Повествование в «Описании земли Камчатки» С.П. Крашенинникова

Агонен Ксения Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Естественно-научный труд участника Второй Камчатской экспедиции С. П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки», изданный в 1755 году, чаще всего рассматривается исследователями, как источник сведений о географическом положении, природе, растительном и животном мире Камчатского полуострова, а также как этнографический материал о камчадалах, коряках, курилах. В данной работе книга Крашенинникова рассмотрена в двух аспектах. Первый относится, главным образом, к рассмотрению «Описания земли Камчатки» как художественного произведения середины XVIII века, с точки зрения построения наррации. В связи с этим в работе проанализированы образ автора, сменяемость композиционно-речевых форм, выявлены художественные средства выражения. В ходе исследования проблематики «Описание земли Камчатки» было рассмотрено также в аспекте колониализма. Подчинение открытой русскими людьми неизведанной Камчатки является одной из главных тем в книге С. П. Крашенинникова. Он описывает незнакомые колонизированные земли, конструируя образ покоренных народов. В связи с этим формируется также образ великой и могущественной России, которая может помочь народам Камчатского полуострова искоренить варварство. Это можно сделать, подчинив народы Камчатского полуострова Российской империи, а также с помощью их просвещения и христианизации.

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Исторический контекст «Описания земли Камчатки» С. П.
Крашенинникова…………………………………………………………………10
§1. Географические исследования в системе Академии наук………….10
§2. С. П. Крашенинников как участник Второй Камчатской экспедиции
и его «Описание земли Камчатки»…..…………………………………………18

Глава 2. Повествование в «Описании земли Камчатки» С. П.
Крашенинникова……………………………………………………………….29
§1. Структура произведения ……………………………………………..29
§2. Образ автора ………………………………………………..………….34
§3. Композиционно-речевые формы ..……………………………….…..40
§4.Художественные средства выражения…………………………….….49

ГЛАВА 3: Проблематика «Описания земли Камчатки» С. П.
Крашенинникова…………………………………………………………….…55
§1. Колониальный аспект «Описания земли Камчатки»: описание
незнакомых колонизированных земель .…………………………………………………..55
§2. Процессы просвещения и христианизации на Камчатке в
«Описании земли Камчатки» ……………………………..…………………….71
§3. Образ камчатского народа в произведениях современников С.П.
Крашенинникова и его последователей…………………………………..…….76

Заключение……………………………………………………………..……….82

Список использованных источников и литературы………………………85
Приложения……………………………………………………………………96
1. Титульный лист первого издания 1755 года первого тома «Описания
земли Камчатки» ………………………………..…………………………..….96
2. Титульный лист первого издания 1755 года второго тома «Описания
земли Камчатки» ……………………………………………………………….97
3. Оглавление «Описания земли Камчатки»…………………………………….98
4. Верстовой реестр, представленный С. П. Крашенинниковым в
«Описании земли Камчатки»…………………………………………………..102
5. Таблица градусов теплоты……………………………………………103
6. Камчадалы в кухлянках, добывающие огонь трением. Иллюстрация
из книги «Описание земли Камчатки» ………………………………………..104
7. Езда на собаках с бродовщиком, который дорогу прокладывает.
Иллюстрация их книги «Описание земли
Камчатки»………………………………………………………………………..104
8. Камчатская огнедышащая гора. Иллюстрация из книги «Описание
земли Камчатки»…………………………………………………………………105
9. Камчадалка с детьми в уборном платье. Иллюстрация из книги
«Описание земли Камчатки»………………………………………………..….105

Первая половина XVIII века – это эпоха по преимуществу поэтическая.
Русская проза в середине XVIII века находилась в процессе становления.
Ораторская проза до 60-х годов была единственным в русской литературе
того времени видом прозы. Тогда существовали также переводные тексты,
например, такие произведения В. К. Тредиаковского, как перевод романа Д.
Барклая «Аргенида», 2 а также «Тилемахида»,3 которая являлась
переложением романа Ф. Фенелона «Приключения Телемака, сына Улисса».4
Большую роль в формировании русской прозы сыграли переводы
естественнонаучных трудов, например, перевод книги французского
писателя и ученого Б. Фонтенеля «Разговоры о множестве миров»,
выполненный А. Д. Кантемиром в 1740 году. О значении этого перевода
писал лингвист, главный редактор Словаря русского языка XVIII Ю. С.
Сорокин5: Кантемир многое сделал для создания русского прозаического
научного языка.
В середине XVIII века естественнонаучная проза высоко ценилась.
Одним из наиболее интересных периодов в истории русской географии, по
мнению историка географии, исследователя Камчатских экспедиций, В. И.
Грекова является период с 1725 по 1765 год.6 Это было время активного
формирования системы русской научной терминологии, поисков
2
Тредиаковский В. К. Избранные произведения. М. – Л. : Советский писатель, 1963. С. 145-153.
3
Там же. С. 337-351.
4
Бухаркин П. Е. История русской литературы XVIII века (1700–1750-е годы: учебник для высших
учебных заведений Российской Федерации / Учебно-методический комплекс по курсу «История
русской литературы XVIII века». СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2013. С. 341
5
Сорокин Ю. С. У истоков литературного языка нового типа (перевод «Разговоров о множестве
миров» Фонтенеля) // Литературный язык XVIII века. Проблемы стилистики. Л. : Наука, 1982. С.
52 –85.
6
Греков В. И. Очерки из истории русских географических исследований в 1725-1765 гг. М. :
Издательство Академии наук СССР, 1960. С. 3.
устойчивого словесного выражения новых научных понятий и отражения в
терминологии происходивших сдвигов и перемен в воззрениях на природу
вещей.7 Участие Академии наук в географических работах середины XVIII
века было весьма обширно и разнообразно. Большое внимание географии
уделяли астрономы И. Дедиль, И. Гейнзиус, Х. Винсгейм, математики Л.
Эйлер, Ф. Майер, физики Г. Крафт, Ф. Эпинус, И. Браун, а также историки,
участвующие в работе Академического отряда Второй камчатской
экспедиции, Ф. Миллер, И. Фишер, натуралисты И. Гмелин, Г. В. Стеллер.8
В этом ряду особое место занимает труд Степана Петровича

«Описание земли Камчатки» С. П. Крашенинникова – произведение
середины XVIII века, которое высоко оценено как современниками автора,
так и последующими поколениями. Причина большого интереса к книге
кроется не только в большом количестве собранных в ней научных фактов,
сведений, материалов о Камчатском полуострове, о котором до Второй
Камчатской экспедиции знали очень мало. После прочтения «Описания
земли Камчатки» можно узнать разные сведения о географическом
положении Камчатки, о соседних народах, ее природе, быте, нравах,
традициях народов, живших на Камчатском полуострове. Это огромный
комплекс знаний, который был соединен в одно произведение С. П.
Крашенинниковым. Причина интереса к данной книге в том, что она
написана прекрасным литературным языком. Она отмечена большим
количеством литературных особенностей, которые характеризуют ее автора
как известного писателя XVIII века. Этот факт подтверждает попадание в
«Пантеон российских авторов» Н. М. Карамзина, а также в «Опыт
исторического словаря о российских писателях» Н. И. Новикова, которые
писали о Крашенинникове, характеризуя его как высококлассного ученого,
писателя.
В связи с этим стало возможным рассматривать категории, которые
позволяют анализировать «Описание земли Камчатки» как литературное
произведение. Например, к таким категориям относятся проявление автора в
тексте, использование композиционно-речевых форм в тексте, использование
художественных средств выражения.
Автор проявляется в тексте как художественная личность. Главными
авторскими особенностями в книге являются стремление к достоверности,
универсальности, внимание к экзотическому народу. Крашенинников очень
подробно, досконально описывает Камчатку, пытаясь собрать сведения из
совершенно разных областей в одну книгу. Автор использует не только свои
сведения, но и материалы других участников Второй Камчатской
экспедиции, делая на них ссылки или обозначая в тексте, чьи это данные. Он
также их анализирует, иногда оспаривает, приводит правильные, по его
мнению, сведения. Эти черты автора «Описания земли Камчатки»
характеризуют позицию повествователя, но и организуют само
повествование. С ними связано чередование композиционно-речевых форм,
которое существует в книге.
Очевидно, что наиболее часто повторяющейся речевой формой в
«Описании земли Камчатки» является именно описание. Оно в книге
чередуется с рассуждением. Сам по себе текст, конечно, является
повествованием, но повествование как речевая форма редко встречается у
Крашенинникова, это связано с тем, то автором игнорируется его биография,
как и сведения об экспедиции, которые остаются в стороне. Такое
использование композиционно-речевых форм обусловлено спецификой
текста, его целью, названием. Благодаря использованию художественных
средств выражения, камчатский народ выделяется автором, автор формирует
у читателей образ народа, отличного от русских.
В «Описании земли Камчатки» можно выделить некоторые
особенности, которые показывают связь этого произведения с колониальным
аспектом. Проблематика данного текста заключается в том, что «Описание
земли Камчатки» является не просто комплексом научных знаний о
Камчатке, собранных в одну книгу и написанных русским литературным
языком. Произведение является собранием подтверждений легитимности
российского господства над народами Камчатского полуострова.
Крашенинниковым описывается дикость, жестокость, грубость покоренных
народов. Знакомство читателей с экзотической новой землей означает не
только ее узнавание, но и на некотором контрасте с ней, самоидентификация
и осознание себя. Россия в тексте Крашенинникова – развитая и
могущественная империя. Несмотря на могущество и мощь, покоренные
народы подчинялись России с разной скоростью. Просвещением, а также
приобщением к христианской вере диких народов занимались русские люди
на полуострове. По мнению Крашенинникова, именно это могло
способствовать дальнейшему развитию народов. Процессы просвещения и
христианизации в «Описании земли Камчатки» тесно связаны друг с другом
и неразделимы.
Труд С. П. Крашенинникова, а также материалы других участников
Второй Камчатской экспедиции, оказали влияние на разные аспекты
естественнонаучных знаний, философии и, конечно, литературы. Тема
открытия новых территорий, усиления могущества Российской империи
была очень актуальна и для современников С. П. Крашенинникова, и для
последующих поколений. Составленный автором образ камчатского народа
как отсталого, глупого, языческого, был противопоставлен образу великого,
совершенного, просвещенного русского народа. Однако эта мысль не
получила дальнейшего развития в литературе.
Являясь естественнонаучным текстом, написанным научным языком,
труд С. П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки» одновременно
выступает в качестве художественного произведения русской литературы
XVIII века.

1. Гмелин И. Г. Путешествие в Сибирь. Соликамск : Соликамск, 2012. 83
с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет