Повышение эффективности бизнес-процессов в условиях нестабильности спроса на рынке услуг по бурению скважин
В процессе выполнения работы проведено исследование влияния нестабильного
спроса на рынке услуг буровых сервисных компаний на эффективность их
бизнес-процессов.
По результатам исследования были разработаны и апробированы методические
рекомендации по росту эффективности компаний в данных условиях, напримере, АО
“Сибирская Сервисная Компания”.
Введение ………………………………………………………………………………………………… 9
1 Теоретические аспекты оценки и повышения эффективности бизнес-
процессов буровых сервисных компаний в условиях нестабильности спроса
…………………………………………………………………………………………………………….. 11
1.1 Организация бизнес-процессов в буровых сервисных компаниях …….. 11
1.2 Особенности развития буровых сервисных компаний в условиях
нестабильности спроса ……………………………………………………………………….. 23
1.3 Подходы к повышению эффективности бизнес-процессов в условиях
нестабильности спроса на рынке услуг по бурению………………………………. 31
2 Оценка эффективности деятельности АО «Сибирская Сервисная
Компания» ……………………………………………………………………………………………. 40
2.1 Общая характеристика Компании …………………………………………………… 40
2.2 Анализ внутренней и внешней среды Компании ……………………………… 44
2.3 Анализ экономической эффективности деятельности АО «ССК»……… 47
3 Анализ эффективности бизнес-процессов АО «ССК» и предложение мер по
ее улучшению ……………………………………………………………………………………….. 57
3.1 Оценка эффективности бизнес-процессов предприятия ……………………. 57
3.2 Внедрение системы бережливого производства как способ повышения
эффективности бизнес-процессов на предприятии ………………………………… 65
4 Социальная ответственность ……………………………………………………………….. 76
Заключение …………………………………………………………………………………………… 80
Список использованных источников ………………………………………………………. 83
Приложение А Основные причины кризиса независимых буровых сервисных
компаний ……………………………………………………………………………………………… 87
Приложение Б Типовой «замкнутый круг» деятельности малых и средних
буровых компаний ………………………………………………………………………………… 88
Приложение В Отчет о финансовых результатах АО «ССК» за 2018 г………. 89
Приложение Г Отчет о финансовых результатах АО «ССК» за 2019 г. ……… 90
Приложение Д Пример стенда «Бережливое производство» …………………….. 91
Приложение Е Пример стенда как наглядного пособия для рабочего ……….. 92
Приложение Ж Структура внедрения и функционирования системы
бережливого производства на предприятии …………………………………………….. 93
До недавнего времени всем казалось, что ничто не заставит
нефтегазовые сервисные компании сбиться с пути. Увеличение запасов нефти
и газа, а также ежегодный рост капиталовложений со стороны производителей
нефти и газа поддерживали постоянный спрос на инновационные решения и
технологические знания и опыт нефтегазовых сервисных компаний. Однако
стремительный обвал цен на нефть и необходимость резкого сокращения
своих инвестиционных планов нефтегазовыми производителями вскрыли
фундаментальные недостатки и слабые места в секторе нефтепромысловых
услуг, которые до этого были не так заметны на фоне подъема в отрасли. На
протяжении всего периода роста нефтегазовые сервисные компании страдали
от сокращения прибыли, вызванного стремительным ростом начальных
расходов на разработку месторождения и осуществление проектов. Цены на
сырье колебались, а необдуманные приобретения заканчивались провалом из-
за неспособности обеспечить соответствие целевым показателям роста и
интеграции и добиться ожидаемого синергетического эффекта. При этом
сложность проектов, создавая дополнительную нагрузку на организационные
и бизнес-модели, увеличивалась вслед за спросом.
Нефтегазовая отрасль всегда отличалась волатильностью, однако фазы
подъема и спада находились в зоне комфортного прогнозирования. Кажется,
то время прошло, по крайней мере, пока на подобную уверенность в
завтрашнем дне рассчитывать не приходится. Хаотичные и подчас
непредсказуемые колебания цен на сырьевые товары, неопределенность в
отношении будущего ископаемых видов топлива и усиление напряженности
вокруг торговых переговоров по всему миру – все это потрясает основы
взаимосвязи спроса и предложения и привносит множество новых вопросов,
на которые нет четких ответов.
Чтобы пережить нарастающий финансовый хаос, нефтегазовым
сервисным компаниям придется действовать творчески и использовать все
стратегические рычаги. В частности, это предполагает заключение более
инновационных контрактов, основанных на распределении рисков,
реструктуризацию внутренних расходов, интеграцию комплексных
предложений услуг и внедрение более сбалансированных систем анализа
портфелей своих активов для отказа от непрофильных направлений бизнеса.
Т.е. в наблюдающихся кризисных условиях крайне важным становится
совершенствование бизнес-процессов компании. Что и обуславливает
актуальность выполнения данной работы.
Целью данной работы является предложить и апробировать методику
повышения эффективности организации бизнес-процессов в условиях
Под эффективностью бизнес-процесса любой компании, в т. ч. буровой
можно понимать признак, характеризующий продуктивность использования
финансовых и технических ресурсов при решении задач, поставленных
руководством компании.
Нефтесервисные компании живут на деньги, которые зарабатываются
на обслуживании нефтегазодобывающего производства. Если стоимость
нефти на рынке падает ниже определенной черты, то это значительно
отражается и на нефтесервисе. Если нефть добывать будет невыгодно, то часть
добычи может сократиться, тогда и объем сервисных услуг придется
сокращать. При этом рынок нефти в последние годы крайне волатильный.
Соответственно, в настоящее время буровые сервисные компании
функционируют в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры,
которые обостряют уже имеющиеся проблемы подобных компаний.
Соответственно, в значительной мере актуализируется задача повышения
эффективности бизнес-процессов для выживания буровых нефтесервисных
компаний на рынке РФ.
Совершенствование (улучшение) бизнес-процессов – это непрерывный
процесс анализа действующих процессов, поиск и устранение как видимых,
так и скрытых проблем, с целью повышения эффективности деятельности
предприятия. При совершенствовании бизнес-процессов необходимо
помнить, что к улучшенному процессу предъявляется ряд требований, среди
которых можно выделить: минимальное число участников процесса,
устранение излишнего контроля, параллельное выполнение отдельных
процедур бизнес-процесса, типизация и упрощение процессов, а также
внедрение цикла постоянного совершенствования бизнес-процесса.
Акционерное общество «Сибирская Сервисная Компания»
(сокращенное наименование АО «ССК») – негосударственная независимая
российская компания, предоставляющая широкий спектр услуг предприятиям
нефтегазодобывающего комплекса. АО «ССК» является непубличным
акционерным обществом, зарегистрированным на территории Российской
Федерации, образовано в 1999 году.
По состоянию на 31 декабря 2019 года у АО «ССК» имеется одно
дочернее предприятие – Общество с ограниченной ответственностью
«Скважинные технологии» (доля участия -99%).
На сегодняшний день у АО «ССК» семь филиалов в регионах
Российской Федерации, более 4 тысяч сотрудников, годовой объем поисково-
разведочного и эксплуатационного бурения достигает полутора миллионов
метров, 3100 выполняемых текущих и капитальных ремонтов скважин в год
(стабильный ежегодный прирост данных показателей составляет 5-7%).
Внутренняя среда АО «ССК» характеризуется как положительными
факторами (например, рост чистой прибыли и регулярное получение наград),
так и негативными (значительные заемные средства, рост числа судебных
исков, высокая изношенность машин и оборудования).
Если рассматривать эффективность АО «ССК» не с точки зрения
абсолютных показателей, а с относительных, то говорить о росте
экономической эффективности деятельности предприятия нельзя однозначно.
Безусловно, наблюдается ежегодный рост чистой рентабельности (до 4,6% в
2019 г.), а также бухгалтерской рентабельности от обычной деятельности (до
6,3% в 2019 г.). Т.е. в целом деятельность АО «ССК» становится более
эффективной. В то же время в 2019 г. наблюдается снижение экономической
эффективности основной деятельности. В частности, в 2019 г. произошло
снижение рентабельности продаж (до 11,3%). Соответственно, также
снизилась затратоотдача (до 13,9%).
Таким образом, сегодня перед АО «ССК» стоит важнейшая задача
повышения эффективности основной деятельности.
Важным направлением, которому в последнее время уделяется
огромное внимание в АО «ССК» является скорость работ. Снижение времени
на проведение работ не только приводит к большему удовлетворению нужд
заказчика, но и снижает затраты АО «ССК». Кроме того, если АО «ССК»
допустит превышение установленной длительности работ, то оказанные
услуги будут оплачены с понижающим коэффициентом.
Снижение НПВ при бурении скважин было произведено
подразделениями АО «СКК» в том числе за счет сокращения времени простоя,
что нашло свое отражении в снижении в 2019 г. по сравнению с 2018 г.
расходов по простоям АО «ССК» в 2 раза.
Таким образом, важным критерием эффективности процесса бурения
скважин подразделениями АО «ССК» является скорость бурения, которая
обуславливается в том числе величиной НПВ (включающим в том числе
простои). Поэтому АО «ССК» стремится нарастить скорость бурения.
В качестве инструмента для дальнейшего наращивания скорости
бурения было предложено использование технологии бережливого
производства. Осуществленные расчеты показали, что сумма экономии от
внедрения системы БП в АО «ССК» превзойдет общие затраты на внедрения
почти в 138 раз. Таким образом, предложенные мероприятия приведут к росту
эффективности бизнес-процессов АО «ССК».
В четвертой главе разработана программа корпоративной социальной
ответственности для АО «ССК».
1.Галямина И.Г. Управление процессами. – СПб.: Питер, 2016. – 304
с.
2.Пикалова Т.А., Смирнова Н.В. Повышение эффективности
деятельности компаний нефтяной отрасли на основе процессного подхода
[Электронныйресурс].–URL:http://www.e-
rej.ru/upload/iblock/d85/d85b25e70634ab3f0ccac2282947b868.pdf(дата
обращения: 15.12.2020).
3 Варзунов А. В., Торосян Е. К., Сажнева Л. П. Анализ и управление
бизнес-процессами // Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2016. –
112 с.
4КолесоваС.Б.,НекрасовВ.И.Развитиебизнес-процессов
обеспечения производства нефтедобывающих предприятий. Монография. Под
общ. ред. Волкова А.Я. – ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2012. – 168 с.
5.Ефремова Л.И., Курганов А.Н. Методологические подходы к
совершенствованию бизнес-процессов предприятия // Системное управление.
– 2016. – № 2 (31). – С. 11-14.
6.Руднева Л.Н. Организация и управление деятельностью бурового
предприятия в условиях сервисного обслуживания. Учебное пособие. –
Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. – 166 с.
7.Дрозд П.В., Моргунова О.В. Моделирование ключевых бизнес-
процессов предприятий топливно-энергетического комплекса [Электронный
ресурс]. – URL: http://repo.ssau.ru/handle/Matematicheskie-modeli-sovremennyh-
ekonomicheskih-processov/MODELIROVANIE-KLUChEVYH-
BIZNESPROCESSOV-PREDPRIYaTII-TOPLIVNOENERGETIChESKOGO-
KOMPLEKSA-66839 (дата обращения: 15.12.2020).
8.Горячева А.В. Показатели эффективности бизнес-процессов //
Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – №2. – С. 30-34
9.Выжить в трудные времена. Нефтяным сервисным компаниям
пора учесть свои недостатки и найти стратегические решения [Электронный
ресурс]. – URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/survivng-the-worst.html (дата
обращения: 15.12.2020).
10. Фейгин В., Титов А. Нефтяной рынок в зоне турбулентности //
Нефтегазовая вертикаль. – 2018. – №22. – С. 54-61.
11. Пархоменко А.К. Организационно-управленческий механизм
повышения эффективности бурения и ремонта нефтяных скважин /
Диссертация к-та эк. наук. – М., 2018. – 152 с.
12. Веселков С. КРС и буровой сервис. Проблемы российских
компаний и пути их решения // Oil&Gas Journal Russia. – 2016. – №10. – С. 8-
14.
13. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы. Регламентация и
управление. – М.: Инфра-М, 2014. – 320 с.
14. Тарасова А. Н., Карлина Е. П., Полянская Э. В. Оценка
эффективности развития бизнес-процессов на предприятиях нефтегазовой
отрасли // Вестник АГТУ. – 2018. – №2. – С. 45-50.
15. БелышК.В.Методическийинструментарийвнедренияи
функционированиябережливогопроизводстванапромышленном
предприятии / Диссертация к-та эк. н-к. – Ижевск, 2018. – 156 с.
16. Григорьев А.А., Кузнецов М.М. Повышение эффективности
производства инструментами бережливого производства // Вестник научных
конференций. – 2018. – № 10-4 (38). – С. 34-35.
17. Муравьева А.А., Пожидаев Р.Г. Совершенствование бизнес-
процессов: задачи будущих исследований // Вестник ВГУ. – 2013. – №2. –С.
145-152.
18. Марков Д.А., Маркова Н.А. Быстрореагирующее производство как
концепция повышения конкурентоспособности предприятия // Вестник
ПНИПУ. – 2016. – №2. – С. 181-192.
19. Сибирская Сервисная Компания (ССК) [Электронный ресурс]. –
URL: https://www.tek-all.ru/companies/130/serv_prod/s146/ (дата обращения:
15.12.2020).
20. Томскийфилиал[Электронныйресурс].–URL:
http://www.sibserv.com/about/filials/112/ (дата обращения: 15.12.2020).
21. Политика АО «Сибирская Сервисная Компания» в области
качества [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sibserv.com/about/quality/
(дата обращения: 15.12.2020).
22. ССК заняла первые места в двух номинациях рейтинга лучших
нефтесервисных компаний по итогам 2020 года [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.sibserv.com/about/news/645/ (дата обращения: 15.12.2020).
23. Окомпании[Электронныйресурс].–URL:
http://www.sibserv.com/about/info/ (дата обращения: 15.12.2020).
24. Бухгалтерская отчетность АО «ССК» за 2019 г. [Электронный
ресурс]. – URL: https://bo.nalog.ru/organizations-card/3861484 (дата обращения:
15.12.2020).
25. Бухгалтерская отчетность АО «ССК» за 2018 г. [Электронный
ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 15.12.2020).
26. Доброчасов А.И., Попова Ж.С., Саломатов В.А. Технико-
технологические решения по повышению эффективности бурения боковых
горизонтальных стволов на месторождениях Западной Сибири // Булатовские
чтения. – 2017. – Т. 3. – С. 76-82.
27. Томский филиал ССК достиг рекордного результата по срокам
бурениянаШингинскомместорождении«Газпромнефть-Востока»
[Электронный ресурс]. – URL: http://www.sibserv.com/about/news/627/ (дата
обращения: 15.12.2020).
28. Специалисты Нефтеюганского филиала АО «ССК» установили
рекорд по скорости бурения для горизонтальных скважин на Южной части
Приобскогоместорождения[Электронныйресурс].–URL:
http://www.sibserv.com/about/news/642/ (дата обращения: 15.12.2020).
29. «Газпром нефть» запускает масштабную программу повышения
эффективностибурения[Электронныйресурс].–URL:
https://rogtecmagazine.com/газпром-нефть-запускает-масштабну/?lang=ru (дата
обращения: 15.12.2020).
30. Черкасская Г.А. Бережливое производство и инструменты
организации управления производством // Вопросы науки и образования. –
2017. – № 11 (12). – С. 119-120.
31 Канюкова В.П. Бережливое производство: основные инструменты и
принципы бережливого производства // Аллея науки. – 2018. Т. 1. – № 7 (23). –
С. 642-647.
32. ЧуеваЕ.Картирование—микроскопдлябережливца
[Электронныйресурс].–URL:http://www.up-
pro.ru/library/production_management/lean/mikroskop-dlya-berezhlivtsa.html
(дата обращения: 15.12.2020).
33. Фаттахов Р. Опыт внедрения бережливого производства в добыче
нефти: Лениногорскнефть [Электронный ресурс]. – URL: http://www.up-
pro.ru/library/production_management/lean/lean-neft.html(датаобращения:
15.12.2020).
34. Пархоменко А.К. Организационно-управленческий механизм
повышения эффективности бурения и ремонта нефтяных скважин /
Диссертация к-та эк. наук. – М., 2018. – 152 с.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!