Оптимизация воспитательной среды вуза через формирование ценностей студентов
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА 8
1.1. Сущность понятия «воспитательная среда» 8
1.2. Особенности воспитательной среды вуза в современной социально-
экономической ситуации. Риски в воспитательной среде вуза 22
1.3. Специфика формирования ценностей у современных студентов 33
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА 55
2.1. Принципы, направления, формы и методы педагогической
деятельности по оптимизации воспитательной среды вуза 55
2.2. Программа исследования ценностей студентов вуза и степени их
удовлетворенности воспитательной средой вуза 71
2.3. Анализ результатов исследования ценностей студентов вуза 73
2.4. Методические рекомендации по оптимизации воспитательной
среды вуза через формирование ценностей студентов 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 116
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что процесс формирования новой системы ценностей в молодежной среде и в российском обществе в целом происходит в кризисных социально-экономических и духовно-нравственных условиях. Чаще всего «современные молодые люди лишены возможностей получать социальный опыт от старших поколений, они это делают самостоятельно в ходе своей повседневной практики – в процессе обучения, профессиональной деятельности, в семье и т.д.» [2, с. 3]. Потенциальные возможности семьи, ее ценностные ориентации, социальные установки, отношение к образованию и воспитанию молодежи за последние два десятилетия существенно изменились. К сожалению, семья как источник формирования ценностных ориентаций молодежи недостаточно справляется с данной функцией и прежде всего не формирует представления молодых людей о ценности жизни, профессионального самоопределения и самой семьи. Между тем, от того, какие выберут для себя ценности сегодняшние молодые люди, зависит ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. Тем более, идентификация студенческой молодежи в системе ценностей важна в отношении потенциальной интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты общества. Формирование нового ценностного сознания связанного с переменами в российском обществе объясняет необходимость, соединения в себе лучших культурно-исторических традиций духовности и гуманизма с новым мышлением, в связи с процессами глобализации, охватившими экономическую, политическую, информационную, культурную сферу социальной жизни.
Вот почему проблема формирования ценностей является одной из приоритетных в воспитательной среде вузов.
Воспитательная среда вуза – многомерное и целостное социально-педагогическое явление. Ее сущность состоит в обеспечении личностно-профессионального развития и саморазвития будущего специалиста на основе избирательного отношения к действительности, свободного выбора субъективной позиции, добровольного принятия жизненных ценностей и приоритетов, которые приемлемы для данного молодого человека.
В большинстве современных исследований воспитательная среда определяется с позиции взаимодействия личности с окружающей средой, которая представлена совокупностью различных условий: социальных, культурных, психолого-педагогических, в результате взаимодействия которыми происходит личностно-профессиональное становление и развитие личности.
Несмотря на долгую историю изучения проблемы ценностных ориентации (среди исследователей данной проблемы такие отечественные и зарубежные ученые, как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев,
Б.А. Блюмкин, А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, С.Я. Захарченко,
А.Г. Здравомыслов, Б.Ф. Ломов, Н.О. Лосский, К.К. Платонов, Н.С. Розов, С.Л. Рубинштейн, Э. Тоффлер и др.), данная проблема до сих пор интересует исследователей.
Проблемами воспитательной среды на протяжении последних десятилетий занимается ряд ученых в нашей стране (И.Д. Демаков,
Н.Ю. Калашникова, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, Л. Регуш и А. Орлова, Н.Л. Селиванова, В.М. Степанов, И.Г. Шендрик, В.А. Ясвин и др.).
Объект исследования – воспитательная среда вуза.
Предмет исследования – оптимизация воспитательной среды вуза через формирование ценностей студентов.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методические рекомендации по оптимизации воспитательной среды вуза через формирование ценностей студентов.
Задачи диссертационного исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «воспитательная среда».
2. Рассмотреть особенности и риски воспитательной среды вуза в современной социально-экономической ситуации.
3. Выделить специфику формирования ценностей у современных студентов.
4. Охарактеризовать принципы, направления, формы и методы педагогической деятельности по оптимизации воспитательной среды вуза.
5. Разработать и апробировать программу исследования ценностей студентов и степени их удовлетворенности воспитательной средой вуза.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что оптимизация воспитательной среды вуза произойдет успешно, если она будет проводиться через формирование ценностей студентов.
Теоретической и методологической основой работы являются:
– теории воспитательной среды (Н.Ю. Калашникова, О.В. Леонтьева, Н.Л. Селиванова, И.Г. Шендрик, В.А. Ясвин);
– подходы к организации воспитательной среды вуза: системно-деятельностный подход (И.Д. Демакова, Н.Ю. Калашникова, В.В. Козырев, Л.И. Новикова и др.); практико-ориентированный подход (В.П. Лебедева, В.А. Орлов и В.И. Панов); программно-целевой подход (О.В. Леонтьева, Ю.С. Мануйлов, И.Г. Шендрик и др.); культурологический подход (А.П. Валицкая, Н.Б. Крылова, В.И. Слободчиков, И.Д. Фрумин);
– взгляды на формирование ценностей молодежи (А.Л. Журавлев и А.Б. Купрейченко, Д.И. Фельдштейн);
– методики изучения ценностей студентов (М. Рокич, Ш. Шварц).
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение философской, педагогической и психологической литерату¬ры, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпириче¬ских (опрос, анкетирование, методы математической и графической обработки результатов).
Диссертационная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников. Включает в себя таблицы и диаграммы. В работе имеются приложения (87 наименований).
Первая глава содержит 3 параграфа. В ней рассматриваются основные понятия по теме исследования, раскрыта сущность понятия «воспитательная среда, рассмотрены особенности и риски воспитательной среды вуза в современной социально-экономической ситуации, выделена специфика формирования ценностей у современных студентов.
Вторая глава состоит из 4 параграфов. В ней охарактеризованы принципы, направления, формы и методы педагогической деятельности по оптимизации воспитательной среды вуза . Представлена разработанная программа исследования ценностей студентов РГППУ и степени их удовлетворенности воспитательной средой вуза. Сделан анализ результатов исследования ценностей студентов вуза. Разработаны методические рекомендации по оптимизации воспитательной среды вуза через формирование ценностей студентов.
Базой проведения исследования является ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», факультет психологии и педагогики (г. Екатеринбург).
1. Аверин В. А. Психология личности. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2007. 289 с.
2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 2007. Т.5. С. 2- 25.
3. Альбуханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1988. С. 137-145.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Академический проект, 2010. Т.1. 340 c.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2010.
473 с.
6. Арендачук И.В. Образовательная среда вуза как фактор психолого-педагогических рисков // URL: http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/arendachuk.pdf – дата обращения: 19.06.2015.
7. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический процесс. М.: Просвещение, 1997. 289 с.
8. Бедрина В.В., Личутин А.В. Психологическая безопасность образовательной среды: формирование понятия // Вестник практической психологии образования, 2010. №1(22). С. 33-41.
9. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Аспект-Пресс, 2006. 240 с.
10. Бородина Н.К. Духовная идентификация в контексте идеи «пределов» деструкции // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. 2007. Вып. 6. С. 34-38.
11. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Н.К. Сергеева. М.: Владос, 2005. 284 с.
12. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алтейя, 2010. 582 с.
13. Возрастная психология / Под ред. В.Е. Клочко. М.: Владос-пресс, 2003. 454 с.
14. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М.: Владос, 2002. 256 с.
15. Дарвиш О.Б. Возрастная психология / Под ред. В.Е. Клочко. М., Владос-пресс, 2005. 264 с.
16. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2000. 36 с.
17. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Роль ценностных ориентаций личности в формировании ее социально-психологического пространства // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С. 218-226.
18. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Психологическое и социально-психологическое пространство личности и группы: понимание, виды и тенденции исследования // Психологический журнал. Т. 32. 2011. № 4. С. 45-56.
19. Закон об образовании Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изм. от 13.07.2015) // URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 19.06.2015)
20. Захарченко С.Я. Ценности личности. М.: ИНФРА-М, 2009. 228 с.
21. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Аспект-Пресс. 2008. 223 с.
22. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. 358 с.
23. Истошин И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука. 2005. С.252-267.
24. Калашникова Н.Ю. Актуализация воспитательного потенциала образовательной среды вуза // Вестник Бурятского ун-та. Сер. 8.Улан-удэ, 2006.Вып. 3.С 52-61.
25. Калашникова Н.Ю. Воспитательная среда как фактор саморазвития и самореализации студентов // Ценностно-моти-вационные ориентации студентов и преподавателей в обеспечении качества образовательного процесса Материалы учебно-методической конференции. Курск. Издательство КГМУ, 2006 С.373-375.
26. Касавин И.Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон +», РООИ «Реабилитация», 2009. 1248 с
27. Ковалев Г.А., Абрамова Ю.Г. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы // Учителю об экологии детства / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М.: РАО, Психологический институт, ЦКФЛ, 1996. С. 189-199.
28. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль. 2004. 252 с.
29. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2009. 289 с.
30. Козырев В.В. Гуманитарная образовательная среда: языковая культура. СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 1999. 107 с.
31. Коменский Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие. М., 1989. С. 11-105.
32. Корчак Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие. М., 1990. С. 19-174.
33. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: Сфера, 2006. 464 с.
34. Лактионова Е.Б. Психологические риски в образовательной среде: типология, классификация, факторы формирования //Экопсихологические исследования. М., 2009. С. 197-212.
35. Лебедева В.П., Орлов, В.А., Панов, В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. № 6. С. 25-30.
36. Леонтьева О.В. Культурно-образовательная среда вуза как психолого-педагогическая проблема / Сайт «Образование и общество» // // URL: http://www.jeducation.ru/6_2009/106.html (дата обращения: 15.06.2015)
37. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Просвещение, 1992. 200 с.
38. ЛомовБ.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю.М. Забродин, Е.В. Шорохова. М., 1984. 245 с.
39. Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и царство божие как основа ценностей // URL: http://psylib.org.ua/books/lossn01/ (дата обращения: 18.06.2015)
40. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 2002. 184 с.
41. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. 2000. № 7. С. 35-39.
42. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник УРАО. 2003. № 1. С. 42-49.
43. Медведева Е.С. Словарь терминов по теории социальной работы. М.: ТЦ Сфера, 2006. 320 с.
44. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник. В 2 кн. М.: Издательский центр «Ака¬демия», 2008. Т. 2. Теория воспитания. 192 с.
45. Мухамеджанова Н.М. Ценностные ориентации личности как результат приобщения к культуре // Информационные материалы кафедры философии. Оренбург: Оренбургский ИПК // URL: http://bank.orenipk.ru/Text/t13_204.htm (дата обращения: 16.06.2015)
46. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. М.: Академия, 2011. 656 с.
47. Новикова Л.И., Соколовский М.В. Воспитательное пространство как открытая система. (Педагогика и синергетика) // Общественные науки и современность. 1998. № 1. С. 132-143.
48. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов М.: Высшее образование: МГППУ, 2008. 460 с.
49. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социально-гуманитарные знания. 2001. №3. С. 53-55.
50. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2009. 576 с.
51. Платонов К.К. Личность как объект социальной психологии. М.: Академия, 2011. 563 с.
52. Психологическая характеристика студенчества // URL: http://www.psychonia.ru/demas-523-1.html (дата обращения 11.08.2015)
53. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2008. 484 с.
54. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. 356 с.
55. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взросление. Старость (полный курс психологии развития). СПб.: АСТ, Прайм-ЕВРОЗНАК. 2010. 656 с.
56. Регуш Л.А., Орлова А.В. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2010. 414 с.
57. Рогалева Г. И. О воспитательном пространстве вуза // Молодой ученый. 2012. №5. С. 488-492.
58. Рогов М.Г. Системно-деятельностный подход к исследованию ценностно-мотивационной сферы личности // Системные исследования в общей и прикладной психологии. Сб. науч. тр. / Ред. сост. В.А. Барабанщиков, М.Г. Рогов. Набережные Челны: Институт управления, 2008. С.18-27.
59. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та. 1998. 292 с.
60. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М.: Академия, 2010. 452 с.
61. Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М.: Изд-во МГПУ, 2002. 271 с.
62. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU // URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?archi&id=1191501007&subaction=showfull (дата обращения: 12.06.2015)
63. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М.: ООО ТК Велби, 2010. 459 с.
64. Сластенин В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую акмеологию. М.: Педагогическое общество России, 2011. 465 с.
65. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования. М.: Просвещение, 1995. С. 177-184.
66. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2010. 416 с.
67. Словарь практического психолога / Авт.-сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 2007. 800 с.
68. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Авт.-сост. П.В. Степанов. М.: Педагогическое общество России, 2002. 327 с.
69. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Издательство политической литературы, 1992. 544 с.
70. Социология. Словарь / Авт.-сост. Т.Е. Зерчанинов. Екатеринбург УрАГС, 2006. 64 с.
71. Степанова Е.А. Новая духовность и старые религии // Религиоведение. 2011. № 1. С. 127-134.
72. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года // URL: http://noyamolod.ru/index.php?catid=155:2013-12-10-03-09-24&id=2041:2013-12-10-03-13- 21&Itemid=58&option=com_content&view=article (дата обращения: 12.06.2015)
73. Стрекалов С.А. Игры в пространство // URL: http://wwmoscow.narod.ru/www/theory.htm (дата обращения: 10.07.2015)
74. Тоффлер Э. Футурошок. СПб.: Лань, 2007. 464с.
75. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Флинта, 2008. 326 с.
76. Хазиева Е.В. Деструкция духовной гармонии: монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. 124 с.
77. Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2010. 520 с.
78. Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию. М.: Аспект-Пресс. 2008. 384 с.
79. Шарафеева А.Ф. Приоритеты и технологии развития воспитательной системы в педагогическом вузе // ВЕСТНИК ТГГПУ. 2007. №4(11). С.54-58.
80. Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта и его формирование. М., 2003. 284 с.
81. Шендрик И.Г. Проектирование и инновационные процессы в образовании // Образование и наука. 2000. № 3. С. 45-48.
82. Шендрик И.Г. Саморазвитие личности в контексте проектирования образования // Педагогика. 2004. № 4.С. 36-43.
83. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2011. 384 с.
84. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Избранные статьи. М.: Аспект-Пресс, 2007. С. 36-59.
85. Ядов В.А. Стратегия психологического исследования. М.: Академия, 2002. 312 с.
86. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. 204 с.
87. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!