1986. – 31-57с .
23. Лисицина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисицина. – С-Пб: Питер, 2009. – 320 с.
24. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. Факультетов пед. вузов [Текст] / под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – С. 119 –124.
25. Лосева, Л.И. Как строится текст [Текст] / И.Л. Лосева; под ред. Г.Я. Солганика. – М,. 1980. – 172 с.
26. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия; под ред. Е.Д. Хомской. – М.,2001. – 114 с.
27. Львов, М.Р. Риторика. Культура речи. Учебное пособие [Текст] / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2008. – 182 с.
28. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР [Текст] / Н.В. Микляева. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 с.
29. Миронова Н. Как учить дошкольника связной монологической речи [Текст] / Н.Миронова // Дошкольное воспитание, 2008. – № 9. – С. 111 – 116.
30. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 448 с.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. —В 2 т. –М.:Педагогика, 2009. — 488 с.
32. Синцова, А.А. Занятия по развитию речи [Текст] / А.А.Синцова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 359 с.
33. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду [Текст] / Л.Н. Смирнова. – М.: Эксмо Пресс, 2015. – 214 с.
34. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда [Текст] / Т.А. Ткаченко – М: Владос, 2016. – 47с.
35. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста // Учеб. -метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 288 с.
36. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Е. Филичева. – М., 1999. – 178 с.
37. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи// Воспитание и обучение [Текст] / Т.Б. Филичева. – М., 1999. – 82 с.
38. Филичева, Т.Е., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] / Т.Е. Филичева. – М.,1993. – 178с.
39. Характеристика связной речи детей 6-7 лет [Текст] / под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1979. – 159 с.
40. Шахнарович, A.M. Проблемы психолингвистики [Текст] / А.М. Шахнарович.- М., 1987. – 81 с.
41. Шахнарович, A.M. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения [Текст] / А.М. Шахнарович.- М., 1979. – 85 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!