Оценка элементов градостроительного потенциала территории г. Томска по результатам геоинформационного анализа

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Московченко, Анастасия Андреевна Отделение геологии (ОГ)
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В выпускной квалификационной работе приведены результаты применения геоинформационных технологий для оценки градостроительного потенциала территории на примере города Томска. В результате ГИС-анализа оценена обеспеченность территории социальными объектами, и разработана технологическая схема по поиску свободного земельного участка для строительства таких объектов.

Введение ………………………………………………………………………………………………….. 14
1 Аналитический обзор литературы ………………………………………………………….. 16
2 Методы оценки градостроительного потенциала ……………………………………. 23
2.1 Градостроительный потенциал земельно-имущественного комплекса . 23
2.2 Факторы, формирующие градостроительный потенциал земельно-
имущественного комплекса …………………………………………………………………… 24
2.3 Методы оценки градостроительного потенциала………………………………. 26
2.4 Геоинформационный анализ как метод оценки градостроительного
потенциала ……………………………………………………………………………………………. 29
3 Государственное регулирование в сфере развития социальной
инфраструктуры ………………………………………………………………………………………. 32
3.1 Государственная политика развития социальной сферы по средствам
документов стратегического и территориального планирования ……………. 32
3.2 Анализ современных механизмов развития объектов социальной
инфраструктуры с привлечением частного партнерства …………………………. 37
3.3 Обеспеченность населения российской федерации объектами социальной
инфраструктуры ……………………………………………………………………………………. 39
3.4 Анализ развития объектов социальной инфраструктуры в Томске и
Томской области …………………………………………………………………………………… 41
4 Оценка элемента градостроительного потенциала территории г. Томска … 44
4.1 Характеристика объекта исследования …………………………………………….. 44
4.2 Прогноз увеличения численности школьников в Октябрьском районе
города Томска и расчет необходимого количества школ для обеспеченности
населения. …………………………………………………………………………………………….. 47
4.3 Оценка уровня обеспеченности общеобразовательными учреждениями
Октябрьского района г. Томска по результатам геоинформационного анализа
……………………………………………………………………………………………………………… 53
4.4 Оценка социального фактора градостроительного потенциала
Октябрьского района …………………………………………………………………………….. 56
5 Социальная ответственность …………………………………………………………………. 67
5.1 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности …… 67
5.1.1 Специальные (характерные для проектируемой рабочей зоны)
правовые нормы трудового законодательства ……………………………………… 67
5.1.2 Организационные мероприятия при компоновке рабочей зоны …… 69
5.2 Производственная безопасность ………………………………………………………. 70
5.2.1 Анализ выявленных вредных факторов ………………………………………. 71
5.2.1.1 Отклонения показателей микроклимата в помещении ……………. 71
5.2.1.2 Повышенный уровень шума на рабочем месте ………………………. 72
5.2.1.3 Недостаточная освещенность рабочей зоны…………………………… 73
5.2.1.4 Монотонность труда ……………………………………………………………… 74
5.2.1.5 Умственное перенапряжение ………………………………………………… 75
5.2.1.6 Статические нагрузки……………………………………………………………. 75
5.2.1.7 Опасные и вредные производственные факторы, связанные с
электромагнитными полями, неионизирующими ткани тела человека 76
5.2.2 Анализ выявленных опасных факторов ………………………………………. 77
5.2.2.1 Опасность поражения электрическим током ………………………….. 77
5.3 Экологическая безопасность…………………………………………………………….. 77
5.3.1 Утилизация люминесцентных ламп, бумаги, канцелярии ……………. 77
5.4. Безопасность в чрезвычайных ситуациях ………………………………………… 78
6 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение … 81
6.1 Предпроектный анализ …………………………………………………………………….. 81
6.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования ……………… 81
6.1.2 Анализ конкурентных технических решений с позиции
ресурсоэффективности ……………………………………………………………………….. 82
6.1.3 SWOT- анализ ……………………………………………………………………………. 83
6.1.4 Оценка готовности проекта к коммерциализации ……………………….. 86
6.1.5 Методы коммерциализации результатов научно-технического
исследования ……………………………………………………………………………………… 88
6.2 Инициация проекта ………………………………………………………………………….. 89
6.3 Планирование управления научно-техническим проектом ……………….. 90
6.3.1 Иерархическая структура работ проекта ……………………………………… 91
6.3.2 План проекта ……………………………………………………………………………… 91
6.4 Бюджет научного исследования ……………………………………………………….. 94
6.4.1 Сырье, материалы, покупные изделия и полуфабрикаты …………….. 94
6.4.2 Затраты на специальное оборудование ……………………………………….. 95
6.4.3 Основная заработная плата …………………………………………………………. 95
6.4.4 Дополнительная заработная плата научно–производственного
персонала …………………………………………………………………………………………… 98
6.4.5 Отчисления на социальные нужды и накладные расходы ……………. 99
6.5 Организационная структура проекта ………………………………………………. 100
6.6 План управления коммуникациями проекта ……………………………………. 101
6.7 Реестр рисков проекта ……………………………………………………………………. 101
6.8 Определение ресурсной (ресурсосберегающей), финансовой, бюджетной,
социальной и экономической эффективности исследования …………………. 102
6.8.1 Оценка абсолютной эффективности исследования ……………………. 102
6.8.2 Оценка сравнительной эффективности исследования ………………… 108
Заключение ……………………………………………………………………………………………. 111
Список публикаций ………………………………………………………………………………… 113
Список литературы ………………………………………………………………………………… 115
Приложение А ……………………………………………………………………………………….. 123
Приложение Б ………………………………………………………………………………………… 139
Приложение В………………………………………………………………………………………… 140
Приложение Г ………………………………………………………………………………………… 141
Приложение Д………………………………………………………………………………………… 142
Приложение Е ………………………………………………………………………………………… 143

В настоящее время развитие массового жилищного строительства
процветает и осуществляется достаточно интенсивными темпами, особенно в
крупных городах.
В городах России наиболее остро встают вопросы строительства,
развития и функционирования объектов социальной инфраструктуры.
Нерентабельность при капиталовложениях строительных компаний в создании
таких объектов в условиях рыночной экономики привело к их дефициту и
неравномерному распределению на территории Российской Федерации. Очень
часто при строительстве нового жилья в уже существующей застройке
потребность в социальных объектах решают за счет уже функционирующих. В
действительности удовлетворить потребность населения в объектах социальной
инфраструктуры в такой ситуации крайне сложно, что приводит к увеличению
количества мест в учреждения дошкольного, школьного образования,
учреждениях здравоохранения, что сказывается на показателях качества жизни
населения и наполняемости учреждениях сверх нормы, такая тенденция
характерна для многих городов России и город Томск не является
исключением.
Однако уровень развития социальной инфраструктуры является одним
из основных показателей уровня жизни населения и оказывает влияние на
формирование инвестиционного климата и привлечение инвестиций в
экономику города.
Объектом исследования является общеобразовательные учреждения г.
Томска.
Предметом исследования является градостроительный потенциал
территории г. Томска с точки зрения социальной инфраструктуры.
Целью магистерской диссертации является градостроительный анализ
территории г. Томска по обеспечению объектами общего образования, как
элементов социального аспекта градостроительного потенциала территории.
В соответствии с целью были поставлены и последовательно решены
следующие задачи:
1. Проанализировать организационное и правовое
регулирования деятельности органов Российской Федерации и органов
местного самоуправления в области социальной инфраструктуры.
2. Выявить причины дефицита объектов социальной
инфраструктуры на территории г. Томска.
3. Рассчитать необходимое количество общеобразовательных
учреждений для реализации современных требований ФГОС и обеспечения
высокого уровня развития инфраструктуры.
4. Определить методику оценки обеспеченности территории
учреждениями общего образования с помощью геоинформационных
технологий.
5. Составить технологическую схему по поиску места
расположения новых учреждений общего образования на территории г. Томска
на основе ГИС-анализа
6. Предложить рекомендации по улучшению механизма
комплексного развития территории.
7. Проанализировать правовые и организационные вопросы
обеспечения безопасности при выполнении ВКР.
8. Определить перспективность и успешность научно-
исследовательского проекта, разработать механизм управления и
сопровождения конкретных решений на этапе реализации проекта.
Научная новизна заключается в разработке технологической схемы по
оценке градостроительного потенциала территории на основе
геоинформационного анализа территории (на примере Октябрьского района г.
Томска).
Методическая база исследования включала научно-поисковый,
статистический, сравнительный, бальный, геоинформационный и программный
методы.
1 Аналитический обзор литературы

Развитие объектов социальной инфраструктуры оказывает
непосредственное влияние на жизнь каждого человека. Именно поэтому
вопрос обеспеченности территорий города особенно актуален.
Для того, чтобы социальная сфера развивалась, в г. Томске уже
сегодня реализуются программы, концепции и стратегии развития,
предусматривающие развитие социальной инфраструктуры, однако
существуют трудности в сфере бюджетного планирования муниципалитета
это оказывает влияние на реализацию строительства и эксплуатацию таких
объектов. Возникает надобность использования такого термина как
«градостроительный потенциал территории» – способность развития
территории за счет удовлетворения социальных нужд населения, в частности
обеспеченности учреждениями общего образования.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были
решены все поставленные задачи:
 Подробно исследована нормативно-правовая база земельно-
имущественных и градостроительных отношений в области развития
социальной инфраструктуры;
 Подтверждена проблема обеспеченности социальной
инфраструктурой, а именно дефицит мест в учреждениях общего
образования г. Томска. Причинами является увеличение численности
школьников г. Томска и необходимость организации общеобразовательного
процесса обучения в одну смену согласно современным требованиям ФГОС.
 Рассчитано необходимое количество общеобразовательных
учреждений для реализации современных требований ФГОС и обеспечения
высокого уровня развития инфраструктуры. На данный момент городу
Томску не хватает двадцати четырех учреждений общего образования, в
частности Октябрьскому району (на примере которого показано применение
ГИС-анализа) не хватает пяти учреждений.
 С помощью метода бальной оценки и применения
геоинформационных технологий оценена обеспеченность территории
учреждениями общего образования, предложен вариант размещения нового
учреждения общего образования на примере территории Октябрьского
района (Приложение В).
 Оценен градостроительный потенциал территории и разработана
универсальная технологическая схема по поиску места расположения новых
учреждений социальной инфраструктуры на основе ГИС-анализа.
Актуальность данной темы очень велика, так как каждый человек
нашей страны стремиться жить в лучших условиях и наше государство
стремиться повысить уровень жизни своих граждан. Развитость социальной
инфраструктуры оказывает огромное влияние на формирование
градостроительного потенциала территории, а он в свою очередь влияет на
инвестиционную привлекательность города, оказывает влияние на спрос
объектов недвижимости в районах с высоким потенциалам территории, а
следовательно, растет кадастровая стоимость таких объектов, что влияет на
налогообложение в нашей стране.
Государство заинтересовано в комплексном развитии территории, в
частности развития социальной инфраструктуры, для рационального
развития территории города в работе предложены следующие рекомендации:
 Для оценки градостроительного потенциала территории
применять геоинформационный анализ на основе статистических данных,
данных зонирования территории, ландшафтной ситуации, доступности и
обеспеченности территории.
 Предложить Департаменту архитектуры и градостроительства
администрации Города Томска применение разработанной методики по
оценке градостроительного потенциала территории по социально-значимому
фактору.
Список публикаций

1. Московченко, А. А. Функционально-планировочная структура
жилого микрорайона «Южные ворота» в городе Томске [Текст] / А. А.
Московченко, Е. С. Кровякова // Инвестиции, строительство, недвижимость
как материальный базис модернизации и инновационного развития
экономики : материалы VIII Международной научно-практической
конференции. – 2018. – Т. 2. – С. 736–740.
2. Московченко, А. А. Оценка градостроительного потенциала
территории Октябрьского района города Томска с использованием ГИС-
технологий [Текст] / А. А. Московченко // Инвестиции, строительство,
недвижимость как драйверы социально-экономического развития территорий
и повышения качества жизни населения : материалы IX Международной
научно-практической конференции. – 2019. – Т. 2. – С. 931–936.
3. Московченко, А.А. Проблемы и перспективы применения ЗD-
кадастра в России [Текст] / А. А. Московченко // Проблемы геологии и
освоения недр : материалы XXIII Международного научного симпозиума
имени академика М. А. Усова. – 2019. – С. 454–455.
4. Московченко, А.А. Оценка социальной инфраструктуры
градостроительного потенциала с применением ГИС-анализа на примере
города Томска [Текст] / А. А. Московченко, М. В. Козина // Молодежь.
Инновации. Технологии» в рамках Международной выставки и научного
конгресса «Интерэкспо ГЕО-Сибирь : материалы Международной научно-
технологической конференции студентов и молодых учёных. – 2019. – С.
154–162.
5. Московченко, А.А. Оценка элементов градостроительного
потенциала территории г. Томска по результатам геоинформационного
анализа [Текст] / А. А. Московченко // Проблемы геологии и освоения недр :
материалы XXIV Международного научного симпозиума имени академика
М. А. Усова. – 2020. – С. 406–407.
6. Московченко, А.А. Оценка элементов градостроительного
потенциала территории Октябрьского района г. Томска по результатам
геоинформационного анализа [Текст] / А. А. Московченко // Актуальные
проблемы недропользования : материалы XVIII Всероссийская конференция-
конкурс студентов и аспирантов. – 2020 (в печати).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Оценка элементов градостроительного потенциала территории г. Томска по результатам геоинформационного анализа»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету