Особенности применения технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка в среднем звене
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Проектно-исследовательская деятельность как цель обучения учащихся средней школы в рамках учебного предмета «Иностранный язык»
1.1 Определение понятия «исследовательская деятельность» на уроках иностранного языка в средней школе……………………………………………8
1.2 Раскрытие понятия «проектная деятельность» на уроках иностранного языка в средней школе……………………………………………………………13
1.3 Изучение понятия «проектно-исследовательская деятельность» на уроках иностранного языка в средней школе……………………………………20 Выводы по главе 1………………………………………………………….25
Глава 2. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию проектно-исследовательских умений у обучающихся МОУ СОШ No 13 г. Егорьевск
2.1 Анализ сформированности проектно-исследовательских умений у обучающихся СОШ………………………………………………………………..26
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию проектно-исследовательских умений на уроках английского языка …………32
2.3 Рекомендации по развитию проектно-исследовательских умений у обучающихся средней школы……………………………………………………36 Выводы по главе 2………………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………………….41 Список литературы………………………………………………………….43 Приложение No1……………………………………………………………..48 Приложение No2…………………………………………………………….49 Приложение No3…………………………………………………………….54
“Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Китайская мудрость Современное общество находится на этапе высокого развития технологий и предъявляет все более строгие требования к качеству образования. Одной из важнейших задач современного образовательного процесса является гармоничное и всестороннее развитие личности. Следовательно, в образовательном учреждении должны создаваться условия по формированию компетентной личности, способной адекватно реализовать себя в социуме. Учитывая поставленную цель, особое значение приобретают такие черты современной образовательной системы, как индивидуальный подход, активизация познавательной деятельности, учебная автономия обучающихся. Среди разнообразия инновационных технологий, способствующих формированию личности нового поколения, наше внимание привлекла проектно-исследовательская деятельность как эффективное средство развития
познавательной активности обучающихся.
На протяжении всей истории развития педагогической мысли пристальное
внимание методистов было направлено на поиск наиболее эффективных способов организации процесса обучения иностранному языку обучающихся средней школы. В настоящее время эта проблема приобретает особое значение в связи с тем, что повышение качества языковой подготовки является одной из задач обучения и воспитания всесторонне развитой личности. В современных условиях нам необходимы методы, позволяющие наиболее успешно организовать процесс обучения и характер взаимодействия между учителем и обучающимся. Благодаря интенсивному информационному потоку современные обучающиеся демонстрируют критический подход к информации, предлагаемой учителем или учебником. Это означает изменение роли учителя от единственного носителя знаний в сторону роли фасилитатора, то есть специалиста, ответственного за помощь в развитии ученической автономии,
предлагающего доступ к нужным ресурсам, помогающего получить максимум
3
полезных знаний на основе развития у обучающихся навыков критического мышления.
Отсюда возникает ряд вопросов [44], например,
1. Как правильно организовать обучение на основе учёта личностных
интересов, обучающихся?
2. Как мотивировать обучающихся к развитию интеллектуальных и
творческих способностей?
1. Ахраменко Е.В. Проект на уроке английского языка// Молодой ученый. – 2013. – No 12. – С. 400-406.
2. Байдурова Л.А. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2002. – No 1. – С. 5-11.
3. Белова Т.Г., Белов И.П. Исследовательская деятельность обучающихся как современная педагогическая проблема // Современные исследования социальных проблем. – 2016. – No32(59). -С. 41-46
4. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. – Москва: ТЕЗАУРУС, 2013. – 331 с.
5. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для студентов, магистрантов, докторантов, шк. педагогов и вузов. преподавателей / под ред. Н. В. Бордовской. – 2-е изд., стер. — М.: Кнорус, 2011. – 432 с.
6. Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе. – Москва: Чистые пруды, 2006. – 32 с.
7. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Москва: Книжный дом «Университет», 2000. – 336 с.
7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – Москва: 2000. – 198 с.
8. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для лингвистических университетов и факультетов ин. яз. высших педагогических учеб. заведений/ – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 335 с.
9. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» – Самара, 2003. – 246 c.
10. Гулиянц А.Б., Гулиянц С.Б., Дмитриева Е.И., Зотова Е.М. и др. Практическое руководство по проектной и исследовательской деятельности
43
школьников в области иностранного языка: Учебно-методическое пособие. -М., АПКиППРО, 2011. – 384 с.
11. Десяева Н.Д. Исследовательская деятельность педагога. – Академия, 2003. – 124 с.
12. Джемилева Е.М. Проектная деятельность//Сообщество учителей английского языка. – 2015 [Электронный ресурс] URL: http://www.tea4er.ru/forum/44–/65380- (дата обращения: 22.04.2020).
13. Ерофеева Л.А. Modern English in Conversation: учебное пособие по современному разговорному английскому языку/ – 3-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 341 с.
14. Жаркова Т.И. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку/ – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 320 с.
15. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения: учебное пособие. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 383 с.
16. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. – Москва Академия, 2007. – 288 с.
17. Крившенко Л.П. Педагогика. – Москва, 2008. – 422с.
18. Магомедова Н.А. Метод проектов как один из инновационных методов обучения иностранным языкам//Научно-техническая конференция преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов ФГБОУ ВО ДГТУ. – Махачкала: Изд-во ДГТУ, 2016. – С. 655-669.
19. Мазур И.И. Управление проектами: учебное пособие/ 10-е изд., стереотип. – М.: Омега-Л, 2013. – 960 с.
20. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М., 2014. – С. 633
21. Михеева В.Ю., Сотникова Е.С., Шишкина Д.С. Проектная деятельность как условие развития самостоятельно мыслящей личности//Идеи и проекты молодежи России. В мире исследований. – 2016. – С. 88-97.
44
22. Мишнева Е.К. Формирование культуры учения в процессе овладения ИЯ на ступени основного общего образования (на материале английского языка): автореферат кан. пед. наук. – Москва, 2007. – 20 с.
23. Новгородцева И.В. Педагогика специальных дисциплин: учебное пособие модульного типа/ – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 378 с.
24. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М., 2010. – 272 с.
25. Палаева Л.И. Использование метода проектов на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе (на материале английского языка): дис. канд. пед. наук – Москва, 2005. – 239 с.
26. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1998. – 222 с.
27. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.
28. Роберт И.В. Теория и (психолого-педагогический и технологический аспекты). – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 398 с.
29. Рогова Г. В. О повышении действенности урока иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2006. – No 4. – С. 8 – 12.
30. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: методическое пособие. – М.: Педагогический поиск, 2006. – 160 с.
31. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2005. 256 с.
32. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. —М.: АРКТИ. 2006. – 80 с.
33. Сокол И.А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе. – 2008. No 1. -43 с.
45
34. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – Москва: Просвещение, 2002. – 239 с.
35. Сударчикова Л.Г. Педагогическая психология: учебное пособие/ – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2015. – 320 с.
36. Тамбовкина Т.Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проектов // Иностранные языки в школе. 2000. -No5. – C. 63-68.
37. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2002. – No 3. – С. 41-46
38. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. // URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 20.04.2020)
39. Фрей К. Проектный метод. – Берлин: Бельц, 1997. – 349с.
40. Хрщонович В.А. Проектная технология на уроках английского языка// Сообщество учителей английского языка. – No 1 – 2012 [Электронный ресурс] http://www.tea4er.ru/home/volume1/1666-2012-04-08-15-42-10 (дата обращения: 21.04.2020).
41. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения- Москва: ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
42. Яковлева В.Н. Самостоятельная учебная деятельность студентов и методы управления ею в процессе обучения иностранным языкам//Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. – 2017 – С. 210 [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28316541 (дата обращения: 20.04.2020).
43. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие/ – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144с.
46
44. Friend-Booth D. Project Work. – Oxford: Oxford University Press, 1986.- 543p.
45. Haines S. Project: Material for Teachers. – Harlow: Longman, 1989. -212p.
46. Hutchinson T. Introduction to Project Work. – Oxford: Oxford University Press, 1997. -124p.
47. Hutchinson T. Project English. -Oxford: Oxford University Press, 1997.- 254p.
48. Knoll M. Project method//Encyclopedia of educational theory and philosophy. – No 2 – 2014 – С. 650-669.
49. Ribe R., Vidal N. Project Work. Step by Step. – Oxford: Heinemann, 1993.- 456p.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!