Особенности реализации квалификативных модусных категорий в романе Е. Водолазкина «Авиатор»

Пашина Людмила Дмитриевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена изучению функционирования вводных слов и выражений как способа выражения квалификативных модусных категорий в художественном тексте. Работа вносит вклад в изучение функций вводных слов в художественном тексте, в исследование идиостиля писателя и поэтики отдельного произведения.
Изучение актуализации семантики и персуазивности на материале романа позволяет сделать вывод о психоэмоциональном и ментальном «я» персонажей, а также выявить взаимосвязь в использовании квалификативных модусных категорий с воплощением идейно-философских замыслов автора.
Идейно-тематический комплекс «Авиатора» строится на таких понятиях, как время, история, справедливость, бытие-в-слове, память. Анализ квалификативных вводных слов и выражений в речи главных героев помогает проследить воплощение этих понятий в романе.

Введение ……………………………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения модуса и квалификативных модусных
категорий. Специфика реализации модуса в художественном тексте ………………………..6

1.1. Определение понятия «модус» и его соотношения с «диктумом». Модус и
модальность………………………………………………………………………………………………………………..6

1.2. Семантические группы эксплицитно выраженного модуса…………………………………….8

1.3. Модусные категории высказывания. Квалификативные модусные категории……….12

1.3.1. Категория авторизации …………………………………………………………………………………14

1.3.2. Категория персуазивности …………………………………………………………………………….16

1.3.3. Категория оценочности …………………………………………………………………………………19

1.4. Специфика реализации модуса в художественном тексте (на примере романа
«Авиатор» Е. Водолазкина) ……………………………………………………………………………………….21

1.5. Вводные слова и их участие в реализации квалификативных модусных категорий.23

Выводы по Главе I …………………………………………………………………………………………………….28

Глава II. Поэтика романа Е. Водолазкина «Авиатор» и участие вводных слов в ее
создании ………………………………………………………………………………………………………………………29

2.1. Квалификативные модусные категории в романе «Авиатор» как способ создания
его поэтики ……………………………………………………………………………………………………………….29

2.2. Методика рассмотрения вводных слов и выражений в речи героев ………………………33

2.3. Особенности реализации квалификативных вводных компонентов в речи
Иннокентия Платонова ……………………………………………………………………………………………..37

2.4. Особенности реализации квалификативных вводных компонентов в речи Гейгера 47

2.5. Особенности реализации квалификативных вводных компонентов в речи Насти …59

2.6. Сопоставительный анализ употребления квалификативных вводных компонентов в
речевых партиях персонажей …………………………………………………………………………………….71

Выводы по Главе II……………………………………………………………………………………………………74

Заключение …………………………………………………………………………………………………………………75

Библиографический список ……………………………………………………………………………………….77

В современной лингвистической науке ощутимо прослеживается возрастающий
интерес к изучению языка с позиции антропоцентризма, помещающего в центр внимания
исследователей формы проявления человеческой личности в речи. В русле этой
парадигмы все большее значение приобретает рассмотрение структуры художественного
текста через выявление имплицитных и эксплицитных способов воплощения того или
иного субъектно-речевого плана. Данная проблематика лежит в сфере еще
малоизученного языкового феномена — модуса. В связи с этим актуальность темы
настоящей работы определяется необходимостью разностороннего изучения модусной
организации художественного текста.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении и систематизации
знаний о модусе высказывания и текста, в уточнении функционально-стилистических
возможностей реализации вводных показателей с квалификативным модусным значением.
Настоящая работа вносит вклад в изучение функций вводных слов в художественном
тексте, в исследование идиостиля писателя и поэтики отдельного произведения.
Практическая значимость определяется возможностью использования
наблюдений и выводов в курсах по стилистике, по синтаксису (осложнение простого
предложения — традиционный синтаксис; модусная организация — семантический
синтаксис), в спецкурсе по языку художественной литературы.
Новизна исследования определяется комплексным подходом к изучению феномена
модуса, функционирующего в художественном тексте: анализ производится
одновременно на собственно лингвистическом уровне и на уровне поэтики произведения.
Объектом исследования настоящей работы являются квалификативные модусные
категории в художественном произведении.
Предметом исследования являются формально-семантические и функциональные
параметры вводных слов и выражений с квалификативным модусным значением в романе
Е. Водолазкина «Авиатор».
Цель работы — изучить особенности функционирования вводных слов и выражений
как способа выражения квалификативных модусных категорий в художественном тексте.
Этой цели подчинены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу и описать теоретико-методологические основания
изучения модуса и квалификативных модусных категорий.
2. Рассмотреть особенности специфики проявления модуса в художественном
тексте.
3. Представить опыт изучения вводных слов и выражений в отечественной
лингвистике.
4. Охарактеризовать источник исследовательского материала (роман «Авиатор») и
особенности стиля Е. Водолазкина.
5. Разработать методику анализа вводных слов и выражений с квалификативным
модусным значением с учетом специфики художественного произведения.
6. Произвести количественный и качественный анализ обнаруженных
квалификативных модусных вводных единиц.
7. Сопоставить особенности реализации квалификативных модусных категорий в
речевых партиях героев романа.
8. Сделать выводы о стилистическом потенциале вводных слов и выражений и
идиостиле Е. Водолазкина.
Материалом для исследовательской работы послужили вводные слова и выражения
с квалификативным модусным значением (авторизация и персуазивность),
рассматриваемые на материале речевых партий главных героев романа «Авиатор» Е.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет