Особенности развития межличностных отношений на разных возрастных этапах
Для межличностных отношений в младшем школьном возрасте характерно: 1. Функционально-ролевые отношения заменяются эмоционально-оценочными, происходит осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности; 2. На формирование взаимных оценок влияет учебная деятельность и оценка учителя; 3.Доминирующим основанием для оценок друг друга становятся ролевые, а не личностные характеристики сверстника.
Для межличностных отношений в старшем школьном возрасте характерно: 1.Эмоционально-оценочные отношения между детьми постепенно сменяются личностно-смысловыми; 2. На формирование взаимооценок и взаимоотношений влияют уже не взрослые, а только личностные, нравственные характеристики партнера по общению; 3. Но в этот период роль взрослого все же остается существенной для выбора формы и стереотипов регулирования межличностных отношений.
Для межличностных отношений в юношеском возрасте характерно:
1. Юноши имеют тенденцию к независимости, а девушки ставят акцент на взаимозависимость; 2.Юношеское отношение к окружающему миру характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль; 3. Юношеская способность к пространственным и математическим знаниям и девичья способность к овладению языковыми навыками. В юношах поощряется стремление абстрагирования от мира, идеализированию, а в девушках – стремление к общению, к развитию взаимоотношений и привязанности.
Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности человека, становления его самосознания. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений людей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением человека, проникновением в область его многообразных контактов с взрослыми и сверстниками [61, с.16].
Через общение определяются особенности взаимоотношений личности с окружающими, которые влияют на ее формирование и развитие, а также на развитие индивидуальности; в действиях личности формируется совокупность норм, правил и форм поведения.
Межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что предстают как норма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям [13, с.89].
1. Абульханова – Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. – СПб., 2012.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб: Издательство Михайлова В.А., 2011.
3. Амельков А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. – Мозырь: Содействие, 2010.
4. Андреева Е. Н. Проблемные переживания асоциальных подростков (группа риска) // Психология современного подростка. — СПб., 2012.
5. Андреева Е. Н. Самоотношение подростков // Психология современного подростка. — СПб., 2013.
6. Антонова Н. В. Идентичность педагога и особенности его общения: Автореф. дис. … канд. наук. — М., 2013.
7. Аргентова Т. Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности // Психологический журнал, 2010.
8. Арканцева Т. А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии, 2012.
9. Бабанский М. Ю. Психологические особенности познания студентами-первокурсниками друг друга: Автореф. дис. … канд. наук. — М., 2013.
10. Батаршев А. В. Психология личности и общения. — М., 2011.
11. Бахарева Н. В. Роль представлений об отношении к себе в формировании взаимоотношений // Тезисы научных сообщений советских психологов к ХХI Международному психологическому конгрессу. — М., 2010.
12. Бирюкова Н. В., Ипатов Б. Ю., Моисеенко С. А. Изучение некоторых личностных свойств школьников разного возраста // Психофизиологические вопросы изучения личности спортсменов. — Л., 2011. № 13, с. 67
13. Бобнева М. И. Нормы общения и внутренний мир личности // Проблемы общения в психологии. — М., 2011.
14. Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. — М., 2011.
15. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений // Вопросы психологии.- М.: Просвещение, 2010. №7, с.86
16. Бодалев А. А. Об изучении общения с позиций В. Н. Мясищева // Вопросы психологии, 2012. № 3, с.23
17. Бодалев А. А., Каштанова Т. Р. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии // Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Т. ХХХVI. — Л., 2010.
18. Бодалев А. А., Ковалев А. Г. Вклад Б. Г. Ананьева в разработку психологических проблем общения // Психологические исследования общения. — М., 2011.
19. Бодалев А. А., Ковалев А. Г. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика, 2012.
20. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 2012.
21. Бондаренко М.А. Исследование межличностных отношений в отечественной психологии // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки, 2013.
22. Бугренкова Т.А. Формирование устойчивых межличностных отношений у детей с повышенной активностью: автореф.дисс.. Воронеж, 2013.
23. Ванина Т. О. Подготовка студентов педвуза к предупреждению трудностей педагогического общения: Автореф. дис. … канд. наук. — Челябинск, 2012.
24. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. – М.: Просвещение, 2012.
25. Вереникина И. М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии, 2014.
26. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. – М.: 2013.
27. Гаврилова Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. — М., 2011.
28. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения: Практикум. — М.: Совершенство, 2012.
29. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2010.
30. Гросс Э., Стоун Г. П. Смущение и анализ ролевых требований // Психология межличностного общения: Хрестоматия. — СПб., 2011.
31. Гуткина Н. И. Психологические проблемы общения учителя с подростками // Вопросы психологии, 2014. №2, с.45
32. Дементьева И. Ф. Первые годы брака: проблемы молодой семьи. — СПб., 2011.
33. Злобина Е. Г. Общение как фактор развития личности. — Киев, 2011.
34. Змиевская Л. В. Влияние когнитивных структур личности учителя на результативность педагогического общения: Автореф. дис. … канд. наук. — Киев, 2014.
35. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. — М., 2012.
36. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 2014.
37. Ковалев А. Г. Психология личности. — М.: Просвещение, 2010.
38. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. — Минск, 2014.
39. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. — Минск, 2010.
40. Коломинский Я. Л. Психология общения. — М., 2010.
41. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 2012.
42. Кон И. С. Психология юношеской дружбы. — М., 2012.
43. Кон И.С. Психология юношеского возраста.- М., Просвещение 2012.
44. Кондратьева С. В. Межличностное понимание и его роль в общении (на материале средней образовательной школы): Автореф. дис. … докт. наук. — Дрогобычи, 2014.
45. Лабунская В. А. Психологический портрет субъекта затрудненного общения // Психологический журнал, 2013.
46. Лабунская В. А. Психология затрудненного общения. — М., 2011.
47. Леонтьев А. А. Деятельность и общение // Вопросы философии, 2014.
48. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 2014
49. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой и А. И. Донцова. — М., 2012
50. Межличностное общение: Хрестоматия. — СПб., 2011.
51. Методы практической психологии общения: Учебное пособие / Под ред. В. П. Захарова, Е. В. Сидоренко. — Л.: ЛГУ, 2010.
52. Михалевская Г. И. Профессионализм общения (Учителю о коммуникативных умениях). — СПб., 2013.
53. Морено Я. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. — М., 2010.
54. Мудрик А. В. К изучению устойчивости выбора друзей // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. — Л., 2013.
55. Мудрик А. В. Общение как объект педагогического исследования // Проблемы общения и воспитания. Ч. 1. — Тарту, 2010.
56. Мясищев В. Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии // Социально-психологические и лингвистические характеристики общения и развития контактов между людьми: Тезисы симпозиума. — Л., 2010.
57. Нагорнова А.Ю., Денисова Г.М. Основы педагогики и психологии младшего школьника. – Ульяновск, 2012.
58. Наумова М.Л. Коррекция межличностных отношений детей младшего возраста методами арт-терапии //Социосфера, 2013.
59. Немов Р. С. К проблеме эффективности стиля руководства коллективом // Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. — Ульяновск, 2011.
60. Обозов Н. Н. Как назвать наши отношения? (Методическое пособие). — СПб., 2010.
61. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 2013.
62. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 2012.
63. Паниотто В. П. Структура межличностных отношений. — Киев, 2014.
64. Петровский А. В. О некоторых проблемах социально-психологических исследований // Вопросы психологии, 2012.
65. Попова С.В. Развитие межличностных отношений в студенческом коллективе/ Перспектива – 2014: материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.- Т.I.- Нальчик: Каб.- Балк. Ун-т, 2014.
66. Попова С.В. Влияние темперамента на межличностные отношения студентов/ ЦРНС: международная научно – практическая конференция.- Новосибирск, 2014.
67. Попова С.В. Развитие межличностных отношений у младших школьников/ ЦРНС: международная научно – практическая конференция.- Новосибирск, 2014.
68. Попова С.В. Развитие межличностных отношений у подростков/ ЦРНС: международная научно – практическая конференция.- Новосибирск, 2015.
69. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999.
70. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 2012.
71. Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов. — Киев, 2011.
72. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии, 2012.
73. Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. — М., 2012.
74. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М., 2013.
75. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. — Томск, 2013.
76. Шакуров Р. Х., Алишев Б. С. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы из разрешения // Вопросы психологии, 2012.
77. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. — СПб., 2013.
78. Широкова И. К. Устойчивость общения пар студентов в связи с некоторыми индивидно-личностными особенностями // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тезисы Всес. симпозиума. — Л., 2013.
79. Юнг К. Г. Психологические типы. — М., 2012.
80. Яноушек Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности // Вопросы психологии, 2012. № 8, с.89
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!