Постапокалиптический сюжет в американском кино 1990—2000-х гг.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена анализу функционирования постапокалиптического сюжета в американском кино 1990-2000-х гг. Объект изображения и художественного осмысления постапокалиптики – жизнь выживших в мире после глобального катаклизма. Произведения с постапокалиптическим сюжетом формируют значительный пласт современной популярной культуры. Многочисленные книги, фильмы, компьютерные игры с постапокалиптическим сюжетом выступают не только в качестве развлечения, но и в роли терапии страхов аудитории. В рамках данной работы предпринята попытка включить в общий контекст постапокалиптической традиции особое направление научной фантастики – киберпанк, или «технологическую» постапокалиптику, получившую наибольшее распространение в американской литературе 1980-х и кино 1990-х гг. Актуальность данного исследования обусловлена стабильно высоким интересом к постапокалиптике со стороны исследователей и общества в целом. Результаты данной работы позволяют пересмотреть некоторые аспекты традиционного определения постапокалиптики и расширяют интерпретационное поле значительного корпуса произведений популярной культуры в контексте анализа комплекса мифов, сформировавших американскую национальную идентичность. Научная новизна заключается в анализе сравнительно нового материала и попытке переопределения устойчивой классификации постапокалиптических произведений. Цель данного исследования заключается в анализе развития и выявлении ключевых характеристик постапокалиптики в 1990–2000-х гг. на материале американского кино. Объектом исследования являются американские постапокалиптические кинофильмы рубежа XX–XXI вв., а также некоторые литературные произведения с постапокалиптическим сюжетом. Предметом исследования является специфика реализации и функционирования постапокалиптического сюжета и его ключевых мотивов в популярных произведениях американской культуры. Методологической основой исследования послужил культурно-исторический метод в сочетании с методом структурного анализа как наиболее эффективные для решения поставленных задач. Также для анализа кинотрилогии «Матрица» были использованы некоторые методы структурного психоанализа Ж. Лакана, что обусловлено характером материала. Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка. Объём работы составляет 123 страницы. Во введении формулируется цель и задачи работы, а также предлагается краткий обзор теоретической базы исследования. Первая глава «Апокалипсис и постапокалипсис: от мифа до серийного сюжета» представляет собой обзор существующих представлений о мифологеме апокалипсиса в разные исторические периоды, анализ функционирования финалистского сюжета в постмодернистской парадигме, определение постапокалиптики в сравнении с апокалиптикой и выделение ключевых этапов ее развития. Вторая глава «Постапокалиптический сюжет в контексте американской национальной культуры» раскрывает сущность влияния национальных мифов и религиозного мировоззрения американцев на реализацию и трансформацию постапокалиптического сюжета в популярной культуре. Третья глава «Американское постапокалиптическое кино 1990–2000-х: технологическая антиутопия» представляет собой попытку выделить ключевые черты, характеризующие киберпанк как специфическое направление постапокалиптики, получившее широкое распространение на рубеже веков. Также в третьей главе представлен анализ кинотрилогии «Матрица» в контексте выделенного комплекса мотивов киберпанка. В результате проведенного анализа было выявлено, что в фильмах киберпанка находит отражение свойственная американскому мировоззрению тенденция к переписыванию истории в отношении как коллективного, так и индивидуального прошлого. Желание «начать все сначала», как уже было отмечено, является характерным признаком постапокалиптического повествования и выступает в качестве индикатора неудовлетворенности актуальным состоянием бытия, стремлением добраться до первооснов и «истинных» ценностей. Произведения киберпанка демонстрируют преимущества эскапистского отказа от физического мира в пользу виртуального пространства, которое осмысляется как непокоренная, не освоенная человеком зона, новый фронтир. Хакер, образ которого генетически восходит к легендарной фигуре американского ковбоя, противостоит капиталистическому обществу и наполняет виртуальную реальность человеческими смыслами. Реактуализация исходных ценностей, как это показано в кинотрилогии «Матрица», оказывается возможной исключительно через разрыв цикличности времени и реабилитацию физического мира и телесности.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена анализу функционирования постапокалиптического сюжета в американском кино 1990-2000-х гг. Объект изображения и художественного осмысления постапокалиптики – жизнь выживших в мире после глобального катаклизма. Произведения с постапокалиптическим сюжетом формируют значительный пласт современной популярной культуры. Многочисленные книги, фильмы, компьютерные игры с постапокалиптическим сюжетом выступают не только в качестве развлечения, но и в роли терапии страхов аудитории.
Постапокалиптика возникает на основе научной фантастики в XIX в. Ранние произведения с постапокалиптическим сюжетом, такие как поэма Ж.-Б. де Гренвиля «Последний человек» (1805) и одноименный роман М. Шелли (1826), представляются спорадическим явлением и получают неоднозначный отклик у широкой публики. Период расцвета постапокалиптики приходится на XX в. Во время пика ядерной паранойи, когда мир сталкивается с прежде невиданной угрозой тотального уничтожения, писатели и режиссеры создают канонические произведения постапокалиптики, закладывающие основы для последующих трансформаций. На этом этапе популярный жанр разделяется на два направления: постапокалиптику-предупреждение, с дидактической серьезностью описывающую мрачные картины катастрофичного будущего и призывающую принимать все возможные меры по предотвращению масштабных катаклизмов, и на игровую постапокалиптику, в большей степени ориентированную на развлечение публики. Именно последняя модель оказалась более продуктивной и сохранилась вплоть до сегодняшнего дня.
В качестве наиболее репрезентативных течений постапокалиптики традиционно выделяют два генетически связанных подвида: «постапокалипсис пустошей» и «зомби-апокалипсис». В рамках данной работы предпринята попытка включить в общий контекст постапокалиптической традиции особое направление научной фантастики – киберпанк, или «технологическую» постапокалиптику, получившую наибольшее распространение в американской литературе 1980-х и кино 1990-х гг. Предтечей киберпанка считается полнометражная лента Ф. Ланга «Метрополис» (1926), первыми классическими кинолентами, задавшими стандарты направления, – фильм Р. Скотта «Бегущий по лезвию» (1981), «Трон» С. Лисбергера (1982), «Терминатор» Дж. Кэмерона (1984) и др. В 1990-е гг. на волне всеобщей компьютеризации киберпанк становятся по-настоящему массовым: «технологическая» постапокалиптика воспроизводится не только в оригинальных произведениях, но и в их многочисленных продолжениях, формируются известные медиафраншизы, основанные на самых популярных сеттингах («Терминатор», «Робокоп», «Матрица» и т. д.)
Актуальность данного исследования обусловлена стабильно высоким интересом к постапокалиптике со стороны исследователей и общества в целом. Результаты данной работы позволяют пересмотреть некоторые аспекты традиционного определения постапокалиптики и расширяют интерпретационное поле значительного корпуса произведений популярной культуры в контексте анализа комплекса мифов, сформировавших американскую национальную идентичность. Научная новизна заключается в анализе сравнительно нового материала и попытке переопределения устойчивой классификации постапокалиптических произведений.
Цель данного исследования заключается в анализе развития и выявлении ключевых характеристик постапокалиптики в 1990–2000-х гг. на материале американского кино. Данная цель предполагает решение следующих задач:
выявить истоки апокалиптической мифологемы, охарактеризовать ее функционирование и проанализировать сложившиеся в ХХ в. социально-философские культурные тенденции «конца истории»;
дать определение постапокалиптике, выделить ее сюжетную схему и основные мотивы, разграничить апокалиптический и постапокалиптический сюжеты;
кратко охарактеризовать историю развития постапокалиптики и выявить причины ее актуальности;
выделить ядерный комплекс американских национальных мифов и мировоззренческих установок, повлиявших на представления об апокалипсисе, и рассмотреть их отражение в современном американском постапокалиптическом кино;
охарактеризовать с историческую ситуацию рубежа XX–XXI вв. и выявить особенности развития постапокалиптики на этом этапе;
проанализировать кинотрилогию «Матрица» как репрезентативный образец технологической постапокалиптики в рамках системы художественных мотивов и образов, типичных для развития жанра в соответствующий период.
Объектом исследования являются американские постапокалиптические кинофильмы рубежа XX–XXI вв., а также некоторые литературные произведения с постапокалиптическим сюжетом. Предметом исследования является специфика реализации и функционирования постапокалиптического сюжета и его ключевых мотивов в популярных произведениях американской культуры.
Методологической основой исследования послужил культурно-исторический метод в сочетании с методом структурного анализа как наиболее эффективные для решения поставленных задач. Также для анализа кинотрилогии «Матрица» были использованы некоторые методы структурного психоанализа Ж. Лакана, что обусловлено характером материала.
В настоящее время постапокалиптическая тема в культуре США кажется недостаточно изученной в отечественной гуманитарной науке. Среди работ на русском языке прежде всего нужно упомянуть диссертацию А. Б. Санданова «Постапокалиптический сюжет в американском кино: история развития и место в современном кинематографе», в которой представлен наиболее обширный и детальный анализ данной проблематики. В то же время в западной гуманитаристике существует значительный корпус работ, посвященных постапокалиптике. В данном исследовании использовались теоретические положения, изложенные в трудах Т. Хефферман, Х. Муна, Э. А. Харрис, С. Бьюкатмана, Ш. Бен-Тов и др. В работе Т. Хефферман «Постапокалиптическая культура: модернизм, постмодернизм и роман XX столетия» приводится комплексный анализ историко-культурного контекста соответствующего периода в его связи с концепцией «конца истории» и апокалипсиса, в результате чего выдвигается гипотеза о тотальном характере финалистского дискурса. В диссертации Х. Муна «Постапокалиптический поворот: изучение современного апокалиптического и постапокалиптического нарратива» проводится анализ функционирования апокалиптического сюжета, реализующегося «без основной предпосылки», т. е. без единой глобальной катастрофы, вследствие чего человечество входит в зону (пост)апокалипсиса, даже не замечая этого.
В поле осмысления западной философии постапокалипсис чаще всего ассоциируется с представлениями о «конце истории», получившими наиболее широкое распространение в постмодернистской парадигме. Появляется убеждение в исчерпанности любых универсальных форм бытия, поиск и воспроизводство которых было смыслом истории. Финалистский дискурс актуализирует не только тему конца истории и конца цивилизации, но и самых разнообразных конечных проектов: «конца социального», «конца демократии», «смерти языка», «смерти субъекта» и т. д. Укорененность постапокалиптики в американской культуре продемонстрировал Ж. Бодрийяр в эссе «Америка» (1986), раскрыв сущность противоречия «саморазрушающейся конструкции» американской утопии на фоне характерного постапокалиптичного ландшафта.
Теоретической основой для историко-культурологического анализа национальных мифов, благодаря которым сложилась американская идентичность, послужили труды отечественных и западных ученых: К. С. Гаджиева, Р. Слоткина, С. Хантингтона, Д. Бурстина, А. Шлезингера, Ф. Дж. Тернера, Г. Н. Смита, Л. Маркса и др. Религиозный аспект эсхатологических ожиданий был исследован с опорой главным образом на работы М. Н. Могилевич, В. Э. Шляпентоха, М. А. Туманова. При рассмотрении постапокалиптической проблематики в социально-философском осмыслении использовались работы П. Рикера, Э. Левинаса, Р. Арона, Н. А. Бердяева и др. Привлечение обширного материала позволило дать явлению постапокалиптики многоуровневую характеристику, выделить ее истоки, разграничить ее со смежными феноменами и определить зону функционирования соответствующего сюжета и мотивов на современном этапе.
Несмотря на наличие иллюстративных отсылок к литературным произведениям, в работе не ставилась задача охарактеризовать интермедиальный аспект взаимодействия художественных фильмов с их литературными первоисточниками; при этом анализ кинофильмов осуществлялся главным образом в культурно-историческом аспекте.
Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка. Объём работы составляет 123 страницы. Во введении формулируется цель и задачи работы, а также предлагается краткий обзор теоретической базы исследования. Первая глава «Апокалипсис и постапокалипсис: от мифа до серийного сюжета» представляет собой обзор существующих представлений о мифологеме апокалипсиса в разные исторические периоды, анализ функционирования финалистского сюжета в постмодернистской парадигме, определение постапокалиптики в сравнении с апокалиптикой и выделение ключевых этапов ее развития. Вторая глава «Постапокалиптический сюжет в контексте американской национальной культуры» раскрывает сущность влияния национальных мифов и религиозного мировоззрения американцев на реализацию и трансформацию постапокалиптического сюжета в популярной культуре. Третья глава «Американское постапокалиптическое кино 1990–2000-х: технологическая антиутопия» представляет собой попытку выделить ключевые черты, характеризующие киберпанк как специфическое направление постапокалиптики, получившее широкое распространение на рубеже веков. Также в третьей главе представлен анализ кинотрилогии «Матрица» в контексте выделенного комплекса мотивов киберпанка. Стоит отметить, что исследованное течение не охватывает весь корпус постапокалиптических фильмов за соответствующий период: выбор одного репрезентативного направления обусловлен в первую очередь заданным объемом работы.
В условиях постмодернистской парадигмы современной культуры происходит активное тиражирование постапокалиптического сюжета, отвечающее на запрос популярной культуры. Изменившаяся реальность рубежа веков обусловила появление специфического течения постапокалиптики – киберпанка. Как было показано, в произведениях киберпанка обычно реализуется формула Г. Дозуа «high tech, low life»: повествование фокусируется на выживании персонажей в высокотехнологичном обществе на фоне урбанизированных пейзажей. Исходя из традиционного определения постапокалиптики, исследователи часто не рассматривают киберпанк как направление данного жанра, поскольку, несмотря на детальность в изображения мира, вошедшего в зону под знаком «пост-» (постинформационного общества, постгуманизма и постистории в целом), в произведениях киберпанка иногда отсутствует одномоментная эксплицитная онтологическая катастрофа.
В данной работе был проанализирован комплекс американских национальных мифов, отраженных в постапокалиптике, и выделен ряд ключевых мотивов – богоизбранность и богооставленность, одиночество, память, обновление, смерть. Также были проанализированы рецептивные особенности американцев, актуализирующиеся при анализе проблемы экспансии техники и технологии и инициирующие деятельность катастрофического сознания. Пользуясь терминами Л. Маркса, на современном этапе можно констатировать безальтернативную капитуляцию «сада» перед «машиной», что приводит к невротическому ожиданию технологического конца света. Киберпанк демонстрирует корреляцию между порабощением человека техникой и девальвацией моральных ценностей: благодаря технологическим достижениям человеку становятся доступны новые способы модификации не только окружающего пространства, но и собственного тела, что ведет к потере и подмене собственно человеческих смыслов. Подобные тенденции воспринимаются как непосредственное свидетельство конца человеческой истории. Действительно, антиутопичные миры киберпанка в скрытой форме пережили собственный финал и вошли в зону постапокалипсиса, где концепция линейной истории цивилизации терпит поражение и сменяется цикличностью.
В фильмах киберпанка находит отражение свойственная американскому мировоззрению тенденция к переписыванию истории в отношении как коллективного, так и индивидуального прошлого. Желание «начать все сначала», как уже было отмечено, является характерным признаком постапокалиптического повествования и выступает в качестве индикатора неудовлетворенности актуальным состоянием бытия, стремлением добраться до первооснов и «истинных» ценностей.
Произведения киберпанка демонстрируют преимущества эскапистского отказа от физического мира в пользу виртуального пространства, которое осмысляется как непокоренная, не освоенная человеком зона, новый фронтир. Хакер, образ которого генетически восходит к легендарной фигуре американского ковбоя, противостоит капиталистическому обществу и наполняет виртуальную реальность человеческими смыслами, тем самым перенося существующие социальные проблемы в новую плоскость. Реактуализация исходных ценностей, как это показано в кинотрилогии «Матрица», оказывается возможной исключительно через разрыв цикличности времени и реабилитацию физического мира и телесности.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!