Органная хоральная обработка в Северной Германии (1500-1650)

Тарасевич Ольга Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В данной квалификационной работе рассматриваются вопросы специфики жанра органной хоральной обработки в Северной Германии в XVI–первой половине XVII века. Целью работы стало выявление основных характерных форм и видов этого жанра, а также систематизация их признаков. Жанр органной хоральной обработки изучается в историческом и богослужебном контексте. В первой части работы рассмотрены немногочисленные письменные свидетельства органной музыки XVI столетия, а также повлиявшие на формирование жанра факторы. Во второй части работы жанр органной хоральной обработки представлен произведениями таких композиторов как Иоганн Штеффенс, Иеронимус Преториус, Михаэль Преториус, Якоб Преториус, Мельхиор Шильд, Генрих Шайдеман, Дельфин Штрунк и Николаус Хассе. В заключении автор приходит к выводу о невозможности создания универсальной схемы форм и видов органной хоральной обработки, из-за уникальности каждого отдельного сочинения, что и является главной характеристикой этого жанра в Северной Германии XVI – первой половине XVII столетия. В нотном приложении приводятся примеры, наиболее ярко демонстрирующие специфические черты северо-немецкого органного стиля.

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
I. ОРГАННАЯ ХОРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА В XVI ВЕКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
I.1. Органная музыка в рамках немецкой католической традиции . . . . . . . . 7
I.2. Реформы Мартина Лютера 1517 года. Формирование нового корпуса
церковных песнопений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
I.3. Северо-немецкий орган . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
I.4. Место и назначение органной хоральной обработки в богослужении 13
I.5. Записанные образцы органной музыки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
II. ОРГАННАЯ ХОРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА. . . . . . . . 19
II.1. Celler Orgeltabulatur (1601) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
II.2. Иоганн Штеффенс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
II.3. Иеронимус Преториус. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
II.3.1. Магнификаты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
II.3.2. Гимны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
II.3.3. Сочинения для Мессы: Kyrie-циклы и секвенции. . . . . . . . . . . . 30
II.3.4. Хоральные фантазии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
II.4. Михаэль Преториус . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
II.5. Якоб Преториус (младший) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
II.5.1. Версус-циклы и одночастные хоральные обработки . . . . . . . . . 36
II.5.2. Магнификаты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
II.6. Мельхиор Шильд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
II.7. Генрих Шайдеманн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
II.7.1. Колорированные мотеты и обработки песен . . . . . . . . . . . . . . . . 47
II.7.2. Магнификаты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
II.7.3. Kyrie-циклы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
II.7.4. Хоральные обработки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
II.7.5. Хоральные фантазии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
II.8. Дельфин Штрунк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
II.9. Николаус Хассе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74

Актуальность темы исследования. Жанр хоральной обработки лежит
в основе практически всей органной культуры Северной Германии XVI–XVII
столетий. Актуальность его изучения сопоставима с актуальностью изучения
элементарной теории музыки, потому что именно в хоральных обработках
сконцентрированы базовые принципы органной композиции. Со времени
Филиппа Шпитты, Августа Готфрида Риттера и Макса Зейфферта не угасает
интерес к произведениям композиторов северо-немецкой органной школы.
В последние десятилетия в различных архивах обнаруживают новые рукописи.
Исследования органной культуры Северной Германии охватывают все
большую географию и все более ранний исторический период. Стараниями
зарубежных музыковедов расшифровываются и издаются вновь найденные
сочинения. В России, при возросшем за последнее время интересе к органной
музыке и частом включении хоральных обработок в репертуар органных
концертов, северо-немецкие образцы этого жанра первой половины XVII века
почти неизвестны. Соответственно, задача восполнить информационный
пробел в данной области видится вполне актуальной и практически значимой.
Принимая во внимание возрождение литургической церковной жизни, хочется
надеяться, что работа будет интересна также и церковным органистам.
Изучение периода зарождения новой музыкальной культуры может помочь
найти новые, но соотнесенные с традицией, формы выражения современного
духовного опыта.
Степень научной разработанности темы, как ни странно, совсем не
велика. Жанр хоральной обработки, возможно, по причине своей обыденности
и естественности для западной музыкальной культуры, или же из-за своей вто-
ричности по отношению к вокальным образцам, не привлекает внимания
большого числа исследователей. Как правило, хоральные обработки упоми-
наются в контексте более крупных музыкальных явлений.
В отечественном музыкознании исследованием северо-немецкой орган-
ной школы занимается М. Л. Насонова (к сожалению, ее работы не имеют пока
широкого распространения). Отдельно жанру хоральной обработки (не только
органной) посвящена небольшая, но информативная брошюра Т. В. Франтовой,
основанная, главным образом, на материале хоральных обработок И. С. Баха.
Некоторую информацию о становлении протестантского хорала можно найти
в переведенном на русский язык труде А. Швейцера. Во внушительном по
объему учебном пособии, созданном стараниями музыкантов Московской кон-
серватории, северо-немецкая органная школа представлена только именами
Дитриха Букстехуде и его младших современников.
Несравнимо больше информации можно найти в трудах зарубежных
исследователей. Хоральной обработке в протестантской хоровой многого-
лосной музыке от Преториуса до Баха посвящена книга Фридхельма Крум-
махера. Органным хоральным обработкам уделяется немалое внимание
в зарубежных «историях» органной музыки (Г. Фрочер, В. Апель, А. Эдлер).
Отдельного упоминания заслуживают две монографии о северо-немецкой
органной школе. Одна из них — вышедшая в 2014 году работа Паоло Кривел-
ларо. Книга кристально ясно структурирована и во многом ориентирована на
освещение вопросов исполнительства. Другая монография — фундаменталь-
ный двухтомный труд Клауса Бекмана (2005, 2009). Объем и детализиро-
ванность информации в сочетании с изысканным стилем научного немецкого
языка не могут не восхищать. Удивительным, правда, кажется определение
автором временны́х и географических рамок северо-немецкой органной школы.
Они охватывают почти два с половиной столетия и простираются по всей
территории распространения протестантизма, включая скандинавские страны.
Возможно, что желание К. Бекмана доказать причастность того или иного
явления к автохтонной, а значит, намного более ранней, чем творчество немец-
ких учеников Свелинка, школе, повлияло на его оценку некоторых явлений
и расстановку смысловых акцентов. Но, перефразируя слова Михаила Булга-
кова, хочется сказать, что не только вопросы крови, но и вопросы школы —
самые сложные в мире. Поэтому в работе осознанно не говорится о школе,
а предпочтение отдается более универсальному понятию традиция.
В основе исследования и изложения материала лежит принцип историз-
ма. Временны́е рамки изучаемого периода позволяют, с одной стороны, рассма-
тривать жанр хоральной обработки в динамике его изменения при переходе от
католической традиции к лютеранской, с другой — ограничиться рассмотре-
нием музыкальных образцов раннего, чисто церковного периода.
Во избежание появления «сенсационных научных открытий» из-за
некомпетентности автора в области расшифровки старинных рукописей и чте-
ния первоисточников, данная работа опирается на труды современных музыко-
ведов и современные нотные издания.
Объектом данного исследования является жанр органной хоральной
обработки, предметом — его специфика, с точки зрения таких аспектов как
условия и история появления, разнообразие видов и форм.
Цель работы заключается в выявлении основных характерных форм
и видов северо-немецкой органной хоральной обработки и систематизации их
признаков. Этим продиктованы следующие задачи:
 изучение и анализ нотного материала
 изучение вышеназванной литературы
 определение основных понятий и терминов
 систематизация сведений и составление на их основе последовательного
исторического повествования
 описание и структурирование форм и видов органной хоральной обра-
ботки с систематизацией их признаков.
В работе дополнительно приводятся нотные примеры, демонстри-
рующие ту или иную характерную черту северо-немецкого стиля. Ссылки на
пример в нотном приложении даны в основном тексте — [нот. 1, тт. 3–5].
Практическая значимость работы заключается в возможности исполь-
зовать ее как справочный материал при работе с произведениями северо-
немецких композиторов или при подготовке студентов к экзаменам по теоре-
тическим дисциплинам.
Понятие хорал в контексте данной работы. Большинство музыкальных
словарей (MGG, Grove, Музыкальная энциклопедия) дают схожие определения
хорала. Первоначально слово хорал (лат. choralis) использовалось как прила-
гательное в сочетании со словом cantus (песнь) и означало просто хоровое
пение. Примерно с середины XIV века понятие cantus choralis стало упот-
ребляться как синоним cantus planus (ровное пение) и cantus
gregorianus (григорианское пение) и обозначать одноголосное неметризованное
литургическое песнопение Западной Церкви на латинском языке. Как правило,
cantus choralis исполняли специально обученные певцы (Schola) из числа
духовных лиц. С XVI века термином choralis стали обозначать и много-
голосные обработки. В протестантской традиции под хоралом надо понимать
литургические церковные песнопения на родном языке, которые частично
восходили к дореформаторским народным песням и григорианским
песнопениям католической церкви. Сами создатели новых текстов и мелодий
обычно называли их духовными песнями или псалмами (Christlich Gesenge,
geistliche Lieder, Psalmen). С XVII века название хорал используется в значении
многоголосной вокальной и инструментальной обработки протестантского
песнопения. В данной работе, во избежание путаницы, под словом хорал будет
пониматься только одноголосная мелодия григорианского или лютеранского
литургического песнопения.
I. ОРГАННАЯ ХОРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА В XVI ВЕКЕ

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет