Особенности реализации квалификативных модусных категорий в романе Е. Водолазкина «Авиатор»
Работа посвящена изучению функционирования вводных слов и выражений как способа выражения квалификативных модусных категорий в художественном тексте. Работа вносит вклад в изучение функций вводных слов в художественном тексте, в исследование идиостиля писателя и поэтики отдельного произведения.
Изучение актуализации семантики и персуазивности на материале романа позволяет сделать вывод о психоэмоциональном и ментальном «я» персонажей, а также выявить взаимосвязь в использовании квалификативных модусных категорий с воплощением идейно-философских замыслов автора.
Идейно-тематический комплекс «Авиатора» строится на таких понятиях, как время, история, справедливость, бытие-в-слове, память. Анализ квалификативных вводных слов и выражений в речи главных героев помогает проследить воплощение этих понятий в романе.
Введение ……………………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения модуса и квалификативных модусных
категорий. Специфика реализации модуса в художественном тексте ………………………..6
1.1. Определение понятия «модус» и его соотношения с «диктумом». Модус и
модальность………………………………………………………………………………………………………………..6
1.2. Семантические группы эксплицитно выраженного модуса…………………………………….8
1.3. Модусные категории высказывания. Квалификативные модусные категории……….12
1.3.1. Категория авторизации …………………………………………………………………………………14
1.3.2. Категория персуазивности …………………………………………………………………………….16
1.3.3. Категория оценочности …………………………………………………………………………………19
1.4. Специфика реализации модуса в художественном тексте (на примере романа
«Авиатор» Е. Водолазкина) ……………………………………………………………………………………….21
1.5. Вводные слова и их участие в реализации квалификативных модусных категорий.23
Выводы по Главе I …………………………………………………………………………………………………….28
Глава II. Поэтика романа Е. Водолазкина «Авиатор» и участие вводных слов в ее
создании ………………………………………………………………………………………………………………………29
2.1. Квалификативные модусные категории в романе «Авиатор» как способ создания
его поэтики ……………………………………………………………………………………………………………….29
2.2. Методика рассмотрения вводных слов и выражений в речи героев ………………………33
2.3. Особенности реализации квалификативных вводных компонентов в речи
Иннокентия Платонова ……………………………………………………………………………………………..37
2.4. Особенности реализации квалификативных вводных компонентов в речи Гейгера 47
2.5. Особенности реализации квалификативных вводных компонентов в речи Насти …59
2.6. Сопоставительный анализ употребления квалификативных вводных компонентов в
речевых партиях персонажей …………………………………………………………………………………….71
Выводы по Главе II……………………………………………………………………………………………………74
Заключение …………………………………………………………………………………………………………………75
Библиографический список ……………………………………………………………………………………….77
В современной лингвистической науке ощутимо прослеживается возрастающий
интерес к изучению языка с позиции антропоцентризма, помещающего в центр внимания
исследователей формы проявления человеческой личности в речи. В русле этой
парадигмы все большее значение приобретает рассмотрение структуры художественного
текста через выявление имплицитных и эксплицитных способов воплощения того или
иного субъектно-речевого плана. Данная проблематика лежит в сфере еще
малоизученного языкового феномена — модуса. В связи с этим актуальность темы
настоящей работы определяется необходимостью разностороннего изучения модусной
организации художественного текста.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении и систематизации
знаний о модусе высказывания и текста, в уточнении функционально-стилистических
возможностей реализации вводных показателей с квалификативным модусным значением.
Настоящая работа вносит вклад в изучение функций вводных слов в художественном
тексте, в исследование идиостиля писателя и поэтики отдельного произведения.
Практическая значимость определяется возможностью использования
наблюдений и выводов в курсах по стилистике, по синтаксису (осложнение простого
предложения — традиционный синтаксис; модусная организация — семантический
синтаксис), в спецкурсе по языку художественной литературы.
Новизна исследования определяется комплексным подходом к изучению феномена
модуса, функционирующего в художественном тексте: анализ производится
одновременно на собственно лингвистическом уровне и на уровне поэтики произведения.
Объектом исследования настоящей работы являются квалификативные модусные
категории в художественном произведении.
Предметом исследования являются формально-семантические и функциональные
параметры вводных слов и выражений с квалификативным модусным значением в романе
Е. Водолазкина «Авиатор».
Цель работы — изучить особенности функционирования вводных слов и выражений
как способа выражения квалификативных модусных категорий в художественном тексте.
Этой цели подчинены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу и описать теоретико-методологические основания
изучения модуса и квалификативных модусных категорий.
2. Рассмотреть особенности специфики проявления модуса в художественном
тексте.
3. Представить опыт изучения вводных слов и выражений в отечественной
лингвистике.
4. Охарактеризовать источник исследовательского материала (роман «Авиатор») и
особенности стиля Е. Водолазкина.
5. Разработать методику анализа вводных слов и выражений с квалификативным
модусным значением с учетом специфики художественного произведения.
6. Произвести количественный и качественный анализ обнаруженных
квалификативных модусных вводных единиц.
7. Сопоставить особенности реализации квалификативных модусных категорий в
речевых партиях героев романа.
8. Сделать выводы о стилистическом потенциале вводных слов и выражений и
идиостиле Е. Водолазкина.
Материалом для исследовательской работы послужили вводные слова и выражения
с квалификативным модусным значением (авторизация и персуазивность),
рассматриваемые на материале речевых партий главных героев романа «Авиатор» Е.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!