Поставка товаров (работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд с участием корпоративных юридических лиц
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование закупочной деятельности в РФ и за рубежом 10
1.1. История законодательного регулирования закупочной деятельности в России …………………………………………………………………….……..10
1.2. Правовое регулирование отношений по закупке товаров (выполнения работ, оказания услуг) для государственных и муниципальных нужд в РФ 19
1.3. Правовая основа регулирования отношений по закупке товаров (выполнения работ, оказания услуг) для государственных и муниципальных нужд за рубежом (на примере США) 36
Глава 2. Правовая характеристика государственного (муниципального) контракта с участием корпоративных юридических лиц 49
2.1. Понятие и особенности государственного (муниципального) контракта 49
2.2. Содержание государственного (муниципального) контракта 59
2.3. Отдельные проблемы заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта 70
Заключение 87
Библиография. 92
Актуальность темы исследования. Актуальность настоящей магистерской диссертации определяется проведением анализа поставки товаров (работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд с участием корпоративных юридических лиц.
Важность рассмотрения настоящей темы по нашему мнению заключается в том, что, во-первых, выполнение государственного заказа выступает в качестве инструмента эффективного осуществления публично-правовым образованием возложенных на него функций и, как следствие, реализуются потребности всего общества. Так, например, путем заключения государственного контракта поддерживается необходимый уровень обороноспособности и безопасности страны, обеспечено надлежащее функционирование экономической и образовательной систем.
Во-вторых, формально-определенные способы закупки товаров для государственных или муниципальных нужд по своей сути можно назвать средством поддержки малого и среднего бизнеса, стимулом для развития регионов и муниципалитетов. В данном случае мы согласны с позицией К.А. Зимина: “если государством используются открытые для общества и экономически обоснованные формы удовлетворения своих нужд, то коммерческие организации получают возможность участия в этом процессе на основе честной конкуренции, что стимулирует их развитие” .
Кроме того, для Российской Федерации на сегодняшний момент гражданско-правовое регулирование отношений по удовлетворению государственных нужд является наиболее приемлемым по следующим причинам. Во-первых, российское гражданское право создавалось и в последующем всегда развивалось на основе признания монизма частного права, поэтому структура и внутренняя логика ГК РФ не позволяют (без ущерба для концептуальной основы) разместить в нем общие положения о предпринимательских, потребительских договорах, государственных (муниципальных) контрактах.
Во-вторых, на протяжении всей российской истории государство всегда определяло основные направления гражданско-правового развития, в зависимости от чего происходило или сужение, или расширение сфер использования договора, но именно в гражданско-правовой сфере существует возможность создать реальную зону свободы, так как здесь государственная власть пыталась и пытается воздержаться от непосредственного властного вмешательства.
В-третьих, хотя сегодняшняя особенность гражданско-правового положения казны состоит в том, что она участвует в гражданских правоотношениях через систему государственных органов, предприятий и учреждений, наделенных, как правило, правами юридического лица, в то же время в определенных случаях она не только отвечает по обязательствам последних, но и выступает в качестве самостоятельного юридического лица.
Свои особенности имеет закупочная деятельность для государственных и муниципальных нужд с участием государственных корпораций.
Сравнительно недавно в целях модернизации российского сектора экономики в России начали активно создаваться государственные корпорации. Изначально на них возлагались значительные организационно-распорядительные функции, в том числе в отношении федеральной собственности, в ключевых отраслях экономики. Так, после принятия Федерального закона от 08.07.1999 N 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» была создана первая государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций». Впоследствии она была преобразована в госкорпорацию «Агентство по страхованию вкладов» согласно Федеральному закону от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» .
В качестве самой «новой» государственной корпорации Российской Федерации можно определить Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», основанием ее создания является Федеральный закон от 13.07.2015 N 215-ФЗ .
Учреждение государственных корпораций само по себе следует охарактеризовать как достаточно перспективное решение значимых стратегических задач государства.
Степень научной разработанности темы определена, в первую очередь, проводимыми в нашей стране правовой и административной реформами, изучение государственных (муниципальных) закупок так или иначе рассматривалось в научной литературе. Этому во многом способствовало глобальное обновление нормативной правовой базы, принятие нового Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и сопутствующих ему актов.
Проведенное комплексное исследование отражает современное состояние поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, охватывает специфику участия в закупках корпоративных юридических лиц и способствует решению выявленных проблем.
Нормативную базу исследования составляют: Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и иные федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты.
и т.д.
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации” от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
4. Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” // Собрание законодательства РФ. 2010. N 1. Ст. 5.
5. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 28.12.2016) “Об электроэнергетике” // Собрание законодательства РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.
6. Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 52 (часть I). Ст. 5029.
7. Федеральный закон от 13.07.2015 N 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» // Собрание законодательства РФ. 2015. N 29 (часть I). Ст. 4341.
8. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2016) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
9. Федеральный закон от 02.12.1994 N 53-ФЗ (ред. от 19.07.2011) “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд” // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3303.
10. Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ (ред. от 05.04.2016) “О государственном материальном резерве” // Собрание законодательства РФ. 1995. N 1. Ст. 3.
11. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 28.12.2016) “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” // Собрание законодательства РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4571.
12. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) “О защите конкуренции” (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.
13. Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 728 (ред. от 25.12.2014) “Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.
14. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 01.07.2016) // СПС «Консультант Плюс».
15. Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1275 (ред. от 26.12.2016) “О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу” // Собрание законодательства РФ. 2014. N 2 (часть I). Ст. 102.
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1186 (ред. от 19.05.2015) “Об установлении размера цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно” // Собрание законодательства РФ. 2013. N 51. Ст. 6887.
17. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1084 (ред. от 01.12.2016)”О порядке ведения реестров контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2017) // Собрание законодательства РФ. 2013. N 49 (часть VII). Ст. 6427.
18. Постановление Правительства РФ от 8 августа 2012 г. N 808 (ред. от 18.01.2017) “Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (п. 3) // Собрание законодательства РФ. 2012. N 34. Ст. 4734.
19. Постановление Правительства РФ от 18.03.2016 N 211 Об утверждении Правил осуществления заказчиком в 2016 году реструктуризации задолженностей коммерческих банков, возникших в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения контрактов” // Собрание законодательства РФ. 2016. N 13. Ст. 1830.
20. Постановление Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 (ред. от 19.11.2016) “О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения” // Собрание законодательства РФ. 2014. N 28. Ст. 4053.
21. Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 (ред. от 14.12.2016) “Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана” // Собрание законодательства РФ. 2012. N 39. Ст. 5272.
22. Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (ред. от 10.08.2016) «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» // Собрание законодательства РФ. 2016. N 13. Ст. 1880.
23. Методические рекомендации по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации (утв. Протоколом Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Госстрое РФ от 05.10.1999 N 12) // М.: Экономико-консультационный центр “Экон”. – 2000.
24. “О Федеральном казначействе” // Собрание законодательства РФ. 2004. N 49. Ст. 4908.
25. Письмо Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 7751-АВ/Д03и «О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» // СПС «Консультант Плюс».
26. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.10.2014 N Д28и-2099 // СПС «Консультант Плюс».
27. Письмо Министерства экономического развития РФ от 18.03.2014 г. N 5423-ЕЕ/Д28и “О порядке проведения экспертизы при закупке культурных ценностей” // СПС «Консультант Плюс».
28. Письмо ФАС России от 22.04.2013 N АЦ/15888/13 «О позиции ФАС России по вопросу определения соответствия представляемых банковских гарантий в качестве обеспечения исполнения контракта» // СПС «Консультант Плюс».
29. Письмо ФАС России от 20.07.2011 N АЦ/28150 // СПС «Консультант Плюс».
30. Письмо Министерства экономического развития от 31.12.2014 N Д28и-2864 // СПС «Консультант Плюс».
31. Решение Управления ФАС по Астраханской области от 07.10.2010 по делу N 14-РНП-04-10 // СПС «Консультант Плюс».
32. Решение Управления ФАС по Красноярскому краю от 24.06.2013 N РНП-038 // СПС «Консультант Плюс».
33. Решение Управления ФАС по г. Москве от 28.04.2015 по делу N 2-19-2622/77-15 // СПС «Консультант Плюс».
34. Федеральный закон от 08.07.1999 N 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» // Документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28.07.2004 N 87-ФЗ.
35. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” // Документ утратил силу.
36. Закон РФ от 28.05.1992 N 2859-1 “О поставках продукции и товаров для государственных нужд” // Российская газета. N 148. 1992. (Документ утратил силу).
Судебная практика
37. Определение ВАС РФ от 23.10.2012 N ВАС-13566/12 по делу N А40-105981/11-120-877 // СПС «Консультант Плюс».
38. Определение ВАС РФ от 12.07.2013 N ВАС-8371/13 по делу N А40-101964/12-149-943 // СПС «Консультант Плюс».
39. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.07.2014 по делу N А45-19603/2013 // СПС «Консультант Плюс».
40. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 “Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда” // Вестник ВАС РФ. N 3. 2000.
41. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2015 по делу N А35-4611/2014 // СПС «Консультант Плюс».
42. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 N 05АП-14858/2014 по делу N А51-26873/2014 // СПС «Консультант Плюс».
43. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 N 09АП-5396/2016-ГК по делу N А40-171274/15 // СПС «Консультант Плюс».
44. Постановление от 21 ноября 2014 г. N А45-10834/2014 // СПС «Консультант Плюс».
45. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 декабря 2013 г. по делу N А56-55092/2011 // СПС «Консультант Плюс».
46. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 N 10АП-16622/2016 по делу N А41-38818/16 // СПС «Консультант Плюс».
Литература
47. Беляева О.А. Закупка у единственного поставщика: новации контрактной системы // Конкуренция и право. – 2013. – N 4. – С. 7.
48. Беляева О.А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов. – М.: Юриспруденция, 2011. – 296 с.
49. Беляева О.А. “Совершенствование” законодательства о размещении заказов для публичных нужд // Законодательство. – 2009. – N 11. – С. 17 – 22.
50. Витко В.С. Договоры заказа на создание произведений. – М.: Статут, 2016. -159 с.
51. Гражданский кодекс Российской Федерации. Сделки. Решения собраний. Представительство и доверенность. Сроки. Исковая давность. Постатейный комментарий к главам 9 – 12 / Б.М. Гонгало, А.В. Демкина, М.Я. Кириллова и др.; Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2013.
52. Дорожкин А.Г., Звездина Т.М. Контракт жизненного цикла: понятие, правовые основы, проблемы практической реализации // Журнал предпринимательского и корпоративного права. – 2016. – N 4. – С. 52 – 57.
53. Долгов С.Г. Принцип справедливости и случаи его нарушения в сфере закупок // Право и экономика. – 2016. – N 9. – С. 27 – 32.
54. Зимин К.А. Гражданско-правовое регулирование отношений, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Краснодар, 2009. – С. 3.
55. Зотов В.В., Юровчик Б.В. Особенности организации и проведения мониторинга качества муниципальных услуг // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2013. – N 2. – С. 26 – 29.
56. Институт государственных и муниципальных услуг в современном праве Российской Федерации: монография / С.А. Васильев, Е.Ю. Грачева, Е.Н. Дорошенко и др.; отв. ред. В.И. Фадеев. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. 208 с.
57. Иоффе О.С. Обязательное право. – М., 1975. – С. 28.
58. Конституция Соединенных Штатов Америки от 17.09.1787 // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. – 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. – С. 549 – 562.
59. Куличев Р.Б. Правовое регулирование подрядных работ для государственных нужд. – М.: Юстицинформ, 2016. – 192 с.
60. Международный прокьюремент / В. Малочко, Т. Уилсон и др. – М., 2003. – С. 442.
61. Ноздрачев А.Ф. Государство как заказчик продукции // Государство и право. – 2010. – N 7. – С. 35.
62. Погодина И.В., Маркова Е.С., Аверин А.В. Развитие антимонопольного законодательства в США // Административное и муниципальное право. – 2016. – N 9. – С. 746 – 749.
63. Панкратова М.Е. Правовые проблемы организации и проведения закупок в муниципальной сфере в Российской Федерации // Современное право. 2016. N 10. С. 51 – 59.
64. Соловяненко Н.И. Заключение договора // Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / под ред. Т.Е. Абовой. – М., 2011.
65. Становление рыночной системы государственных закупок в России / В.И. Смирнов, Н.В. Нестерович, Б.Ю. Гончаров и др.; Под ред. В.И. Смирнова, Н.В. Нестеровича, Б.Ю. Гончарова, И.М. Ахметзянова. Казань: НПО “БизнесИнфо-Сервис”. – 2010. – С. 33.
66. Степанова Е.Е. Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) // СПС «Консультант Плюс».
67. Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: монография. – М.: Проспект, 2016. – 240 с.
68. Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США. Сравнительно-правовое исследование. – М., 2014. – С. 200.
69. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. – М.: Дело, 2003. – С. 256.
70. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 2. – М., 2005. – С. 175.
71. Шевченко Е.Е. Заключение гражданско-правовых договоров: проблемы теории и судебно-арбитражной практики. – М., 2012.
72. http://fas.gov.ru/ (Дата обращения: 07.02.2017 г.).
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!