Особенности организации медиапроизводства в российских издательских домах
Актуальность данной магистерской диссертации определяется усиливающимся давлением глобальных экономических и технологических тенденций на состояние национального рынка СМИ в России. С одной стороны, концентрация в медиаиндустрии создает монополию на рынке и если не поглощает, то вытесняет менее крупные медиапредприятия за его пределы. С другой стороны, не на всех медиапредприятиях концентрация приводит к диверсификации за счет эффектов разнообразия и масштаба. В результате, мы становимся свидетелями такого «медиапада» в период 2015-2017, когда ввиду финансовых сложностей закрылись печатные версии таких медиаветеранов как «Русский репортер», «Секрет Фирмы», «Афиша», «The New Times», «Власть» и «Деньги», «Новые известия» и ряд других СМИ. И это при том, что они находились под крылом крупных медиаобъединений. Парадоксальная природа такого процесса как концентрация, которому уделяется недостаточно внимания экспертами, ставит перед медиаменеджерами вопрос о необходимости изучения имеющихся практик с целью поиска наиболее эффективных стратегий в современных реалиях. При всем при этом все те же медиаменеджеры крупных медиаобъединений стараются в последнее время внедрить конвергентные практики в деятельность своих предприятий, не подозревая, что ключ к финансовой стабильности заключается в грамотном использовании возможностей конвергенции. Научная новизна Если концентрация медиактивов изначально появилась как ответ на изменения в особенностях развития глобальной экономики и считалась наиболее успешной стратегией ведения медиабизнеса, то при не менее интенсивных темпах конвергенции впервые оголила свои слабые места. Рассмотрение особенностей современного развития медиарынка в России в тесной взаимосвязи концентрации и конвергенции и придает научную новизну данной диссертаций. Осознание необходимости учета при стратегическом и редакционном менеджменте как экономических факторов (концентрация), так и технологических (конвергенция) должен создать новый тип медименеджеров и медиапродюсеров. Обоснование проблемы исследования Процессы концентрации и конвергенции получили максимальное распространение в российской медиаиндустрии только в XXI веке. Исследователи только начали изучать эти явления, в то время как медиаменеджеры находятся внутри индустрии и вынуждены действовать по наитию, чтобы поддерживать развитие предприятий. По обоим процессам до сих пор не создан единый понятийный аппарат и подход, что лишь запутывает практикующих специалистов, ознакомившихся с редкими научными трудами или опытом зарубежных СМИ. Хочется отдельно отметить, что большинство представителей СМИ считают эквивалентными термины «конвергенция» и «мультимедиа». Также практикующие специалисты по-прежнему мыслят в рамках своего типа СМИ, не пользуясь возможностями конвергенции и концентрации. А при подготовке новых партий медиаменеджеров и продюсеров учебные заведения не учитывают особенности современной медиаиндустрии, представляя медиаменеджмент и продюсирование в классическом понимании в зависимости от типа контента. Целью данного исследования является определение теоретических и практических аспектов управления медиапроизводством в российских издательских домах с учетом реалий рынка. Объект исследования – процессы конвергенции в российских издательских домах. Предметом исследования стали процессы в рамках издательских домов, которые прямо или косвенно оказывают влияние на создание и продвижение портфеля продуктов. К методам, которые применялись автором в ходе работы, относятся: общенаучные методы (анализ и синтез теоретического материала, сравнение, обобщение), методы анализа документов, включенное наблюдение и case-study. Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе подробно описаны алгоритмы медиапроизводства в одних из наикрупнейших медиапредприятий (ИД «Комсомольская правда», ИД «КоммерсантЪ», холдинг «РБК») и стратегии, которые привели их на «олимп» отечественного медиабизнеса. Данная работа не является единственной с точки зрения описания успешных кейсов. Однако ее преимущество выражается в том, что весь этот опыт собран в одной работе, во-первых, а во-вторых, он существует неразрывно с теоретической базой. Соответственно, это позволит медиаменеджерам не просто слепо копировать удачные стратегии, но и понимать, как их подстраивать с учетом своих возможностей и задач. Рабочую гипотезу данной работы можно сформулировать следующим образом: конвергенция как специфический способ организации медиапроизводства является инструментом повышения эффективности деятельности издательских домов. Положения, выносимые на защиту: 1. В условиях глобализации информационной среды издательские дома для сохранения конкурентоспособного состояния медиабизнеса вынуждены выходить на новые для них рынки путем освоения технологий, свойственных для различных каналов распространения контента, тем самым представляя из себя по структуре медиахолдинги; 2. Конвергенция может рассматриваться как следствие образования кроссмедийного медиахолдинга, так и стратегическая концепция для создания диверсифицированного медиаобъединения; 3. Особенности протекания конвергентных процессов в издательских домах определяет тип концентрации; 4. Конвергенция наиболее применима и эффективна в издательских домах с активами, действующих под единым брендом; 5. Аудиторные характеристики основных продуктов издательских домов влияют на степень конвергенции на уровне способов сбора информации.
Актуальность данной магистерской диссертации определяется усиливающимся давлением глобальных экономических и технологических тенденций на состояние национального рынка СМИ в России. С одной стороны, концентрация в медиаиндустрии создает монополию на рынке и если не поглощает, то вытесняет менее крупные медиапредприятия за его пределы. С другой стороны, не на всех медиапредприятиях концентрация приводит к диверсификации за счет эффектов разнообразия и масштаба. В результате, мы становимся свидетелями такого «медиапада» в период 2015-2017, когда ввиду финансовых сложностей закрылись печатные версии таких медиаветеранов как «Русский репортер», «Секрет Фирмы», «Афиша», «The New Times», «Власть» и «Деньги», «Новые известия» и ряд других СМИ. И это при том, что они находились под крылом крупных медиаобъединений.
Парадоксальная природа такого процесса как концентрация, которому уделяется недостаточно внимания экспертами, ставит перед медиаменеджерами вопрос о необходимости изучения имеющихся практик с целью поиска наиболее эффективных стратегий в современных реалиях.
При всем при этом все те же медиаменеджеры крупных медиаобъединений стараются в последнее время внедрить конвергентные практики в деятельность своих предприятий, не подозревая, что ключ к финансовой стабильности заключается в грамотном использовании возможностей конвергенции.
Научная новизна
Если концентрация медиактивов изначально появилась как ответ на изменения в особенностях развития глобальной экономики и считалась наиболее успешной стратегией ведения медиабизнеса, то при не менее интенсивных темпах конвергенции впервые оголила свои слабые места. Рассмотрение особенностей современного развития медиарынка в России в тесной взаимосвязи концентрации и конвергенции и придает научную новизну данной диссертаций. Осознание необходимости учета при стратегическом и редакционном менеджменте как экономических факторов (концентрация), так и технологических (конвергенция) должен создать новый тип медименеджеров и медиапродюсеров.
Обоснование проблемы исследования
Процессы концентрации и конвергенции получили максимальное распространение в российской медиаиндустрии только в XXI веке. Исследователи только начали изучать эти явления, в то время как медиаменеджеры находятся внутри индустрии и вынуждены действовать по наитию, чтобы поддерживать развитие предприятий. По обоим процессам до сих пор не создан единый понятийный аппарат и подход, что лишь запутывает практикующих специалистов, ознакомившихся с редкими научными трудами или опытом зарубежных СМИ. Хочется отдельно отметить, что большинство представителей СМИ считают эквивалентными термины «конвергенция» и «мультимедиа». Также практикующие специалисты по-прежнему мыслят в рамках своего типа СМИ, не пользуясь возможностями конвергенции и концентрации. А при подготовке новых партий медиаменеджеров и продюсеров учебные заведения не учитывают особенности современной медиаиндустрии, представляя медиаменеджмент и продюсирование в классическом понимании в зависимости от типа контента.
Целью данного исследования является определение теоретических и практических аспектов управления медиапроизводством в российских издательских домах с учетом реалий рынка. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда научно-практических задач:
– определить структуру издательского дома в России и используемые стратегии диверсификации;
– выявить взаимовлияние экономических и технологических факторов при организации медиапроизводства;
– выделить аспекты медиапроизводства, в которых проявляется конвергенция, и, соответственно, формы ее реализации;
– проанализировать практические кейсы трансформации редакционной структуры и алгоритмов медиапроизводства в издательских домах;
– составить целостное представление о процессе актуального развития издательских домов на российском информационном рынке;
– установить специфику изменения характера журналистского труда в условиях конвергенции в издательских домах.
Объект исследования – процессы конвергенции в российских издательских домах.
Предметом исследования стали процессы в рамках издательских домов, которые прямо или косвенно оказывают влияние на создание и продвижение портфеля продуктов.
К методам, которые применялись автором в ходе работы, относятся: общенаучные методы (анализ и синтез теоретического материала, сравнение, обобщение), методы анализа документов, включенное наблюдение и case-study.
Эмпирическая база состоит из изучения функционирования российских конвергентных редакций «Комсомольская правда» и «РосБизнесКонсалтинг» путем непосредственного включенного наблюдения автора во внутренние процессы медиапроизводства. Также в выборку попал ИД «КоммерсантЪ». Выбор данных медиапредприятий объясняется ведением операционной деятельности на нескольких сегментах рынках (Интернет+пресса+ТВ/радио). Еще одним критерием выборки стала стратегия продвижения контента – все продукты медиакомпаний выпускаются под единым брендом. Мы посчитали, что справедливее будет сравнивать конвергентные медиапредприятия, которые выбрали единую стратегию управления редакционными процессами. А так как в названии данной диссертации указана конкретная организационная форма – издательские дома – то релевантно будет сравнивать опыт издательских домов «Комсомольская правда» и «КоммерсантЪ», в то время как «РБК» позиционирует себя как холдинг. С другой стороны, структура холдинга «РБК» почти не отличается от структур указанных издательских домов: поэтому любые сравнения с деятельностью данного холдинга также можно считать обоснованными в рамках исследования. Безусловно, в работе будет описан и опыт других медакомпаний в качестве иллюстраций к существующим стратегиям или в качестве уникальных практик на рынке.
Теоретическая база. В данной работе мы рассматриваем концентрацию и конвергенцию в качестве факторов, видоизменяющих традиционные модели медиапроизводства (один тип СМИ – одна модель). В научной литературе отсутствуют исследования, которые рассматривали бы эти процессы в связке. Мы же полагаем, что есть смысл в их объединении в рамках одного исследования, так как оба они создают синергию и конверсию с целью диверсификации.
Тем не менее, сами процессы по отдельности изучены еще недостаточно и слабо представлены в научном мире. Например, первая попытка осмыслить концентрацию на постсоветском медиарынке принадлежит профессору С. Гуревичу в 1999 году. Впрочем, назвать ее основательной нельзя, так как примеров концентрации на тот момент было недостаточно, а свойства описанных исследователем ее форм пересекаются, что создают некоторого рода путаницу. Научную эстафетную палочку перехватила, как указывают во многих диссертациях и научных работах аналогичного уровня, декан факультета журналистики МГУ им. Ломоносова и заведующая кафедрой теории и экономики СМИ Е. Вартанова, ссылаясь на ее работы по медиаэкономике зарубежных стран и основам медиабизнеса. Однако осмелюсь заметить, что ключевой вклад в изучении концентрации в рамках этих работ внес все-таки ее подопечный, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ С. Смирнов, написавший несколько глав для коллективных монографий, выпускаемых под редакцией Вартановой. По мере изучения процесса эмпирическая база его исследований на тему концентрации в российской медиаотрасли расширилась. Например, если с 2009 по 2014 годы говорится только о четырех крупных медиахолдингах России, то уже в следующих дополнительных работах, публикуемых в научных сборниках «Медиаскоп», «Вестник московского университета» и основной монографии «Медиахолдинги России» количество форм концентрации увеличивается за счет сегментирования и четких дефиниций. Также хочется включить в теоретическую базу новый коллективный труд, подготовленный преподавателями факультета журналистики СПбГУ под общей редакцией Б. Мисонжникова, «Современный медиахолдинг». При этом стоит отметить, что российский анализ концентрации преимущественно опирается на труды зарубежных исследователей Р. Пикара, Б. Компейна, В. Моско, Д. Дойла, Э. Ноэма и др.
Небольшой пул научной литературы на тему конвергенции в СМИ также говорит о крайне низкой степени изучения этого вопроса современными медиаисследователями. При этом, как в случае и с концентрацией, ученых, выбравших это явление в качестве основного предмета исследования в своей научной карьере, немного. Среди них хочется отдельно выделить работы доцента кафедры журналистики РГСУ Е. Барановой, которые можно охарактеризовать, пожалуй, как самые основательные среди имеющихся на данный момент. Главные достоинства ее работ существенно продвигают изучение процесса конвергенции в России: проведены экспертные интервью среди 25 медиаменеджеров конвергентных редакций, а также работа аккумулирует все существующие подходы к этому процессу. Некоторые аспекты и особенности конвергенции рассматривали также А. Качкаева, Е. Олешко, С. Балмаева, М. Лукина, В. Шеремет, Хелемендик.
Концентрация и конвергенция – это новые условия, в которых вынуждены работать субъекты медиа. В связи с этим возникают новые вызовы в менеджменте. Например, обучение сотрудников новым методам работы внутри конвергентных редакций. Процесс универсализации журналистских компетенций, который возникает как следствие конвергенции и концентрации, вызывает у многих исследователей и медиаменеджеров вопросы и нередко даже споры. В качестве основных научных работ по этому направлению, на которые мы будем опираться в ходе диссертации, труды А. Шестерикной, Е. Барановой, А. Качкаевой, А. Колесниченко.
Так как процессы концентрации, конвергенции и универсализации считаются относительно новыми в медиапрактике, то часто инициаторами обсуждения этих тем становятся непосредственно руководители медиапредприятий. Поэтому значительную часть научно-теоретической базы нашего исследования представляют аналитические материалы и интервью в профессиональных и специализированных изданиях, материалы конференций, отраслевые обзоры, корпоративные документы редакций.
Теоретическая значимость исследования заключается в необходимости постоянного обновления теории. В первую очередь, это связано с непрерывно меняющейся политикой высшего менеджмента в отношении структуры медиаобъединения, обусловленной стратегическими и финансовыми задачами конкретного собственника бизнеса, что приводит к ротации различных принадлежащих ему медиактивов. В связи с этим научные труды и кейсы по организации медиапроизводства в таких «мобильных» медиаобъединениях устаревают соответственно каждому изменению в структуре и нуждаются в постоянных дополнениях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе будут подробно описаны алгоритмы медиапроизводства в одних из наикрупнейших медиапредприятий и стратегии, которые привели их на «олимп» отечественного медиабизнеса. Данная работа не является единственной с точки зрения описания успешных кейсов. Однако ее преимущество выражается в том, что весь этот опыт собран в одной работе, во-первых, а во-вторых, он существует неразрывно с теоретической базой. Соответственно, это позволит медиаменеджерам не просто слепо копировать удачные стратегии, но и понимать, как их подстраивать с учетом своих возможностей и задач.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении мы описываем проблему исследования, задаем тон работе, определяем цель и задачи, которые должны решить в ходе исследования. Основная часть диссертация условно поделена на теоретическую часть (Глава 1) и практическую (Глава 2).
Первая глава объясняет экономическую составляющую вопроса нашего исследования и раскрывает взаимовлияние технологических (конвергенция) и экономических (концентрация) тенденций на определение стратегий в организации современного медиапроизводства.
Вторая глава посвящена анализу медиапроизводства в издательских домах. Это позволит нам определить конкретные стратегии, которых придерживаются компании-законодатели трендов в медиабизнесе.
Третья глава представляет из себя синтез теоретических знаний и практических подходов. В ней мы ответим на вопросы по управлению кадровыми ресурсами в условиях процессов, описанных в главах выше – концентрации и конвергенции. Также обозначим необходимость переорентации медийных специалистов с работы над производством контента для одного канала СМИ на конвергентный режим работы, а также способы достижения подобного управленческого менеджмента. В рамках главы мы также сформулируем новые журналистские функции и роли, которые стали появляться на рынке на протяжении последних двух лет: контент-продюсер, мультимедийный продюсер, редакционный директор и другие.
Научная апробация. Результаты магистерской диссертации были представлены на международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» в 2017 году и на ежегодной международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы медиаисследований-2018» под эгидой Национальной ассоциации исследователей масс-медиа и факультета журналистики МГУ им. Ломоносова. По итогам были также опубликованы тезисы с некоторыми выводами в одноименных научных сборниках.
Рабочую гипотезу данной работы можно сформулировать следующим образом: конвергенция как специфический способ организации медиапроизводства является инструментом повышения эффективности деятельности издательских домов.
Положения, выносимые на защиту:
В условиях глобализации информационной среды издательские дома для сохранения конкурентоспособного состояния медиабизнеса вынуждены выходить на новые для них рынки путем освоения технологий, свойственных для различных каналов распространения контента, тем самым представляя из себя по структуре медиахолдинги;
Конвергенция может рассматриваться как следствие образования кроссмедийного медиахолдинга, так и стратегическая концепция для создания диверсифицированного медиаобъединения;
Особенности протекания конвергентных процессов в издательских домах определяет тип концентрации;
Конвергенция наиболее применима и эффективна в издательских домах с активами, действующих под единым брендом;
Аудиторные характеристики основных продуктов издательских домов влияют на степень конвергенции на уровне способов сбора информации.
Проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу, заключающуюся в том, что конвергенция это не просто неизбежный технологический процесс, влияющий на характер производства в медиаиндустрии, но и стратегический метод ведения медиабизнеса в условиях возрастающей информационной экспансии внимания аудитории другими субъектами креативной индустрии. То есть конвергенция может быть бизнес-стратегией с целью повышения эффективности деятельности издательских домов.
Однако для того, чтобы достигнуть желаемой экономической синергии, возникающей от взаимодействия различных медиаактивов, структур и технологий, современным медиаменеджерам следует взять под контроль процесс конвергенции в свои руки и предопределять его задачи в рамках внутреннего медиапроизводства. А для этого надо отвечать не только за алгоритмы медиапроизводства, относящиеся к своей внутриотраслевой или внутрифункциональной зонам ответственности, но и разбираться в специфике создания медиапродуктов, производимых другими структурами, входящими в один издательский дом. Таким образом, наиболее актуальный спрос на рынке труда формируется на интегральных специалистов, обладающих навыками проектного управления, медиаменеджмента и маркетинга – то есть современного типа медиапродюсеров.
Грамотное и многоаспектное управление конвергентными процессами в медиаиндустрии может в значительной степени повысить эффективность деятельности медиапредприятий на современном рынке. При этом издательские дома как объединение нескольких СМИ, а как показывает сравнительный анализ структуры успешных издательских домов в России еще и разных типов СМИ по каналу распространения, являются наиболее удачной структурной базой для получения экономической выгоды при внедрении полной конвергенции. Особенно, если аудитории различных медиаактивов пересекаются между собой. Впрочем, аудиторный фактор оказывает влияние на степень конвергенции при организации медиапроизводства в издательских домах России: медиапредприятия, которых можно отнести к качественным СМИ, лишаются способов конвергенции, нацеленных на оптимизацию затрат за счет штата и техники, из-за вытекающего снижения качества медиапродуктов по сравнению с издательскими домами, выпускающих контент для массовой аудитории. В данном случае, если универсализация журналистской деятельности как следствие конвергенции негативно сказывается на качестве конечного медиапродукта, то универсализация как стратегия для накопления медиаактивов одним собственником в рамках одного издательского дома приводит к желаемой диверсификации и увеличению доходов от медиапроизводства параллельно сокращению на нем же издержек.
Особенно успешным способом ведения бизнеса в издательских домах при внедрении конвергентной практики может быть медиапроизводство различных типов СМИ, объединенных одним брендом.
Конвергенция все активнее проникает в деятельность средств массовой информации. Первоочередной вопрос, который должны задать себе медиаменеджеры, заключается в том, кто и как будет работать по новым правилам игры, и кто будет руководить этими процессами. В нашем исследовании мы сформулировали, какими компетенциями должны обладать современные медиаспециалисты, какие требования к ним предъявляет рынок, таким образом, определив новое направления в сфере продюсирования.
Адамович О. Русская Артика: вслед за героями приходят туристы [Электронный ресурс] KP.RU, 24.04.17. // URL: https://www.kp.ru/daily/26670.5/3692242/ (дата обращения 24.04.18).
Аношин И. Обреченный процент: как изменялись ставки по вкладам в рублях [Электронный ресурс] // РБК, 12.12.17. URL: (дата обращения: 27.01.18).
Базовый курс Медиашколы «ОМ» и телеканала «Дождь» [Электронный ресурс] // Дождь, 10.10.17. URL: (дата обращения: 10.05.18).
Баранова Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Баранова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 269 с.
Баранова Е. А. Новые реалии развития редакций, или Что такое газетная конвергенция: Монография. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. – 187 с.
Беляков Е. Татьяна Голикова: Некоторые социальные пособия надо платить только тем, кто остро нуждается [Электронный ресурс] KP.RU, 28.03.18. // URL: (дата обращения 10.04.18).
Беляков Е. Глава Счетной палаты Татьяна Голикова: Многие социальные пособия надо платить только нуждающимся [Электронный ресурс] KP.RU, 28.03.18. // URL: (дата обращения 10.04.18).
Блоги [Электронный ресурс] // Эхо Москвы. URL: (дата обращения: 20.12.17).
Варсегов Н., Варсегова Н. Полная версия фильма «Перевал Дятлова. Конец истории?» [Электронный ресурс] KP.RU, 30.01.17. // URL: https://www.kp.ru/daily/26636.5/3655197/ (дата обращения 12.02.18).
Вартанов С. А., Вырковский А. В., Галкина М. Ю., Колесниченко А. В.,Образцова А. Ю. Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура [Электронный ресурс].Вестник МГУ // URL: (дата обращения:10.05.18).
Ворсобин В., Гусейнов В. Как Россия и Китай стали разными цивилизациями. Часть 2. [Электронный ресурс] KP.RU, 23.01.18. // URL: https://www.kp.ru/daily/26784/3818690/ (дата обращения 12.02.18).
Вырковский А. Российские медиаменеджеры в условиях конвергенции: рабочие процессы, компетенции и личные качества // Медиальманах №5, 2015.
Вырковский А. В., Макеенко М. И. Конвергенция в российской ежедневной прессе: экономические особенности и перспективы [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета, Серия 10. Журналистика. URL: (дата обращения: 20.12.17).
Гендина Ю. Вещание «Коммерсантъ ТВ» приостановлено [Электронный ресурс] // Коммерсант, 26.06.12. URL: (дата обращения: 21.01.18).
Гусейнов В. Лед Байкала. Мечта. [Электронный ресурс] KP.RU, 23.03.18. // URL: (дата обращения 24.04.18).
Гусельников А. На «России» покажут «Конец истории» про перевал Дятлова. «Есть реальная дверь, за которой хранится эта тайна» [Электронный ресурс] URA.RU, 23.01.17. // URL: (дата обращения 12.02.18).
Гуревич С. М. Экономика средств массовой информации. – М.: Издательство им. Сабашниковых, 1999. – 256 с.
Дружинин А. РБК объединил деловые СМИ под единым брендом. Медиахолдинг дал старт очередному этапу реализации стратегии 360? [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения: 27.01.18).
ИД “Коммерсантъ” продал журнал “Секрет фирмы” Rambler&Co [Электронный ресурс] // ТАСС, 25.12.14. URL: (дата обращения: 21.01.18).
Издательский дом Коммерсантъ [Электронный ресурс] Youtube, 23.10.17. // URL: (дата обращения: 21.01.18).
Издательский дом “Коммерсант” купил “Газету.Ру” [Электронный ресурс] // Лента.ру, 22.12.06. URL: (дата обращения: 21.01.18).
История издательского дома [Электронный ресурс] // Коммерсант. URL: (дата обращения: 21.01.18).
Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Под ред. Качкаевой А.Г. — М., 2010. – 238 с.
Зинин Е. Ю. Медиахолдинги в «цифровом» мире: диверсификация в медиаиндустрии. Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2010. Вып. 4
Как это делается: продюсирование в креативных индустриях: Статьи, лекции, интервью, мастер-классы. – [б. м.]: Издательские решения, 2016. – 406 с.
Китаева. К. Рейтинг медиахолдингов России и стран СНГ [Электронный ресурс] // РБК, 06.03.13. URL: (дата обращения: 10.12.17)
«Комсомолка» выпустила новогоднюю «живую газету» [Электронный ресурс] KP.RU, 26.12.17. // URL: (дата обращения 12.02.18).
«Комсомольская правда» продала «Советский спорт» [Электронный ресурс]. Forbes, 10.02.16. // URL: (дата обращения 10.02.18).
Конвергентная редакция: идём на сближение! // Журналист №1, 2016.
Контентпродюсер [Электронный ресурс] // Нетология. URL: (дата обращения: 10.05.18).
Куликова Ю., Соболев С. «Коммерсантъ» снова раскрыл «Секрет фирмы» [Электронный ресурс] // Коммерсант, 25.12.06. URL: (дата обращения: 21.01.18).
Лехницкая Д. Деньги на шаурму есть в Москве и Ханты-Мансийске¸а нет в Крыму и Дагестане [Электронный ресурс] KP.RU, 14.03.17. // URL: (дата обращения 12.02.18).
Лехницкая Д. Рецепт на кредит: как продают красоту и здоровье в долг [Электронный ресурс] // РБК, 01.11.17. URL: (дата обращения: 27.01.18).
Лехницкая Д. Роботы против человека: какие профессии попадут в Красную книгу [Электронный ресурс] KP.RU, 17.03.17. // URL: (дата обращения 12.02.18).
Лехницкая Д. Роботы против человека: какие профессии попадут в Красную книгу [Электронный ресурс] KP.RU, 27.03.17. // URL: (дата обращения 12.02.18).
Луганская Д. «Комсомольская правда» отказалась от развития своего телеканала [Электронный ресурс]. РБК, 21.08.14. // URL: (дата обращения 10.02.18).
Магистерская программа «Трансмедийное проивзосдство в цифровых индустриях» [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики. URL: (дата обращения: 10.05.18).
Малиновский П. Вызовы глобальной профессиональной революции на рубеже тысячелетий // Векторы развития российской науки: рос. Эксперт. обозр. 2007. №3(21).
Мартемьянов М. Новое телевидение Телеканал Life News,«КоммерсантТВ», «СколковоТВ» и новая «Столица» [Электронный ресурс] // Афиша. 27.07.11. URL: https://daily.afisha.ru/archive/gorod/archive/new-television/ (дата обращения: 21.01.18).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!