Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова

Лю Сяоя
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Первая глава «Классические женские образы и образ “новой женщины” в русской литературе» посвящена исследованию романов и повестей XIX века сквозь призму женских образов и особенностей женских образов в творчестве русских писателей. Во второй главе «Поэтика женских образов в прозе А. П. Чехова» рассматривается типология женских образов в прозе Чехова и формирование чеховского взгляда на женский вопрос.
Третья глава – «Чеховский сюжет в произведение китайской писательницы» представляет собой компаративный анализ женских образов в «Цветах запоздалых» Чехова и «Увядших цветах» Чжан Айлин. В заключении приведены основные выводы, полученные в результате проведенного исследования.

Введение ……………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Классические женские образы и образ «новой женщины» в

русской литературе …………………………………………………………………….. 7

1.1 Характерные черты женских образов в произведениях русской

литературы ……………………………………………………………………………. 7

1.2 Концепция «новой женщины» и пробуждение женского сознания

……………………………………………………………………………………………… 19

Глава 2. Поэтика женских образов в прозе А. П. Чехова ………….. 25

2.1 Формирование женских взглядов А. П. Чехова …………….. 25

2.2 Типология женских образов в прозе А. П. Чехова …………. 29

Глава 3. Чеховский сюжет в произведении китайской писательницы 47

Компаративный анализ женских образов в «Цветах запоздалых» Чехова

и «Увядших цветах» Чжан Айлин ……………………………………………. 47

Заключение ……………………………………………………………………………….. 55

Список использованной и цитируемой литературы ………………… 57

Диссертационная работа посвящена исследованию женских образов в прозе А. П. Чехова. Антон Павлович Чехов (1860-1904) – широко известен и признан одним из самых значительных писателей литературного поколения, завершившего эпоху выдающихся романистов, таких как Л.Н.Толстой и Ф. М. Достоевский, и предшествовавшего расцвету модернизма в Серебряном веке.
В своих произведениях Чехов использует простые сюжеты и в основном сосредотачивается на мелочах жизни, изображает жизнь русского общества своей эпохи. Произведения автора отмечены глубоким пониманием человеческого бытия.
От десятилетия к десятилетию наше представление о писателе и значении его литературного наследия — рассказов, повестей, публицистических произведений (таких, как «Остров Сахалин») и писем, — непрерывно обогащается, все отчетливее вырисовываются истинные масштабы его дарования, весомость его вклада в мировую культуру1.
Хотя его ранние тексты демонстрировали субъективные оценки и наблюдения, зрелые произведения Чехова отличались высочайшим эмоциональным балансом и стилистической точностью. Это рознит
1 См.: Бородавкин Л. В. А. П. Чехов: идейные и творческие искания: к 150-летию со дня рождения классика. Шебекино, 2009. С. 5.
3

произведения Чехова с религиозными отречениями Достоевского или психологическими мистификациями Гоголя. Благодаря особому литературному «почерку» Чехова часто считают мастером современного короткого рассказа и, возможно, одним из важнейших писателей всех времѐн, оказавшим большое влияние на мировую литературу.
Образ женщины является важной составляющей картины мира любого писателя. Говоря о художественном творчестве Чехова, необходимо отметить особую значимость в нѐм женских образов. В большинстве произведений писателя женские образы являются центральными в системе персонажей, оказываются функционально значимыми в сюжете, а следовательно, позволяют понять позицию писателя и отношение к женщине, приблизиться к его представлениям о мире и человеке, ценностным ориентирам, гендерным и культурным взглядам. Русский писатель и публицист А. М. Горький писал: «Чехов <...> один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, – друг, любящий еѐ, сострадающий ей во всем, и Россия… долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям…»2.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, поставлена цель и задачи исследования. Первая глава «Классические женские образы и образ ―новой женщины‖ в русской литературе» посвящена
2А. М. Горький и А. П. Чехов. Переписка. Статьи. Высказывания: Сборник материалов /
акад. наук СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М., 1951. С. 122–123.
4

исследованию романов и повестей XIX века сквозь призму женских образов и особенностей женских образов в творчестве русских писателей. Во второй главе «Поэтика женских образов в прозе А. П. Чехова» рассматривается типология женских образов в прозе Чехова и формирование чеховского взгляда на женский вопрос.
Третья глава – «Чеховский сюжет в произведение китайской писательницы» представляет собой компаративный анализ женских образов в «Цветах запоздалых» Чехова и «Увядших цветах» Чжан Айлин. В заключении приведены основные выводы, полученные в результате проведенного исследования.
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется необходимостью глубокого анализа женских образов и их развития в творчестве Чехова, а также представления о новой женщине и женском самосознании в русской литературе.
Предметом исследования является образ женщины в творчестве Чехова.
Материалом диссертации послужили прозаические произведения Чехова, относящиеся к разным периодам его творчества.
Объектом исследования является художественная проза Чехова.
Цель работы: рассмотрение основных женских образов, созданных
русскими писателями и Чеховым в его прозе.
5

Задачи работы:
1) Обосновать общность женских образов в литературе XIX в. и определить функции этих образов, их значение в конкретных произведениях и в творчестве Чехова.
2) Осмыслить особенности становления и развития представления о женском самосознании в творчестве Чехова.
3) Разработать типологию женских образов в произведениях Чехова.
4) Провести сравнительный анализ рассказов А. П. Чехова «Цветы
запоздалые» и Чжан Айлин «Увядшие цветы».

Женские образы в русской литературе разнообразны и интересны. В

литературе XIX века можно увидеть как героинь, укорененных в

патриархальной культуре, озабоченных лишь семейным счастьем, погоней за

романтической любовью, легкомысленных и не задумывающихся о своем

положении, так и рефлексирующих, сильных и независимых женщин,

имеющих собственное представление о жизни. Даже играя патриархальную

роль верной супруги, женщина могла изображаться как сильная личность:

такими, например, представали жены декабристов. Подобной внутренней

силой отмечена пушкинская Татьяна Ларина, сохранившая верность не

только супругу, но и своему слову, данному перед Богом.

Тургеневские девушки имеют в русской литературной культуре особое

значение. Несмотря на то, что в массовом сознании они представляют собой

некий традиционный идеал женственности, в них чувствуется сила духа и

свобода, которых порой не хватает персонажам-мужчинам, «лишним людям».

Это цельные, гармоничные личности.

Л. Н. Толстой создает в своих произведениях идеал женщины, он видит

женское назначение в материнстве. Однако при этом образ Анны Карениной,

несмотря на неоднозначное отношение к нему автора, служит примером хоть

и не нашедшей счастья, но решительной героини, отважившейся бросить

вызов светскому обществу.
Анализ чеховских текстов показывает, что, работая над своими

рассказами, писатель создал разные типы женских образов. Чеховские

героини – это женщины, обладающие разным социальным статусом, уровнем

образования, интересами. Писатель создает образы женщин, погруженных в

мечтания о романтической любви, растворившихся в жизни семьи и супруге,

а также героинь, в той или иной мере отказавшихся от роли, предписанной

им патриархальным устройством мира. Независимо от того, счастливы ли эти

героини, сочувствует ли им читатель или осуждает их, Чехов, оставаясь

верным принципу правильной постановки вопросов, изображает их в первую

очередь как личностей, вынужденных решать простые и сложные проблемы,

встретившиеся на их жизненном пути.

Выход к общечеловеческой проблематике делает чеховские тексты

понятными для самых разных читателей, принадлежащих к разным

культурам, говорящих на разных языках, обладающих разным уровнем

знания русской истории. Вероятно, именно этим объясняется возможность

обнаружить сходства чеховских текстов с таким, казалось бы, далеким от них

материалом, как современная китайская литература, что мы попытались

сделать в третьей главе нашего исследования.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет