Политический лидер и политическая команда в системе политического менеджмента
Принято считать, что в имидже политика наиболее важны следующие группы черт:
• индивидуально-личностные черты (исключительность, уверенность в себе, сила);
• социальные черты (позиция «служителя общества», проявления заботы о людях, знание их проблем);
• личностно-энергетические черты (энтузиазм, оптимизм, способность вызывать положительные эмоции);
• социально-энергетические черты (умение влиять на людей, решительность, напористость);
• социально-нравственные черты (высокие моральные качества).
Такого рода наборы черт широко варьируются в разных странах и на разных этапах исторического процесса.
В России акцент делается на такие черты как: харизма, интеллект, нрав-
ственность, отношение (к стране, народу, соратникам, самому себе); поведение и деятельность (лидерское – в экстремальные моменты и в обыденной жизни) .
Выделим составляющие имиджа:
• Его целесообразность, в том числе и экономическая. Удачно то, что обеспечивает продвижение к цели;
• Экономическая целесообразность имиджа;
• Планируемость и контролируемость, то есть соответствие имиджа критериям практического менеджмента;
• Надежность;
• Узнаваемость имиджа;
• Отражение потребностей общества в таком имидже;
• Доверие к имиджу со стороны общественности.
Технологии имиджмейкинга как деятельности компетентных специалистов по созданию имиджа при всей своей содержательности не могут добавить лидеру качества личностного свойства, способствующие достижению определенны им целей. Однако, понимая глубинную психологию людей в любом обществе, необходимо воздействовать на так называемые стереотипы в подсознании с помощью простейших психофизических средств, определяющих характер восприятия картинки, цвета, формы, звука. Комбинируя цвета, картинки, звуки и форму. Сочетая эти элементы, становится возможным создание нового мифа, соответствующего архетипу данной общности людей .
Политики охотно пользуются во время своих выступлений всеми так называемыми «коммуникационными ловушками». А политическая команда, подсчитывая повторение тех или иных слов в тексте, определяет эмоциональную окраску речи, фиксируют мимику, жесты политика при затрагивании определенных проблем. Имидж в политике создается, прежде всего, с помощью языка. Политический язык является весьма символичным, так как апеллирует не к конкретному значению слова, а к его эмоциональной составляющей. Политтехнологи и специалисты PR во все времена широко используют эмоционально нагруженные слова с тем, чтобы вызвать определенное отношение населения как к предмету речи, так и к тому, кто ее произносит. Эмоционально нагруженные слова и ценностная информация побуждают в людях определенную стереотипную реакцию.
При создании долгосрочного имиджа лидера требуется имиджевая стратегия.
Прежде всего, имидж должен сформировать определенное мнение о политике. Он должен:
• удовлетворять информационные потребности аудитории;
• играть оценочную роль;
• реализовывать познавательную функцию (внушать определенную «картину мира);
• противодействовать страхам и минимизировать тревожность.
Посредством реализации этих функций имидж мотивирует определенное социально-политическое поведение у населения, тем самым, определяя в том числе и электоральный выбор .
Структура имиджа представляет собой некий особый набор ролей, объединенных внутренней логикой. Формирование полноценного имиджа возможно только через использование совокупности образов-прототипов, каждый из которых конкретизируется в той или иной мере. Сначала имиджмейкер определяется с прототипом, на основе которого и будет строиться имидж лидера. Исключительно крупные исторические фигуры способны быть прототипами. При этом отсылка к таким фигурам носит косвенный характер.
«Имидж любого политика восходит к архетипу Героя-лидера… Проекция данного архетипа на конкретную личность придает ей тот ореол, поднимает личность над ситуацией и над ней самой» . Доказательством способности политика побеждать, как Героя являются конкретные факты из его биографии.
Усиливаются мифологические черты политика, вспоминается его героическое прошлое, противопоставляемое настоящему. Главной задачей лидера становится преображение окружающей его действительности. Здесь и разыгрывается героическая роль политика. Такой сценарий довольно часто и успешно применяется в политике. А работает» он потому, что наша психика позволяет манипулировать нами.
Имидж находится между конкретной индивидуальностью лидера и выбранным абстрактным образом – архетипом. Архетип существует в виде определенного набора вариантов. Эти типы фиксируются через набор имиджей личностей прошлого, уже прошедших путь восхождения над ситуацией. В структуру имиджа лидера входят как его реальные черты, так и те черты, которые ему приписываются. Сила имиджа во многом определяется способностью проецирования на лидера черт, задуманных имиджейкером. Проекция – это «психологический механизм, благодаря которому собственное содержание бессознательного приписывается другому лицу» .
Коллективная проекция архетипа Героя на определенную политическую личность является механизмом формирования имиджа лидера. Но управление этой проекцией становится возможным только, когда в самом лидере присутствуют элементы, обладающие, хотя бы, неким внешним сходством по отношению к проецируемому образу . Но первостепенную роль для создания имиджа играет не внешнее сходство лидера с выбранным прототипом, и даже не речь и одежда политика, а его конкретные поступки.
Тем ни менее, основным компонентом имиджа политического лидера сегодня выступают лицо, прическа и другие «черепно-лицевые признаки», затем идет одежда и аксессуары, а после этого – мимика и жестикуляция .
Такие факты биографии как место рождения, социальное происхождение, рассказ о родителях должны постепенно переходить в своеобразный отчет о собственных достижения и успехах. Важно понимать, что создавая имиджевую биографию, необходимо своевременно учитывать, возможность использования ее политическими противниками.
В деле успешного создания имиджа политического лидера не может быть мелочей.
Важной характеристикой эффективного имиджа является его «конгруэнтность». Совершенно недостаточно убедительной риторики -необходимо, чтобы она совпадала с невербаликой (жесты, мимика), а также – с поступками.
• Имидж того или иного объекта в политике направлен на различные социальные группы, поэтому необходимо учитывать особенности поведения каждой из этих групп и использовать те виды коммуникации, которые наиболее подходят для данной аудитории. Имидж как яркий феномен имеет как символическую, так и реальную составляющие. Он направлен на реальных людей и предполагает ответную реакцию.
• Что представляет собой хороший (оптимальный) политический имидж? Набор вариантов выглядит следующим образом:
• актуальный имидж (имидж, адекватный взглядам целевых групп политика, партии, движения и т.д.);
• наступательный имидж (когда взгляды целевых групп перестраиваются под искусственно созданный имидж);
• «библейский» имидж (совокупность абстрактно хороших позиций, принимаемых всеми);
• сочетание указанных элементов.
Подведем некоторые итоги:
• во-первых, имидж – это публичное «Я» человека, объем характеристик которого должен подлежать целенаправленному отбору, воздействующему определенным образом на сознание людей;
• во-вторых, наиболее важными в имидже лидера являются индивидуально-личностные, социальные, личностно-энергетические, социально-энергетические, социально-нравственные черты;
• в-третьих, для создания долгосрочного имиджа лидера политической командой формируются имиджевая биография и имиджевая стратегия;
• в-четвертых, имидж лидера строится на основе выбранного прототипа, через который проступает индивидуальность лидера;
• в-пятых, связующим звеном между имиджем лидера и выбранным архетипом является поступки политика, от них и от удачной имиджевой легенды зависит успешность продумываемого имиджа;
• в-шестых, в создании имиджа важна каждая мелочь – поставленная речь, отработанные жесты и мимика, продуманные одежда и аксессуары станут последними штрихами в имидже политического лидера.
Феномен политического лидерства продолжает находиться в области изучения современной науки. Однако в современных условиях, как и на протяжении всего исторического процесса, один человек, каким бы харизматичным и исключительным он не был, не способен ни придти к власти, ни удержаться в ней без поддержки и деятельности политической команды. Изучение феномена политической команды процесс достаточно недавний для отечественной науки. Однако в зарубежных странах гораздо раньше начали уделять внимание проблемам формирования и становления политически команд. Пришло осознание, что современная политика осуществляется ни одной личностью, а группой людей. Отдельные исключения в виде харизматических лидеров-одиночек уходят в прошлое, вместе с ярким проявлением крайности такого правления – тоталитарным режимом. Однако по мере развития и стабилизации любого общества возможно проявление иной крайности – бюрократии. На место лидеров-харизматиков приходят лидеры-бюрократы. Для устранения таких негативных явлений в политике, нами видится, актуальным изучение не только политического лидера как центрального субъекта политического управления, но и политической команды как важнейшего звена такого управления. Наиболее полное и всестороннее изучение двух этих субъектов не возможно без анализа их взаимодействия друг с другом. В этом нам и видится актуальность выбранной темы исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Специальная литература.
1.1 Абрамович, Н. Я. Т. Карлейль и Р. Эмерсон. (Мир в откровении мистического индивидуализма.) / Н. Я. Абрамович // Русская мысль. – М., – Год тринадцатый, кн. . – С. 67-97 ; год тринадцатый, кн. XI. – С. 54-75.
1.2 Бодди Д., Пэйтон Р. «Основы менеджмента», С – П, Питер, 1999. 560 с.
1.3 Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремина. – М.: Юнити, 2007. – 327 с.
1.4 Бутырина М.В. Политология: Учебно-методическое пособие. – Иваново, ИГЭУ, 2005, 252 с.
1.5 Вебер М. Политические работы. – М.: Праксис, 2003. — 424 с. — (Серия «Образ общества»).
1.6 Всемирная энциклопедия: Философия / главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор. 2001. 1312 с.
1.7 Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография. – М.: Прометей, 2004. – 328 с.
1.8 Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама: Учеб. пособие для. студентов вузов / Т. Э. Гринберг. — 2-е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 2012. 280 с.
1.9 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. URL: http://slovardalja.net/word.php (дата обращения: 13.03.2017).
1.10 Егорова-Гантман Е.В. Политиками не рождаются… – М.: Центр политического консультирования «Николо М», 1993. – 142 с.
1.11 Зимина В.Д., Борисов Н.А. Политическое управление: Учебник. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008. – 367 с.
1.12 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник.
М.: Юристъ, 2002. – 511 с.
1.13 История политических и правовых учений: Учебник для
вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф.В. С. Нерсесянца. —4-еизд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. – 944 с.
1.14 История политических и правовых учений : учебник / под ред. О. Э. Лейста. М., 2000. – 568 с.
1.15 Ланцов С.А. Политология. СПб.: 2011 – 544 с.
1.16 Лебон, Густав. Психология социализма. Полный и точный пер. с фр. 5-го изд. с портр. авт. и предисл. его к рус. изд. / Густав Ле Бон. – 2-е изд. (9-я тыс.). – Санкт-Петербург : С. Будаевский, 1908. – 376 с.;
1.17 Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии. История, теория, практика. – М., 2000.
1.18 Карасев В.И. Феномен политического лидерс- тва. – М., 2000.
1.19 Козырев Г.И. Политология: Учебное пособие. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010. (Гл. 17. Политическое управление). – 368 с.
1.20 Колесников В.Н., Семенов В.А. Политический менеджмент: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 320 с.
1.21 Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов. – М.: Инфра-М, 2008. – 304 с.
1.22 Коротец И.Д. Управление политическое // Политология. Словарь. М.: РГУ, 2010. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology (дата обращения: 17.03.2017).
1.23 Котляров И. В. Социология лидерства: теоретические, методологические и аксиологические аспекты / Ин-т социологии НАН Беларуси. – Минск: Беларус. навука, 2013. – 481 с.
1.24 Кошелюк, М. Е. Технологии политических выборов / М. Е. Кошелюк. – СПб. : Питер, 2004. – 239 с.
1.25 Лейбенстайн X. Эффект присоединения, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупа- тельского спроса. – СПб. : Экономическая школа, 2003, с. 320.
1.26 Максимов А.А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов. Российский опыт. – М. : Дело, 1999, с. 22.
1.27 Марр Р. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / под. ред.Г. Шмидта. – М.: Издат-во МГУ, 2007. – 528 с.
1.28 Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 687 с.
1.29 Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. 976 с.
1.30 Ольшанский Д. В. Политический PR. СПб.: Питер, 2003. 544 с.
1.31 Политика [Текст] / Аристотель ; [пер. с древнегреческого С. А. Жебелева, М. Л. Гаспарова]. – Москва : АСТ : Астрель, 2012. – 393 с.
1.32 Политический менеджмент: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.И. Жукова, А.В. Карпова, Л.Г. Лаптева, О.Ф. Шаброва. М.: Изд-во Институтапсихотерапии, 2004. 944 с.
1.33 Почепцов, Г. Г. Имиджелогия / Г. Г. Почепцов. – М. : Рефл-бук, 2006. – 576 с.
1.34 Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: «Рефл-бук», 2005. 640 с.
1.35 Пугачёв В.П. Политическое лидерство / В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв // Введение в по- литологию. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 477 с
1.36 Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: учеб. пособие. М.: Дело, 2002. – 400 c.
1.37 Разуваев В.В. Комментарии к Государю Макиавелли М.-СПб.: Центр Гуманитарных инициатив, 2014. — 528 с.
1.38 Сащенко Н.П. Политическое лидерство / Н.П. Сащенко // Политология: Отв. ред. В.С. Комаровский. – М.: РАГС, 2002. – 520 с.
1.39 Словарь по политологии / отв. ред. В.Н. Коновалов. – Ростов-на-Дону: РГУ, 2001. – 285 с.
1.40 Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов/А. И. Соловьев -М.: Аспект Пресс,
2003. – 559 с.
1.41 Философская энциклопедия. В 5-х т. / Под ред. Ф. В. Константинова. Т. 5. М.: Советская энциклопедия, 1970. 740 с. (Т. 5)
1.42 Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: уч. пособие для вузов / Ю.А. Цыпкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 506 с.
1.43 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. — М.: Высш, школа, 1981. 374 с.
1.44 Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994. — 320 с.
3. Научные публикации
3.1 Гостева О.В. Оценка эффективности работы команды проекта. Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2009. № 2 (23). С. 296-299.
3.2 Гуревич П.С. Имидж России в процессе глобализации. Век глобализации. – 2009. – №2. – С. 178–191.
3.3 Дятлов В.А. Как оценить специалиста? / Дятлов В.А. // Управление персоналом. 2006. – № 9. – С.18-25.
3.4 Лейченко О. Ф. – Политическое лидерство в трудах китайских философов Концепт – 2014г. №10. С. 1-6.
3.5 Нечаева И.И. Оценка профессиональных знаний и опыта персонала / И.И. Нечаева // Труд и социальные отношения. – 2005. – № 4 (8). – С.69-72.
3.6 Новикова, Е. Н. Технологии и механизмы формирования имиджа политического лидера / Е. Н. Новикова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2009. – № 2 (10). – С. 19–25.
3.7 Санжаревский И.И. Политическое управление и российская государственность // Проблемы модернизации российской государственности: стратегии, институты, акторы: сборник научных трудов (по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию ГОУ ВПО “Саратовская государственная академия права. 2010. – С. 81-85.
3.8 Селиверстова Ю. А. Имидж политического лидера: создание, внедрение, актуализация / Ю. А. Селиверстова // Общенациональный научно-политический журнал «Власть» — М., 2011. — № 1. С. 71−73.
3.9 Смоляр А.В. Политическое лидерство: определение, типология, функции и современные тенденции развития// Вестник Забайкальского государственного университета. – 2007. – №3. – 168-174 с.
3.10 Федорченко С.Н., Рыбина М.В. Методология политического менеджмента как разновидность прикладной политологии // «Известия МГТУ «МАМИ». Москва: Московский государственный технический университет «МАМИ», 2013, № 1 (15), т. 6, стр. 77–81.
3.11 Шашлов М. Н. Политический имидж как актуальный предмет исследования // Актуальные проблемы политологии: сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов / отв. ред.: д. ф. н., проф. В. Д. Зотов. М.: МАКС Пресс, 2001.С. 84-92.
4. Диссертации и авторефераты диссертаций.
4.1 Галлямов А.Р. Лидер и имидж лидера в современном политическом процессе: про- блемы концептуализации и медиатизации: Автореф. дис… канд. полит. наук. – М., 2003. – 27 с.
4.2 Ниязмамедов Р.Т. Рынок труда и оценка персонала как фактор его развития: автореф. дис. канд. эк. наук / Р.Т. Ниязмамедов. – М., 2004. – 24 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!