Особенности стиля мышления и структурных компонентов интеллекта у студентов гуманитарных и технических специальностей
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения интеллекта и стилей мышления. . . . . . . ……………………………………………………………. 3
9
1.1 Понятие интеллекта и основные походы к изучению интеллекта ….. 9
1.2 Особенности интеллектуального развития в юношеском возрасте……
1.3 Анализ проблемы стиля мышления в психологии …………………….
1.4 Характеристика стилей мышления …………………………………….. 23
34
43
Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей стиля мышления и структурных компонентов интеллекта у студентов гуманитарных и технических специальностей . . . . . . . . . . . . . . ………………………………..
51
2.1 Цели, задачи, гипотезы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
2.2 Организация и методика исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования……… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………
55
Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Приложения.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Актуальность исследования. В современном мире одной из приоритетных проблем в теории и практике среднего и высшего образования является проблема интеллектуального развития обучающихся. Для успешного обучения в колледже и университете необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, восприятия, внимания, памяти. Дифференциация учебных дисциплин, необходимость овладения научными понятиями различных наук и их специфической системой знаков способствует развитию теоретического мышления. Продолжается развитие вербальной функции интеллекта, активно развивается абстрактно-логическое мышление. С целью реализации индивидуального подхода к студентам, для составления рекомендаций по организации учебной и научной деятельности представляется актуальным исследование особенностей интеллекта студентов во взаимосвязи со стилями мышления.
В рамках стилевого подхода в психологии накоплен значительный эмпирический материал. Изучение проблемы стиля мышления в психологии осуществлялось в трех направлениях: изучение индивидуальных особенностей мышления в рамках исследований когнитивного стиля (Дж. Каган, И.Н. Козлова, М.А. Холодная, И.П. Шкуратова и др.); исследование психофизиологических механизмов, определяющих индивидуальное своеобразие мышления (Э.А. Голубева; Н.Н. Данилова, Н.Н. Крылова; П.В. Симонов и др.); изучение собственно стилей мышления, представляющих собой индивидуально-своеобразные способы выявления и формирования проблемной ситуации, а также способы поиска средств ее разрешения (А.А. Алексеев и Л.А. Громова; А.К. Белоусова и др.).
Типичная для субъекта система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, которую он преимущественно использует в процессах мыслительной деятельности, предопределяет различный уровень развития тех или иных стилей мышления. Стиль мышления находит свое отражение в постановке проблем (их глубине, широте), способах их решении, в повседневной жизни.
Выраженность тех или иных стилей мышления свидетельствует о наличии «внутри» опыта индивидуума определенных уникальных индивидуально-специфических механизмов регуляции его интеллектуальной активности.
Соответственно, проблематика стилей мышления представляет интерес именно как та потенциальная область психологического знания, где, возможно, будет найден вариант объединения общепсихологического и дифференциально-психологического аспектов изучения человеческого интеллекта с выходом на понимание природы индивидуального разума.
Цель исследования – изучение особенностей стиля мышления и структурных компонентов интеллекта у студентов гуманитарных и технических специальностей.
Теоретические задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ психологической литературы по проблемам стилей мышления.
2.Рассмотреть подходы к исследованию интеллекта.
3.Рассмотреть особенности интеллектуального развития в юношеском возрасте.
Методические:
1.Разработать программу эмпирического исследования;
2.Подобрать методики, адекватные задачам эмпирического исследования
Эмпирические задачи исследования:
1. Выявить особенности профиля и определить различия в показателях стилей мышления у студентов гуманитарных и технических специальностей.
2. Определить различия структурных компонентов интеллекта у студентов гуманитарных и технических специальностей
3. Выявить взаимосвязи стиля мышления и структурных компонентов интеллекта у студентов гуманитарных и технических специальностей.
Предмет исследования: особенности стиля мышления и структурных компонентов интеллекта у студентов гуманитарных и технических специальностей.
Объект исследования: студенты гуманитарных и технических специальностей.
Гипотезы:
1. Существуют различия в показателях стилей мышления и комплексов математических, конструктивных и вербальных субтестов у студентов гуманитарных и технических специальностей.
2. Существует как общее, так и различное во взаимосвязи стилей мышления и структурных элементов интеллекта у студентов гуманитарных и технических специальностей.
Теоретико-методологической основа исследования: подходы к изучению интеллекта Р. Амтхауэра, К. Спирмена, Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинина и других авторов, подходы к изучению стилей мышления А.К. Белоусовой и Р.Брэмсона и А.Харрисона, Р. Стернберга.
В исследовании применялись методы:
теоретические методы: теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по психологии;
эмпирические методы: тестирование
Методики исследования:
• Опросник «Стили мышления» (Р.Брэмсона и А.Харрисона, адаптированного А.А.Алексеевым);
• Опросник «Стили мышления»(А.К. Белоусова).
• Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра;
Статистические методы: количественно-качественный и статистический анализ результатов (описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни, критерий r-Спирмена).
Компьютерная обработка данных проводилась с использованием прикладной программы SPSS 20.0.
Достоверность результатов полученных результатов обеспечивалась обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций; применением комплекса методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, их валидностью, надежностью; репрезентативным объемом выборки; стандартизацией процедуры исследования; содержательным анализом и статистической обработкой данных, полученных в результате диагностики.
База исследования: Выборка составила 50 человек, из них 25 студентов 2 курса Ростовского юридического колледжа и 25 студентов 2 курса Ростовского строительного колледжа. В исследовании принимали участие студенты – юноши и девушки в возрасте от 18,5 до 20,5 лет.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что выявлены значимые различия в успешности выполнения комплекса конструктивных субтестов студентов технических специальностей. Выявлено, что использование студентами
Список использованных источников
1. Абрамова Н.В. Инновационный стиль мышления современного юриста // Вестник Университета Российской академии образования.- 2014.- №4.-с.71-73.
2. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Учебное пособие. Схемы – Москва: Владос-Пресс,2003.-288 с.
3. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2006,- 384 с.
4. Ананьев Б. Г., Степанова Е. И. Развитие психо-физиологических функций взрослых людей. – Москва: Педагогика, 1977.-192 с.
5. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. — 1994. — № 4.
6. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. Санкт-Петербург: Экономическая школа, 2007.-352 с.
7. Балабан Н.А. Тендерный тип мышления как реакция на классические образцы // Сборник тезисов конференции «Рациональное и иррациональное в современной философии // под. ред. Портнов А.Н. – Иваново, 1999. -354 с.
8. Белоусова А.К. Стиль мышления в психологии // Материалы Международной научно-практической конференции аспирантов. — Смоленск: СГГТУ, 2001. С. 40-45.
9. Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2002. –вып.2.- С. 360.
10. Белоусова А.К. Стиль мышления как проблема общей психологии // Психологические исследования в образовании.- Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2001.- С. 127-141.
11. Белоусова А.К., Пищик В.И., Синченко Т.Ю., Молохина Г.А. Стиль мышления: психодиагностика и возрастные различия. Учебное пособие.- Ростов-на-Дону: Изда-во ЮФУ, 2011.-168с.
12. Берулава Г.А. К проблеме стилевых особенностей мышления
Современные проблемы психологии мышления// Ежегодник. – Москва: Изд-во Московского государственного университета, 1995.-№ 2.-с.9-25.
13. Берулава Г.А. Новые тенденции в исследовании когнитивных стилей. Новые исследования проблемы когнитивных стилей в психологии // под ред. Берулава Г.А.-Москва: Российское психологическое общество, 1995.-вып.2.- с. 3-13
14. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. – Москва: Педагогическое общество России, 2001.- ч.1.-236с.
15. Бурцева И. Ю. Особенности взаимосвязи компонентов эмоциональной сферы, типов мышления и креативности у подростков и старшеклассников // Молодой ученый.- 2017. – №26. – С. 152-156.15
16. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. – Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2007.-152с.
17. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов.-Москва : Смысл,1998.-685с.
18. Выготский Л.С. Психология развития человека.- Москва: Изд-во Смысл; 2005. — 1136 с
19. Вильцан М.А. Актуализация диагностической направленности мышления в государственном образовательном стандарте по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» //Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева,- 2014- №5, -с.24-29.
20. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – Москва: Перспектива, 2018 .-542 с.
21. Воронцов Д.В. Тендерные исследования в психологии. Ростов-на-Дону: изд-во РГПУ, 2003. – 57с.
22. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психоло¬гии. М.: МГППУ; Смысл, 2011.-240с.
23. Величковский, Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания : учебное пособие : в 2 т. / Б. М. Величковский. – Москва: Академия, – 2008. – Т. 1.-448 с.
24. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Фонд «Мир». 2011.-352 с.
25. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии // Психология мышления. Москва,- 2011. – 401 с.
26. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию// Психология мышления. Москва,- 2011. – 401 с.
27. Головин. С.Ю.Словарь практического психолога. – Минск,- 2001-14с.
28. Гурова Л.Л. Психология мышления. Москва: Изд-во ПЕР СЭ.- 2005. – 136 с.
29. Гришина Н.В. Жизненный стиль: человек в контексте существования. Интегративный подход к познанию психологии человека.- Санкт-Петербург: РГПУ, 2017.
30. Дармограй В.М. Всеобщий смысл стиля мышления: Автореф. дис. Дармаграй В.М. канд. филос. наук.- Саратов: Саратовский государственный университет, 2000. – 16с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!